ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5580
Скачиваний: 27
ноября Совет безопасности ООН принял резолюцию № 678, санкционирующую
использование военной силы для освобождения Кувейта. Ираку был предъявлен
ультиматум, согласно которому все иракские войска должны быть выведены из Кувейта к
15 января 1991 г., но С.Хусейн его отверг.
17 января 1991 г. многонациональные силы начали военную операцию по освобождению
Кувейта под названием «Буря в пустыне». Она продолжалась 42 дня (наземные боевые
действия – 100 часов) и завершилась разгромом иракских войск. Только убитыми Ирак
потерял более 100 тыс. человек. Потери многонациональных сил составили 223 человек
(из них 146 американцев).
После начала активных действий авиации многонациональных сил С.Хусейн отдал приказ
о ракетном ударе по Израилю, рассчитывая на адекватный ответ последнего и тем самым
его участие в конфликте, что могло бы привести к расколу внутри антииракской
коалиции. Однако, несмотря на жертвы среди мирного населения, правительство Израиля
решило не предпринимать ответных действий. Командование многонациональных сил
обещало в кратчайший срок уничтожить иракские ракетные установки и исполнило свое
обязательство. {♦}
25 февраля 1991 г. иракское правительство заявило о признании всех резолюций Совета
безопасности, а 28 февраля межнациональные силы, наступавшие на Багдад, прекратили
боевые действия. Кувейт был освобожден, но режим С.Хусейна в Ираке сохранился. Его
возможности к выживанию были ограничены. Во-первых, против Ирака были сохранены
экономические санкции. Во-вторых, Соединенные Штаты смогли приобрести внутри
Ирака своего рода союзников против С.Хусейна в лице иракских курдов. Иракский
Курдистан был фактически отделен от Ирака, и на его территории под покровительством
США к 1999 г. было создано курдское территориальное образование, формально
автономное, но фактически пользовавшееся предельно широкой самостоятельностью.
Иракские войска не могли применять против курдов силу, были запрещены полеты
иракской авиации над территориями, населенными курдами. ВВС США уничтожали
самолеты ВВС Ирака, если они пересекали линии зон, запретных для полетов иракской
авиации, которые по своему усмотрению были установлены командованием
многонациональных сил.
Победный исход войны в Персидском заливе обеспечил доминирование Соединенных
Штатов на Ближнем Востоке. Он существенно изменил и расстановку сил среди арабских
стран. Египет, поддержавший США, восстановил свой статус ведущего государства
арабского мира, значительно улучшил свои отношения с арабскими странами
Персидского залива и добился списания 40% своих долгов призаливным государствам.
Не меньших успехов добилась Сирия, которая к тому времени была в очень тяжелом
положении. Действия Х.Асада в Ливане, поддержка им экстремистского крыла ООП,
курдской рабочей партии и международных террористических организаций привели к
резкому обострению отношений с арабскими странами Персидского залива и Западом. В
1986 г. Сирия даже была отнесена американской администрацией к категории стран,
поддерживающих международный терроризм. После войны в Персидском заливе, во
время которой она тоже дистанцировалась от Ирака, это обвинение было снято. Сирия
нормализовала отношения с призаливными государствами, которые согласились частично
списать или реструктурировать ее долги. Среди проигравших, кроме самого Ирака,
оказалась ООП, недальновидное поведение которой привело к падению ее авторитета.
Разгром С.Хусейна ослабил влияние экстремистского крыла ООП и позволил сдвинуть с
мертвой точки процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке.
К содержанию главы
Начало Мадридской конференции по Ближнему Востоку
30 октября 1991 г. в Мадриде начала работу международная конференция по
ближневосточному мирному урегулированию, в которой приняли участие Израиль,
противостоящие ему арабские государства, а также делегация палестинцев (фактически
ООП). США и СССР участвовали в ней в качестве сопредседателей мирного {♦} процесса.
Участники конференции смогли договориться о принятии принципа «земля в обмен на
мир» в качестве основы мирного урегулирования. Конкретизация этого положения
применительно к решению палестинской проблемы, правда, потребовала проведения 10
раундов переговоров между Израилем и ООП, проходивших в течение последующих
почти двух лет главным образом в Осло (Норвегия).
Начало переговоров на основе принципа «земля в обмен на мир» стало возможным не
только в результате ослабления экстремистского крыла ООП, но и благодаря укреплению
позиций сторонников «миротворческой» стратегии внутри правящих кругов Израиля.
Немалую роль в этом сыграла поддержка, которая была оказана последним
Соединенными Штатами. Под давлением США Израиль был вынужден на время
отказаться от своей жесткой, нереалистичной позиции в отношении ООП.
К содержанию главы
Углубление политического кризиса в СССР
Советский Союз занимал в отношении ближневосточных событий непривычно пассивную
позицию. Дело было не только в том, что Москва, по сути, поддерживала акцию США по
освобождению Кувейта от иракской оккупации. СССР все больше погружался во
внутренние проблемы и не имел ресурсов для проведения активной внешней политики.
Сепаратистские тенденции охватили Советский Союз, но руководство М.С.Горбачева не
шло на широкое применение силы против оппозиции ни в Москве, ни в союзных
республиках.
Союзное руководство по-прежнему не признавало независимости республик Прибалтики.
В отличие от него руководство России во главе с Б.Н.Ельциным выступило на стороне
прибалтийских республик. 19 февраля 1991 г. Б.Н.Ельцин в интервью Центральному
телевидению СССР обвинил М.С.Горбачева в неспособности найти решения проблем
межреспубликанских отношений и потребовал от него добровольной отставки.
Развернулась политическая схватка между Б.Н.Ельциным и М.С.Горбачевым, между
двумя структурами власти – союзной и республиканской. В зарубежной и отечественной
литературе распространено мнение о том, что усилия М.С.Горбачева по реформированию
и сохранению Союза ССР были подорваны не столько событиями в Прибалтике, сколько
действиями российского руководства, сознательно взявшего курс на разрушение СССР
изнутри.
Западные страны сдержанно реагировали на применение силы в Прибалтике в 1991 г.,
поскольку не хотели ослаблять позиции М.С.Горбачева. Но они не могли полностью
игнорировать его действия. На официальном уровне американская администрация
стремилась не создавать для советского лидера дополнительных трудностей, полагая, что
события в Прибалтике менее важны, чем объединение Германии и договор СНВ-1,
который готовили американские и советские дипломаты.
В течение 1990-1991 гг. союзное руководство вело работу по реформированию СССР. 12
июня 1990 г. состоялось заседание Со-{♦}вета Федерации, в который входили
руководители всех союзных республик, кроме прибалтийских. Было принято решение о
подписании нового союзного договора и преобразовании СССР в «Союз Суверенных
Государств», который бы сочетал в себе элементы федерации, конфедерации и
сообщества. Было представлено семь проектов нового союзного договора.
24 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял постановление «Об общей
концепции нового Союзного договора». Оно настраивало на превращение
существовавшего союза в «добровольный равноправный союз суверенных республик –
демократическое федеративное государство». Съезд также постановил провести
референдум о судьбе союза. Вопрос, выносившийся на референдум, был сформулирован
следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских
Социалистических республик, как обновленной федерации равноправных суверенных
республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека
любой национальности?»
В начале февраля три прибалтийские республики, Грузия, Армения и Молдавия заявили о
решении не проводить референдум. Он все равно состоялся 17 марта 1991 г. В
референдуме участвовало около 149 млн человек (80% внесенных в списки избирателей).
Из них ответили положительно 76,4%, а отрицательно – 21,7%.
23 апреля 1991 г. состоялась встреча М.С.Горбачева с руководителями высших
государственных органов России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана,
Азербайджана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана в Ново-Огареве (резиденция
президента СССР под Москвой). Был разработано и принято Совместное заявление о
безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. В
нем говорилось о необходимости подписать новый союзный договор на основе
результатов общенародного референдума о сохранении СССР, а затем принять меры для
восстановления конституционного порядка в стране. 23 июля на очередной встрече
руководителей делегаций республик работа над его проектом была завершена, и 15
августа он был опубликован. Подписание договора должно было состояться 20 августа
1991 г.
Между тем, основной соперник М.С.Горбачева, председатель Верховного совета РСФСР
Б.Н.Ельцин, укреплял свои позиции. 12 июня 1991 г. он был избран президентом РСФСР
на основе прямых выборов. Это еще больше ослабило позиции М.С.Горбачева.
К содержанию главы
Распад ОВД
Президент М.С.Горбачев, теряя власть в СССР, был не в состоянии направлять развитие
ситуации в Восточной Европе. Бывшие социалистические страны стремились уничтожить
последние инструменты влияния Москвы. 25 февраля 1991 г. на встрече министров
иностранных дел и обороны стран ОВД в Будапеште была достигнута общая
договоренность о прекращении с 1 апреля 1991 г. {♦} деятельности военной организации
Варшавского договора. 1 июля 1991 г. по решению политического консультативного
комитета ОВД в Праге Организация Варшавского договора была ликвидирована
полностью. Несколько ранее, 27 июня 1991 г., в Будапеште было подписано и соглашение
о самороспуске СЭВ.
В 1990 г. представители бывших социалистических стран стали делать заявления о
намерении более тесно взаимодействовать со странами НАТО и, в перспективе,
добиваться ассоциированного членства в этом блоке. В июле 1990 г. в Лондоне состоялся
саммит совета НАТО, на котором была принята декларация о необходимости
сотрудничать с бывшими социалистическими странами и обнародовано официальное
приглашение их лидерам посетить штаб-квартиру НАТО в Брюсселе.
К содержанию главы
Заключение Шенгенской конвенции
Процесс европейской интеграции, между тем, шел своим чередом. За несколько месяцев
до объединения Германии, 19 июня 1990 г., страны Бенилюкса, Франция и ФРГ
заключили в замке Шенген (Люксембург) новую конвенцию о режиме пересечения
государственных границ.
В ее основе лежало Шенгенское соглашение о постепенной отмене проверок на
внутренних границах, подписанное теми же странами в 1985 г. Оно было рассчитано на
пять лет и предусматривало замену систематических проверок транспортных средств,
пересекающих внутренние границы присоединившихся к нему стран, визуальным
наблюдением за транспортными средствами без их остановки на пропускных пунктах.
Документ не требовал ратификации и был по сути дела рекомендательным. Но он дал
начало «шенгенскому процессу».
Шенгенская конвенция 1990 г. была пространным документом. Она подтверждала
принцип свободного передвижения граждан Европейского сообщества внутри зоны,
образованной внешними границами присоединившихся к ней государств, и устанавливала
единые требования к выдаче въездных виз иностранцам, которые, получив единую
«шенгенскую» визу для въезда в одну из стран-участниц соглашения, имели право
путешествовать по всем другим странам этой зоны без ограничений.
В ноябре 1990 г. к Шенгенской конвенции присоединилась Италия, в 1991 г. – Испания и
Португалия, в 1992 г. – Греция, в 1995 г. – Австрия, а также в порядке эксперимента –
Франция. 19 декабря 1996 г. ее действие было распространено на Данию, Швецию и
Финляндию, а также Норвегию и Исландию. За пределами зоны единого европейского
визового режима остались Британия и Ирландия.
Хотя Шенгенская конвенция была подписана вне рамок Европейского сообщества и к ней
первоначально присоединились не все страны ЕС, был сделан серьезный шаг к созданию
единого европейского пространства в социально-экономической и гуманитарной {♦}
сферах. В Западной Европе формировался особый психологический климат, который
способствовал укреплению настроений в пользу сближения западноевропейцев.
К содержанию главы
Подписание Московского договора о сокращении