ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5515
Скачиваний: 27
правительство во главе с лидером союза «Звено» Кимоном Георгиевым. В него были
включены коммунисты, занявшие ключевые посты. Члены регентского совета были
арестованы и казнены. В ноябре 1945 г. в Болгарии были проведены парламентские
выборы, на которых победу одержал Отечественный фронт – коалиция разнородных
партий во главе с коммунистами. Новый кабинет повторно сформировал К.Георгиев. В
ноябре 1946 г. в результате референдума монархия в Болгарии была упразднена, и страна
была провозглашена Народной Республикой Болгарией. Малолетний Симеон и его мать
царица Джиованна (она была родом из итальянского королевского дома) выехали в
Испанию. 21 ноября 1946 г. в Софию из Москвы прибыл Георгий Димитров, который
возглавил следующее болгарское правительство.
Более сложно развивалась ситуация в Польше. Во время войны западные области этой
страны были включены в Германию, а на восточных – было образовано генерал-
губернаторство во главе с немецким губернатором. К концу войны на право представлять
интересы польского народа претендовали два польских правительства – одно прозападное
эмигрантское в Лондоне (в 1943 – 1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской
партии Станислав Миколайчик) и другое – созданное в июле 1944 г. на части
освобожденной территории Польши в г. Люблине просоветское Временное национальное
правительство Польши. 22 июля 1944 г. люблинское правительство издало Манифест к
польскому народу, в котором оно выразило согласие с изменением послевоенных границ
Польши таким образом, чтобы на востоке они были проведены по «линии Керзона»
(границе примерного этнического расселения поляков, с одной стороны, и украинцев и
белорусов, с другой), а на западе – по рекам Одеру и Нейсе, то есть с включением в
Польшу «польских исторических земель» в Померании и Силезии. Лондонское
правительство было против изменения польских границ. Великобритания и США были
склонны поддерживать «лондонских поляков».
В 1944 г. по инициативе США советское правительство согласилось принять в Москве
С.Миколайчика с целью поиска компромисса. Миколайчик вступил в переговоры и с
представителями люблинского правительства. Эти переговоры ничем не кончились, так
как стороны разошлись по двум главным вопросам – «линии Керзона» и конституции
1935 г., восстановления которой добивались лондонские поляки. С.Миколайчик вернулся
в Лондон. После его отъезда события в Польше приняли трагический оборот.
1 августа 1944 г. прозападные патриотические группы поляков, поддерживавших
лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских
войск. Оно было начато {♦} с учетом наступления на Варшаву советских войск и в
расчете на их поддержку. Между тем, продвижение советских сил запаздывало. 14
сентября 1944 г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее
продвижения остановилось. Военной поддержки восставшим они не оказали. Восстание
продолжалось до 2 октября и было подавлено гитлеровцами. Советскими войсками,
стоявшими в это время под Варшавой, командовал маршал К.К.Рокоссовский, поляк по
национальности. Часть польского общества впоследствии возлагала на него вину за
неоказание помощи варшавскому восстанию.
Надежды лондонского правительства на приобретение политического плацдарма в
Польше были разрушены. В середине осени С.Миколайчик на повторных переговорах с
советскими и люблинскими представителями согласился признать «линию Керзона». Но
лондонское правительство не согласилось с мнением своего премьера и отклонило проект
общего соглашения. С.Миколайчик подал в отставку (в ноябре 1944 г.).
Советский Союз стал добиваться того, чтобы послевоенный кабинет в Польше был создан
на «люблинской», а не «лондонской» основе. Ключевое соображение, которым продолжал
руководствоваться СССР, было обеспечение признания «линии Керзона». Отступлений в
вопросе о границе советская сторона не допускала. Советские представители считали
возможным включение в коалиционное правительство только тех представителей
«лондонских поляков», которые были согласны с «линией Керзона». США и Британия, не
отвергая позицию И.В.Сталина, саботировали формирование польского кабинета на
советских условиях. Только в Ялте они согласились с формулой коалиционного
правительства «на люблинской основе» с участием умеренных «лондонцев». Но, опасаясь,
что западные союзники откажутся от исполнения достигнутых договоренностей, 21
апреля 1945 г. СССР заключил с люблинским правительством военно-политический
Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве сроком на 20 лет.
Было ясно, что Москва не допустит гэрмирования коалиционного правительства в Польше
вообще, если ША, Британия и «лондонские поляки» будут настаивать на ревизии позиции
Москвы в вопросе границы. Линия СССР победила.
28 июня 1945 г. из состава «люблинских» и «лондонских» поляков был сформирован
коалиционный кабинет во главе с социалистом Э.Особка-Моравским, представлявшим
люблинское правительство. С.Миколайчик занял в нем посты вице-премьера и министра
земледелия, рассчитывая в перспективе расширить свое влияние – опираясь на
популярность среди крестьянства. Некоммунистические партии в Польше имели много
сторонников и Польская крестьянская партия Миколайчика по численности в 1945 г.
превосходила компартию и соцпартию вместе взятые. В соответствии с решениями
Потсдамской конференции коалиционное правительство было признано западными
державами. В августе 1945 г. СССР подписал уже с новым коалиционным правительством
Польши Договор о совет-{♦}ско-польской государственной границе, в котором
подтверждалось ее прохождение (с некоторыми отступлениями) по «линии Керзона».
Из всех стран Восточной Европы некоммунистическая альтернатива казалась наиболее
жизнеспособной в Чехословакии. Здесь сказывались и ее демократический опыт между
двумя мировыми войнами, и экономическая ориентация страны преимущественно на
Запад, и позитивное отношение Москвы к фигуре Э.Бенеша. Москва поддержала его
претензии на преемственность довоенного чехословацкого государства, и еще в декабре
1943 г. И.В.Сталин и Э.Бенеш подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и
послевоенном сотрудничестве. После освобождения Чехословакии от фашизма Бенеш был
автоматически восстановлен как полноправный президент страны. В мае 1945 г. в тюрьме,
не дожив до суда, умер низложенный глава бывшего «протектората Богемии и Моравии»
Эмиль Гаха. Глава профашистского режима «независимой» Словакии в годы войны Иозеф
Тисо был арестован и казнен по приговору суда 3 декабря 1946 г. 29 июня 1945 г. был
заключен советско-чехословацкий договор о Закарпатской Украине. Закарпатье
(«Русиния», «Подкарпатская Русь»), принадлежавшее в 1920 – 1938 гг. Чехословакии, а в
1938 – 1945 гг. – Венгрии (после уничтожения независимой Чехословакии в 1938 г.),
передавалось Советскому Союзу, который в отличие от межвоенного периода отныне
приобрел прямой выход к границам Чехословакии.
Начиная с августа 1945 г. президент Э.Бенеш, используя антигерманские и
антивенгерские настроения масс, принял декрет о выселении немцев из западных районов
страны и национализировал принадлежавшие немцам и венграм предприятия и земли (в
Судетской области Чехословакии проживало более 2 млн немцев, а венгерское население
страны превышало 650 тыс. человек). Послевоенные реформы (особенно в аграрной
сфере) в Чехословакии были менее радикальными, чем в других странах народной
демократии, и коммунисты до конца 1947 г. вели себя сравнительно умеренно,
придерживаясь концепции «чехословацкого пути к социализму». На выборах в
Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946 г. коммунистам удалось стать первой
по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных
чешских земель – в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно
относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского
национализма.
Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ Клемент Готвальд (чех),
правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел
в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Ян Масарик – сторонник
прозападной ориентации.
В целом положение в Центральной и Восточной Европе отличалось известной
неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были
неустойчивыми, и в них шли сложные процессы соперничества между левыми и
центристскими составляющи-{♦}ми политического спектра. Требовалось время для
политической стабилизации. Необходимы были меры для восстановления хозяйства этих
стран, предпринять которые без иностранной помощи было трудно. Негативно
сказывалось и разрушение торговых связей между отдельными странами и между всеми
странами Центральной и Восточной Европы, с одной стороны, и традиционно
потреблявшими их экспортную продукцию западноевропейскими странами, с другой.
Новая структура международных экономических отношений в регионе складывалась
медленно.
К содержанию главы
Положение в советской Прибалтике
Прибалтийские страны – Эстония, Латвия и Литва – были включены в СССР в 1940 г. без
учета мнения народов этих стран (см. т. 1 наст. изд.). После Второй мировой войны их
нахождение в составе СССР открыто не оспаривалось правительствами других стран.
Однако Соединенные Штаты Америки никогда официально не признавали законности
присоединения Прибалтики к СССР, хотя и не делали по этому поводу никаких
представлений Москве.
Административные границы прибалтийских республик в составе СССР претерпели
изменения. Другой стала линия административной границы между Эстонской ССР и
Псковской областью РСФСР – к РСФСР отошел клин территории со смешанным русско-
эстонским населением в районе с. Печоры со старинным русским православным
Псковско-Печерским мужским монастырем. В состав Литовской ССР был передан
участок Куршской косы на Балтийском море и бывший Мемельский край (г. Мемель стал
называться Клайпеда). Советская Литва также сохранила в своем составе Виленский край
(совр. г. Вильнюс и прилегающий район) с проживающим там многочисленным польским
меньшинством, переданный ей советским правительством после разрушения Польского
государства в 1939 г.
После изгнания германских войск из Прибалтики, в начале 1945 г. на территории
прибалтийских республик были восстановлены советские органы власти, проведена
коллективизация и частичная повторная национализация. Эти меры сопровождались
репрессиями и депортациями «буржуазных элементов» в восточные и северные районы
СССР. В Прибалтике возникло антисоветское партизанское движение «лесных братьев»,
которое занималось террором против регулярных сил Советской Армии, срывом выборов
и убийствами местных коммунистов. К концу 1946 г. оно было почти полностью
подавлено в Эстонии и Латвии, но продолжало действовать в Литве. Отдельные
активисты «лесных братьев» оставались в подполье до 70-х годов XX в.
К содержанию главы
Разногласия в связи с выработкой мирных договоров
с европейскими союзниками Германии.
Парижская конференция 1946 г.
К числу союзников Германии относились Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния и
Болгария. Согласно постановления Потсдамской конференции, готовить проекты
договоры с ними должен был {♦} Совет министров иностранных дел пяти держав (СССР,
США, Великобритании, Франции и Китая), причем конкретно договоры с каждой
страной-союзницей Германии готовили представители только тех стран-победительниц,
которые именно с ней воевали и подписывали перемирие. На такой процедуре настаивал
Советский Союз, который опасался остаться в меньшинстве при обсуждении содержания
каждого из договоров.
Подготовка текстов началась на первой сессии СМИД 11 сентября – 2 октября 1945 г. в
Лондоне. Она продолжалась на Московском совещании министров иностранных дел
СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г., затем – на второй сессии СМИД в
Париже 25 апреля – 16 мая и 15 июня – 12 июля 1946 г., непосредcтвенно на Парижской
конференции, третьей сессии СМИД в Нью-Йорке 4 ноября – 12 декабря 1946 г. и
завершилась подписанием договоров только в январе 1947 г. в Париже. Хотя принято
называть Парижскую конференцию 1946 г. мирной, фактически она таковой не являлась,
поскольку ни выработки окончательных текстов, ни подписания мирных договоров не ней
не было. Она стала одним из шести этапов на пути к мирному урегулированию с
союзниками Германии, причем не самым важным. Длительность процесса выработки
договоров отражала остроту противоречий между его участниками.
Основной круг проблем, вокруг которых развернулись наиболее острые споры в ходе
выработки мирных договоров, включал в себя: процедуры голосования (принимать
решения простым или квалифицированным большинством голосов двух третей
участников); основы политического и экономического устройства восточноевропейских
стран, где у власти находились коммунисты; признание принципа «равных
возможностей» для экономической активности в восточноевропейских государствах;
гарантии прав иностранной собственности и права на компенсацию за ее
национализацию; репарационные платежи; интернационализация реки Дунай;
территориальные претензии Греции к Болгарии (Пиринская Македония) и Албании
(Северный Эпир), а Болгарии – к Греции (Западная Фракия); вопрос о Юлийской Крайне.
После года предварительных проработок и споров общая конференция была проведена в
Париже с 11 сентября по 2 октября 1946 г. В ней приняла участие 21 страна (СССР, США,
Великобритания, Франция, Китай, Австралия, Белорусская ССР, Бельгия, Бразилия,
Голландия, Греция, Индия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР,
Чехословакия, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз). Кроме того, было
приглашено еще 7 стран (Австрия, Албания, Египет, Ирак, Иран, Куба, Мексика) в
качестве наблюдателей с правом совещательного голоса, а также делегаты самих стран-
союзниц Германии.
При таком составе участников Советскому Союзу было трудно рассчитывать на
поддержку большинства делегаций. В лучшем случае – то есть при процедуре
голосования квалифицированным большинством – он мог заблокировать
неблагоприятные для него реше-{♦}ния. Согласно утвердившейся в конце концов
процедуре, голосования непосредственно на Парижской конференции проходили и
квалифицированным большинством голосов, и простым. Поскольку все равно
конференция не смогла утвердить мирные договоры в окончательном виде,
принципиального значения это не имело.
В содержательном отношении для западных стран было важно добиться в мирных
договорах закрепления положений о развитии двух восточноевропейских стран –
Болгарии, Румынии, – в которых у власти находились коммунистические партии, на
демократических основах и принципах рыночной экономики. Отчасти то же относилось и
к Венгрии, где коммунисты в тот момент еще не обладали большим политическим весом,
но входили в состав кабинета. Со своей стороны Советский Союз не желал, чтобы
восточноевропейские страны были связаны во внутриполитических вопросах
конкретными международными обязательствами, и противодействовал принятию
западных предложений соответствующей направленности. В итоге политические статьи в