ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5577
Скачиваний: 27
преобразовали свою партию в социалистическую. С.Милошевич выступал под лозунгами
сохранения территориального единства Югославии и необходимости борьбы с
сепаратизмом. 28 сентября 1990 г. сербский республиканский парламент принял решение
о ликвидации автономии Косово, в край были направлены войска.
Националистические движения под воинственно патриотическими лозунгами победили в
том же 1990 г. и на выборах в Хорватии и Словении. При этом на исход выборов в
Хорватии большое влияние оказала финансовая помощь, которую из-за рубежа оказали
националистически настроенному кандидату отставному генералу (и сорат-{♦}нику
И.Б.Тито) Франьо Туджману эмигранты-усташи, покинувшие Югославию после Второй
мировой войны. Идея усташей о восстановлении независимости Хорватии встретила
понимание Ф.Туджмана.
23 декабря 1990 г. в Словении был проведен референдум, участники которого
высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум
был проведен в Хорватии, которая тоже приняла решение о выходе из Югославии. В
декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая ее
«государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех
административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы.
Хорватские сербы проживали компактно. Это было связано с тем, что после Второй
мировой войны, когда формировались административные границы югославских
республик, в состав Социалистической Республики Хорватии по настоянию И.Б.Тито
(который по национальности был хорватом) были включены земли с преобладанием
сербского населения. Тогда же в состав Хорватии было передано все населенное
мусульманами боснийское побережье Адриатики – что вскоре вызвало конфликт
Хорватии с Боснией и Герцеговиной.
Опасаясь дискриминации после принятия новой конституции, сербское население
Хорватии провозгласило на преимущественно сербских территориях создание
собственного государственного образования – Республики Сербская Крайна (РСК). Она
провозгласила свою независимость, включив в свой состав и все преимущественно
сербские по составу населения исторические области и территории – Восточную и
Западную Славонию, Баранью, Западный Срем и Книнскую Крайну. Республика Сербская
Крайна стала добиваться объединения с Сербией. Помощь РСК фактически стали
оказывать имевшиеся на территории Хорватии части Югославской народной армии.
В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой
принять ее в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил. Президент Сербии
С.Милошевич, конечно, сочувствовал хорватским сербам. Но он опасался открыто
высказываться за объединение Сербской Крайны с Сербией, настаивая на нерушимости
всех существующих границ Югославии. Его план состоял в том, чтобы удержать
Хорватию в составе единой Югославии, сохранив при этом в составе Хорватии входившие
в нее сербские территории.
Благодаря этой осмотрительной позиции С.Милошевичу удавалось в тот момент
сохранять конструктивные отношений с США и другими западными странами, хотя
последние требовали от него согласиться пойти на уступки этническим меньшинствам, в
том числе – албанскому населению Косово.
В Югославии развивался политический кризис. Деятельность института коллективного
руководства Югославии была парализована. В марте 1991 г. прошла серия встреч
руководителей югославских республик с целью определить будущий путь развития
федерации. {♦} Выработать общее видение не удавалось. В мае 1991 г., когда подошло
время избрать на пост председателя президиума Югославии кандидата от Хорватии
Стефана Месима, делегаты Сербии и Черногории заблокировали эту процедуру. Это было
нарушением закона и традиции, легитимность единой верховной федеральной власти в
стране была поставлена под сомнение. Федеральный президиум фактически перестал
функционировать. С этого времени федеральное правительство в Белграде уже выражало
интересы прежде всего Сербии, и представители Хорватии и Словении перестали в нем
участвовать.
В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить
особые полномочия Югославской народной армии для проведения операций в Хорватии –
формально для того, чтобы не допустить захвата хорватскими властями армейского
имущества и федеральной собственности. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991
г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СРФЮ.
Федеральные власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и
республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной
армии. Начались вооруженные столкновения отрядов хорватских правых и формирований
сербов Республики Сербской Крайны. В Югославии началась гражданская война.
Она мало затронула Словению, относительно однородную в этническом отношении и
отделенную от Сербии территорией Хорватии. Федеральные войска были выведены из
Словении спустя две недели после их ввода в результате компромисса между словенским
правительством и федеральными властями в Белграде при посредничестве Европейского
сообщества, убедившего сначала Словению, а затем и Хорватию объявить «мораторий на
независимость» сроком на три месяца.
Поразительно бескровно от единой Югославии отделилась и Македония, которая
провозгласила себя независимой 18 сентября 1991 г.
Но внутри Хорватии война стала протекать в крайне жестоких формах – прежде всего из-
за упорного сопротивления новым хорватским властям со стороны сербов в Сербской
Крайне. Война на первых порах характеризовалась победами сербской стороны, которая
при поддержке регулярной югославской армии овладела третью территории Хорватии.
Хорватским силам пришлось отойти со всех территорий, населенных сербами. В октябре
1991 г. федеральные силы под давлением международного сообщества были выведены из
Хорватии, оставив контроль над сербскими территориями властям непризнанной РСК.
Конфликт остался неурегулированным, а сепаратистские тенденции продолжали
развиваться.
В ноябре 1991 г. свою независимость от единой Югославии провозгласила республика
Босния и Герцеговина. Македонские власти постановили провести в марте 1992 г.
референдум, который должен {♦} был определить, вступит ли в силу принятая
македонским парламентом декларация о независимости.
Международное сообщество пыталось содействовать прекращению военных действий в
Югославии. В 1991 г. ООН ввела эмбарго на поставки оружия в любой район Югославии
(резолюция Совета безопасности № 713 от 25 сентября 1991 г.) и начала оказывать
населению пострадавших районов гуманитарную помощь. Для охраны гуманитарных
конвоев ООН на территорию Югославии были введены небольшие контингенты сил ООН
(резолюция № 724 от 25 декабря 1991 г.).
* * *
СССР был вторым мировым полюсом, определявшим ход международных отношений
после окончания Второй мировой войны, поэтому роспуск Советского Союза стал
окончанием продолжительного периода биполярного развития мира. Российская
Федерация, ставшая государством-правопреемником и правопродолжателем СССР, не
могла выполнять присущие Советскому Союзу функции одной из опор биполярности,
потому что не обладала для этого необходимыми ресурсами.
Исчезновение СССР как одного из двух определяющих элементов системы
международных отношений периода 1945-1991 гг. можно считать завершающим
событием послевоенной эпохи. Биполярная структура международных отношений
разрушилась. Ялтинско-потсдамский порядок перестал существовать. Это не вызвало
глобального катаклизма. Стабильность международной системы в целом сохранилась.
В международных отношениях начали развиваться тенденции к унификации и сближению
бывших социалистических и капиталистических стран, а международная система в целом
стала развивать в себе черты «глобального общества». Это процесс был сопряжен с
новыми острыми проблемами и противоречиями.
Источники и литература
Горбачев М.С.Размышления о прошлом и будущем. М.: Терра, 1998.
Bush G., Scowcroft В. A World Transformed. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1998.
Shultz С.Р. Turmoil and Triumph. My Years as Secretary of State. N.Y.: Charles Scribners
Sons, 1993.
Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.
Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до
Ельцина. М., 1994.
Garthoff R.L. The Great Transition. American-Soviet Relations and the End of the Cold War.
Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1994.
Gates R.M. Through the Shadows. The Ultimate Insider's Story of Five Presidents and How
They Won the Cold War. N.Y.: Simon and Schuster, 1996.
РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Самоуничтожение Советского Союза полностью изменило характер международного
взаимодействия. Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала
существовать подсистема международных отношений, основой которой был
«социалистический лагерь». Особенностью этой грандиозной трансформации был ее
преимущественно мирный характер. Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни
один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе
или Азии. Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной
безопасности многих стран (СССР, СФРЮ, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.)
был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб. Всеобщий мир и
преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой
разрушения многонациональных государств.
Трагедии государственного распада оборачивались обнадеживающей тенденцией к
восстановлению политического единства мира. В начале 90-х годов эта тенденция
воспринималась в бывших социалистических странах через призму наивных ожиданий
лучшей жизни, освобождения личности и роста благосостояния. Горечь утраты
государственности сопрягалась с надеждами на обретение свободы через
демократизацию. Общественное сознание во многих частях бывшего «социалистического
мира» стремилось переключить внимание с раздумий о потерях на поиск новых
возможностей, которые давало странам и народом прекращение конфронтации.
Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие
стала важнейшей чертой международных отношений.
Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной
системы, которое вылилось в кризис миросистемного регулирования первой половины 90-
х годов. Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по
правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» –
регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и
Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали
эффективность такой системы.
Регулирование на базе ООН, и прежде не отличавшееся эффективностью, в новых
условиях справлялось с задачами обеспечения мира еще менее успешно. ООН, в том виде,
в котором она сформировалась, была приспособлена главным образом для того, чтобы не
допустить войны между великими державами – Советским Союзом {♦} и Соединенными
Штатами. В этом состоял ее, так сказать, запретительный «мандат», с которым ООН во
второй половине XX в. превосходно справилась.