ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5518

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

проектах договоров со всеми союзниками Германии оказались довольно умеренными и 
похожими друг на друга. В них говорилось об основах развития побежденных стран по 
демократическому пути, содержались требования гарантировать своим гражданам права и 
свободы на недискриминационной основе. Особо оговаривались обязательства по 
роспуску организаций фашистского характера и уничтожению основ для их возрождения.  

 

Компромисса удалось добиться и в вопросе о компенсации западным собственникам. 
Было решено, что болгарское, румынское и венгерское правительства выплатят 
возмещение за иностранную собственность, которую уже была экспроприирована в 
соответствующих государствах, но предельный объем компенсаций не будет превышать 
2/3 фактической стоимости понесенного ущерба. Не добились успеха западные страны и в 
вопросах о репарациях. По настоянию СССР репарационные выплаты 
восточноевропейских стран в пользу западных союзников были установлены на 
минимальном уровне.  

 

Особые трения возникли из-за требований западных дипломатов зафиксировать в мирных 
договорах обязательства о гарантиях против политически мотивированных ограничений 
на предпринимательскую деятельность иностранного капитала в соответствующих 
странах. Москва категорически возражала против этих предложений.  

 

Острая закулисная борьба шла по территориальным проблемам. Румыния и Болгария, в 
последний момент перешедшие на сторону союзных держав, преувеличивали свой вклад в 
победу антигитлеровской коалиции, одновременно домогаясь уменьшения размеров 
причитающихся с них репараций. СССР поддерживал их усилия.  

 

Сложным оказалось решение вопроса о румыно-венгерской границе и о гражданстве 300 
тыс. венгров, проживавших на румынской территории. Румыния требовала полного 
аннулирования решений Венских арбитражей 1938 и 1940 гг. и возврата к границам, 
предусмотренным Трианонским мирным договором. Венгрия пыталась {♦} отойти от 
условии перемирия, подписанного с союзниками в январе 1945 г., которое 
предусматривало восстановление венгерских границ на 31 декабря 1931 г. и отмену 
венских арбитражей, настаивая на передаче ей хотя бы некоторых частей Трансильвании, 
населенных венграми.  

 

Камнем преткновения стал вопрос о границах Югославии с Италией и Австрией. 
Председатель правительства Федеративной Народной Республики Югославии И.Б.Тито, 
ссылаясь на особую роль Народно-освободительной армии Югославии в войне на 
Балканах, требовал передать Югославии значительные части соседних государств – 
Триест, Юлийскую Крайну и Словенское Поморье, а также некоторые районы 
австрийской Каринтии, населенные словенцами, входившую в состав Болгарии 
Пиринскую Македонию (Пиринский край) и некоторые территории Румынии. Эти 
претензии ставили в щекотливое положение Советский Союз, не желавший создавать 


background image

поводов для конфликта с западными союзниками, а также стремившийся сплотить между 
собой коммунистические правительства восточноевропейских стран.  

 

В ходе Парижской конференции делегации сумели согласовать многие статьи мирных 
договоров для Италии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Финляндии, но по ряду важных 
вопросов не добились взаимопонимания. Конференция закрылась, передав нерешенные 
вопросы на третью сессию СМИД, которая в узком составе должна была урегулировать 
последние спорные проблемы: территориальные, вопрос о «равных возможностях» и 
дунайскую проблему.  

К содержанию главы 

Вопрос об итало-югославской границе и завершение 

      работы по проектам мирных договоров 

      с германскими союзниками 

 

Согласование текстов мирных договоров обеспечила только третья сессия СМИД в Нью-
Йорке в ноябре-декабре 1946 г. Крайне сложно решался вопрос об итало-югославской 
границе. Соглашение 1945 г. между И.Б.Тито и американо-британскими силами по 
Триесту выполнялось, но оно носило временный характер. На второй сессии СМИД 
весной 1946 г. Франция внесла компромиссный проект, согласно которому Словенское 
Поморье и восточная (основная) часть Юлийской Крайны должны были войти в состав 
Югославии, а западная (Триест и небольшая зона вокруг него) – в особое образование 
Свободную территорию Триест под управлением и защитой СБ ООН. Этот проект был 
принят, но немедленно возник спор о том, каким именно образом следовало управлять 
Свободной территорией. Американо-британские силы продолжали оставаться на линиях 
соглашения 1945 г.  

 

СССР боялся превращения порта Триест в военно-морскую базу США и Британии и 
требовал гарантий против такого оборота событий. Для включения в проект мирного 
договора с Италией была выработана крайне сложная формула политического решения, 
имевшая мало шансов быть воплощенной на практике. Советский Союз {♦} добился от 
США и Британии согласия предоставить Триесту статус свободного порта, а всей 
Свободной территории Триеста – режим демилитаризованной и нейтральной зоны. 
Западные партнеры согласились на эти предложения, по-видимому, не имея намерения 
выполнять принимаемые обязательства.  

 

Жесткость позиции СССР пошла во вред интересам Югославии. Она не обеспечила ей 
выигрыша по сравнению с договоренностями о разделе зоны Триеста в 1945 г., но внесла 
напряженность в отношения Белграда с Лондоном и Вашингтоном. Никаких рычагов 
давления, способных заставить США и Британию выполнять соглашения, у СССР и у 
Югославии не было. Триест не был демилитаризован, и в нем остались американо-


background image

британские войска. Только восемь лет спустя, 5 мая 1954 г., в Лондоне Италия, 
Югославия, Великобритания и США без участия Советского Союза подписали 
соглашение об урегулировании проблемы Триеста. В дополнение к территории, 
оговоренной в решении второй сессии СМИД 1946 г. к Югославии перешла южная часть 
бывшей Свободной территории Триест, а к Италии – ее северная часть с самим Триестом. 
26 октября 1954 г. из зоны Триеста были выведены американо-британские войска.  

 

Другие территориальные вопросы на третьей сессии СМИД решились проще. Державы-
победительницы стремились свести к минимуму новые территориальные изменения. 
Греко-албанские и греко-болгарские взаимные претензии были оставлены без внимания.  

 

По вопросу о гарантиях «равных возможностей» в Восточной Европе СССР был 
вынужден в принципе согласиться с требованием западных держав, но с оговоркой о том, 
что таковые гарантии будут действовать не дольше 18 месяцев. Западные державы 
понимали, в чем состояла уловка Москвы, но они надеялись прежде удалить из Восточной 
Европы советские войска, полагая, что потом на ситуацию там станет легче оказывать 
влияние. Советская сторона, по сути, отвергла предложения о гарантии равных прав в 
экономической и иной деятельности гражданам союзных государств на территории 
бывших вражеских стран. Доступ представителям американского и британского бизнеса в 
занятые Советской Армией страны Восточной и Центральной Европы был фактически 
закрыт.  

 

Наиболее сложным для урегулирования и в Нью-Йорке оказался дунайский вопрос. На 
второй сессии СМИД в Париже США и Британия предложили проект 
интернационализации судоходства по этой речной магистрали. Это был остроумный 
дипломатический ход, поскольку осуществление такого плана предполагало участие 
иностранного бизнеса в коммерческой деятельности на Дунае и, значит, хотя и в 
ограниченных масштабах, реализацию права на «равные возможности», в котором СССР 
и коммунистические правительства стран Восточной Европы отказывали Западу. 
Компромисс по дунайской проблеме достигнут не был, и обсуждение было решено 
перенести на специальную конференцию дунайских стран с участием США, 
Великобритании и Франции. Третья сессия СМИД открыла {♦} путь к официальному 
подписанию мирных договоров с бывшими германскими союзниками.  

К содержанию главы 

Обострение разногласий по германскому вопросу 

 

Весной-летом 1946 г. на фоне споров и страхов по поводу намерений Москвы 
американская администрация стала склоняться к мысли о том, что сотрудничество с 
советской стороной препятствует достижению целей США в Германии. В мае 1946 г. 
американские власти прекратили отгрузку оборудования из американской зоны оккупации 
в счет репарационных поставок для Советского Союза. Американская сторона была 
согласна возобновить поставки при условии, что советская – согласится рассматривать 


background image

Германию как единое экономическое целое и стороны наладят поставки необходимой 
продукции из восточных зон в западные, согласившись придерживаться в своих секторах 
общих принципов экономической политики. Советская сторона не соглашалась снабжать 
западные зоны и не желала разрешать деятельность американских компаний в своих 
секторах. Ввиду позиции Москвы в сентябре 1946 г. государственный секретарь США 
Дж.Ф.Бирнс заявил о намерении американской стороны прекратить выплаты Советскому 
Союзу репараций из западных зон.  

К содержанию главы 

Расхождения среди западных стран по проблемам 

      германской политики 

 

Тяжелая экономическая ситуация в западных секторах Германии усугублялась притоком 
немецких вынужденных переселенцев и беженцев из Польши, Чехословакии, Восточной 
Пруссии, многих восточноевропейских стран, а также восточных секторов самой 
Германии. Компартия Германии, негласно получавшая помощь от СССР, выступала с 
призывами к скорейшему объединению страны. Западные эксперты считали обстановку в 
стране политически взрывоопасной. Военные власти трех западных зон пытались 
координировать свои действия для стабилизации обстановки в зонах своей 
ответственности без участия Советского Союза. Но и на этом пути существовали 
трудности. Франция не разделяла подходов Британии и США в германском вопросе и 
стремилась действовать совместно с ними не во всех случаях.  

 

Франция занимала в 1945-1946 гг. радикальную позицию в вопросах будущего устройства 
Германии. На первой сессии СМИД в Лондоне в сентябре – октябре 1945 г. и второй 
сессии в Париже в апреле – июне 1946 г. французская делегация добивалась 
разукрупнения Германии за счет отделения от нее Рейнской области, Рура и Саара. Эти 
предложения не были поддержаны. США и Британия считали ресурсы Рура и Рейнской 
зоны основой экономического восстановления Западной Европы и не хотели 
переключения их на одну Францию. Идеальной формой решения проблемы Рура в 
Вашингтоне считали создание для него международного контролирующего механизма без 
участия СССР. {♦}   

 

Франция считала, что ее интересы недостаточно учитываются в германском 
урегулировании, и рассматривала экономическое восстановление Германии как 
стратегическую угрозу для себя. Настороженное отношение к Германии было характерно 
и для французских левых, и для правительства Ж.Бидо. Пытаясь успокоить Париж и 
убедить его присоединиться к американо-британской политике в германском вопросе, 
американские дипломаты указывали на возможность сохранения в Европе американского 
военного присутствия в качестве военной гарантии для Франции против Германии. 
Французская сторона воспринимала эти предложения недоверчиво. Она стремилась 
лавировать между Британией и США, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой, не 
желая блокироваться ни с одной из сторон. Опасения Вашингтона и Лондона в отношении 


background image

возможности усиления влияния левых сил в Париже подталкивали их к 
незамедлительным шагам.  

 

2 декабря 1946 г. США и Британия приняли решение объединить свои оккупационные 
секторы в единую зону – «Бизонию», мотивируя это необходимостью выработки 
согласованной экономической политики, по крайней мере, для двух оккупационных зон. 
Франция не стала присоединяться к действиям США и Британии, а в том же месяце без 
согласования с ними приняла решение об отделении от Германии Саарской области и 
принятии ее под свое непосредственное управление. Только весной 1948 г. в Лондоне на 
совещании с участием США, Британии, Франции и стран Бенилюкса, когда отдельно от 
Советского Союза согласовывались изменения в политике западных стран в отношении 
Германии, Франция получила полуофициальную санкцию партнеров на уже свершенные 
ей действия в отношении Саара. Вплоть до 1958 г. в Париже стремились рассматривать 
Саарскую область не как часть Германии, а как автономное образование, находящееся в 
отношениях тесной ассоциации с Францией. Французская политика в Сааре вызывала 
трения между Францией, с одной стороны, и ее западными союзниками, а потом и 
правительством Федеративной Республики Германии, с другой. 

* * * 

 

После окончания Второй мировой войны старый довоенный «европейский концерт» 
прекратил свое существование, а Западная Европа впервые за полтысячелетия утратила 
ведущую роль в мировой политике. В новом порядке лидерами стали США и СССР, 
первая из которых была неевропейской, а вторая – только частично европейской 
державами. Давая оценку переменам после Второй мировой войны, видный теоретик 
международных отношений Ганс Моргентау указал на «тройную революцию в 
политической структуре мира. Во-первых, предшествующая многогосударственная 
система, чей центр был в Европе, была заменена глобальной биполярной системой, 
центры которой лежат за пределами Европы. Более того, моральное единство 
политического мира, которое отличало запад-{♦}ную цивилизацию на протяжении 
большей части ее истории, сменилось расколом на две несовместимые системы мышления 
и действия, конкурирующие повсюду за умы и сердца людей. Наконец, современная 
технология сделала возможной тотальную всеуничтожающую войну».  

 

Из ломки и страхов мировой войны передовые страны вынесли более твердое понимание 
необходимости упорядочить международные отношения, сделать их разумно 
управляемыми, снизить риск повторения новых больших войн. В последние годы войны и 
сразу после нее были заложены основы регулирующих механизмов, призванных решать 
задачи такого рода. Однако результативность их работы существенно снижалась из-за 
отсутствия опыта сотрудничества западных стран с Советский Союзом, из-за взаимного 
недоверия, отчасти обусловленного идеологическими расхождениями между СССР и 
США, и геополитического соперничества Москвы и Вашингтона. 

Источники и литература