ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5563

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

патриотические настроения не шли далее требований большего внимания к белорусскому 
языку.  

 

Период влияния националистов на политику Белоруссии был недолгим. В сентябре 1991 г. 
председатель Верховного совета Белоруссии Николай Дементей, подержавший ГКЧП, 
ушел в отставку. На его место был избран С.Шушкевич. Однако вскоре большинство 
депутатов перестало его поддерживать. Возник конфликт между главой парламента и 
правительством Белоруссии, главой которого был В.Кебич. В итоге 27 января 1994 г. 
С.Шушкевич был вынужден уйти в отставку. Новым председателем парламента стал 
Мечислав Гриб. Вместе с В.Кебичем он стал проводить линию на углубление связей с 
Россией. К весне 1994 г. в Минске определилась линия на формирование белорусско-
российского союза.  

 

Белорусские устремления не встретили положительного отклика в Москве, где 
Белоруссию считали «обузой». 23 июня в Белоруссии прошли президентские выборы, на 
которых победил А.Г.Лукашенко – сторонник сближения с Россией. После этого 
российско-белорусское сближение ускорилось. 6 января 1995 г. между Россией и 
Белоруссией было заключено соглашение о таможенном союзе, а 21 февраля 1995 г. в 
Минске президенты А.Г.Лукашенко и Б.Н.Ельцин подписали Договор о дружбе, 
добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 
сроком на десять лет. Документ заменил договор между РСФСР и БССР от 18 декабря 
1990 г.  

 

2 апреля 1996 г. в Москве президенты двух стран подписали договор об образовании 
Сообщества Беларуси и России. Это вы-{♦}глядело как заявка на формирование в 
перспективе своеобразного интеграционного объединения двух стран. Причем, 
Сообщество провозглашалось открытым для присоединения других возможных 
участников. 2 апреля 1997 г. в Москве был подписан договор о Союзе Беларуси и России. 
Частью договора стал устав, который провозгласил международную правосубъектность 
Союза, при сохранении государственного суверенитета его участников. Договор вступил в 
силу в июне 1997 г. Вслед за тем, 8 декабря 1999 г. в Москве был подписан договор о 
создании Союзного государства. Он был ратифицирован и вступил в силу 26 января 2000 
г.  

К содержанию главы 

 

Подготовка к расширению НАТО 

 

Распад ОВД и Советского Союза не побудил страны НАТО распустить свою военную 
организацию и преобразовать альянс в преимущественно политическую структуру. США 
и западноевропейские государства стали изыскивать способы придать импульс к 
сотрудничеству в рамках блока – через обогащение и расширение его функций, но без 


background image

свертывания тех оборонительных и военно-стратегических функций, которые 
исполнялись им все предшествующие годы. Иными словами, речь велась не о 
радикальной реструктуризации и трансформации НАТО, а о превращении альянса в 
организацию, гораздо более универсальную по своим функциям.  

 

Еще в декабре 1991 г. руководство НАТО создало Совет североатлантического 
сотрудничества как многосторонний консультативный орган, в который вошли наряду со 
странами НАТО девять государств Восточной Европы. Целью Совета было содействие 
развитию сотрудничества между странами-участницами в военно-политической сфере. 
После распада СССР в Совет к июню 1992 г. были приняты страны бывшего Советского 
Союза, включая Россию. В 1997 г. Совет североатлантического сотрудничества был 
реорганизован в Совет евроатлантического сотрудничества. В его работе стали принимать 
участие также нейтральные страны – Австрия, Финляндия, Швеция и Швейцария.  

 

С 1995 г. к сотрудничеству с НАТО стала поворачиваться Франция, поскольку позиция, 
которой она придерживалась в вопросах обороны со времен президента Ш. де Голля, 
утратила смысл с распадом СССР и исчезновением «советской угрозы». Но Франция не 
вернулась в военную структуру альянса и не стала членом комитета его военного 
планирования.  

 

Частичное изменение политики Франции произошло на фоне активного обсуждения 
необходимости принятия в ряды альянса некоторых стран Восточной Европы, прежде 
входивших в Варшавский блок. Этого прежде всего добивались сами 
восточноевропейские страны, стремившиеся получить гарантии безопасности в случае 
возобновления конфронтации между Западом и Россией, со стороны которой в этом 
случае бывшие участники Варшавского договора ожидали экспансионистских 
устремлений.  {♦}   

 

На Западе идея принятия восточноевропейских стран в НАТО не сразу получила 
поддержку. Западные государства подозревали, что такой шаг может вызвать опасения 
России, спровоцирует возврат к военно-политическому противостоянию с США и сведет 
на нет результаты оздоровления ситуации в Европе, которые были достигнуты на основе 
взаимопонимания между Россией и Западом. Но число сторонников расширения НАТО 
росло, а экономическая ситуация в России после начала реформ 1992 г. позволяла думать, 
что вернуться к конфронтации с Западом Москва не сможет, даже если она на такое 
решится. В июне 1993 г. о возможности принять в НАТО некоторые из 
восточноевропейских стран первым открыто заявил министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ. 
В числе вероятных кандидатов были названы Польша, Венгрия и Чехия – страны, 
успешно проводившие демократические и рыночные реформы и ценные для Запада в 
стратегическом отношении.  

 


background image

Россия первоначально не выступала против расширения НАТО. В августе 1993 г. во время 
визита в Польшу и Чехию Б.Н.Ельцин в Варшаве заявил о том, что не возражает против 
вступления этих стран в НАТО. Однако через несколько недель российский руководитель 
дезавуировал свое заявление, направив послание лидерам ведущих западных государств, в 
котором высказался против расширения НАТО на восток, ссылаясь на общественную 
оппозицию в России такому расширению. Демарш России был встречен на Западе со 
вниманием, он несколько замедлил принятие решений о расширении альянса, но не 
помешал им.  

 

В январе 1994 г. по инициативе военных ведомств США и Западной Европы для 
содействия сотрудничеству между НАТО, странами Центральной и Восточной Европы и 
государствами бывшего СССР советом НАТО была утверждена программа «Партнерство 
ради мира» (ПРМ). Она предусматривала взаимодействие Североатлантического альянса с 
каждой из стран, присоединившихся к программе, на базе разработанных для каждой из 
них в отдельности планов. К ПРМ присоединилось более 20 стран. Россия сначала 
надеялась, что участие в ней окажется для восточноевропейских стран заменой их 
полноправному членству в НАТО, но оказалось, что это не так. Фактически, участвуя в 
программе, «кандидаты в члены НАТО» готовились при помощи натовских инструкторов 
к вступлению в альянс. Вскоре к ПРМ присоединилась сама Россия.  

 

Одновременно с утверждением программы ПРМ в январе 1994 г. президент США 
Б.Клинтон официально изложил позицию Вашингтона в вопросе расширения, заявив: 
«Вопрос не в том, состоится ли расширение, а в том, когда и как оно произойдет». 
Российское руководство продолжало возражать против расширения НАТО, настаивая, что 
оно приведет к ее изоляции от формирующейся системы европейской безопасности. 
Страны НАТО уделяли внимание возражениям России и убеждали российское 
руководство в отсутствии у них намерений использовать расширение НАТО против ее {♦} 
интересов, но сам процесс подготовки к его осуществлению от этого не останавливался.  

 

10 декабря 1996 г. очередная сессия совета НАТО в Брюсселе санкционировала начало 
расширения, утвердив график организационных мероприятий по его подготовке. 
Официальное решение о начале расширения было отнесено на летнюю сессию совета 
НАТО на высшем уровне в Мадриде. Процесс расширения блока был переведен в русло 
практических мер.  

* * * 

 

Первая половина 90-х годов XX века стала завершающей фазой распада биполярной 
структуры. Несмотря на вспышку дисперсной (рассеянной) конфликтности, новой 
мировой войны не возникло, и угроза ее развязывания не просматривалась ни в один из 
наиболее напряженных моментов международного развития 1991-1996 гг. Это был 
первый за много веков случай, когда радикальное изменение конфигурации 
международной системы не было сопряжено с обширным вооруженным конфликтом.  


background image

 

К концу рассматриваемого периода стало очевидно, что Российская Федерация не 
обладает ресурсом противостояния Соединенным Штатам и не проявляет намерений 
противодействовать Западу в международных отношениях. Напротив, она стремилась к 
сотрудничеству с ним, даже если условия оного мало соответствовало ее национальным 
интересам. При этом было очевидно, что Китай, который в США стали рассматривать в 
качестве основного конкурента в международной политике, не накопил потенциал, 
позволяющего ему играть в международных отношениях роль, которую в 1945-1991 гг. 
занимал Советский Союз, – роль противовеса США.  

 

В мире сложилась уникальная ситуация: США оказались вне конкуренции. Более того, ко 
второй половине 90-х годов они смогли в этом убедиться, что подтолкнуло Вашингтон к 
проведению наступательной внешней политики с целью реализовать конкурентные 
преимущества и сформировать международный порядок, максимально благоприятный для 
национальных интересов Соединенных Штатов.  

Источники и литература 

 

Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в 
четырех томах / Сост. Т.А.Шаклеина. Т. IV. Документы. М.: РОССПЭН, 2002.  

 

Talbott S. The Russia Hand: A Memoir of Presidential Diplomacy. N.Y.: Random House, 2002.  

 

Европейский союз на пороге XXI века / Под ред. Ю.А.Борко и О.В.Буториной. М.: УРСС, 
2001.  

 

Европейский Союз и европейские страны СНГ / Отв. ред. М.М.Наринский. М.: МГИМО 
МИД РФ, 2002.  {♦}   

 

Постсоветская Центральная Азия. Потери и обретения / Отв. ред. А.М.Васильев. М.: 
Восточная литература, 1998.  

 

Содружество Независимых Государств: уроки и вызовы современности / Отв. ред. 
Ф.А.Казин. СПб.: ИНФО-ТАСС, 2002.  

 


background image

Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. В 3-х томах. М.: Наука, 2000-
2002.  

 

Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-
академических сообществах России и США (1991-2002). М. [б/и], 2002.  

 

Brown J.F. Hopes and Shadows: Eastern Europe after Communism. Durham, 1994.  

 

Dinan D.  Ever Closer Union. An Introduction to European Integration. Pal-grave: Lynne 
Rienner, 1999  

 

Freedman L. (ed.). Military Intervention in European Conflicts. L.: Black-well, 1994.  

 

Ghali B.B.  An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peacemaking and Peacekeeping. N.Y.: 
UN Department for Public Information, 1993.  

 

Leurdijk D.A. The UN and NATO in Former Yugoslavia. The Hague, 1994.  

    *В ряде русских публикаций «European Economic Area» переводится как «Европейское 
экономическое пространство» – так же, как и «European Economic Space».