ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5563
Скачиваний: 27
патриотические настроения не шли далее требований большего внимания к белорусскому
языку.
Период влияния националистов на политику Белоруссии был недолгим. В сентябре 1991 г.
председатель Верховного совета Белоруссии Николай Дементей, подержавший ГКЧП,
ушел в отставку. На его место был избран С.Шушкевич. Однако вскоре большинство
депутатов перестало его поддерживать. Возник конфликт между главой парламента и
правительством Белоруссии, главой которого был В.Кебич. В итоге 27 января 1994 г.
С.Шушкевич был вынужден уйти в отставку. Новым председателем парламента стал
Мечислав Гриб. Вместе с В.Кебичем он стал проводить линию на углубление связей с
Россией. К весне 1994 г. в Минске определилась линия на формирование белорусско-
российского союза.
Белорусские устремления не встретили положительного отклика в Москве, где
Белоруссию считали «обузой». 23 июня в Белоруссии прошли президентские выборы, на
которых победил А.Г.Лукашенко – сторонник сближения с Россией. После этого
российско-белорусское сближение ускорилось. 6 января 1995 г. между Россией и
Белоруссией было заключено соглашение о таможенном союзе, а 21 февраля 1995 г. в
Минске президенты А.Г.Лукашенко и Б.Н.Ельцин подписали Договор о дружбе,
добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь
сроком на десять лет. Документ заменил договор между РСФСР и БССР от 18 декабря
1990 г.
2 апреля 1996 г. в Москве президенты двух стран подписали договор об образовании
Сообщества Беларуси и России. Это вы-{♦}глядело как заявка на формирование в
перспективе своеобразного интеграционного объединения двух стран. Причем,
Сообщество провозглашалось открытым для присоединения других возможных
участников. 2 апреля 1997 г. в Москве был подписан договор о Союзе Беларуси и России.
Частью договора стал устав, который провозгласил международную правосубъектность
Союза, при сохранении государственного суверенитета его участников. Договор вступил в
силу в июне 1997 г. Вслед за тем, 8 декабря 1999 г. в Москве был подписан договор о
создании Союзного государства. Он был ратифицирован и вступил в силу 26 января 2000
г.
К содержанию главы
Подготовка к расширению НАТО
Распад ОВД и Советского Союза не побудил страны НАТО распустить свою военную
организацию и преобразовать альянс в преимущественно политическую структуру. США
и западноевропейские государства стали изыскивать способы придать импульс к
сотрудничеству в рамках блока – через обогащение и расширение его функций, но без
свертывания тех оборонительных и военно-стратегических функций, которые
исполнялись им все предшествующие годы. Иными словами, речь велась не о
радикальной реструктуризации и трансформации НАТО, а о превращении альянса в
организацию, гораздо более универсальную по своим функциям.
Еще в декабре 1991 г. руководство НАТО создало Совет североатлантического
сотрудничества как многосторонний консультативный орган, в который вошли наряду со
странами НАТО девять государств Восточной Европы. Целью Совета было содействие
развитию сотрудничества между странами-участницами в военно-политической сфере.
После распада СССР в Совет к июню 1992 г. были приняты страны бывшего Советского
Союза, включая Россию. В 1997 г. Совет североатлантического сотрудничества был
реорганизован в Совет евроатлантического сотрудничества. В его работе стали принимать
участие также нейтральные страны – Австрия, Финляндия, Швеция и Швейцария.
С 1995 г. к сотрудничеству с НАТО стала поворачиваться Франция, поскольку позиция,
которой она придерживалась в вопросах обороны со времен президента Ш. де Голля,
утратила смысл с распадом СССР и исчезновением «советской угрозы». Но Франция не
вернулась в военную структуру альянса и не стала членом комитета его военного
планирования.
Частичное изменение политики Франции произошло на фоне активного обсуждения
необходимости принятия в ряды альянса некоторых стран Восточной Европы, прежде
входивших в Варшавский блок. Этого прежде всего добивались сами
восточноевропейские страны, стремившиеся получить гарантии безопасности в случае
возобновления конфронтации между Западом и Россией, со стороны которой в этом
случае бывшие участники Варшавского договора ожидали экспансионистских
устремлений. {♦}
На Западе идея принятия восточноевропейских стран в НАТО не сразу получила
поддержку. Западные государства подозревали, что такой шаг может вызвать опасения
России, спровоцирует возврат к военно-политическому противостоянию с США и сведет
на нет результаты оздоровления ситуации в Европе, которые были достигнуты на основе
взаимопонимания между Россией и Западом. Но число сторонников расширения НАТО
росло, а экономическая ситуация в России после начала реформ 1992 г. позволяла думать,
что вернуться к конфронтации с Западом Москва не сможет, даже если она на такое
решится. В июне 1993 г. о возможности принять в НАТО некоторые из
восточноевропейских стран первым открыто заявил министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ.
В числе вероятных кандидатов были названы Польша, Венгрия и Чехия – страны,
успешно проводившие демократические и рыночные реформы и ценные для Запада в
стратегическом отношении.
Россия первоначально не выступала против расширения НАТО. В августе 1993 г. во время
визита в Польшу и Чехию Б.Н.Ельцин в Варшаве заявил о том, что не возражает против
вступления этих стран в НАТО. Однако через несколько недель российский руководитель
дезавуировал свое заявление, направив послание лидерам ведущих западных государств, в
котором высказался против расширения НАТО на восток, ссылаясь на общественную
оппозицию в России такому расширению. Демарш России был встречен на Западе со
вниманием, он несколько замедлил принятие решений о расширении альянса, но не
помешал им.
В январе 1994 г. по инициативе военных ведомств США и Западной Европы для
содействия сотрудничеству между НАТО, странами Центральной и Восточной Европы и
государствами бывшего СССР советом НАТО была утверждена программа «Партнерство
ради мира» (ПРМ). Она предусматривала взаимодействие Североатлантического альянса с
каждой из стран, присоединившихся к программе, на базе разработанных для каждой из
них в отдельности планов. К ПРМ присоединилось более 20 стран. Россия сначала
надеялась, что участие в ней окажется для восточноевропейских стран заменой их
полноправному членству в НАТО, но оказалось, что это не так. Фактически, участвуя в
программе, «кандидаты в члены НАТО» готовились при помощи натовских инструкторов
к вступлению в альянс. Вскоре к ПРМ присоединилась сама Россия.
Одновременно с утверждением программы ПРМ в январе 1994 г. президент США
Б.Клинтон официально изложил позицию Вашингтона в вопросе расширения, заявив:
«Вопрос не в том, состоится ли расширение, а в том, когда и как оно произойдет».
Российское руководство продолжало возражать против расширения НАТО, настаивая, что
оно приведет к ее изоляции от формирующейся системы европейской безопасности.
Страны НАТО уделяли внимание возражениям России и убеждали российское
руководство в отсутствии у них намерений использовать расширение НАТО против ее {♦}
интересов, но сам процесс подготовки к его осуществлению от этого не останавливался.
10 декабря 1996 г. очередная сессия совета НАТО в Брюсселе санкционировала начало
расширения, утвердив график организационных мероприятий по его подготовке.
Официальное решение о начале расширения было отнесено на летнюю сессию совета
НАТО на высшем уровне в Мадриде. Процесс расширения блока был переведен в русло
практических мер.
* * *
Первая половина 90-х годов XX века стала завершающей фазой распада биполярной
структуры. Несмотря на вспышку дисперсной (рассеянной) конфликтности, новой
мировой войны не возникло, и угроза ее развязывания не просматривалась ни в один из
наиболее напряженных моментов международного развития 1991-1996 гг. Это был
первый за много веков случай, когда радикальное изменение конфигурации
международной системы не было сопряжено с обширным вооруженным конфликтом.
К концу рассматриваемого периода стало очевидно, что Российская Федерация не
обладает ресурсом противостояния Соединенным Штатам и не проявляет намерений
противодействовать Западу в международных отношениях. Напротив, она стремилась к
сотрудничеству с ним, даже если условия оного мало соответствовало ее национальным
интересам. При этом было очевидно, что Китай, который в США стали рассматривать в
качестве основного конкурента в международной политике, не накопил потенциал,
позволяющего ему играть в международных отношениях роль, которую в 1945-1991 гг.
занимал Советский Союз, – роль противовеса США.
В мире сложилась уникальная ситуация: США оказались вне конкуренции. Более того, ко
второй половине 90-х годов они смогли в этом убедиться, что подтолкнуло Вашингтон к
проведению наступательной внешней политики с целью реализовать конкурентные
преимущества и сформировать международный порядок, максимально благоприятный для
национальных интересов Соединенных Штатов.
Источники и литература
Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в
четырех томах / Сост. Т.А.Шаклеина. Т. IV. Документы. М.: РОССПЭН, 2002.
Talbott S. The Russia Hand: A Memoir of Presidential Diplomacy. N.Y.: Random House, 2002.
Европейский союз на пороге XXI века / Под ред. Ю.А.Борко и О.В.Буториной. М.: УРСС,
2001.
Европейский Союз и европейские страны СНГ / Отв. ред. М.М.Наринский. М.: МГИМО
МИД РФ, 2002. {♦}
Постсоветская Центральная Азия. Потери и обретения / Отв. ред. А.М.Васильев. М.:
Восточная литература, 1998.
Содружество Независимых Государств: уроки и вызовы современности / Отв. ред.
Ф.А.Казин. СПб.: ИНФО-ТАСС, 2002.
Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. В 3-х томах. М.: Наука, 2000-
2002.
Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-
академических сообществах России и США (1991-2002). М. [б/и], 2002.
Brown J.F. Hopes and Shadows: Eastern Europe after Communism. Durham, 1994.
Dinan D. Ever Closer Union. An Introduction to European Integration. Pal-grave: Lynne
Rienner, 1999
Freedman L. (ed.). Military Intervention in European Conflicts. L.: Black-well, 1994.
Ghali B.B. An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peacemaking and Peacekeeping. N.Y.:
UN Department for Public Information, 1993.
Leurdijk D.A. The UN and NATO in Former Yugoslavia. The Hague, 1994.
*В ряде русских публикаций «European Economic Area» переводится как «Европейское
экономическое пространство» – так же, как и «European Economic Space».