ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5562
Скачиваний: 27
Мировая политика представляла собой новую фазу развития международных отношений в
условиях «однополярного» мира.
Система отношений нового типа, их было уместно называть мирополитическими, а не
международными, стала характеризоваться тремя главными чертами. Во-первых,
ускорилось размывание грани-переборки между внутренней и внешней политикой
государств. Этот процесс развивался в результате разложения национального
суверенитета в сфере внешней политики, что было характерно для стран Европейского
Союза в условиях интеграционных тенденций, а также роста влияния зарубежных стран
на процессы институциональной трансформации в России и странах Восточной Европы в
ходе демократизации.
Во-вторых, изменился объект международного взаимодействия: если прежде им была
преимущественно сфера поведения суверенных государств по поводу их действий в
отношении друг друга, то в конце 90-х годов объектом международного взаимодействия,
вмешательства мирового сообщества стали вопросы внутренней политики отдельных
государств (демократические процедуры, права человека) и социального развития
(социальное и экономическое законодательство и т.п.).
В-третьих, появился новый инструмент международного регулирования в виде
«гуманитарных интервенций», которые стали практически легальным средством
международного общения в полном противоречии с сохранявшимися со времен
Вестфальского мира нормами невмешательства государств во внутренние дела друг друга.
{♦}
Новое состояние международной системы, усиление тенденций к ее централизации и
унификации в соответствии с представлениями и устремлениями группы «восьми», в
которой голос России звучал еще слабо, благоприятствовали росту наступательного
запала во внешней политике стран Запада.
В глобализации проявили себя объективные закономерности развития планетарной
социальной системы, но наиболее сильные страны мира смогли во многом подчинить
глобализационные тенденции своим интересам, направить их по выгодному для себя
руслу. Это порождало в мире свои противоречия, одним из которых были протестные
движения антиглобалистов и альтерглобалистов, которые охватили в начале 2000-х годов
многие страны мира подобно тому, как в конце 60-х годов XX в. по миру прокатилась
протестная волна движений студенческой молодежи, хиппи, леваков из «красных бригад»
и т.д. Антиглобалисты выступали против глобализации вообще, считая все ее последствия
разрушительными для общества и выгодными исключительно «богатой части
человечества». Альтерглобалисты признавали объективную природу глобализации, но
выражали протест против форм, в которых она протекала. Они выдвигали лозунг
«альтернативной глобализации» – более гуманной, социально-ориентированной,
учитывающий интересы не только сильных и богатых, но также слабых и бедных стран
мира.
К содержанию главы
Первая очередь расширения НАТО
Приняв решение о распространении зоны стратегической ответственности альянса на
восток, страны НАТО были озабочены тем, чтобы не уничтожить результаты улучшения
отношений с Россией за предшествовавшие годы. Дело было не только в том, что
европейские страны и США не хотели возобновления конфронтации. Улучшение
отношений с Россией, ее демократизация, а главное – экономическое «открытие» страны,
либерализация ее политики в области внешних связей, – все это было экономически
выгодно Западу. Развитые страны получили доступ к энергосырьевым, иным природным,
технологическим, научно-интеллектуальным и человеческим ресурсам России на
чрезвычайно выгодных условиях. Экономическое процветание США и Западной Европы
на протяжении большей части 90-х годов было в немалой степени связано с этим
«приращением» ресурса устойчивого развития западного мира за счет освоения ресурсов
бывших социалистических государств.
Сотрудничество с Западом было необходимо и России, поскольку без него вряд ли было
возможно рассчитывать на успех начатых преобразований. Международные финансовые
институты оказывали ей помощь, предоставляя возвратные кредиты. Возникла
финансово-экономическая привязка Москвы к Западу. Тяжелый структурный кризис в
России, спад производства, продолжавшийся до начала 2000-х годов сковывали
российское правительство. Ситуация усугубилась, когда в августе 1998 г. в стране имел
место финансовый {♦} дефолт, вызвавший падение курса рубля по отношению к доллару,
массовое разорение мелких предпринимателей и обнищание работников бюджетной
сферы. В стране росла напряженность, и кредиты Запада были одним из средств
предупредить взрыв. Вот почему, возражая против расширения НАТО, Москва не имела
возможности оказать сопротивление этому процессу.
Со своей стороны Запад избегал наносить удары по престижу президента Б.Н.Ельцина
внутри России, где росла оппозиция его курсу. Поскольку большинство российских
политиков считало расширение НАТО угрозой для национальной безопасности России,
западные партнеры сочли необходимым отчасти уравновесить этот шаг заключением с
Москвой политического соглашения, способного нейтрализовать ее опасения.
27 мая 1997 г. в Париже состоялось подписание Основополагающего акта о взаимных
отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. В документе
подчеркивалось, что страны НАТО и Россия не рассматривают друг друга в качестве
противников, и говорилось о намерении сторон взаимодействовать в преодолении
пережитков конфронтации и укреплении доверия и сотрудничества. По содержанию он
носил характер консультативного пакта, одной стороной в котором была Россия, а второй
– НАТО в целом. Но в отличие от подобных пактов, Основополагающий акт не содержал
юридически обязывающих положений и был просто декларацией.
После его подписания началось формирование рабочей инфраструктуры отношений
России и НАТО. Был создан постоянный совет «Россия – НАТО», в рамках которого
должны были дважды в год проводиться консультации на уровне министров иностранных
дел и обороны, и ежемесячно – на уровне послов и постоянных представителей при совете
НАТО. В Брюсселе при штаб-квартире альянса в марте 1998 г. было открыто российское
представительство. Миссию НАТО было решено открыть в Москве.
Формально заручившись пониманием России в вопросах безопасности в Европе, страны
альянса продолжили курс на его расширение. В июле 1997 г. в Мадриде на сессии совета
НАТО Польша, енгрия и Чехия были официально приглашены в альянс, и в марте 1999 г.
по завершении необходимых процедур они официально стали его членами. Вопрос о
расширении не был этим исчерпан. На юбилейной сессии совета НАТО в Вашингтоне в
апреле 1999 г. было заявлено, что Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония,
Румыния, Словакия, Словения и Эстония являются новыми кандидатами на вступление в
альянс.
На той же сессии была принята новая «Стратегическая концепция НАТО» (прежняя
концепция была принята в ноябре 1991 г. на сессии в Риме). В ней было произведено две
новации. Во-первых, страны альянса расширили круг своих задач по сравнению с тем, как
они были очерчены в ст. 5 Вашингтонского договора. Помимо {♦} коллективной обороны
в случае нападения на одну из стран НАТО организация теперь была готова выполнять и
другие военно-политические миссии, например, миротворческого, гуманитарного и иного
характера. Во-вторых, расширилась географическая сфера действия договора.
Организация отныне была готова выполнять свои расширившиеся функции вне пределов
территории стран-участниц. Принятие новой концепции было связано с событиями на
Балканах. Государства НАТО готовили правовое обоснование, которые бы позволило им
провести силовые акции в бывшей Югославии, которая не входила ранее в сферу действия
союза (см. ниже).
К содержанию главы
Изменение внешнеполитических приоритетов Ирана
В мае 1989 г. умер Р.Хомейни. Духовная и светская власть в стране на время
сосредоточилась в руках аятоллы Али Хаменеи, крайнего фундаменталиста, сподвижника
умершего имама. Сохранив за собой духовную власть, он в июле 1991 г. передал светскую
Али Акбару Хашеми Рафсанджани, который стал президентом. Представляя более
умеренные консервативные круги, новый глава государства стремился преодолеть
международную изоляцию Ирана. Но серьезных изменений иранская внешняя политика
не претерпела. Ее основой остался экспорт исламской революции. Но под таковым стал
подразумеваться экспорт культурной революции в форме идеологической экспансии в
страны Ближнего и Среднего Востока и государства СНГ.
В 1992 г. Иран вновь установил контроль над островами в Ормузском проливе, угрожая в
случае чрезвычайных обстоятельств закрыть вход в Персидский залив. Усиленными
темпами шло военное строительство, осуществлялась программа создания тактических
ракет. По-прежнему «основными врагами» Тегерана считались США и Израиль. Иран
продолжал оказывать помощь экстремистским палестинским группировкам и радикалам в
Ливане, Алжире и других арабских странах. Вместе с тем, правительство А.А.Хашеми
Рафсанджани провозгласило курс на расширение связей с Россией и странами Западной
Европы. Устремления президента сдерживались сопротивлением духовенства по главе с
А.Хаменеи.
Изменения в иранской политике стали заметнее с приходом к власти президента
Мохаммеда Хатами в мае 1997 г. Он придерживался линии избирательной либерализации
и реформ. Вместо экспорта исламской революции была провозглашена доктрина диалога
цивилизаций. Новый президент призвал к установлению связей с США, совершил поездку
во Францию (1999 г.) и Россию (2001 г.), предпринял некоторые шаги к улучшению
отношений с арабскими странами. Реформаторский курс М.Хатами тоже натолкнулся на
сопротивление А.Хаменеи. Противостояние Ирана с США и Израилем не было
преодолено, хотя ирано-американские торгово-экономические связи в начале 2000-х годов
стали развиваться быстрее.
Более успешным был курс на сближение с Москвой. Россия и Иран занимали сходные
позиции по вопросам ограничения систем {♦} ПРО, прекращения расширения НАТО на
Восток и некоторым другим. Развивалось российско-иранское сотрудничество в области
мирного использования ядерной энергии – Россия с 1994 г. поставляла Ирану элементы
оборудования для строительства атомной электростанции в Бушере. В США полагали, это
сотрудничество дает Тегерану дополнительные возможности для реализации ядерных
программ военного характера.
К середине первого десятилетия нового века в Иране стали заметны признаки
общественного недовольства консервативной политикой духовных и светских властей.
Западные страны стремились содействовать консолидации иранской оппозиции.
К содержанию главы
Нормализация российско-украинских отношений
(май 1997)
Во второй половине 90-х годов наметился спад скрытого противостояния между странами
постсоветского пространства, прежде всего Россией и Украиной. Самой болезненной
точкой российско-украинских отношений де-факто оставался вопрос о принадлежности
Крыма и пунктах базирования российского Черноморского флота в портах Крымского
полуострова.
Крым вошел в Российскую империю в 1783 г. после русско-турецкой войны. В советское
время в 1921 г. на территории полуострова была создана Крымская АССР в составе
РСФСР. Ее население составляли русские, крымские татары, греки, армяне, украинцы,
караимы, крымчаки и др. В годы Второй мировой войны Крым находился в зоне
германской оккупации. После изгнания германских войск с территории полуострова в
1944 г. по решению сталинского руководства из Крыма было выслано крымско-татарское
население, обвиненное в сотрудничестве с германскими оккупантами. Крымским татарам
было разрешено возвращаться в Крым только в 1967 г. Но возвращения в массовом
порядке не происходило.
Крымская АССР в 1945 г. была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР. Но
в 1954 г. по настоянию Н.С.Хрущева она была передана в состав Украинской ССР.
Этнический состав Крымской области к тому времени изменился. Большинство ее
населения стали составлять русские, украинцы и белорусы, в том числе переселившиеся
туда после 1945 г. В культурном отношении население этой территории ориентировалась
на Россию, и русский язык был разговорным языком полуострова. В феврале 1991 г. на
территории Крыма была воссоздана Крымская АССР в составе Украинской ССР. Более
интенсивно стал протекать процесс возвращения в Крым крымско-татарского населения.
Распад СССР, провозглашение независимости Украины и начавшаяся вслед за тем
украинизация Крыма вызвали на полуострове всплеск настроений за передачу Крыма
обратно в состав России. В крымских городах возникли организации, добивавшиеся
отделения Крыма от Украины и вхождения его в РФ. На выборах президента Крыма в
1994 г. эти силы добились успехов. Опасаясь отделения {♦} Крыма, украинское
правительство приняло ряд жестких мер по ограничению прав Крымской автономии и
усиления полномочий центральной власти в регулировании ситуации на полуострове. Это
вызвало рост политической напряженности.
Российская Федерация имела возможности существенно влиять на положение в Крыму.
Однако правительство России не высказывало официальных претензий на Крым.
Приоритетным интересом Москвы в связи с ситуацией вокруг Крыма было обеспечение
возможности сохранить военно-морские базы России в Севастополе, Балаклаве и
некоторых других пунктах. В 90-х годах по этому вопросу прошло несколько туров
российско-украинских переговоров. Оставаясь на позиции отказа от территориальных