ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5559

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

пользовавшегося поддержкой талибов, вынудила сопредельные с Афганистаном страны 
принимать меры для противодействия ей. Россия, Узбекистан, Таджикистан и Иран стали 
оказывать военную помощь Северному альянсу, под защитой которого оставалось 
правительство Б.Раббани. {♦}   

К содержанию главы 

 

Конфликт в сербском крае Косово и вторая 

      интервенция НАТО на Балканах 

 

Подписание Дейтонских соглашений по Боснии не стало завершающим этапом 
дезинтеграции бывшей Югославии. В конце 90-х годов обострился конфликт в сербском 
крае Косово, население которого состояло из албанцев и сербов при численном 
преимуществе первых. Еще в 1989 г. в ответ на требования албанского большинства 
объявить край республикой лидер Сербии С.Милошевич де-факто отменил автономный 
статус Косово (по конституции 1974 г. он, входя в состав Сербии, фактически пользовался 
правами республики). Это не разрешило проблему, так как косовские албанцы 
продолжали требовать расширения своих прав, выжидая момента для активизации 
борьбы. Война в Хорватии и Боснии способствовала снижению активности косовских 
албанцев, так как они опасались, что в условиях военного времени сербскому руководству 
будет легче применить против них силу. Подписание Дейтонских соглашений, показавшее 
слабость международных позиций Сербии, послужило косовским албанцам ободряющим 
сигналом. Последовала активизация сепаратистов.  

 

Отменив в 1996 г. санкции против Югославии после Дейтонских соглашений, 
международное сообщество отказалось восстановить ее членство в ООН, ОБСЕ и 
международных финансово-экономических институтах. Предварительным условием 
нормализации отношений с СРЮ западные страны считали урегулирование «косовской 
проблемы» и восстановление самоуправления края. Албанское население Косово не 
подчинялось белградским властям, создав свои структуры управления. Страны НАТО 
требовали от С.Милошевича согласия на переговоры с лидером умеренных албанцев 
Ибрагимом Руговой.  

 

Ситуация обострилась, когда весной 1997 г. в Республике Албании разразился кризис, 
связанный с падением режима Сали Бериши (пользовавшегося поддержкой США). В 
результате протестов населения, пострадавшего от краха «финансовых пирамид» – афер, в 
причастности к которым обвинялось албанское руководство, – в Албании возник «вакуум 
власти». Центральное правительство утратило контроль над положением дел. В ситуации 
политического брожения произошла вспышка настроений в пользу реализации «проекта 
Великой Албании» через присоединение к Албании сербских земель с албанским 
населением.  

 


background image

На территории Северной Албании, подконтрольной правительству в Тиране, были 
созданы базы боевиков «Освободительной армии Косово», которые стали наносить 
отсюда удары по федеральным войскам и сербской полиции в Косово. Отряды боевиков 
пополнялись за счет беженцев из числа косовских албанцев, уходивших на албанскую 
территорию от этнических чисток, проводимых в крае укомплектованными сербами 
федеральными подразделениями.  

 

Пытаясь удержать контроль над ситуацией, в феврале 1998 г. С.Милошевич (в 1997 г. 
истек срок его мандата в качестве прези-{♦}дента Сербии, и он стал президентом СРЮ) 
принял решение ввести в Косово дополнительные силы армии и военной полиции. Между 
правительственными войсками и сепаратистами начались столкновения, в ходе которых 
страдало гражданское население – сербское и албанское. Международное сообщество 
зафиксировало в крае нарушения прав человека. Страны НАТО требовали от Белграда 
отказаться от применения силы. Фактически они стали на сторону косовских албанцев.  

 

Конфликт стал предметом рассмотрения в Совете безопасности. 23 сентября 1998 г. он 
принял резолюцию № 1199 с требованием прекратить военные действия в Косово. 
Резолюция предусматривала в случае продолжения войны возможность принятия 
«дополнительных мер» для обеспечения мира.  

 

13 октября 1998 г. совет НАТО принял решение о начале бомбардировок Сербии в случае 
ее отказа принять требования Совета безопасности. Правительство СРЮ пошло на 
уступки и сократило военный контингент в Косово. Напряженность не спадала. Страны 
НАТО настаивали на введении в Косово многонационального миротворческого 
контингента, в задачи которого входило бы обеспечения гуманитарных прав всего 
населения края. В Косово предлагалось осуществить «гуманитарную интервенцию».  

 

Западные страны предложили созвать в Рамбуйе (Франция) конференцию 
конфликтующих сторон для выработки компромисса. 30 января 1999 г. руководство 
НАТО выступило с энергичным призывом к участникам конфликта согласиться на 
переговоры, угрожая в противном случае нанести по ним авиаудары. Переговоры 
начались. По их результатам в феврале-марте 1999 г. был выработан текст мирного 
соглашения («соглашение в Рамбуйе»). Но делегация Сербии отказалась его подписать, 
сочтя неприемлемым включенное в текст требование о вводе в Косово иностранных 
войск.  

 

20 марта 1999 г. территорию края покинули наблюдатели ОБСЕ, а 24 марта ВВС НАТО 
начали систематические бомбардировки стратегических объектов по всей территории 
Сербии, включая Белград (мосты, правительственные здания, аэродромы, места 
расположения армейских частей и т.д.). Югославия стала объектом военного нападения 
НАТО, действия которой не были непосредственно санкционированы решениями Совета 
безопасности. После двухмесячных бомбардировок сербское правительство было 


background image

вынуждено согласиться вывести федеральные силы армии и полиции из Косово. При 
посредничестве России («миссия В.С.Черномырдина») 9 июня 1999 г. сербские 
представители и командование сил НАТО подписали соглашение о прекращении огня и 
выводе правительственных войск из Косово, взамен которых 3 июня 1999 г. в край был 
введен контингент НАТО. Косово было фактически отторгнуто от Югославии. «Армия 
освобождения Косово» была легализована под видом косовской военной полиции. 
Сербское население края почти полностью его покинуло. Действия НАТО в Косово не 
были санк-{♦}ционированы ООН, но их результаты были одобрены резолюцией СБ ООН 
№ 1244 от 10 июня 1999 г.  

 

Российская Федерация выступала против интервенции в Косово и оказывала Сербии 
гуманитарную и экономическую помощь. Проблема Косово вызвала напряженность в 
отношениях между Москвой и НАТО. Государственную Думу России переполняли 
настроения в пользу принятия «энергичных» мер в защиту Сербии. Со своей стороны, 
западные политики критиковали Россию за отказ поддержать НАТО и требовали 
применить против нее санкции. Косовский вопрос был предметом напряженных 
политических консультаций между российскими дипломатами и представителями 
западных стран, целью которых было предупредить подрыв отношений между Россией и 
Западом.  

 

Когда к лету 1999 г. стало очевидно, что ввод иностранных войск в Косово неизбежен, 
российское правительство по просьбе сербского руководства и по приглашению 
командования НАТО согласилось направить воинский контингент в состав 
многонациональных сил, с тем чтобы он был размещен в районах компактного 
проживания сербов в Косово для их защиты.  

 

После поражения в Косово ситуация в Югославии еще больше осложнилась. Президент 
СРЮ С.Милошевич решил выставить свою кандидатуру для избрания президентом 
Сербии, поскольку подозревал, что единое государство Сербии и Черногории, которое он 
официально возглавлял, может распасться. Выборы была назначены на 8 сентября 2000 г. 
Официально они принесли победу С.Милошевичу, но оппозиция отказалась признать их 
результаты.  

 

В стране начались протесты. Вооруженные силы отказались подчиняться президенту, он 
был бескровно отстранен от власти 6 октября 2000 г. после решения конституционного 
суда Сербии, который вынес вердикт в пользу законности избрания президентом 
кандидата оппозиции Воислава Коштуницы. С.Милошевич официально отказался от 
власти, и В.Коштуница был провозглашен президентом. Его приход позволил 
нормализовать отношения Югославии с западными странами. Новое сербское 
правительство возглавил Зоран Джинджич, по настоянию которого С.Милошевич в июне 
2001 г. был выдан Международному трибуналу в Гааге по обвинению в преступлениях 
против человечности в связи с событиями в Косово. (В феврале 2003 г. З.Джинджич был 
убит в Белграде.)  


background image

 

Смена власти в Сербии не остановила дезинтеграции СРЮ. Пришедший еще в мае 1998 г. 
к власти в Черногории президент Мило Джуканович повел дело к мирному отделению от 
Сербии. В марте 2002 г. при посредничестве Евросоюза было подписано соглашение о 
преобразовании Югославии в Федерацию Сербии и Черногории при сохранении их в 
составе единого государства. Но Черногория продолжала настаивать на полном отделении 
от Сербии. Евросоюз предпочитал сохранение Югославии как единого государства, так 
как миссии Евросоюза в Косово действовали на основании докумен-{♦}тов, принятых в 
отношении Югославии, и исчезновение этого государства формально поставило бы под 
вопрос их легитимность. Между тем, Косово, номинально числясь частью Сербии, 
фактически управлялось чиновниками ООН. С 4 февраля 2003 г. в связи с принятием 
новой конституционной хартии бывшая Союзная Республика Югославия стала 
официально называться Сербией и Черногорией.  

К содержанию главы 

 

Гуманитарные операции как форма регулирования 

      международных отношений 

 

Вторая интервенция НАТО на Балканах, в Косово, была обоснована как гуманитарная 
интервенция, то есть операция в интересах предотвращения или приостановки 
«гуманитарной катастрофы». В международном сообществе отсутствовало разделяемое 
большинством стран определение того, что можно, а что нельзя считать гуманитарной 
катастрофой. Но военно-силовые акции в интересах свержения правительств, на 
подконтрольных территориях которых происходила массовая гибель людей, 
предпринимались отдельными странами и прежде – обычно с молчаливого согласия 
других государств или в сопровождении их формальных протестов, не подкрепленных 
реальными санкциями.  

 

Примером гуманитарного вмешательства оказалась по результатам интервенция Индии в 
1971 г. в Восточном Пакистане, когда из-за внутреннего конфликта в Пакистане 
несколько миллионов беженцев были вынуждены бежать на индийскую территорию. 
Сходным образом вмешательство Вьетнама в 1978 г. в Камбодже повлекло свержение 
диктатуры Пол Пота, политика которого перед этим привела к гибели более 2 млн 
жителей этой страны. Как и действия Дели в 1971 г., акция Вьетнама представляла собой 
нарушение суверенитета соседнего государства и противоречила признанным нормам 
международного права.  

 

В 1979 г. вторжение войск Танзании на территорию соседней Уганды привело к падению 
режима генерала Иди Амина, за время правления которого с 1971 г. в стране было убито 
более 300 тыс. угандийцев, подозревавшихся в нелояльности И.Амину. Вступая в 
конфликт, Танзания преследовала цель отразить попытки угандийского режима 


background image

отторгнуть часть танзанийской территории. Но объективно танзанийское вмешательство 
положило конец правлению режима, практиковавшего систематические убийства своих 
граждан. В 1992 г. гуманитарная интервенция силами контингентов ООН и вооруженных 
сил США была осуществлена в Сомали, где угроза гуманитарной катастрофа (голода и 
эпидемий) возникла в результате затяжного внутреннего конфликта (см. гл. 12). От имени 
ООН на основании резолюции № 929 от 22 июня 1994 г. акции ради предотвращения 
столкновений на этнической почве между народностями тутси и хуту предпринимались и 
Францией в Руанде.  

 

В этом контексте вмешательство НАТО в Косово представляло собой шаг в цепи 
прецедентов вмешательства по внутренние дела {♦} иностранного государства под 
лозунгом защиты гуманитарных прав. В период интервенции в Косово страны НАТО 
развернули кампанию давления на международное общественное мнение, стремясь 
узаконить право международного сообщества осуществлять вмешательство в дела 
суверенных государств, политика которых ведет к нарушениям гуманитарных прав. 
Лозунгом этой кампании было: «Права человека – важнее государственного 
суверенитета». Этот тезис не встречал возражений внутри НАТО. С ним были солидарны 
многие другие государства. Речь шла о стремлении формально легализовать 
гуманитарные интервенции, закрепив практику их проведения решениями ООН и других 
международных организаций, с тем чтобы со временем превратить гуманитарные 
интервенции в общепризнанную норму международного права.  

 

В 90-х годах правительство Российской Федерации не возражало против проведения 
гуманитарных операций, но настаивало на избирательном отношении к ним. Российское 
руководство считало возможным проведение подобных операций исключительно на 
основании решения Совета безопасности и под его руководством. В начале 2000-х годов 
Россия стала энергичнее, чем прежде, выступать в защиту права государственного 
суверенитета и невмешательства во внутренние дела иностранных государств. Москва 
считала гуманитарные интервенции крайним, исключительным средством 
международного регулирования и выступала против их превращения в универсальную 
норму. Сходной точки зрения придерживались Китай и ряд других государств.  

К содержанию главы 

 

Образование новых группировок на пространстве СНГ 

 

Ослабление международных позиций России, проявившееся после финансового кризиса 
1998 г. и в ходе попыток Москвы предотвратить вмешательство НАТО в Косово, 
способствовало развитию процессов дифференциации на постсоветском пространстве. 
Малые и средние страны СНГ стали еще недоверчивее относиться к российскому 
лидерству и активнее искать альтернативы ему.