ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5559
Скачиваний: 27
пользовавшегося поддержкой талибов, вынудила сопредельные с Афганистаном страны
принимать меры для противодействия ей. Россия, Узбекистан, Таджикистан и Иран стали
оказывать военную помощь Северному альянсу, под защитой которого оставалось
правительство Б.Раббани. {♦}
К содержанию главы
Конфликт в сербском крае Косово и вторая
интервенция НАТО на Балканах
Подписание Дейтонских соглашений по Боснии не стало завершающим этапом
дезинтеграции бывшей Югославии. В конце 90-х годов обострился конфликт в сербском
крае Косово, население которого состояло из албанцев и сербов при численном
преимуществе первых. Еще в 1989 г. в ответ на требования албанского большинства
объявить край республикой лидер Сербии С.Милошевич де-факто отменил автономный
статус Косово (по конституции 1974 г. он, входя в состав Сербии, фактически пользовался
правами республики). Это не разрешило проблему, так как косовские албанцы
продолжали требовать расширения своих прав, выжидая момента для активизации
борьбы. Война в Хорватии и Боснии способствовала снижению активности косовских
албанцев, так как они опасались, что в условиях военного времени сербскому руководству
будет легче применить против них силу. Подписание Дейтонских соглашений, показавшее
слабость международных позиций Сербии, послужило косовским албанцам ободряющим
сигналом. Последовала активизация сепаратистов.
Отменив в 1996 г. санкции против Югославии после Дейтонских соглашений,
международное сообщество отказалось восстановить ее членство в ООН, ОБСЕ и
международных финансово-экономических институтах. Предварительным условием
нормализации отношений с СРЮ западные страны считали урегулирование «косовской
проблемы» и восстановление самоуправления края. Албанское население Косово не
подчинялось белградским властям, создав свои структуры управления. Страны НАТО
требовали от С.Милошевича согласия на переговоры с лидером умеренных албанцев
Ибрагимом Руговой.
Ситуация обострилась, когда весной 1997 г. в Республике Албании разразился кризис,
связанный с падением режима Сали Бериши (пользовавшегося поддержкой США). В
результате протестов населения, пострадавшего от краха «финансовых пирамид» – афер, в
причастности к которым обвинялось албанское руководство, – в Албании возник «вакуум
власти». Центральное правительство утратило контроль над положением дел. В ситуации
политического брожения произошла вспышка настроений в пользу реализации «проекта
Великой Албании» через присоединение к Албании сербских земель с албанским
населением.
На территории Северной Албании, подконтрольной правительству в Тиране, были
созданы базы боевиков «Освободительной армии Косово», которые стали наносить
отсюда удары по федеральным войскам и сербской полиции в Косово. Отряды боевиков
пополнялись за счет беженцев из числа косовских албанцев, уходивших на албанскую
территорию от этнических чисток, проводимых в крае укомплектованными сербами
федеральными подразделениями.
Пытаясь удержать контроль над ситуацией, в феврале 1998 г. С.Милошевич (в 1997 г.
истек срок его мандата в качестве прези-{♦}дента Сербии, и он стал президентом СРЮ)
принял решение ввести в Косово дополнительные силы армии и военной полиции. Между
правительственными войсками и сепаратистами начались столкновения, в ходе которых
страдало гражданское население – сербское и албанское. Международное сообщество
зафиксировало в крае нарушения прав человека. Страны НАТО требовали от Белграда
отказаться от применения силы. Фактически они стали на сторону косовских албанцев.
Конфликт стал предметом рассмотрения в Совете безопасности. 23 сентября 1998 г. он
принял резолюцию № 1199 с требованием прекратить военные действия в Косово.
Резолюция предусматривала в случае продолжения войны возможность принятия
«дополнительных мер» для обеспечения мира.
13 октября 1998 г. совет НАТО принял решение о начале бомбардировок Сербии в случае
ее отказа принять требования Совета безопасности. Правительство СРЮ пошло на
уступки и сократило военный контингент в Косово. Напряженность не спадала. Страны
НАТО настаивали на введении в Косово многонационального миротворческого
контингента, в задачи которого входило бы обеспечения гуманитарных прав всего
населения края. В Косово предлагалось осуществить «гуманитарную интервенцию».
Западные страны предложили созвать в Рамбуйе (Франция) конференцию
конфликтующих сторон для выработки компромисса. 30 января 1999 г. руководство
НАТО выступило с энергичным призывом к участникам конфликта согласиться на
переговоры, угрожая в противном случае нанести по ним авиаудары. Переговоры
начались. По их результатам в феврале-марте 1999 г. был выработан текст мирного
соглашения («соглашение в Рамбуйе»). Но делегация Сербии отказалась его подписать,
сочтя неприемлемым включенное в текст требование о вводе в Косово иностранных
войск.
20 марта 1999 г. территорию края покинули наблюдатели ОБСЕ, а 24 марта ВВС НАТО
начали систематические бомбардировки стратегических объектов по всей территории
Сербии, включая Белград (мосты, правительственные здания, аэродромы, места
расположения армейских частей и т.д.). Югославия стала объектом военного нападения
НАТО, действия которой не были непосредственно санкционированы решениями Совета
безопасности. После двухмесячных бомбардировок сербское правительство было
вынуждено согласиться вывести федеральные силы армии и полиции из Косово. При
посредничестве России («миссия В.С.Черномырдина») 9 июня 1999 г. сербские
представители и командование сил НАТО подписали соглашение о прекращении огня и
выводе правительственных войск из Косово, взамен которых 3 июня 1999 г. в край был
введен контингент НАТО. Косово было фактически отторгнуто от Югославии. «Армия
освобождения Косово» была легализована под видом косовской военной полиции.
Сербское население края почти полностью его покинуло. Действия НАТО в Косово не
были санк-{♦}ционированы ООН, но их результаты были одобрены резолюцией СБ ООН
№ 1244 от 10 июня 1999 г.
Российская Федерация выступала против интервенции в Косово и оказывала Сербии
гуманитарную и экономическую помощь. Проблема Косово вызвала напряженность в
отношениях между Москвой и НАТО. Государственную Думу России переполняли
настроения в пользу принятия «энергичных» мер в защиту Сербии. Со своей стороны,
западные политики критиковали Россию за отказ поддержать НАТО и требовали
применить против нее санкции. Косовский вопрос был предметом напряженных
политических консультаций между российскими дипломатами и представителями
западных стран, целью которых было предупредить подрыв отношений между Россией и
Западом.
Когда к лету 1999 г. стало очевидно, что ввод иностранных войск в Косово неизбежен,
российское правительство по просьбе сербского руководства и по приглашению
командования НАТО согласилось направить воинский контингент в состав
многонациональных сил, с тем чтобы он был размещен в районах компактного
проживания сербов в Косово для их защиты.
После поражения в Косово ситуация в Югославии еще больше осложнилась. Президент
СРЮ С.Милошевич решил выставить свою кандидатуру для избрания президентом
Сербии, поскольку подозревал, что единое государство Сербии и Черногории, которое он
официально возглавлял, может распасться. Выборы была назначены на 8 сентября 2000 г.
Официально они принесли победу С.Милошевичу, но оппозиция отказалась признать их
результаты.
В стране начались протесты. Вооруженные силы отказались подчиняться президенту, он
был бескровно отстранен от власти 6 октября 2000 г. после решения конституционного
суда Сербии, который вынес вердикт в пользу законности избрания президентом
кандидата оппозиции Воислава Коштуницы. С.Милошевич официально отказался от
власти, и В.Коштуница был провозглашен президентом. Его приход позволил
нормализовать отношения Югославии с западными странами. Новое сербское
правительство возглавил Зоран Джинджич, по настоянию которого С.Милошевич в июне
2001 г. был выдан Международному трибуналу в Гааге по обвинению в преступлениях
против человечности в связи с событиями в Косово. (В феврале 2003 г. З.Джинджич был
убит в Белграде.)
Смена власти в Сербии не остановила дезинтеграции СРЮ. Пришедший еще в мае 1998 г.
к власти в Черногории президент Мило Джуканович повел дело к мирному отделению от
Сербии. В марте 2002 г. при посредничестве Евросоюза было подписано соглашение о
преобразовании Югославии в Федерацию Сербии и Черногории при сохранении их в
составе единого государства. Но Черногория продолжала настаивать на полном отделении
от Сербии. Евросоюз предпочитал сохранение Югославии как единого государства, так
как миссии Евросоюза в Косово действовали на основании докумен-{♦}тов, принятых в
отношении Югославии, и исчезновение этого государства формально поставило бы под
вопрос их легитимность. Между тем, Косово, номинально числясь частью Сербии,
фактически управлялось чиновниками ООН. С 4 февраля 2003 г. в связи с принятием
новой конституционной хартии бывшая Союзная Республика Югославия стала
официально называться Сербией и Черногорией.
К содержанию главы
Гуманитарные операции как форма регулирования
международных отношений
Вторая интервенция НАТО на Балканах, в Косово, была обоснована как гуманитарная
интервенция, то есть операция в интересах предотвращения или приостановки
«гуманитарной катастрофы». В международном сообществе отсутствовало разделяемое
большинством стран определение того, что можно, а что нельзя считать гуманитарной
катастрофой. Но военно-силовые акции в интересах свержения правительств, на
подконтрольных территориях которых происходила массовая гибель людей,
предпринимались отдельными странами и прежде – обычно с молчаливого согласия
других государств или в сопровождении их формальных протестов, не подкрепленных
реальными санкциями.
Примером гуманитарного вмешательства оказалась по результатам интервенция Индии в
1971 г. в Восточном Пакистане, когда из-за внутреннего конфликта в Пакистане
несколько миллионов беженцев были вынуждены бежать на индийскую территорию.
Сходным образом вмешательство Вьетнама в 1978 г. в Камбодже повлекло свержение
диктатуры Пол Пота, политика которого перед этим привела к гибели более 2 млн
жителей этой страны. Как и действия Дели в 1971 г., акция Вьетнама представляла собой
нарушение суверенитета соседнего государства и противоречила признанным нормам
международного права.
В 1979 г. вторжение войск Танзании на территорию соседней Уганды привело к падению
режима генерала Иди Амина, за время правления которого с 1971 г. в стране было убито
более 300 тыс. угандийцев, подозревавшихся в нелояльности И.Амину. Вступая в
конфликт, Танзания преследовала цель отразить попытки угандийского режима
отторгнуть часть танзанийской территории. Но объективно танзанийское вмешательство
положило конец правлению режима, практиковавшего систематические убийства своих
граждан. В 1992 г. гуманитарная интервенция силами контингентов ООН и вооруженных
сил США была осуществлена в Сомали, где угроза гуманитарной катастрофа (голода и
эпидемий) возникла в результате затяжного внутреннего конфликта (см. гл. 12). От имени
ООН на основании резолюции № 929 от 22 июня 1994 г. акции ради предотвращения
столкновений на этнической почве между народностями тутси и хуту предпринимались и
Францией в Руанде.
В этом контексте вмешательство НАТО в Косово представляло собой шаг в цепи
прецедентов вмешательства по внутренние дела {♦} иностранного государства под
лозунгом защиты гуманитарных прав. В период интервенции в Косово страны НАТО
развернули кампанию давления на международное общественное мнение, стремясь
узаконить право международного сообщества осуществлять вмешательство в дела
суверенных государств, политика которых ведет к нарушениям гуманитарных прав.
Лозунгом этой кампании было: «Права человека – важнее государственного
суверенитета». Этот тезис не встречал возражений внутри НАТО. С ним были солидарны
многие другие государства. Речь шла о стремлении формально легализовать
гуманитарные интервенции, закрепив практику их проведения решениями ООН и других
международных организаций, с тем чтобы со временем превратить гуманитарные
интервенции в общепризнанную норму международного права.
В 90-х годах правительство Российской Федерации не возражало против проведения
гуманитарных операций, но настаивало на избирательном отношении к ним. Российское
руководство считало возможным проведение подобных операций исключительно на
основании решения Совета безопасности и под его руководством. В начале 2000-х годов
Россия стала энергичнее, чем прежде, выступать в защиту права государственного
суверенитета и невмешательства во внутренние дела иностранных государств. Москва
считала гуманитарные интервенции крайним, исключительным средством
международного регулирования и выступала против их превращения в универсальную
норму. Сходной точки зрения придерживались Китай и ряд других государств.
К содержанию главы
Образование новых группировок на пространстве СНГ
Ослабление международных позиций России, проявившееся после финансового кризиса
1998 г. и в ходе попыток Москвы предотвратить вмешательство НАТО в Косово,
способствовало развитию процессов дифференциации на постсоветском пространстве.
Малые и средние страны СНГ стали еще недоверчивее относиться к российскому
лидерству и активнее искать альтернативы ему.