ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5560
Скачиваний: 27
претензий к Украине, российская сторона добивалась согласия Киева на сохранение
российского военного присутствия на полуострове.
Со своей стороны, украинское правительство вело торг об условиях пребывания
российского ВМФ в Крыму, пытаясь оказать давление на Москву заявлениями о
намерении при наступлении благоприятных обстоятельств вступить в НАТО. «Крымский
вопрос», формально не существовавший для официальных делегаций Украины и России,
на деле превратился в узел острых российско-украинских противоречий.
Стремясь положить конец негласному противостоянию, руководство обеих стран
предприняло энергичные усилия для предотвращения роста враждебности. 28 мая 1997 г.
было подписано три российско-украинских соглашения по Черноморскому флоту, в
основу которых был положен принцип совместного использования военно-морских баз
вооруженными силами обеих стран. Россия получила право сохранить военное
присутствие в Крыму.
31 мая 1997 г. после мощной информационной кампании в поддержку улучшения
российско-украинских отношений президент России Б.Н.Ельцин и президент Украины
Л.Д.Кучма подписали в Москве российско-украинский договор о дружбе, сотрудничестве
и партнерстве, который был ратифицирован парламентами обеих стран лишь в конце 1998
г. из-за бурных и продолжительных дебатов, в которые вылилось его обсуждение в
Государственной Думе России.
В договоре было зафиксировано отсутствие у обеих стран претензий, в том числе
территориальных, друг к другу, что означало окончательное разрешение вопроса о
принадлежности Крыма в пользу Украины. Параллельно с подписанием основного
договора между Россией и Украиной было подписано 18 соглашений,
конкретизировавших условия пребывания и статус российских войск на территории
Крыма. Процесс нормализации стал развиваться по возрастающей. 28 января 2003 г. во
время пребывания президента РФ В.В.Путина в Киеве был подписан российско-
украинский договор о государственной границе, в основном определивший линию
сухопутной границы между двумя странами на всем ее протяжении от Азовского моря до
границ с Белоруссией. {♦}
К содержанию главы
Национальное примирение в Таджикистане
К середине 90-х годов в результате свертывания помощи таджикской оппозиции со
стороны афганских таджиков созрели предпосылки для урегулирования конфликта в
Таджикистане. Правительство президента Э.Рахмонова укрепляло позиции. В 1994 г. он
смог победить на президентских выборах и укрепить свою легитимность. Надежды его
противников на помощь со стороны афганских таджиков таяли: формирования Северного
альянса терпели поражения от талибов и были не в состоянии помогать кому бы то ни
было. Пользуясь моментом, президент Э.Рахмонов согласился на переговоры с
Объединенной таджикской оппозицией, чего та уже давно добивалась.
В 1996 г. между таджикскими властями и оппозицией при посредничестве России и Ирана
начались переговоры. Они протекали сложно и велись на фоне возобновлявшихся
вспышек вооруженной борьбы. Хотя Э.Рахмонов, опираясь на поддержку Москвы,
представлял самую сильную таджикскую партию, оппозиция сохраняла потенциал, чтобы
дестабилизировать ситуацию. Российская делегация оказывала давление на обе
таджикские стороны.
Межтаджикские переговоры завершились подписанием в Москве 27 июня 1997 г.
Э.Рахмоновым и С.Абдулло Нури в присутствии президента РФ Б.Н.Ельцина Общего
соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.
Соглашение положило конец гражданской войне. Начался процесс урегулирования.
Россия стала одним из его гарантов. Было сформировано коалиционное правительство.
Лидеры оппозиции получили в нем около трети мест. Последовала медленная интеграция
вооруженных формирований оппозиции в правительственные силовые структуры.
Национальное примирение не означало разрешения всех межтаджикских противоречий.
Сохранилась напряженность в отношениях между региональными группами. Оппозиция
отказалась от вооруженной борьбы, но не от идеи построения в Таджикистане исламского
государства. Соглашение было недоверчиво встречено проузбекским худжандским
кланом. Северные таджики были против включения в правительство лидеров исламской
оппозиции, полагая, что это может привести к росту влияния экстремистских настроений.
Это опасения разделяли в соседнем Узбекистане, власти которого подозревали, что
интегрированная во власть исламская оппозиций Таджикистана станет оказывать помощь
антиправительственным исламским движениям на территории самого Узбекистана.
Переходный период, определенный Общим соглашением 1997 г., завершился
проведением парламентских выборов на основе новой редакции конституции,
определившей создание двухпалатного парламента, первые выборы в который прошли в
феврале 2000 г. В июне 2000 г. по предложению президента Э.Рахмонова совет глав
государств СНГ принял решение о прекращении деятельности коллективных
миротворческих сил СНГ (полностью состоявших из российского контингента) в этой
стране. Присутствие российского {♦} пограничного отряда на территории Таджикистана
было сохранено. Во время саммита СНГ в Душанбе в апреле 2003 г. была достигнута
российско-таджикская договоренность о преобразовании дислоцированной в
Таджикистане 201-й российской дивизии в военную базу.
К содержанию главы
Проведение ядерных испытаний Индией
и Пакистаном (май 1998) и кризис режима
нераспространения ядерного оружия
Индийско-пакистанские связи по-прежнему отличались чередованием кратких оттепелей
и длительных похолоданий. Стороны старались избежать неконтролируемого роста
напряженности и возобновляли попытки диалога. В апреле 1997 г. в Дели даже стали
поговаривать о возможности создания конфедерации с Пакистаном и Бангладеш. Но
взаимопонимание не налаживалось. Подписание соглашений по частным вопросам
(кодекс поведения в отношении дипломатических представителей, совместная декларация
о запрещении применения химического оружия в августе 1992 г.) не перерастало в общую
нормализацию. Фоном диалога продолжали оставаться пограничные столкновения
небольшого масштаба.
Летом 1997 г. они стали более интенсивными. Еще в начале 90-х годов лидеры обеих
стран намекали на наличие под их контролем ядерного оружия. В Пакистане осторожные
признания в таком духе в 1992 г. допускала премьер-министр Беназир Бхутто (дочь
бывшего пакистанского президента З.А.Бхутто). В 1994 г. президент Пакистана Наваз
Шариф откровенно заявил, что Пакистан обладает атомной бомбой и готов ее применять
для обороны.
Ни Индия, ни Пакистан не подписывали договор о нераспространении ядерного оружия.
Индия не делала этого, ссылаясь на неприемлемость для нее «второразрядного», как
считали в Дели, статуса безъядерной державы, неуместность международного контроля
над индийскими ядерными программами и опасения в отношении ядерной стратегии
Китая. Пакистан соглашался присоединиться к договору лишь в случае, если то же самое
сделает Индия.
Стремясь оказать давление на Пакистан, 11 мая 1998 г. Индия произвела испытание трех
ядерных устройств, 13 мая – еще двух. В ответ испытания ядерных устройств провел
Пакистан – 26 мая 1998 г. их было взорвано пять, 30 мая – еще одно. Специалисты
полагали, что еще к 2000 г. Индия была в состоянии произвести более 450 атомных бомб,
а Пакистан – более 100. Майские события 1998 г. означали, что в мире появилось две
непризнанные ядерные державы. Режим нераспространения ядерного оружия, который
при поддержке США и СССР соблюдался с 1968 г., был нарушен, хотя незадолго до того,
в мае 1995 г., он был бессрочно продлен после двухмесячных обсуждений на
конференции в Вашингтоне.
«Ядерная тревога» в Южной Азии вызвала всеобщую озабоченность. В июле 1998 г. были
организованы переговоры премьер-министра Индии А.Б.Ваджпаи и президента Пакистана
Н.Шарифа в столице Шри-Ланки г. Коломбо. В октябре 1998 г. возобновился {♦} индо-
пакистанский диалог на уровне министров иностранных дел. В феврале 1999 г. было
восстановлено регулярное автобусное сообщение между Индией и Пакистаном, и
А.Б.Ваджпаи отправился первым рейсом на пакистанскую территорию в г. Лахор, где
прошла его встреча с премьер-министром Пакистана («автобусная дипломатия»). Но к
весне 1999 г. вооруженные столкновения на границе возобновились.
Индийское руководство добивалось признания ядерного статуса Индии, рассчитывая с его
приобретением активнее претендовать на статус постоянного члена Совета безопасности
ООН. Пакистан по соображениям безопасности стремился к поддержанию ядерного
паритета с Индией. Обе страны работали над осуществлением программ производства
современных ракет. Великие державы официально не признали ядерного статуса Индии и
Пакистана. Индо-пакистанские дипломатические отношения были в очередной раз
восстановлены только в августе 2003 г.
К содержанию главы
Возрастание угрозы религиозного экстремизма
и терроризма на Среднем Востоке и в Центральной
Азии (август 1998)
Духовными наставниками талибов в Афганистане выступали пакистанские
фундаменталистские организации «Джамиат-и уламаи Пакистан» и «Джамиат-и ислами»,
а организационную и финансовую поддержку им оказывали пакистанские
разведывательные структуры, которые вооружили талибов и организовали их переход на
афганскую территорию. Сначала талибы выступали под лозунгом прекращения
внутреннего противостояния в Афганистане вооруженным путем. К осени 1996 г. им
удалось поставить под свой контроль западные, южные и восточные провинции, в 27
сентября – захватить Кабул. Бывший президент М.Наджибулла, скрывавшийся с 1992 г. в
миссии ООН, был захвачен и убит. На контролируемых талибами территориях был
провозглашен «Исламский Эмират Афганистан». Правительство Б.Раббани бежало в
Мазари-Шариф под защиту таджикских командиров.
Реакция соседних государств на приход талибов была неоднозначной. В начале октября
1996 г. в Алма-Ате собрались руководители Узбекистана, Таджикистана, Казахстана,
России и Киргизии, которые заявили об отказе признать их режим и о своей поддержке
правительства Б.Раббани. Иран также не признал талибов. Однако президент
Туркменистана не принял участия в алма-атинском совещании, ссылаясь на нейтралитет
своей страны. Туркменистан стал поддерживать с талибами ограниченные отношения. В
Ашхабаде было открыто представительство их правительства, а в приграничном
афганском городе Хайратоне – туркменское консульство.
Новый кабульский режим был признан Пакистаном, Саудовской Аравией и
Объединенными Арабскими Эмиратами, которые оказывали ему помощь. Поддержку
талибам первоначально оказывали также США. {♦}
Но в 1996 г. движение «Талибан» предоставило убежище международному террористу
Усаме бен Ладену, который развернул в Афганистане центры подготовки исламских
боевиков. Они участвовали в боях не только на афганской территории, но и в других
странах – Сербии (Косово), Таджикистане, Узбекистане, Индии (Кашмир), на
Филиппинах, а также в России (Чечня). В 1999 г. талибы признали самопровозглашенную
«Республику Ичкерия» и открыли в Кабуле ее «посольство». На базах и в лагерях,
созданных У. бен Ладеном, в 2000 г. проходили подготовку около 2500 чеченских
боевиков.
Превращение Афганистана в базу международного терроризма способствовало
появлению в Центральной Азии политических и военных организаций экстремистского
толка. В 1997 г. возникло Исламское движение Узбекистана во главе с Джумой Намангани
и Тахиром Юлдашевым. Целью движения было свержение президента Ислама Каримова и
создание «исламского халифата». Оба лидера, а также часть боевиков движения прошли
военную подготовку в Афганистане и находились в контакте с У. бен Ладеном. Летом
1999 г. и 2000 г. отряды узбекских боевиков с боями прорвались из Афганистана через
территорию Киргизии и Таджикистана в Узбекистан, но были разгромлены регулярной
узбекской армией. Часть боевиков вернулась в Афганистан, где влилась в отряды талибов.
Остальные закрепились на юге Таджикистана, в районе г. Тавильдары.
К этому времени стала меняться позиция Соединенных Штатов в отношении исламских
радикалов на Среднем Востоке. В 1998 г. одно за другим были взорваны посольства США
в Кении и Танзании. Ответственность за террористические акты американские
спецслужбы возложили на группировку У. бен Ладена, который был официально
объявлен террористом, и за его поимку была обещана награда в 5 млн долл. Вслед за этим
США прекратили оказание помощи талибам и нанесли ракетный удар по предполагаемым
базам бен Ладена на территории Афганистана. Главным союзником и источником
поддержки для талибов остался Пакистан. Пакистанские советники находились на службе
правительства талибов. В вооруженных отрядах талибов сражались пакистанские
военнослужащие и наемники из числа граждан Пакистана.
В августе 1998 г. под напором талибов пал г. Мазари-Шариф, бывший опорным пунктом
Северного альянса. Под контролем талибов оказалось 90% территории Афганистана. Вне
его оставались только районы компактного проживания афганских узбеков, обороной
которых руководил А.Р.Дустум. Угроза религиозного фанатизма и терроризма,