ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5557

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В 1997 г. в Страсбурге, куда в качестве гостей для участия в совещании стран Евросоюза 
были приглашены делегации стран СНГ, представители Украины, Грузии, Азербайджана 
и Молдавии подписало соглашение об образовании союза, названного ГУАМ по первым 
буквам названий вошедших в него стран. В документах ГУАМ было подчеркнуто, что 
вступившие в него страны будут развивать сотрудничество не в рамках СНГ, а в рамках 
Совета евроатлантического партнерства (в области экономики и политики), а также 
Партнерства ради мира (в сфере военного сотрудничества). В апреле 1999 г. к ГУАМ 
присоединился Узбекистан, после чего название организации стало выглядеть как 
ГУУАМ. Правда, в июне 2002 г. Узбекистан приостановил свое членство в блоке.  

 

Процессы дифференциации в СНГ имели объективные основания. Они были связаны с 
различиями в географическом положении {♦} стран Содружества, а также нежеланием 
Российской Федерации принимать на себя бремя «имперских субсидий» слабым 
партнерам, оказывая им помощь для ускорения их развития. На усиление 
центростремительных тенденций в СНГ работали прежде всего реальные экономические 
интересы стран-участниц, а отсутствие таковых или наличие конкурирующих 
экономических тяготений способствовали росту центробежности. Украина, Молдавия и 
Грузия предполагали найти в европейских рынках альтернативу рынку России. 
Одновременно они искали пути выхода из-под военно-политического влияния Москвы, 
считая его бесполезным или наносящим ущерб интересам их национальной безопасности.  

 

Но на пространстве СНГ развивались и противоположные тенденции. Армения, Казахстан 
и Таджикистан определенно ориентировались на военно-политический союз с Россией, 
без которого они не могли себя защитить. После периода сомнений к этой же логике 
пришла Киргизия, которая поняла невозможность сохранить независимость перед угрозой 
«экспорта» исламского экстремизма. К всестороннему союзу с Москвой стремилась 
Белоруссия. К началу 2000-х годов в СНГ сложилось организационно-политическое ядро 
сознательных сторонников сближения с Россией, которое отсутствовало в первые годы 
после распада СССР. Это создавало более реальные основания для интеграционного 
сближения, хотя в иных формах, другом составе и на измененных условиях по сравнению 
с теми, которые обсуждались в начале 90-х годов.  

 

Несмотря на трудности, между группой стран СНГ стал развиваться процесс ускоренного 
экономического сближения. Его инициаторами были Казахстан, Россия, Белоруссия, 
Киргизии и Таджикистан. 10 октября 2000 г. в Астане они подписали договор об 
образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целью новой 
организации было создание единого экономического пространства стран участниц. 
Преодолев свои сомнения, в мае 2002 г. к ЕврАзЭС в качестве наблюдателей 
присоединились Украина и Молдавия.  

К содержанию главы 

 

Модификация договора об обычных 


background image

      вооружениях в Европе 

 

К середине 90-х годов стало очевидно, что Россия не сможет выполнить обязательства по 
договору ДОВСЕ в том виде, в котором они были согласованы в 1990 г. Квоты 
сокращений, которые были возложены на СССР, предполагалось распределить на все 
союзные республики бывшего Советского Союза, включая три прибалтийские, 
Белоруссию, Молдавию и Украину. Но после распада СССР стратегическая ситуация 
резко изменилась. Советские войска, переведенные под юрисдикцию России, были 
полностью выведены из Прибалтики и в значительной мере – с территорий Украины, 
Молдавии и Белоруссии и дислоцированы в приграничных округах России. В результате 
концентрация войск вдоль ее новых границ существенно возросла – особенно на северо-
западе и юго-западе. Это встревожило российских соседей – Норвегию, Финляндию, 
Турцию. {♦}   

 

В то же время, начало расширения НАТО на восток создало позиционный перевес 
западных стран над Россией и сделало реальным размещение иностранных войск на 
территориях стран – новых членов НАТО. Российское руководство испытывало 
беспокойство в связи с ломкой соотношения военных потенциалов в Европе и опасалось, 
что осуществление сокращений согласно Парижскому договору 1990 г. в полном объеме 
чрезмерно ослабит оборонный потенциал.  

 

При этом три страны Прибалтики были свободны от ограничений по договору ДОВСЕ. 
Они отказались его признавать, сославшись на то, что были включены в состав СССР 
против своей воли и не несут ответственности за решения советского правительства, 
которое не имело право принимать обязательства от имени прибалтийских государств. 
Теоретически это могло означать, что в странах Прибалтики, например, в случае их 
вхождения в НАТО, могли создаваться неограниченные по численности войсковые 
группировки как самих прибалтийских стран, так и союзных им держав. Российская 
Федерация настаивала на присоединении прибалтийских стран к ДОВСЕ.  

 

После начала силовой акции по подавлению бандформирований в Чечне в 1996 г. 
российское правительство стало испытывать потребность в концентрации боевой техники 
(боевых бронированных машин и артиллерии) на Северном Кавказе. Ограничения по 
ДОВСЕ мешали это сделать. Турция, сочувствовавшая чеченским сепаратистам, 
требовала от России сокращений вооруженных сил в зоне Кавказа в полном объеме. 
Российскую Федерацию могли обвинить в нарушении договора, или ей самой пришлось 
бы в одностороннем порядке заявить об отказе от выполнения договора в полном объеме. 
Вот почему Москва предлагала провести переговоры об адаптации ДОВСЕ с учетом 
реалий после распада Советского Союза и расширения НАТО.  

 

Принятие идеи адаптации позволяло Западу урегулировать в отношениях с Россией 
несколько важных для него вопросов. Во-первых, западные страны стремились 


background image

возобновить нормальный диалог с Москвой после вспышки разногласий из-за событий в 
Косово. Во-вторых, обсуждение вопроса о квотах численности вооруженных сил на 
«южном фланге» позволяло поставить вопрос о выводе российских баз из Закавказья 
(прежде всего – из Грузии, как того добивалось грузинское правительство), а заодно – и 
Приднестровья взамен согласия Запада увеличить предельно допустимые потолки 
численности российских войск на Кавказе. В-третьих, обсуждение проблемы фланговых 
ограничений позволяло западным странам навязать России обсуждение ситуации в Чечне, 
конфликт в которой, сопровождавшийся жертвами среди мирного населения, вызывал 
протесты европейского общественного мнения. На обсуждении чеченской ситуации 
настаивала Турция.  

 

В ноябре 1999 г. в Стамбуле состоялся саммит стран-участниц ДОВСЕ, на котором было 
подписано соглашение о его адаптации. Россия подтвердила обязательство вывести базы 
из Грузии и сократить численность боевой техники в Грузии и Приднестровье до конца 
{♦} 2001 г. Западные страны со своей стороны согласились зафиксировать в 
адаптированном тексте принцип совпадения национального и территориального уровней 
предельно допустимой численности вооружений для большинства стран-участниц 
ДОВСЕ. Благодаря этому численность иностранных войск на территориях стран – новых 
членов НАТО могла превышать предельные потолки, установленные для национальных 
армий, не более чем на одну стандартную бригаду НАТО. В случае размещения 
иностранных войск численностью выше этого уровня национальные вооруженные силы 
принимающей страны должны сокращаться пропорционально приросту численности 
иностранных сил. Тем самым устанавливался механизм ограничений численности войск 
на территориях, приближенных к границам России. Российские специалисты считали 
адаптированный ДОВСЕ выгодным для России. Такой же позиции придерживались и 
страны НАТО. Поэтому они не спешили с ратификацией договора. К осени 2002 г. его 
ратифицировали только Украина и Белоруссия. Западные страны не делали этого на том 
основании, что сама Россия не выполнила в полной мере свои обязательства в том, что 
касается свертывания военного присутствия в Грузии и Приднестровье, где и после 2001 
г. остались российские войска.  

К содержанию главы 

 

Сотрудничество малых и средних стран 

      Юго-Восточной Европы 

 

В 80-90-е годы страны этого региона делали шаги к преодолению раскола Европы 
посредством создания малых прото-интеграционных группировок как переходных форм к 
общеевропейскому сотрудничеству. На этом пути они встречали поддержку стран 
Европейского Союза и других европейских государств, в числе которых более активны 
были Австрия и Италия.  

 


background image

Одной из первых попыток наладить взаимодействие государств Юго-Восточной Европы 
на субрегиональном уровне, независимо от их социального строя и блоковой 
принадлежности, стало объединение балканских стран, оформленное в феврале 1988 г. в 
Белграде на встрече министров иностранных дел Албании, Болгарии, Греции, Румынии, 
Турции и Югославии. Белградская встреча стала итогом десяти лет подготовительных 
совещаний, в ходе которых устанавливались контакты и налаживалось сотрудничество в 
практических вопросах. Это был первый после Второй мировой войны эксперимент, в 
котором участвовали малые европейские страны – представители противостоявших 
военно-политических блоков, неприсоединившаяся Югославия и даже Албания, 
единственное европейское государство, не подписавшее Заключительный акт СБСЕ.  

 

С 1988 по 1990 г. в рамках межбалканского сотрудничества проводились регулярные 
встречи министров иностранных дел балканских стран, что придало их сотрудничеству 
политический характер. На состоявшейся в октябре 1990 г. встрече министров в Тиране 
удалось достигнуть договоренности по вопросам обеспечения прав на-{♦}циональных 
меньшинств. В заключительном документе подчеркивалось, что меньшинства имеют 
право «сохранять и развивать этническое, культурное, языковое и религиозное 
многообразие», но «действуя в рамках национальных конституций». Начало конфликтов в 
Югославии перечеркнуло результаты сотрудничества. Последняя встреча министров 
иностранных дел балканских государств состоялась в 1992 г. в Анкаре без участия СФРЮ 
и Греции. Многостороннее сотрудничество балканских государств прервалось.  

 

В периоды обострения обстановки вокруг Косово малые страны пытались предпринимать 
совместные шаги по предотвращению конфликта. В январе 1999 г. на встрече в Афинах 
было принято решение о создании балканских многонациональных миротворческих сил с 
участием Италии, Греции, Турции, Албании, Болгарии, Македонии и Румынии. Процесс 
балканского миротворчества был прерван вмешательством НАТО.  

 

Наиболее заметным шагом на пути к созданию новых форм сотрудничества в балканском 
регионе стало подписание в разгар косовских событий, 10 июня 1999 г., в Кельне по 
инициативе Евросоюза Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. 
Западноевропейские страны пришли к выводу о необходимости проводить в этой части 
мира активную политику, вовлекая малые страны в связи с интегрированной Европой. В 
тексте пакта содержалось перечисление принципов, которыми должны были 
руководствоваться государства Юго-Восточной Европы в своей внутренней политике и 
сотрудничестве с западными соседями. Пакт предусматривал реализацию проектов 
экономического сотрудничества Евросоюза с малыми странами, на которые первые 
выделили крупные средства. СРЮ не была включена в пакт, но за ней было закреплено 
право присоединиться к нему в будущем. Она стала участницей пакта в октябре 2000 г.  

 

В феврале 2000 г. в Бухаресте состоялась встреча, в которой приняли участие премьер-
министры Албании, Болгарии, Греции, Македонии, Румынии и Турции, а также – в 
качестве наблюдателей – представители Хорватии и Боснии. Участники встречи 
подписали Хартию добрососедства, стабильности, безопасности и сотрудничества, 


background image

которая рассматривается как первый многосторонний политический документ, 
провозгласивший намерение «превратить Балканы в зону мира и стабильности».  

 

Государства Юго-Восточной Европы участвовали и в других субрегиональных 
группировках, примыкающих к балканскому региону или расположенных вблизи него. 
Пять балканских стран – Болгария, Румыния, Греция, Турция и Албания – стали членами 
Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).  

К содержанию главы 

 

Панамериканские интеграционные тенденции 

 

На фоне скромных по своим масштабам проектов регионального сотрудничества на юго-
востоке Европы, интеграционные тенденции в Западном полушарии тяготели к крупным 
формам. США были {♦} заинтересованы в создании огромной Американской зоны 
свободной торговли (АЗСТ, Frea Trade Area of the Americas, FTAA), которая объединила 
бы северную и южную части Америки. Но Вашингтон предпочитали формировать ее на 
основе НАФТА – через присоединение к ней новых членов из числа латиноамериканских 
стран. Принципиальное решение по этому поводу было принято американским 
конгрессом в 1996 г., но реализация его была вскоре приостановлена. Чили, которая 
попыталась присоединиться к НАФТА, было в этом отказано. В ответ Чили заключила 
двусторонние договоры о свободной торговле с Канадой и Мексикой, а затем на правах 
ассоциированного члена вступила в МЕРКОСУР. В том же году переговоры о создании 
зоны свободной торговли с МЕРКОСУР – к неудовольствию США – начала и Мексика, 
являющаяся членом НАФТА.  

 

Возможность создания АЗСТ к 2005 г., как о том говорилось в Майами на «саммите 
Америк» в 1994 г., вызывала сомнения. Латиноамериканские страны были не согласны с 
формированием АЗСТ через присоединения к НАФТА каждой из них в отдельности. Они 
предлагали создать панамериканскую зону свободной торговли посредством объединения 
НАФТА с существующими интеграционными структурами латиноамериканских 
государств. Ввиду позиции стран Латинской Америки США отказались от формулы 
«индивидуального принятия». Вашингтон утратил энтузиазм по поводу создания АЗСТ.  

 

Тем временем, Бразилия к началу 2000 г. добилась успехов в реализации своей идеи 
создания Южноамериканской зоны свободной торговли (ЮАЗСТ) на основе объединения 
всех субрегиональных группировок Южной и Центральной Америк с МЕРКОСУР. Если 
бы этот план удался полностью, то в 2005 г. можно было рассчитывать на создание 
единой АЗСТ на базе объединения равноправных блоков – ЮАЗСТ и НАФТА.