ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5519
Скачиваний: 27
Внешняя политика Советского Союза. 1946 год. Документы и материалы. М.:
Государственное издательство политической литературы, 1948.
Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной
войны 1941 – 1945 гг. Сборник документов. Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция
руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2
августа 1945г.). М.: Политиздат, 1980.
Батюк В., Евстафьев Д. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945 –
1950 гг. М.: Российский научный фонд, 1995.
Моисеев А.Л. Международные кредитно-финансовые организации. М.: МНИМП, 1999.
Егорова Н.И. «Иранский кризис» 1945 – 1946 гг.: взгляд из российских архивов //
Холодная война. Новые подходы, новые документы. М.: Институт всеобщей истории
РАН, 1995.
Семиряга М.И. Как мы управляли Германией. М.: РОССПЭН, 1995.
Филитов А.М. Германский вопрос. От раскола к объединению. М., 1993.
Gaddis J. We Now Know. Oxford: Clarendon Press, 1997.
LaFeber W. America, Russia, and the Cold War. Fifth Edition. N.Y.: Alfred and Knopf, 1985.
Pollard R. Economic Security and the Origins of the Cold War. N.Y.: Columbia University
Press, 1985.
Глава 2. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БИПОЛЯРНОСТИ (1947 – 1949)
Содержание главы
Предпосылки для трансформации политических режимов в восточноевропейских странах.
Поражение некоммунистических сил на всеобщих выборах в Польше (19 января 1947 г.) и
его последствия.
Подписание мирных договоров с бывшими германскими союзниками.
Территориальные изменения в Европе на базе решений 1945 – 1947 гг.
Дюнкеркский пакт Франции и Великобритании.
Оглашение «доктрины Трумэна» и активизация международной политики США.
«План Маршалла».
Создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС).
Значение «плана Маршалла».
Перелом ситуации в Восточной Европе и образование Коминформа.
Образование в Салониках правительства «Свободной Греции».
Германский вопрос на сессиях СМИД в 1947 г.
Государственный переворот в Чехословакии.
Возникновение советско-югославского конфликта.
Подготовка и заключение Брюссельского пакта.
Европейская идея в международных отношениях 40-х годов.
Сепаратное совещание шести западных держав по Германии в Лондоне.
Обострение германского вопроса и первый берлинский кризис.
Подписание Дунайской конвенции.
Формирование системы перекрестных договоров восточноевропейских стран (1948 –
1949)
Внутриполитическая обстановка в СССР и странах Восточной Европы в конце 40-х годов
и ее влияние на международные отношения.
Создание СЭВ.
Вашингтонская конференция 1949 г. и образование НАТО
Внешнеполитические взгляды американской элиты и идеологизация советско-
американского противостояния
Активизация международных общественных движений антивоенной направленности
Создание Совета Европы (5 мая 1949).
Подготовка к cозданию сепаратного западногерманского государства и провозглашение
ФРГ.
Международная обстановка к осени 1949 г. и превращение СССР в ядерную державу.
Образование ГДР и завершение политического раскола Германии.
Выход Югославии из дипломатической изоляции и зарождение югославской политики
неприсоединения.
Полтора года после момента окончания войны ушли на осмысление сдвигов, которые
произошли в международной системе. Споры и конфликты второй половины 1945 и всего
1946 года были не особенно значительными и представляли собой попытки держав
испытать прочность позиций друг друга. Психологический шок от радикальности
послевоенных изменений существовал во всех странах, включая самые сильные.
Руководство СССР не понимало возможных пределов терпимости США к советской
политике в ключевых для него регионах мира (в Восточной Европе, Кавказско-
Черноморской зоне, на Дальнем Востоке). Вашингтон не сознавал, чем именно в своей
внешней политике он провоцирует Москву. Главным негативным итогом первых
послевоенных лет оказалось взаимное недоверие, которое побуждало Советский Союз и
США готовиться к возможному, но по-прежнему маловероятному столкновению.
Представления о потенциальном конфликте между двумя державами стали вытеснять
идею их сотрудничества.
В ноябре 1946 г. на выборах в американский конгресс победили республиканцы,
получившие контроль над обеими палатами. Это способствовало ужесточению политики
демократов, которые были скованы необходимостью договариваться с соперниками.
Президенту Г.Трумэну нужна была «сильная» внешняя политика, успехи которой могли
бы защитить его от критики республиканцев.
В Москве восторги от победы сменились тревогой по поводу стабильности ситуации
СССР. Руководство опасалось общественного недовольства. После страданий военных лет
советские люди ждали реформ и улучшения жизни, а И.В.Сталин не собирался ничего
менять. Он не доверял согражданам, которые в годы войны побывали за рубежом и могли
сравнить условия жизни на Западе с теми, которые определяли жизненный стандарт в
СССР. Изоляционистские настроения в Кремле не слабели.
Но проводить наступательную внешнюю политику, распространять коммунизм СССР не
собирался. В Москве размышляли не об экспансии, а об устранении влияния Запада в
зонах, которые считались жизненно важными для Советского Союза. Сталин не доверял
Г.Трумэну и К.Эттли – особенно после того, как они объединили свои оккупационные
зоны в Германии. Было похоже, что две державы намерены проводить в германском
вопросе согласованную политику, не координируя ее с Москвой.
К содержанию главы
Предпосылки для трансформации политических
режимов в восточноевропейских cтранах
Ситуация на востоке Европы политико-психологически в первые послевоенные годы мало
отличалась от обстановки на западе. После пяти-шести лет диктата и насилий всюду
общественные настроения были пропитаны страхом. К нему добавлялось ощущение
усталости {♦} как от безжалостного рыночного капитализма, ставшего в понимании
рядового европейца причиной кризиса межвоенных лет, так и от «неудавшейся
демократии», которая не смогла от этого кризиса защитить. Разочарование в
парламентско-республиканских формах правления было частью психологического
наследия кризиса 1929 – 1933 гг., выход из которого в 30-х годах все страны нашли на
пути усиления исполнительной власти.
За исключением Чехословакии доверия к демократическим институтам в Восточной
Европе не испытывали ни в одной стране. В Польше режим, существовавший накануне
мировой войны и выросший из диктатуры Юзефа Пилсудского, ни по каким критериям не
был либеральным, да и интеллигенция в этой стране не успела, в сущности,
сформироваться. В Румынии между войнами правили консерваторы, которые в 40-х годах
на удивление легко согласились сотрудничать с гитлеровцами. Правда, в Румынии и
Венгрии, в 20-30-х годах имелись зачатки многопартийности, политические партии были
прочно встроены в местные диктатуры, являлись их частями. Не было демократии ни в
Болгарии, ни в Югославии, где власть принадлежала аристократии и консервативной
бюрократии. В восприятии восточноевропейцев известные им виды политического
устройства были дискредитированы, а понятные и привлекательные образцы правления, к
созданию которых стоило бы стремиться, отсутствовали. При этом разочарование в
старых государственных институтах сохранялось на фоне ожиданий перемен, в том числе
– социальных.