ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5519

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Внешняя политика Советского Союза. 1946 год. Документы и материалы. М.: 
Государственное издательство политической литературы, 1948.  

 

Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной 
войны 1941 – 1945 гг. Сборник документов. Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция 
руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 
августа 1945г.). М.: Политиздат, 1980.  

 

Батюк В., Евстафьев Д. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945 – 
1950 гг. М.: Российский научный фонд, 1995.  

 

Моисеев А.Л. Международные кредитно-финансовые организации. М.: МНИМП, 1999.  

 

Егорова Н.И. «Иранский кризис» 1945 – 1946 гг.: взгляд из российских архивов // 
Холодная война. Новые подходы, новые документы. М.: Институт всеобщей истории 
РАН, 1995.  

 

Семиряга М.И. Как мы управляли Германией. М.: РОССПЭН, 1995.  

 

Филитов А.М. Германский вопрос. От раскола к объединению. М., 1993.  

 

Gaddis J. We Now Know. Oxford: Clarendon Press, 1997.  

 

LaFeber W. America, Russia, and the Cold War. Fifth Edition. N.Y.: Alfred and Knopf, 1985.  

 

Pollard R. Economic Security and the Origins of the Cold War. N.Y.: Columbia University 
Press, 1985. 

 

 

 


background image

Глава 2. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БИПОЛЯРНОСТИ (1947 – 1949) 

Содержание главы 

 

Предпосылки для трансформации политических режимов в восточноевропейских странах.  

 

Поражение некоммунистических сил на всеобщих выборах в Польше (19 января 1947 г.) и 
его последствия.  

 

Подписание мирных договоров с бывшими германскими союзниками.  

 

Территориальные изменения в Европе на базе решений 1945 – 1947 гг.  

 

Дюнкеркский пакт Франции и Великобритании.  

 

Оглашение «доктрины Трумэна» и активизация международной политики США.  

 

«План Маршалла».  

 

Создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС).  

 

Значение «плана Маршалла».  

 

Перелом ситуации в Восточной Европе и образование Коминформа.  

 

Образование в Салониках правительства «Свободной Греции».  

 

Германский вопрос на сессиях СМИД в 1947 г.  


background image

 

Государственный переворот в Чехословакии.  

 

Возникновение советско-югославского конфликта.  

 

Подготовка и заключение Брюссельского пакта.  

 

Европейская идея в международных отношениях 40-х годов.  

 

Сепаратное совещание шести западных держав по Германии в Лондоне.  

 

Обострение германского вопроса и первый берлинский кризис.  

 

Подписание Дунайской конвенции.  

 

Формирование системы перекрестных договоров восточноевропейских стран (1948 – 
1949)  

 

Внутриполитическая обстановка в СССР и странах Восточной Европы в конце 40-х годов 
и ее влияние на международные отношения.  

 

Создание СЭВ.  

 

Вашингтонская конференция 1949 г. и образование НАТО  

 

Внешнеполитические взгляды американской элиты и идеологизация советско-
американского противостояния  

 


background image

Активизация международных общественных движений антивоенной направленности  

 

Создание Совета Европы (5 мая 1949).  

 

 Подготовка к cозданию сепаратного западногерманского государства и провозглашение 
ФРГ.  

 

Международная обстановка к осени 1949 г. и превращение СССР в ядерную державу.  

 

Образование ГДР и завершение политического раскола Германии.  

 

Выход Югославии из дипломатической изоляции и зарождение югославской политики 
неприсоединения. 

 

Полтора года после момента окончания войны ушли на осмысление сдвигов, которые 
произошли в международной системе. Споры и конфликты второй половины 1945 и всего 
1946 года были не особенно значительными и представляли собой попытки держав 
испытать прочность позиций друг друга. Психологический шок от радикальности 
послевоенных изменений существовал во всех странах, включая самые сильные. 
Руководство СССР не понимало возможных пределов терпимости США к советской 
политике в ключевых для него регионах мира (в Восточной Европе, Кавказско-
Черноморской зоне, на Дальнем Востоке). Вашингтон не сознавал, чем именно в своей 
внешней политике он провоцирует Москву. Главным негативным итогом первых 
послевоенных лет оказалось взаимное недоверие, которое побуждало Советский Союз и 
США готовиться к возможному, но по-прежнему маловероятному столкновению. 
Представления о потенциальном конфликте между двумя державами стали вытеснять 
идею их сотрудничества.  

 

В ноябре 1946 г. на выборах в американский конгресс победили республиканцы, 
получившие контроль над обеими палатами. Это способствовало ужесточению политики 
демократов, которые были скованы необходимостью договариваться с соперниками. 
Президенту Г.Трумэну нужна была «сильная» внешняя политика, успехи которой могли 
бы защитить его от критики республиканцев.  

 

В Москве восторги от победы сменились тревогой по поводу стабильности ситуации 
СССР. Руководство опасалось общественного недовольства. После страданий военных лет 


background image

советские люди ждали реформ и улучшения жизни, а И.В.Сталин не собирался ничего 
менять. Он не доверял согражданам, которые в годы войны побывали за рубежом и могли 
сравнить условия жизни на Западе с теми, которые определяли жизненный стандарт в 
СССР. Изоляционистские настроения в Кремле не слабели.  

 

Но проводить наступательную внешнюю политику, распространять коммунизм СССР не 
собирался. В Москве размышляли не об экспансии, а об устранении влияния Запада в 
зонах, которые считались жизненно важными для Советского Союза. Сталин не доверял 
Г.Трумэну и К.Эттли – особенно после того, как они объединили свои оккупационные 
зоны в Германии. Было похоже, что две державы намерены проводить в германском 
вопросе согласованную политику, не координируя ее с Москвой.  

К содержанию главы 

 

Предпосылки для трансформации политических 

      режимов в восточноевропейских cтранах 

 

Ситуация на востоке Европы политико-психологически в первые послевоенные годы мало 
отличалась от обстановки на западе. После пяти-шести лет диктата и насилий всюду 
общественные настроения были пропитаны страхом. К нему добавлялось ощущение 
усталости {♦} как от безжалостного рыночного капитализма, ставшего в понимании 
рядового европейца причиной кризиса межвоенных лет, так и от «неудавшейся 
демократии», которая не смогла от этого кризиса защитить. Разочарование в 
парламентско-республиканских формах правления было частью психологического 
наследия кризиса 1929 – 1933 гг., выход из которого в 30-х годах все страны нашли на 
пути усиления исполнительной власти.  

 

За исключением Чехословакии доверия к демократическим институтам в Восточной 
Европе не испытывали ни в одной стране. В Польше режим, существовавший накануне 
мировой войны и выросший из диктатуры Юзефа Пилсудского, ни по каким критериям не 
был либеральным, да и интеллигенция в этой стране не успела, в сущности, 
сформироваться. В Румынии между войнами правили консерваторы, которые в 40-х годах 
на удивление легко согласились сотрудничать с гитлеровцами. Правда, в Румынии и 
Венгрии, в 20-30-х годах имелись зачатки многопартийности, политические партии были 
прочно встроены в местные диктатуры, являлись их частями. Не было демократии ни в 
Болгарии, ни в Югославии, где власть принадлежала аристократии и консервативной 
бюрократии. В восприятии восточноевропейцев известные им виды политического 
устройства были дискредитированы, а понятные и привлекательные образцы правления, к 
созданию которых стоило бы стремиться, отсутствовали. При этом разочарование в 
старых государственных институтах сохранялось на фоне ожиданий перемен, в том числе 
– социальных.