ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5558
Скачиваний: 27
США настаивали на подписании интеграционных соглашений уже в 2003 г., надеясь, что
латиноамериканцам не удастся добиться слияния своих интеграционных группировок к
этому сроку. Бразилия выступала за постепенное развитие интеграции, руководствуясь
необходимостью сохранить на максимальное время тарифную защиту своих
высокотехнологичных отраслей.
На «саммите Америк» в Сантьяго 18-19 апреля 1998 г. удалось договориться лишь о том,
чтобы закончить переговоры о создании АЗСТ к 2005 г., в то время как США полагали,
что в 2005 г. АЗСТ уже начнет функционировать. Инициатива в процессе формирования
АЗСТ стала переходить в руки латиноамериканских стран.
Саммит глав государств и правительств американских государств в Монреале в апреле
2001 г. зафиксировал «промежуточный» этап в создании АЗСТ. С одной стороны,
латиноамериканцам удалось блокировать принятие решения об образовании зоны к 2003
г., как настаивали США. С другой, в заключительном документе саммита было
зафиксировано, что в декабре 2005 г. АЗСТ должна уже {♦} функционировать. Это
противоречило исходной позиции латиноамериканских стран, предполагавших к 2005 г.
завершить лишь подготовку к подписанию соответствующего соглашения.
Между тем, Вашингтон возобновил линию на прямое включение в НАФТА некоторых
стран Южной Америки. В 2003 г. в нее была принята Чили.
К содержанию главы
Углубление российско-китайского
взаимодействия и создание Шанхайской
организации сотрудничества (ШОС)
В 1997 г. правительство КНР переговорным путем разрешило проблему Гонконга
(Сянгана), присоединив его к КНР. На протяжении ста лет Гонконг был британской
колонией. Основой прав Великобритании на эту территорию был старый китайско-
британский договор об аренде сроком на 99 лет. В 1984 г. во время визита в Пекин
премьер-министра Великобритании М.Тэтчер британская сторона подтвердила
обязательство передать Гонконг Китаю по истечении срока аренды. КНР обязалась
создать на территории бывшей колонии особый административный район, сохранив в нем
сложившийся социально-экономический уклад.
В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах
доверия в зоне границы. Оно было дополнено в 1997 г. подписанием в том же формате в
Москве во время очередного российско-китайского саммита многостороннего соглашения
России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимном сокращении
вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км
границ создавалась полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе
стороны линии границы. Согласованные меры не распространяются на зоны Хабаровска и
Владивостока. Они не касаются ракетных войск стратегического назначения, дальней
авиации, ВМФ и ПВО России, а также пограничных войск. На встрече в Шанхае
образовался так называемый «Шанхайский форум» – периодически проводимая встреча
руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения проблем пограничного
сотрудничества.
Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве в
двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового
международного порядка (апрель 1997 г.) как установление отношений «равноправного
доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI
веке». Российско-китайские отношения развивались устойчиво. Быстро рос объем
двусторонней торговли, в том числе торговли вооружением и технологиями. Помимо
определенных видов промышленного оборудования Россия стала поставлять Китаю
истребители. Российская сторона оказывала КНР содействие в модернизации китайских
атомных электростанций и строительстве нового реактора в провинции Ляонин
(мощность 1000 МВт). КНР проявляла интерес к привлечению российского персонала и
технологии для отработки систем {♦} наведения ракет, управления подводными лодками
и проведения испытаний ракетного оружия.
Приоритетными задачами китайской дипломатии на северном и северо-западном
направлении были улучшение отношений с Россией и создание региональной организации
политического, экономического и в перспективе военно-политического сотрудничества в
составе КНР, России, малых и средних стран Центральной Азии. 15 июня 2001 г. в
Шанхае состоялась встреча на высшем уровне руководителей пяти стран «Шанхайского
форума». Хотя «форум» к этому времени существовал уже пять лет, Узбекистан сначала
не принимал участие в его работе совсем, а затем стал принимать – в качестве
наблюдателя. Встреча в Шанхае была первой, на которой узбекские представители имели
статус полноправных участников. По ее итогам была принята декларация,
провозгласившая преобразование «форума» в организацию – Шанхайскую организацию
сотрудничества.
Между участниками «форума» сохранялись разногласия относительно характера и
перспектив сотрудничества. Малые и средние страны стремились переключить внимание
ШОС на решение экономических вопросов. Китай предпочитал опережающее
сотрудничество в сфере политики и борьбы с исламским экстремизмом, который
представлял опасность как для положения в китайской провинции Синьцзян, где
проживали тюркские исламские меньшинства, так и для других стран. Но
центральноазиатские страны старались не акцентировать сотрудничество, связанное с
предупреждением «исламской угрозы», опасаясь, что это вызовет раздражение исламских
организаций, действовавших на территориях всех стран ШОС. Российская Федерация
придерживалась промежуточной позиции между КНР и центральноазиатскими
государствами.
16 июля 2001 г. в Москве был подписан сроком на 20 лет российско-китайский Договор о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Это был обширный документ, вызвавший в
мире значительный резонанс. Российско-китайские договоренности можно было
подразделить на три группы. Первая (ст. 2-7) касалась политических основ
сотрудничества. Стороны заявили в отношении друг друга об отказе от использования
силы, применения ядерного оружия первыми и взаимного нацеливания стратегических
ядерных ракет. Они также провозгласили свою приверженность принципам мирного
сосуществования и взаимному уважению права каждой стороны на выбор собственного
пути. Отдельно было сказано о взаимной поддержке сторонами позиций каждой из них по
вопросам обеспечения государственного единства, что означало признание Российской
Федерацией позиции КНР в вопросе о Тайване (правительство КНР – единственный
законный представитель Китая, а Тайвань – часть Китая), а руководством Китая – позиции
России в чеченском вопросе. Смысл статей 2-7 был равнозначен договоренностям,
характерным для пакта о ненападении.
Вторая группа договоренностей (ст. 8-10) касалась проведения между КНР и РФ
регулярных консультаций по вопросам обеспече-{♦}ния мира и безопасности и отказа от
вхождения в союзы и блоки, наносящие ущерб интересам одной из сторон. Стороны
согласились в случае возникновения угрозы миру вступать в контакт друг с другом в
целях ее устранения. Эта группа взаимных обязательств напоминала положения,
типичные для договоров союзнического характера, хотя слово «союз» в тексте российско-
китайского договора не употреблялось.
Это впечатление усиливалось при прочтении статей 11 и 12, в которых говорилось о том,
что КНР и Россия выступают за соблюдение норм международного права и против
попыток силового давления или вмешательства под каким-либо предлогом во внутренние
дела суверенных государств. После интервенций НАТО в Югославии в 1986 г. и 1999 г.
это положение можно было трактовать как заявку на создание российско-китайской
коалиции в защиту права на суверенитет и гарантию невмешательства, которым
противоречила отстаиваемая странами НАТО политика и практика «гуманитарных
интервенций».
Критикой в адрес США звучали положения о намерении сторон прилагать усилия для
соблюдения глобального стратегического баланса и стабильности, а также способствовать
соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих стратегическую
стабильность. К тому времени администрация США не скрывала планов развертывания
национальной системы противоракетной обороны, что означало намерение Вашингтона
подвергнуть ревизии положения советско-американского договора ПРО от 1972 г., против
чего выступала Россия. В ст. 20 говорилось о намерении сторон сотрудничать в борьбе с
терроризмом.
В том виде, в каком он был подписан, российско-китайский договор не был «типичным»
военно-политическим договором, каковые заключались в XX веке. Но он представлял
собой комплекс серьезных взаимных обязательств, принятие которых означало переход
российско-китайских отношений от этапа всесторонней нормализации (1989-2001) к этапу
формирования политического союза с элементами сотрудничества в сфере безопасности.
Договор был воспринят на Западе с подозрением. Обозреватели писали о формировании
российско-китайской «оси» против НАТО. В отношениях между Россией и США стало
больше взаимной настороженности.
Летом 2002г. в Санкт-Петербурге состоялся новый саммит ШОС, на котором был принят
ее устав. Одновременно страны-участницы приняли решение о создание на основе
коллективных усилий международного антитеррористического центра в Бишкеке
(Киргизия).
К содержанию главы
Конфликт на Восточном Тиморе
В 1999 г. произошла вспышка конфликтности на Восточном Тиморе. Это бывшая
португальская колония на восточной части территории острова Тимор, западная часть
которого входит в состав Индонезии. Население Восточного Тимора смешанное. Его
большую {♦} часть составляли христиане – потомки местных жителей, обращенных в
христианство португальскими миссионерами. Западная часть острова населена
преимущественно мусульманами. После революции в Португалии в 1974 г. Восточный
Тимор стал добиваться независимости. Однако в 1975 г. он был оккупирован
индонезийскими войсками. В 1976 г. Индонезия формально аннексировала Восточный
Тимор.
Международное сообщество не признало этот акт и стало убеждать Индонезию
предоставить ему независимость. В горах и джунглях против индонезийских
правительственных войск действовали партизаны ФАЛИНТИЛ (Вооруженные силы
национального освобождения Восточного Тимора). В 1999 г. после ухода от власти в
Индонезии режима президента Сухарто новое руководство страны приняло решение
провести на Восточном Тиморе референдум о пребывании его в составе Индонезии. На
референдуме 30 августа 1999 г. большинство высказалось за независимость. На острове
вспыхнула война между сторонниками и противниками независимости. На стороне
последних в ней стали участвовать индонезийские вооруженные силы. В сентябре 1999 г.
по решению Совета безопасности ООН на остров были введены контингенте: сил ООН, в
основном состоявшие из австралийских частей. В их задачи входило обеспечение
безопасности населения и стабильности до утверждения итогов референдума
индонезийским парламентом. Противостояние сохранялось до мая 2002 г., когда
парламент Индонезии официально утвердил итоги референдума 1999 г. и Восточный
Тимор 19 мая 2002 г. был провозглашен независимым государством.
К содержанию главы
Развитие конфликта на Корейском
полуострове (2000-2003)
Смена власти в КНДР создала предпосылки для оздоровления ситуации в Корее. Новое
руководство Северной Кореи во главе с Ким Чен Иром (сыном Ким Ир Сена) стало
обнаруживать признаки намерения начать проведение ограниченных реформ.
Препятствиями для нормализации отношений КНДР с внешним миром являлись ее
ядерная программа и подозрения в том, что Пхеньян укрывает на своей территории
представителей японской террористической организации («красной армии»),
занимавшейся угоном пассажирских самолетов.
В марте 2000 г. во время пребывания в Вашингтоне делегации КНДР удалось достигнуть
договоренности о сотрудничестве КНДР и США в борьбе против терроризма.
Американская сторона обещала исключить КНДР из списка стран, поддерживающих
международный терроризм. В том же годы в Пхеньяне состоялся межкорейский саммит. В
октябре 2000 г. в Пхеньяне побывала госсекретарь США М.Олбрайт. Между США,
Японией и Южной Кореей начались консультации о принятии совместных мер для
улучшения отношений с Северной Кореей. В 2000 г. с КНДР установили дипломатические
отношения Австралия, Филиппины, Бельгия, Канада, {♦} Испания, Германия,
Люксембург, Греция, Бразилия, Новая Зеландия, Турция, Евросоюз. Северная Корея
вступила в члены Асеановского регионального форума по вопросам безопасности.
Произошло некоторое оживление отношений КНДР с Китаем и Россией. Новый
северокорейский лидер стал совершать поездки за пределы страны. 9 февраля 2000 г. в
Пхеньяне министры иностранных дел РФ и КНДР подписали новый Договор о дружбе,
добрососедстве и сотрудничестве, взамен прежнего, который не исполнялся. Новый
договор был сокращенным вариантом прежнего, однако из него были изъяты положения,
предусматривавшие оказание российской стороной военной помощи Северной Корее. В
июле 2000 г. состоялся визит президента РФ В.В.Путина в КНДР. Ким Чен Ир дважды
посетил Москву.
Опасения вызывало стремление Пхеньяна разработать новые технологии, позволившие бы
КНДР резко увеличить радиус действия своих ракет, а также ядерная программа Северной