ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5558

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

США настаивали на подписании интеграционных соглашений уже в 2003 г., надеясь, что 
латиноамериканцам не удастся добиться слияния своих интеграционных группировок к 
этому сроку. Бразилия выступала за постепенное развитие интеграции, руководствуясь 
необходимостью сохранить на максимальное время тарифную защиту своих 
высокотехнологичных отраслей.  

 

На «саммите Америк» в Сантьяго 18-19 апреля 1998 г. удалось договориться лишь о том, 
чтобы закончить переговоры о создании АЗСТ к 2005 г., в то время как США полагали, 
что в 2005 г. АЗСТ уже начнет функционировать. Инициатива в процессе формирования 
АЗСТ стала переходить в руки латиноамериканских стран.  

 

Саммит глав государств и правительств американских государств в Монреале в апреле 
2001 г. зафиксировал «промежуточный» этап в создании АЗСТ. С одной стороны, 
латиноамериканцам удалось блокировать принятие решения об образовании зоны к 2003 
г., как настаивали США. С другой, в заключительном документе саммита было 
зафиксировано, что в декабре 2005 г. АЗСТ должна уже {♦} функционировать. Это 
противоречило исходной позиции латиноамериканских стран, предполагавших к 2005 г. 
завершить лишь подготовку к подписанию соответствующего соглашения.  

 

Между тем, Вашингтон возобновил линию на прямое включение в НАФТА некоторых 
стран Южной Америки. В 2003 г. в нее была принята Чили.  

К содержанию главы 

 

Углубление российско-китайского 

      взаимодействия и создание Шанхайской 

      организации сотрудничества (ШОС) 

 

В 1997 г. правительство КНР переговорным путем разрешило проблему Гонконга 
(Сянгана), присоединив его к КНР. На протяжении ста лет Гонконг был британской 
колонией. Основой прав Великобритании на эту территорию был старый китайско-
британский договор об аренде сроком на 99 лет. В 1984 г. во время визита в Пекин 
премьер-министра Великобритании М.Тэтчер британская сторона подтвердила 
обязательство передать Гонконг Китаю по истечении срока аренды. КНР обязалась 
создать на территории бывшей колонии особый административный район, сохранив в нем 
сложившийся социально-экономический уклад.  

 


background image

В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах 
доверия в зоне границы. Оно было дополнено в 1997 г. подписанием в том же формате в 
Москве во время очередного российско-китайского саммита многостороннего соглашения 
России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимном сокращении 
вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км 
границ создавалась полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе 
стороны линии границы. Согласованные меры не распространяются на зоны Хабаровска и 
Владивостока. Они не касаются ракетных войск стратегического назначения, дальней 
авиации, ВМФ и ПВО России, а также пограничных войск. На встрече в Шанхае 
образовался так называемый «Шанхайский форум» – периодически проводимая встреча 
руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения проблем пограничного 
сотрудничества.  

 

Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве в 
двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового 
международного порядка (апрель 1997 г.) как установление отношений «равноправного 
доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI 
веке». Российско-китайские отношения развивались устойчиво. Быстро рос объем 
двусторонней торговли, в том числе торговли вооружением и технологиями. Помимо 
определенных видов промышленного оборудования Россия стала поставлять Китаю 
истребители. Российская сторона оказывала КНР содействие в модернизации китайских 
атомных электростанций и строительстве нового реактора в провинции Ляонин 
(мощность 1000 МВт). КНР проявляла интерес к привлечению российского персонала и 
технологии для отработки систем {♦} наведения ракет, управления подводными лодками 
и проведения испытаний ракетного оружия.  

 

Приоритетными задачами китайской дипломатии на северном и северо-западном 
направлении были улучшение отношений с Россией и создание региональной организации 
политического, экономического и в перспективе военно-политического сотрудничества в 
составе КНР, России, малых и средних стран Центральной Азии. 15 июня 2001 г. в 
Шанхае состоялась встреча на высшем уровне руководителей пяти стран «Шанхайского 
форума». Хотя «форум» к этому времени существовал уже пять лет, Узбекистан сначала 
не принимал участие в его работе совсем, а затем стал принимать – в качестве 
наблюдателя. Встреча в Шанхае была первой, на которой узбекские представители имели 
статус полноправных участников. По ее итогам была принята декларация, 
провозгласившая преобразование «форума» в организацию – Шанхайскую организацию 
сотрудничества.  

 

Между участниками «форума» сохранялись разногласия относительно характера и 
перспектив сотрудничества. Малые и средние страны стремились переключить внимание 
ШОС на решение экономических вопросов. Китай предпочитал опережающее 
сотрудничество в сфере политики и борьбы с исламским экстремизмом, который 
представлял опасность как для положения в китайской провинции Синьцзян, где 
проживали тюркские исламские меньшинства, так и для других стран. Но 
центральноазиатские страны старались не акцентировать сотрудничество, связанное с 
предупреждением «исламской угрозы», опасаясь, что это вызовет раздражение исламских 


background image

организаций, действовавших на территориях всех стран ШОС. Российская Федерация 
придерживалась промежуточной позиции между КНР и центральноазиатскими 
государствами.  

 

16 июля 2001 г. в Москве был подписан сроком на 20 лет российско-китайский Договор о 
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Это был обширный документ, вызвавший в 
мире значительный резонанс. Российско-китайские договоренности можно было 
подразделить на три группы. Первая (ст. 2-7) касалась политических основ 
сотрудничества. Стороны заявили в отношении друг друга об отказе от использования 
силы, применения ядерного оружия первыми и взаимного нацеливания стратегических 
ядерных ракет. Они также провозгласили свою приверженность принципам мирного 
сосуществования и взаимному уважению права каждой стороны на выбор собственного 
пути. Отдельно было сказано о взаимной поддержке сторонами позиций каждой из них по 
вопросам обеспечения государственного единства, что означало признание Российской 
Федерацией позиции КНР в вопросе о Тайване (правительство КНР – единственный 
законный представитель Китая, а Тайвань – часть Китая), а руководством Китая – позиции 
России в чеченском вопросе. Смысл статей 2-7 был равнозначен договоренностям, 
характерным для пакта о ненападении.  

 

Вторая группа договоренностей (ст. 8-10) касалась проведения между КНР и РФ 
регулярных консультаций по вопросам обеспече-{♦}ния мира и безопасности и отказа от 
вхождения в союзы и блоки, наносящие ущерб интересам одной из сторон. Стороны 
согласились в случае возникновения угрозы миру вступать в контакт друг с другом в 
целях ее устранения. Эта группа взаимных обязательств напоминала положения, 
типичные для договоров союзнического характера, хотя слово «союз» в тексте российско-
китайского договора не употреблялось.  

 

Это впечатление усиливалось при прочтении статей 11 и 12, в которых говорилось о том, 
что КНР и Россия выступают за соблюдение норм международного права и против 
попыток силового давления или вмешательства под каким-либо предлогом во внутренние 
дела суверенных государств. После интервенций НАТО в Югославии в 1986 г. и 1999 г. 
это положение можно было трактовать как заявку на создание российско-китайской 
коалиции в защиту права на суверенитет и гарантию невмешательства, которым 
противоречила отстаиваемая странами НАТО политика и практика «гуманитарных 
интервенций».  

 

Критикой в адрес США звучали положения о намерении сторон прилагать усилия для 
соблюдения глобального стратегического баланса и стабильности, а также способствовать 
соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих стратегическую 
стабильность. К тому времени администрация США не скрывала планов развертывания 
национальной системы противоракетной обороны, что означало намерение Вашингтона 
подвергнуть ревизии положения советско-американского договора ПРО от 1972 г., против 
чего выступала Россия. В ст. 20 говорилось о намерении сторон сотрудничать в борьбе с 
терроризмом.  


background image

 

В том виде, в каком он был подписан, российско-китайский договор не был «типичным» 
военно-политическим договором, каковые заключались в XX веке. Но он представлял 
собой комплекс серьезных взаимных обязательств, принятие которых означало переход 
российско-китайских отношений от этапа всесторонней нормализации (1989-2001) к этапу 
формирования политического союза с элементами сотрудничества в сфере безопасности. 
Договор был воспринят на Западе с подозрением. Обозреватели писали о формировании 
российско-китайской «оси» против НАТО. В отношениях между Россией и США стало 
больше взаимной настороженности.  

 

Летом 2002г. в Санкт-Петербурге состоялся новый саммит ШОС, на котором был принят 
ее устав. Одновременно страны-участницы приняли решение о создание на основе 
коллективных усилий международного антитеррористического центра в Бишкеке 
(Киргизия).  

К содержанию главы 

 

Конфликт на Восточном Тиморе 

 

В 1999 г. произошла вспышка конфликтности на Восточном Тиморе. Это бывшая 
португальская колония на восточной части территории острова Тимор, западная часть 
которого входит в состав Индонезии. Население Восточного Тимора смешанное. Его 
большую {♦} часть составляли христиане – потомки местных жителей, обращенных в 
христианство португальскими миссионерами. Западная часть острова населена 
преимущественно мусульманами. После революции в Португалии в 1974 г. Восточный 
Тимор стал добиваться независимости. Однако в 1975 г. он был оккупирован 
индонезийскими войсками. В 1976 г. Индонезия формально аннексировала Восточный 
Тимор.  

 

Международное сообщество не признало этот акт и стало убеждать Индонезию 
предоставить ему независимость. В горах и джунглях против индонезийских 
правительственных войск действовали партизаны ФАЛИНТИЛ (Вооруженные силы 
национального освобождения Восточного Тимора). В 1999 г. после ухода от власти в 
Индонезии режима президента Сухарто новое руководство страны приняло решение 
провести на Восточном Тиморе референдум о пребывании его в составе Индонезии. На 
референдуме 30 августа 1999 г. большинство высказалось за независимость. На острове 
вспыхнула война между сторонниками и противниками независимости. На стороне 
последних в ней стали участвовать индонезийские вооруженные силы. В сентябре 1999 г. 
по решению Совета безопасности ООН на остров были введены контингенте: сил ООН, в 
основном состоявшие из австралийских частей. В их задачи входило обеспечение 
безопасности населения и стабильности до утверждения итогов референдума 
индонезийским парламентом. Противостояние сохранялось до мая 2002 г., когда 


background image

парламент Индонезии официально утвердил итоги референдума 1999 г. и Восточный 
Тимор 19 мая 2002 г. был провозглашен независимым государством.  

К содержанию главы 

 

Развитие конфликта на Корейском 

      полуострове (2000-2003) 

 

Смена власти в КНДР создала предпосылки для оздоровления ситуации в Корее. Новое 
руководство Северной Кореи во главе с Ким Чен Иром (сыном Ким Ир Сена) стало 
обнаруживать признаки намерения начать проведение ограниченных реформ.  

 

Препятствиями для нормализации отношений КНДР с внешним миром являлись ее 
ядерная программа и подозрения в том, что Пхеньян укрывает на своей территории 
представителей японской террористической организации («красной армии»), 
занимавшейся угоном пассажирских самолетов.  

 

В марте 2000 г. во время пребывания в Вашингтоне делегации КНДР удалось достигнуть 
договоренности о сотрудничестве КНДР и США в борьбе против терроризма. 
Американская сторона обещала исключить КНДР из списка стран, поддерживающих 
международный терроризм. В том же годы в Пхеньяне состоялся межкорейский саммит. В 
октябре 2000 г. в Пхеньяне побывала госсекретарь США М.Олбрайт. Между США, 
Японией и Южной Кореей начались консультации о принятии совместных мер для 
улучшения отношений с Северной Кореей. В 2000 г. с КНДР установили дипломатические 
отношения Австралия, Филиппины, Бельгия, Канада,  {♦} Испания, Германия, 
Люксембург, Греция, Бразилия, Новая Зеландия, Турция, Евросоюз. Северная Корея 
вступила в члены Асеановского регионального форума по вопросам безопасности.  

 

Произошло некоторое оживление отношений КНДР с Китаем и Россией. Новый 
северокорейский лидер стал совершать поездки за пределы страны. 9 февраля 2000 г. в 
Пхеньяне министры иностранных дел РФ и КНДР подписали новый Договор о дружбе, 
добрососедстве и сотрудничестве, взамен прежнего, который не исполнялся. Новый 
договор был сокращенным вариантом прежнего, однако из него были изъяты положения, 
предусматривавшие оказание российской стороной военной помощи Северной Корее. В 
июле 2000 г. состоялся визит президента РФ В.В.Путина в КНДР. Ким Чен Ир дважды 
посетил Москву.  

 

Опасения вызывало стремление Пхеньяна разработать новые технологии, позволившие бы 
КНДР резко увеличить радиус действия своих ракет, а также ядерная программа Северной