ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5556
Скачиваний: 27
Кореи, которую она официально заморозила, но, по сведениям американских спецслужб,
продолжала тайно осуществлять. Опираясь на их заключения, в июне 2002 г. президент
США Дж.Буш в одном из своих официальных выступлений причислил КНДР к так
называемой оси зла (см. ниже), подвергнув ее политику грубой критике за попытки
разработать оружие массового поражения. Американская сторона угрожала применить
силу против стран, которые проводят подобную политику.
Пхеньян среагировал на выпад бурно. Северокорейские руководители в полемической
форме подтвердили, что в интересах самообороны они ведут разработку ядерного оружия.
Правительства Южной Кореи и Японии провели серию консультаций с США, стремясь
предупредить обострение ситуации и выработать единую политику в северокорейском
вопросе. Но конфликт продолжал нарастать. 18 сентября 2002 г. министр обороны США
Д.Рамсфелд открыто заявил о том, что по американским сведениям КНДР имеет атомное
оружие.
В 1994 г. была достигнута договоренность с участием США и Южной Кореи о том, что
корпорация КЕДО будет поставлять в КНДР топливный мазут для северокорейских
тепловых электростанций в ответ на обязательство Пхеньяна заморозить программы
развития атомной энергетики. В октябре 2002 г. в целях оказания давления на КНДР эти
поставки было решено прекратить с 1 декабря 2002 г. Одновременно была прекращена
помощь в сооружении для КНДР силами Южной Кореи и США двух реакторов,
технология работы которых исключает получение сырья для производства ядерного
оружия. В ответ Пхеньян заявил о намерении разморозить ядерную программу и
запустить остановленный ядерный реактор в Ионбоне для производства электроэнергии.
Опасаясь, что Вашингтон начал подготовку войны против Северной Кореи, ее
руководители 21 октября 2002 г. обратились к США с предложением заключить
американо-северокорейский договор о ненападении и в его рамках урегулировать
вопросы, связанные с {♦} ядерной программой КНДР. США отклонили эту инициативу.
Вместе с тем, 15 ноября президент Дж.Буш выступил в Вашингтоне с речью, в которой он
официально заявил об отсутствии у США намерений нападать на КНДР. Это
обязательство не удовлетворило руководство КНДР^Оно приняло решение (21 ноября)
разморозить ядерный реактор в Ионбоне и выйти из договора о нераспространении
ядерного оружия. 12 мая 2003 г. руководство КНДР также заявило о выходе из
подписанного между ней и Южной Кореей соглашения о создании на Корейском
полуострове безъядерной зоны. В начале 2003 г. США и КНДР провели серию
безуспешных переговоров об урегулировании ситуации. В их ходе в феврале власти КНДР
заявили американской делегации о том, что в Северной Корее есть ядерное оружие. В
июне 2003 г. это заявление было повторено. Правительства третьих стран не подтвердили
и не опровергли это утверждение.
К содержанию главы
Обострение курдского вопроса в Ираке и Турции
Курдский этнос исторически оказался разделенным на четыре группы – турецкую,
иранскую, иракскую и, более малочисленную, сирийскую, которые стали проживать на
территории соответствующих четырех государств. Создание собственного государства на
протяжении многих десятилетий оставалось задачей всех курдских национальных
движений.
После Второй мировой войны курды в Иране и Ираке пытались создать курдские
автономные районы, но обе эти попытки потерпели неудачу. Начался новый этап развития
курдского движения в Иране, Ираке, Турции и Сирии. Образовавшиеся в конце 50-х годов
Демократические партии Курдистана Турции и Ирака ориентировались на Британию и
Францию. Особого накала борьба курдов за автономию достигла в этот период в Ираке
под руководством М.Барзани, который в результате репрессий со стороны правительства
Ирака ушел в Иран, оттуда продолжая руководить движением.
Революция 1958 г. в Ираке была поддержана курдами и другими национальными
меньшинствами, надеявшимися получить автономию. Однако новый режим в Багдаде
прибег к гонениям против курдов, продолжавшимся до конца 60-х годов. В отличие от
иракских, сирийские курды в 50-х годах прекратили борьбу и в 1962 г. объявили о
лояльности властям. Вооруженная борьба иранских курдов против шахского режима
также постепенно пошла на спад. Вспыхнувшее в 1968 г. восстание иранских курдов было
жестоко подавлено. В дальнейшем иранские курды получили элементы культурной
автономии и по существу тоже прекратили борьбу.
Эпицентр курдского национального движения в регионе переместился в Ирак. В конце 60-
х годов в Ираке началось вооруженное восстание курдов во главе с М.Барзани против
центрального правительства. Багдад был вынужден пойти на уступки. В марте 1970 г.
курдский лидер встретился с тогдашним президентом Ирака X. аль-{♦}Бакром. Итогом
встречи стало провозглашение автономии населенных курдами провинций и признание
этой автономии правительством Ирака. При этом правительства Турции, Ирана и Сирии
выразили обеспокоенность по поводу происходящего, опасаясь воздействия успеха
иракских курдов на их собратьев в соседних странах. Но этого не произошло, и даже
курдское движение в Ираке пошло на спад, отчасти ослабленное углублявшимся еще с
1965 г. расколом Демократической партии Курдистана (в основном на почве
соперничества двух лидеров) на две организации – собственно ДПК во главе с М.Барзани
и Патриотический союз Курдистана под руководством Дж.Талабани. Курдская автономия
в Ираке просуществовала недолго: во второй половине 70-х годов она была разгромлена
пришедшим к власти в Ираке президентом С.Хусейном. Жестокие репрессии против
курдов надолго затормозили развитие их национального движения.
Агрессия Ирака против Кувейта в 1990 г. и последовавшая вслед за тем война в Заливе
изменили ситуацию. В феврале 1991 г. в Ираке активизировались национальные движения
шиитов на юге страны и курдов на севере. В ходе боев курды освободили всю территорию
Иракского Курдистана, снова спровоцировав рост опасений Сирии, Турции и Ирана.
Опасаясь курдского национализма, Тегеран оказывал помощь иракским шиитам, что
вызывало тревогу как правительства С.Хусейна, так и Соединенных Штатов, которые
видели в усилении проирански настроенного движения иракских шиитов угрозу для
американских интересов. США предпочли бы, чтобы С.Хусейн подавил шиитов. Иракское
правительство так и сделало, однако вслед за тем оно бросило силы на разгром курдов.
Курдское движение было подавлено с крайней жестокостью.
В этой ситуации британский премьер-министр Джон Мейджор предложил создать для
курдов «зону безопасности» на севере Ирака, куда не имели бы право вводиться войска
иракского правительства и летать самолеты иракских ВВС. В 1992 г. в соответствии с
резолюцией ООН была создана такая зона к северу от 36-й параллели. Международными
гарантами безопасности курдов выступили США, Британия, Франция и Германия.
Попытка курдов договориться с С.Хусейном о признании де-факто их автономии
провалилась. И тогда под прикрытием военных гарантий четырех стран иракские курды 2
апреля 1992 г. провозгласили создание «Курдского автономного района». В мае 1992 г.
был избран курдский провинциальный парламент, и сформировано местное
правительство.
Во второй половине 90-х годов остро курдский вопрос стоял и в Турции, где курдские
националисты-радикалы прибегали к тактике террористических актов. Курдские боевики
контролировали обширные внутренние районы Турции, где курды составляли
большинство. Турецкое правительство вело непримиримую борьбу с курдским
движением, отказываясь рассматривать вопрос о создании для турецких курдов отдельной
автономной провинции. 15 февраля 1999 г. {♦} спецслужбам Турции удалось арестовать
лидера леворадикальной Курдской рабочей партии Абдуллу Оджалана, который перед тем
долгое время находился в эмиграции в России, но был депортирован в Италию, откуда
попытался проследовать в Кению, где был схвачен и доставлен в Турцию. Суд приговорил
А.Оджалана к смертной казни, но ему была сохранена жизнь взамен согласия обратиться к
своим сподвижникам с призывом прекратить вооруженное сопротивление. Турецкие
курды отказались от радикальных форм борьбы, хотя не прекратили ее полностью.
К содержанию главы
Гуманитарные аспекты ситуации вокруг
Чеченской Республики в международных
отношениях Российской Федерации
Во второй половине 90-х годов происходило обострение отношений России с
европейскими правозащитными институтами – Советом Европы и его Парламентской
ассамблеей – по поводу нарушений прав человека в Чеченской Республике. Проблема
возникла сразу после того, как осенью 1991 г. в Грозном к власти пришел режим
Д.Дудаева, после чего из республики начали изгоняться представители всех нечеченских
групп населения (русские, армяне, украинцы, евреи). В ноябре 1994 г. президент России
Б.Н.Ельцин отдал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне. Операция была
проведена неудачно. В августе 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения между
представителями федеральной власти и местного чеченского правительства об
урегулировании ситуации на основе «общепризнанных принципов и норм
международного права», в соответствии с которыми предполагалось согласовать условия
вывода федеральных сил из Чечни и заключения будущего политического соглашения
между Москвой и Грозным. Эти соглашения были интерпретированы чеченскими
властями как признание российским правительством независимости Чечни де-факто. В
мае 1997 г. между тогдашним президентом Чечни Асланом Масхадовым и президентом
РФ Б.Н.Ельциным в Москве был подписан «Договор о мире и принципах
взаимоотношений», в котором стороны зафиксировали отказ от применения силы в
отношениях между федеральной властью и чеченской администрацией. «Договор» не
содержал упоминания Хасавюртских соглашений и представлял собой рабочий документ
– протокол о намерениях двух ветвей власти Российской Федерации (федеральной и
региональной) придерживаться определенных принципов сотрудничества в нормализации
ситуации в Чечне. Ратификации он не подлежал. Урегулирование не состоялось.
Федеральные войска с территории республики были выведены, но вести переговоры о
независимости в Москве отказались.
Между тем, еще с весны 1995 г. в Москве, а затем и разных городах России начались
террористические акты (подрывы жилых домов, взрывы в общественном транспорте,
местах скопления людей, захваты заложников, автобусов, больниц и т.п.), организованные
чеченскими террористами. В Чечне сформировался центр террористической актив-
{♦}ности, который при поддержке из-за рубежа стремился к расширению зоны своего
контроля на Северном Кавказе. В августе 1999 г. вооруженные формирования чеченских
террористов попытались расширить контролируемую территорию за счет сопредельного
Дагестана, но получили вооруженный отпор. Российское правительство начало
антитеррористическую операцию в Чечне.
Нарушения прав человека в Чечне, как правило, фиксируются в связи с 1) проведением
федеральными силовыми структурами в населенных пунктах республики «зачисток» с
целью выявления среди чеченского мирного населения участников незаконных
террористических групп; 2) насилиями чеченских боевиков против мирного русского и
иного нечеченского населения; 3) бедственным положением беженцев из Чеченской
Республики в лагерях беженцев в Чечне или на территории сопредельной Ингушетии.
Россия присоединилась к Совету Европы только в 1996 г. после трех лет его отказа
рассматривать ее заявку на вступление из-за ситуации в Чечне до подписания
Хасавюртских соглашений. Вступление в Совет Европы предусматривало принятие на
себя Россией обязательства подписать Европейскую конвенцию по правам человека 1953
г. и принять совокупность ее контрольных механизмов, включая право граждан
обращаться непосредственно в Европейский суд по правам человека.
Миссия Совета Европы имела возможность посещать Чечню и на основании собранных
материалов представлять Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) заключения,
оценки и рекомендации, многие их которых содержали критику в адрес силовых ведомств
и правительства Российской Федерации. В ряде случае Парламентская ассамблея
принимало резолюции, содержавшие предложения о введении против России
политических санкций вплоть до приостановки ее членства в Совете Европы. Критика в
адрес Москвы доносилась и со стороны администрации США. В более конкретном
смысле резолюции ПАСЕ предполагали наказание виновных в нарушениях прав человека.
Представители парламентской ассамблеи требовали, чтобы российские вооруженные
силы в Чечне лучше контролировались гражданской властью, а дисциплина в них
поддерживалась на таком уровне, чтобы можно было гарантировать выполнение
соответствующих военных и гражданских установлений и конституционных норм, а
также положений международного права, особенно Женевских конвенций и прилагаемых
к ним протоколов.
Российская сторона стремилась учитывать мнение европейских правозащитных
организаций и вносить необходимые коррективы в действия силовиков для
предупреждения случаев нарушения прав человека. Несмотря на вспышки взаимной
полемики, в целом отношения между Россией и западноевропейскими странами в связи с
положением вокруг Чечни удавалось удерживать в конструктивном русле.
Российская Федерация стремилась в мирному политическому урегулированию в Чечне на
основе предоставления Чеченской Респуб-{♦}лике максимально широкой автономии при
безусловном сохранении ее составе России. Одновременно российское правительство
считало чеченских боевиков террористов, а созданные ими при помощи иностранных
наемников организации – террористическими и поэтому подлежащими уничтожению.
Российская дипломатия добивалась понимания этой позиции правительствами
зарубежных государств.
К содержанию главы
«Чеченский вопрос» в российско-грузинских отношениях
Подписанный в 1994 г. российско-грузинский договор так и не был ратифицирован
Государственной Думой России, поскольку она не хотела связывать себя признанием
территориальной целостности Грузии, в том числе признанием Абхазии – частью Грузии,
как то было предусмотрено в тексте. В 2000 г. представители России и Грузии начали
подготовку нового российско-грузинского договора о дружбе и сотрудничестве. Работа
над ним не была завершена из-за вспышки противоречий между двумя странами.