ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5555
Скачиваний: 27
В Тбилиси были недовольны поддержкой, которую Москва оказывала Абхазии, и
настаивали на эвакуации российских баз с грузинской территории в течение трех лет.
Россия требовала для вывода баз 11-летнего переходного периода. Но главное, она
выдвигала в адрес Грузии претензии в связи с ситуацией в Панкисском ущелье – части
грузинской территории, пограничной с горными районами Чеченской Республики,
которые оставались под контролем чеченских террористов.
Панкисское ущелье населено чеченцами-кистинцами, которые являются коренными
жителями Грузии на протяжении нескольких веков и имеют грузинские гражданство. Они
сохранили родственные связи с чеченцами Чеченской Республики в составе Российской
Федерации, от которых их отделяют горы и перевалы. По российским данным, чеченские
сепаратисты, свободно пересекая российско-грузинскую границу на ее чеченском участке,
создали на грузинской территории в Панкисском ущелье свои базы. Правительство
Грузии не имело сил для пресечения деятельности чеченских террористов на грузинской
территории и было не в состоянии обеспечить режим непроницаемости границы с
Россией.
Российское руководство предложило наладить охрану российско-грузинской границы
силами совместного контингента российских и грузинских пограничников, который
предполагалось разместить в Панкисском ущелье. В Тбилиси эта идея была воспринята
недоверчиво и была отклонена. К лету 2001 г. российско-грузинские отношения сильно
накалились, поскольку после схода снегов чеченские террористы со своих баз в Грузии
стали наносить удары по объектам на российской территории. Москва стала в довольно
резкой форме требовать от Тбилиси мер для уничтожения баз террористов в Панкиси.
Грузинское правительство дало возможность чеченским боевикам уйти из ущелья, после
чего они частично скрылись за рубежом (главным образом, в Турции), а частично рассре-
{♦}доточились в других высокогорных районах Грузии или перешли в подконтрольную
террористам зону на российской территории.
Одновременно, ссылаясь на давление Москвы, грузинское правительство стало активно
добиваться сближения с США и НАТО, при этом энергично настаивая на скорейшем
выводе российских баз. В Грузии появились американские советники и инструкторы,
которые стали заниматься подготовкой грузинских офицеров. Согласно принятым в 1999
г. решениям стамбульского саммита ОБСЕ, Россия до 2001 г. должна была завершить
эвакуацию баз из Гудауты (на территории Абхазии) и Вазиани. Фактически была
эвакуирована только база в Вазиани. В Гудауте она осталась, как сохранились и базы
России в Батуми и Ахалкалаки.
К содержанию главы
Попытка создания основ палестинской
государственности и ее провал
Обострение ситуации в кавказских регионах Российской Федерации и активизация
террористов, выступавших под исламскими лозунгами, отражали общую тенденцию к
оживлению террористических группировок в странах Ближнего и Среднего Востока. На
рубеже 2000-х годов исламисты-радикалы стали получать возрастающую помощь от
Саудовской Аравии, Ирана и государств Персидского залива. Волна радикализма
разливалась на территории стран и регионов с преимущественно мусульманским
населением – от Таджикистана, Афганистана и Пакистана на востоке до Ливана и
населенных палестинцами земель под контролем Израиля на западе, от Российской
Федерации на севере до Египта, Судана и Сомали на юге.
Жесткая позиция израильского правительства во главе с Б.Нетаньяху по вопросам,
связанным с созданием Палестинской автономии, вызывала негативную реакцию в
арабском мире. В марте 1997 г. совет ЛАГ принял решение о приостановке нормализации
отношений с Израилем. Однако через год на совещании в верхах в Каире было принято
заявление о том, что «мир с Израилем – это стратегический выбор арабов» (при этом
особо подчеркивалось – «справедливый мир» – Ред.).
30 ноября 1998 г. в Вашингтоне открылась международная конференция по укреплению
мира на Ближнем Востоке. В ней приняли участие более 40 государств. Ее основной
целью было финансово-экономическое обеспечение процесса мирного урегулирования.
Была одобрена просьба администрации Палестинской автономии о выделении ей в
течение пяти лет экономической помощи в размере 3,5 млрд долл. Основную часть этой
суммы должна была предоставить Западная Европа, хотя и Россия заявила, что
«продолжит свое участие в донорских механизмах».
В «возвращении» России на Ближний Восток, к которому она не проявляла внимание в
предшествовавшие годы, оказались заинтересованы и арабские страны, и Израиль. В
сентябре 1997 г. во время визита в Москву президент Египта Х.Мубарак от имени
арабских {♦} стран обратился к российской стороне с просьбой активизировать роль
России как ко-спонсора ближневосточного мирного урегулирования. Примерно
аналогичную позицию заняли руководители Израиля, хотя незадолго до того некоторые из
них требовали лишить Россию статуса ко-спонсора. Подобного рода единодушие обеих
сторон было обусловлено их крайним недовольством «американским давлением».
На состоявшихся 17 мая 1999г. выборах в Израиле Б.Нетаньяху потерпел поражение и
премьер-министром был избран последовательный сторонник «миротворческой»
стратегии Эхуд Барак. Он пошел на ряд серьезных уступок арабам. Прежде всего он
попытался нормализовать отношения с Сирией, которая, сохраняя свое военное
присутствие в Ливане, поддерживала боевиков «Хамас» и «Хизбалла», совершавших
постоянные налеты и обстрелы территории Израиля. В декабре 1999 г. возобновились
сирийско-израильские переговоры, в ходе которых Сирия потребовала немедленного
вывода израильских войск и ликвидации израильских поселений на Голанских высотах до
мирного урегулирования. Х.Асад продолжал придерживаться принятого им после войны
1973 г. курса на «косвенную конфронтацию». Его смерть в конце 2000 г. ничего не
изменила. Его сын Башир Асад, ставший президентом Сирии, каких-либо изменений в
сирийскую политику не внес, несмотря на то, что в мае 2000 г. Израиль ликвидировал
«зону безопасности» на юге Ливана.
Стремясь максимально ускорить процесс урегулирования с ООП, Э.Барак, которого
энергично поддерживает президент США Б.Клинтон, пошел на подписание ряда новых
соглашений с Я.Арафатом, касающихся графика вывода израильских войск, ликвидации
некоторых израильских поселений, создания коридора между Западным берегом и
сектором Газа и т.д. В мае 2000 г. в г. Эйлате (Израиль) произошла их встреча для
достижения «окончательного урегулирования», в том числе по вопросам о статусе
Иерусалима и возвращении палестинских беженцев. На ней был достигнут
принципиальный компромисс, однако он оказался крайне непрочным.
В октябре 2000 г. исламисты, воспользовавшись провокационной акцией лидера
израильской оппозиции Ариэля Шарона, добивавшегося свержения правительства
Э.Барака, развязали массовые столкновения, которые к 2001 г. переросли в возобновление
«интифады» и сопровождались перестрелками и даже боями между отрядами палестинцев
и израильской армией. Попытки остановить конфронтацию успехом не увенчались,
переговорный процесс был парализован, несмотря на заявления Э.Барака о готовности
Израиля восстановить положение, существовавшее до войны 1967 г., то есть выполнить
резолюцию № 242. Экстремистскому крылу ООП, которое вновь возобладало, этого было
уже мало.
Усиление его влияния было обусловлено, прежде всего, «исламизацией» ООП и региона в
целом, что внесло в арабо-израильский конфликт мощную конфессиональную
составляющую. Исламизация ООП началась в конце 70-х годов, когда происходил
процесс эрозии идей {♦} социализма. Существенную роль в этом сыграла также и
финансовая помощь исламистам со стороны Саудовской Аравии и Ирана.
Рост напряженности в Израиле, спровоцированный отчасти действиями А.Шарона,
обусловил усиление правых настроения в стране. В феврале 2001 г. Э.Барак проиграл
выборы А.Шарону, и последний сформировал новое правительство Израиля, опираясь на
поддержку голосов депутатов от правых партий. Новое руководство стало проводить
гораздо более жесткую и наступательную политику в отношении арабов и широко
использовать силу для подавления арабских экстремистов. В стране снова установилась
обстановка хронической напряженности. Переговоры с Я.Арафатом были прерваны, он
был обвинен в неспособности контролировать своих сторонников и фактически
изолирован в своей резиденции силами израильской армии. При поддержке США
правительство Израиля требовало отстранения Я.Арафата от руководства Палестинской
автономией, хотя заменить его более приемлемым и эффективным лидером было трудно.
ООП была расколота между экстремистами и умеренными и переживала острый
внутренний кризис.
США, Россия и страны Западной Европы пытались оказывать давление на израильскую и
палестинскую стороны одновременно. Москва продолжала поддерживать Я.Арафата,
который терял контроль над фракциями ООП. В мае 2003 г. при давлении США и Израиля
Я.Арафат был вынужден согласиться на формирование нового правительства
Палестинской автономии, во главе которого был поставлен Махмуд Аббас (Абу Мазен).
Западные страны и израильское руководство надеялись, что в отличие от Я.Арафата
новый палестинский лидер сможет подчинить себе радикальные группировки ООП,
положит конец террористическим акциям и сможет провести конструктивные переговоры
с Израилем по палестинской проблеме.
В мае 2003 г. в иорданском городе Акаба состоялась трехсторонняя встреча президента
США Дж.Буша, премьер-министра Израиля А.Шарона и главы правительства
Палестинской автономии М.Аббаса, на которой был принят план «Дорожная карта». Он
предусматривал создание независимого государства палестинских арабов при соблюдении
принципа «непрерывности» их территории (до 2003 г. территория Палестинской
автономии состояла из нескольких «лоскутов» и «очагов», не связанных между собой
территориально). Ради осуществления плана израильское правительство согласилось
произвести демонтаж ряда израильских поселений, построенных на землях, которые
предполагалось передать арабам. А.Шарон впервые официально признал, что
подконтрольные Израилю с 1967 г. арабские земли являются «оккупированными
территориями». Это были серьезные уступки.
В плане не содержалось упоминания о проблеме принадлежности Иерусалима.
Фактически это означало, что М.Аббас согласился снять требование о превращении его
части в столицу «Арабской Палестины», что было серьезным встречным шагом со
стороны ара-{♦}бов. Я.Арафат не был допущен на встречу, оставаясь блокированным в
своей резиденции в Рамаллахе.
Помощь в налаживании диалога между израильским правительством и палестинцами стал
оказывать «квартет» – группа международных посредников в составе делегатов США,
России, Евросоюза и ООН. Из арабских стран в поддержку «Дорожной карты»
высказались Иордания и Египет. В Израиле план вызвал протесты правых партий. Внутри
ООП радикальная группировка «Хамас» отказалась его признать. Террористические акты
в Израиле продолжались.
К содержанию главы
Фактор исламского экстремизма в ситуации
на Ближнем Востоке
После войны 1990-1991 гг. в зоне Персидского залива происходила резкая активизация
исламистского движения. 25 апреля 1991 г. в столице Судана Хартуме была созвана
арабо-исламская народная конференция, в которой приняли участие представители
исламских партий и организаций. Делегацию ООП на ней возглавлял Я.Арафат. В
качестве альтернативы правительственной ОИК, оказавшейся недостаточно эффективной,
было принято решение создать ОНАИК (Организация народной арабско-исламской
конференции). Ее целями было достижение «исламского единства» (создание
конфедерации мусульманских государств) и «борьба с международным сионизмом», а
текущими задачами – недопущение «капитуляции перед Израилем» и «освобождение
оккупированных территорий». К категории последних были отнесены не только Западный
берег и сектор Газа, но и зоны расположения американских войск на Аравийском
полуострове, а также ряд районов, населенных мусульманами в некоторых странах мира.
В 1995 г. в их число была включена Чечня – часть территории России.
С начала 1992 г. исламисты развернули диверсионно-террористическую войну против
«безбожных режимов» в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки,
однако значительных успехов они смогли добиться только в Египте и Алжире. В Ливии и
Тунисе органы безопасности пресекли их деятельность в зародыше. В Египте им удалось
совершить ряд террористических актов, в том числе против иностранцев. Они
неоднократно пытались убить президента Х.Мубарака. В 1995 г. после очередного
покушения на него в Аддис-Абебе на конференции Организации африканского единства
он в категорической форме потребовал от короля Саудовской Аравии Фахда прекращения
финансирования исламистских террористических групп. Последний вынужден был дать
указание об аресте членов этих групп, поскольку они осуществили диверсии против
американских и саудовских военных объектов в Восточной провинции. Однако это
репрессивные меры были направлены лишь против фанатиков, обвинивших саудовский
режим в пособничестве новым «крестоносцам». Остальным финансовая помощь
продолжалась «без ведома и согласия правительства» и на «благотворительные цели».
{♦}
В конце 1995 г. Х.Мубарак выступил с предложением о созыве конференции на высшем
уровне для обсуждения проблемы международного терроризма в регионе. Она состоялась
в марте 1996 г. в египетском городе Шарм-аш-Шейхе. Кроме стран региона в ней
участвовали ко-спонсоры мирного процесса США и Россия. Ее участники приняли
декларацию, в которой говорилось об осуждении «любых актов террора, в каких бы
формах они ни осуществлялись, каковы бы ни были их мотивы и исполнители». На
конференции была также принята программа конкретных мер по борьбе с
международным терроризмом, но реализована она не была.
В немалой степени это объясняется различием подходов к проблемам международного
терроризма, что четко проявилось на состоявшейся в Каире в апреле 1998 г. Межарабской
конференции по борьбе с терроризмом. В принятой на ней конвенции говорится, что