ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5553

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

«любая вооруженная борьба против иностранной оккупации, за независимость и 
территориальную целостность не должна рассматриваться как проявление терроризма». 
Очевидно, что данное положение полностью вписывается в известную формулу «цель 
оправдывает средства».  

 

Параллельно с борьбой против «безбожных режимов» в регионе, которая в 1999 г. стала 
затухать, исламское движение активизировалось за пределами региона. Тем самым 
реализовывалась идея короля Фахда, высказанная им в 1992 г., о необходимости 
исламизации постсоветского пространства. В качестве первоочередного объекта 
исламизации королем Фахдом была определена Центральная Азия, которую он 
квалифицировал как «важный фактор строительства нового исламского мира».  

 

Вместе с тем, в исламском движении выделилась группировка ультрарадикалов, 
неформальным лидером которых стал саудовский миллионер У. бен Ладен – глава 
Всемирного исламского союза. Своей основной целью она ставила борьбу с США, так как 
в результате реализации «мирового сионистского заговора» США попали будто бы под 
власть евреев и превратились в «главную цитадель сионизма». Боевики 
ультрарадикальной группировки осуществили во второй половине 90-х годов ряд 
диверсий против американских гражданских и военных объектов, что заставило 
администрацию Б.Клинтона прибегнуть к открытому использованию военной силы, чтобы 
разгромить инфраструктуру ультрарадикалов и физически устранить У. бен Ладена, но 
безуспешно. Исламисты, несмотря на ряд неудач, продолжали сохранять возможности для 
дестабилизации обстановки, как в регионе, так и за его пределами.  

К содержанию главы 

 

Конфликт в Македонии (март-ноябрь 2001) 

 

К началу 2000-х годов «исламский фактор» стал зримо проявлять себя в Европе. Войны в 
Боснии и сербском крае Косово были прямо связаны с противостояниями между 
христианскими и мусульманскими общинами, хотя по природе это были конфликты более 
{♦} сложного этно-религиозного характера. Сходное противостояние возникло в 
Македонии.  

 

Становление ее государственности проходило сложно. Большая часть стран 
международного сообщества признала это небольшое государство сразу после его 
провозглашения в 1991 г. под его конституционным названием «Республика Македония». 
Но против этого выступила Греция, которая имела в своем составе провинцию с 
одноименным названием.  

 


background image

После разделов исторической Македонии в XX в. часть ее вместе с проживающим 
населением отошла к Греции. Греческое правительство не признало македонцев 
отдельной этнической группой. В результате ассимиляции они в значительной мере 
утратили черты самобытности и растворились в греческом этносе. В Афинах опасались, 
что образование македонского государства у границ Греции может спровоцировать 
напряженность среди потомков «греческих македонцев» и косвенным образом поставит 
под сомнение право Греции на обладание историческими македонскими землями. Из-за 
сопротивления Греции, Македонию приняли в ООН под причудливым искусственным 
названием «Бывшая Югославская Республика Македония». Лишь 13 сентября 1995 г. 
греко-македонские противоречия были урегулированы специальным соглашением, после 
чего Афины перестали возражать против вступления Македонии в ОБСЕ и Совет Европы.  

 

С марта 2001 г. в Македонии стала возрастать внутренняя напряженность. В основе 
конфликта была этно-демографическая ситуация. В стране преобладали две этнические 
группы – македонцы-христиане и албанцы-мусульмане. Последние составляли треть от 
двухмиллионного населения страны и населяли район, приграничный с сербским краем 
Косово. Когда в 1999 г. в Косово начались этнические чистки, в Македонию хлынул поток 
албанских беженцев. Македонское население начало опасаться, что албанское 
меньшинство превратится в Македонии в большинство. В македонских районах возникли 
антиалбанские настроения, а преимущественно албанские части Македонии оказались под 
контролем албанских боевиков. Возникла угроза гражданской войны и раскола. Албанцы 
требовали расширения своих прав, а македонцы – усиления гарантий территориальной 
целостности страны. Летом 2001 г. в Македонии начались вооруженные столкновения. На 
территорию страны из Косово перешли отряды «Армии национального освобождения 
Косово», которые вступили в бои с полицейскими силами македонского правительства.  

 

США и страны Евросоюза стали добиваться примирения в Македонии. Они выступили с 
осуждением вмешательства косовских албанцев в дела Македонии и причислили «Армию 
освобождения» к террористическим организациям, тем самым сняв вопрос об оказании ей 
поддержки. Одновременно западные державы оказывали давление на президента 
Македонии Бориса Трайковского, убеждая его пойти на переговоры с албанскими 
общинами и согласиться на {♦} изменение конституции в направлении расширения прав 
албанского населения. Взамен страны НАТО обещали добиться разоружения отрядов 
албанцев и восстановления контроля македонского правительства над албанскими 
районами.  

 

12 августа 2001 г. при посредничестве Евросоюза и США в г. Орхиде (Македония) 
состоялось подписание соглашения между македонским правительством и 
представителями албанских общин. Албанские отряды были разоружены силами 
миротворческого контингента НАТО (операция «Сбор урожая»), который был введен в 
албанские районы одновременно с размещением там полицейских частей македонского 
правительства. В ноябре 2001 г. македонский парламент утвердил это соглашение и внес 
изменения в конституцию Македонии. Объем прав албанского населения был увеличен 
(расширены сфера применения албанского языка, представительство албанцев в органах 
власти, урегулирован статус исламских общин и др.). В марте 2002 г. была объявлена 
амнистия албанским боевикам.  


background image

 

В 2002 г. несколько неожиданно претензии к Македонии выдвинул парламент края 
Косово, который юридически оставался частью Сербии под управлением ООН. Косовские 
депутаты заявили о непризнании договора о границе, который был заключен между 
Югославией и Македонией после провозглашения независимости последней в 1991 г.  

К содержанию главы 

 

Сентябрьские события 2001 г. в США и возникновение 

      транснациональной угрозы терроризма 

 

Наиболее опасные формы радикальный исламизм приобрел осенью 2001 г., когда 
экстремистские группы, действовавшие под исламскими лозунгами, совершили серию 
крупных террористических акций в главных городах США. 11 сентября 2001 г. 
Соединенные Штаты впервые после атаки японских вооруженных сил на базу ВМС США 
в Перл-Харборе в 1941 г. подверглись нападению на собственной территории. Группа 
террористов, захватив несколько гражданских самолетов, протаранила ими два 
знаменитых высотных здания Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, а также 
здание министерства обороны США (FleHjaroHa) в Вашингтоне. Оба корпуса ВТЦ 
(«близнецы») в Нью-Йорке были полностью уничтожены. Пентагон было разрушен 
частично. Жертвами террористических актов стали несколько тысяч человек, погибших в 
момент взрыва и под обломками рухнувших зданий.  

 

Политико-психологический эффект от катастроф был очень сильным. Страна, не знавшая 
на своей территории других войн, кроме гражданской в XIX веке, оказалась в состоянии 
шока. Руководство США не знало, являются ли террористические акты разовой операцией 
или представляют собой первую волну из серии запланированных ударов. Правительство 
была не подготовлено к борьбе с таким специфическим противником, который проявил 
себя 11 сентября. Его местонахождение было невозможно локализовать, он нанес {♦} удар 
изнутри Соединенных Штатов. Участниками подготовки и проведения терактов были как 
граждане США, так и лица с паспортами других государств, которые легально проживали 
на американской территории. Они были связаны как с зарубежными террористическими 
организациями, так и с рядом официально зарегистрированных в США культурно-
просветительских и благотворительных обществ, негласно занимавшихся обслуживанием 
интересов замаскированных террористов. К финансированию деятельности террористов 
оказались причастны банковские структуры в США и за рубежом. По сути, теракты были 
организованы транснациональной террористической сетью, связанной с 
транснациональными финансовыми структурами. В июне 2003 г. из США было выслано 
13 тыс. лиц (преимущественно выходцев из исламских стран), которых спецслужбы 
подозревали в связях с террористическими организациями, действовавшими на 
территории Соединенных Штатов.  

 


background image

По сведениям ЦРУ, ключевую роль в организации преступлений в США играл У. бен 
Ладен. Он проживал в Афганистане, контролируя правительство талибов, и оттуда 
руководил своей террористической организацией «Аль-Каида». Вашингтон потребовал от 
Кабула его выдачи, но получил отказ. США стали угрожать применить против 
Афганистана силу, но давление не дало результатов. Кабул отказывался идти на уступки, 
считая аргументы американской стороны и доказательства вины У. бен Ладена 
неубедительными.  

 

Вашингтон принял решение начать войну для свержения талибов и стал формировать 
коалицию союзников, которые могли бы выступить совместно с США. Наиболее 
решительно в поддержку проведения военной акции против Афганистана выступила 
Великобритания. Она предоставила Соединенным Штатам имевшуюся у нее 
разведывательную информацию и согласилась направить в Афганистан своих 
военнослужащих. Другие страны НАТО были менее решительны. Они не хотели посылать 
в Афганистан своих солдат и не имели возможности оказать Вашингтону иную 
поддержку, кроме политической и моральной. Тем не менее, страны НАТО со всей 
определенностью квалифицировали события 11 сентября как нападения на США и на всех 
них согласно ст. 5 Вашингтонского договора и выразили готовность оказать помощь 
Соединенным Штатам. Вашингтон учел мнения союзников, но фактически не принял 
помощь ни от кого, кроме Великобритании.  

 

К моменту сентябрьских событий отношения России и США характеризовались 
некоторой неопределенностью. В ноябре 2000 г. демократическая партия проиграла 
президентские выборы, и новым президентом США стал республиканец Джордж Буш-
младший, сын Дж. Буша-старшего, бывшего президентом США в конце 80-х – начале 90-х 
годов. Новый американский лидер был недоволен политикой его предшественника в 
отношении России, считая ее «мягкой». Аналитики ждали, что его напористая манера и 
упрощенные воззрения в сфере внешней политики могут привести к обострению россий-
{♦}ско-американских отношений, и без того холодных после периода расхождений между 
Москвой и Вашингтоном из-за конфликта в Косово и подписания российско-китайского 
договора. Но развитие российско-американских отношений неожиданно пошло по иному 
руслу. Президент РФ В.В.Путин оказался первым руководителем иностранной державы, 
позвонившим президенту Дж.Бушу после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне с 
выражением сочувствия и солидарности. Россия выступила на стороне США, заявив о 
безоговорочном осуждении терактов в США и готовности оказать Вашингтону помощь 
для проведения операции против талибов. Москва, как и Великобритания, предоставила 
США нужные разведывательные сведения, право воздушного коридора над российской 
территорией для американских самолетов на время подготовки и проведения операции, а 
также оказала дипломатическое содействие в получении согласия от правительств 
Киргизии и Узбекистана на использование ВВС США военно-воздушных баз на 
территории этих двух стран. Фактически Британия и Россия выступили для США в 
качестве главных союзников против талибов.  

 

7 октября 2001 г. США начали военно-воздушную кампанию в Афганистане, за которой 
последовала сухопутная операция. С севера на Кабул стали наступать узбекско-
таджикские отряды Северного альянса, который получал военную помощь от России и 


background image

США. 21 декабря талибы были изгнаны из Кабула, и в столицу были введены войска 
Северного альянса и международные силы (американские и британские контингенты). 
Боевые действия в южных районах продолжались до начала 2002 г.  

 

В декабре 2001 г. в Бонне состоялась конференция афганских сторон с участием бывшего 
короля Афганистана Захир-шаха, проживавшего в эмиграции в Италии. Монархию в 
стране было решено не восстанавливать. Конференция приняла решение о создании 
временного правительства Афганистана во главе с умеренным прозападным лидером 
Хамидом Карзаи, тоже вернувшегося из эмиграции. В июне 2002 г. собравшаяся в Кабуле 
Лоя джирга избрала его президентом Афганистана сроком на два года. Избрание 
Х.Карзаи, как и ожидалось, не удовлетворило часть племенных вождей Афганистана. 
Вскоре оказалось, что власть его правительства распространяется только на столицу, 
прилегающие к ней районы и пять других крупных городов страны. На местах в 
провинциях положение дел контролировалось полевыми командирами. Правда, талибы 
были вынуждены отступить на территорию Пакистана. Но захватить У. бен Ладена или 
обнаружить его следы в Афганистане не удалось.  

 

События 11 сентября 2001 г. свидетельствовали о появлении в международных 
отношениях типологически новой угрозы – транснациональной угрозы терроризма, – 
способной поразить ту или иную страну одновременно как из-за рубежа, так и изнутри ее 
самой. Международное сообщество не знало средств борьбы с такой комбинированной 
угрозой. {♦}   

К содержанию главы 

 

Сближение России с США и формирование 

      «особых» отношений России с НАТО 

 

Поддержка, которую Москва смогла оказать Вашингтону во время «второй афганской 
войны», продемонстрировала Дж.Бушу, что Россия может быть партнером, в 
геостратегическом смысле более важным для США, чем многие государства НАТО. Со 
своей стороны Москва была заинтересована в сближении с Вашингтоном. Во-первых, 
американские военные в Афганистане впервые в истории решили за Россию важную 
задачу обеспечения ее национальной безопасности, с которой она не могла справиться 
самостоятельно. Они уничтожили режим талибов, который был источником поддержки 
террористов в Чечне.  

 

Во-вторых, сближение с США дало России возможность заручиться поддержкой 
Вашингтона в вопросе о трактовке событий в Чечне. Американское руководство, так же 
как и правительства многих европейских стран, отказывалось признавать чеченские 
бандформирования террористическими группами. Доказав связи между талибами и