ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5553
Скачиваний: 27
«любая вооруженная борьба против иностранной оккупации, за независимость и
территориальную целостность не должна рассматриваться как проявление терроризма».
Очевидно, что данное положение полностью вписывается в известную формулу «цель
оправдывает средства».
Параллельно с борьбой против «безбожных режимов» в регионе, которая в 1999 г. стала
затухать, исламское движение активизировалось за пределами региона. Тем самым
реализовывалась идея короля Фахда, высказанная им в 1992 г., о необходимости
исламизации постсоветского пространства. В качестве первоочередного объекта
исламизации королем Фахдом была определена Центральная Азия, которую он
квалифицировал как «важный фактор строительства нового исламского мира».
Вместе с тем, в исламском движении выделилась группировка ультрарадикалов,
неформальным лидером которых стал саудовский миллионер У. бен Ладен – глава
Всемирного исламского союза. Своей основной целью она ставила борьбу с США, так как
в результате реализации «мирового сионистского заговора» США попали будто бы под
власть евреев и превратились в «главную цитадель сионизма». Боевики
ультрарадикальной группировки осуществили во второй половине 90-х годов ряд
диверсий против американских гражданских и военных объектов, что заставило
администрацию Б.Клинтона прибегнуть к открытому использованию военной силы, чтобы
разгромить инфраструктуру ультрарадикалов и физически устранить У. бен Ладена, но
безуспешно. Исламисты, несмотря на ряд неудач, продолжали сохранять возможности для
дестабилизации обстановки, как в регионе, так и за его пределами.
К содержанию главы
Конфликт в Македонии (март-ноябрь 2001)
К началу 2000-х годов «исламский фактор» стал зримо проявлять себя в Европе. Войны в
Боснии и сербском крае Косово были прямо связаны с противостояниями между
христианскими и мусульманскими общинами, хотя по природе это были конфликты более
{♦} сложного этно-религиозного характера. Сходное противостояние возникло в
Македонии.
Становление ее государственности проходило сложно. Большая часть стран
международного сообщества признала это небольшое государство сразу после его
провозглашения в 1991 г. под его конституционным названием «Республика Македония».
Но против этого выступила Греция, которая имела в своем составе провинцию с
одноименным названием.
После разделов исторической Македонии в XX в. часть ее вместе с проживающим
населением отошла к Греции. Греческое правительство не признало македонцев
отдельной этнической группой. В результате ассимиляции они в значительной мере
утратили черты самобытности и растворились в греческом этносе. В Афинах опасались,
что образование македонского государства у границ Греции может спровоцировать
напряженность среди потомков «греческих македонцев» и косвенным образом поставит
под сомнение право Греции на обладание историческими македонскими землями. Из-за
сопротивления Греции, Македонию приняли в ООН под причудливым искусственным
названием «Бывшая Югославская Республика Македония». Лишь 13 сентября 1995 г.
греко-македонские противоречия были урегулированы специальным соглашением, после
чего Афины перестали возражать против вступления Македонии в ОБСЕ и Совет Европы.
С марта 2001 г. в Македонии стала возрастать внутренняя напряженность. В основе
конфликта была этно-демографическая ситуация. В стране преобладали две этнические
группы – македонцы-христиане и албанцы-мусульмане. Последние составляли треть от
двухмиллионного населения страны и населяли район, приграничный с сербским краем
Косово. Когда в 1999 г. в Косово начались этнические чистки, в Македонию хлынул поток
албанских беженцев. Македонское население начало опасаться, что албанское
меньшинство превратится в Македонии в большинство. В македонских районах возникли
антиалбанские настроения, а преимущественно албанские части Македонии оказались под
контролем албанских боевиков. Возникла угроза гражданской войны и раскола. Албанцы
требовали расширения своих прав, а македонцы – усиления гарантий территориальной
целостности страны. Летом 2001 г. в Македонии начались вооруженные столкновения. На
территорию страны из Косово перешли отряды «Армии национального освобождения
Косово», которые вступили в бои с полицейскими силами македонского правительства.
США и страны Евросоюза стали добиваться примирения в Македонии. Они выступили с
осуждением вмешательства косовских албанцев в дела Македонии и причислили «Армию
освобождения» к террористическим организациям, тем самым сняв вопрос об оказании ей
поддержки. Одновременно западные державы оказывали давление на президента
Македонии Бориса Трайковского, убеждая его пойти на переговоры с албанскими
общинами и согласиться на {♦} изменение конституции в направлении расширения прав
албанского населения. Взамен страны НАТО обещали добиться разоружения отрядов
албанцев и восстановления контроля македонского правительства над албанскими
районами.
12 августа 2001 г. при посредничестве Евросоюза и США в г. Орхиде (Македония)
состоялось подписание соглашения между македонским правительством и
представителями албанских общин. Албанские отряды были разоружены силами
миротворческого контингента НАТО (операция «Сбор урожая»), который был введен в
албанские районы одновременно с размещением там полицейских частей македонского
правительства. В ноябре 2001 г. македонский парламент утвердил это соглашение и внес
изменения в конституцию Македонии. Объем прав албанского населения был увеличен
(расширены сфера применения албанского языка, представительство албанцев в органах
власти, урегулирован статус исламских общин и др.). В марте 2002 г. была объявлена
амнистия албанским боевикам.
В 2002 г. несколько неожиданно претензии к Македонии выдвинул парламент края
Косово, который юридически оставался частью Сербии под управлением ООН. Косовские
депутаты заявили о непризнании договора о границе, который был заключен между
Югославией и Македонией после провозглашения независимости последней в 1991 г.
К содержанию главы
Сентябрьские события 2001 г. в США и возникновение
транснациональной угрозы терроризма
Наиболее опасные формы радикальный исламизм приобрел осенью 2001 г., когда
экстремистские группы, действовавшие под исламскими лозунгами, совершили серию
крупных террористических акций в главных городах США. 11 сентября 2001 г.
Соединенные Штаты впервые после атаки японских вооруженных сил на базу ВМС США
в Перл-Харборе в 1941 г. подверглись нападению на собственной территории. Группа
террористов, захватив несколько гражданских самолетов, протаранила ими два
знаменитых высотных здания Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, а также
здание министерства обороны США (FleHjaroHa) в Вашингтоне. Оба корпуса ВТЦ
(«близнецы») в Нью-Йорке были полностью уничтожены. Пентагон было разрушен
частично. Жертвами террористических актов стали несколько тысяч человек, погибших в
момент взрыва и под обломками рухнувших зданий.
Политико-психологический эффект от катастроф был очень сильным. Страна, не знавшая
на своей территории других войн, кроме гражданской в XIX веке, оказалась в состоянии
шока. Руководство США не знало, являются ли террористические акты разовой операцией
или представляют собой первую волну из серии запланированных ударов. Правительство
была не подготовлено к борьбе с таким специфическим противником, который проявил
себя 11 сентября. Его местонахождение было невозможно локализовать, он нанес {♦} удар
изнутри Соединенных Штатов. Участниками подготовки и проведения терактов были как
граждане США, так и лица с паспортами других государств, которые легально проживали
на американской территории. Они были связаны как с зарубежными террористическими
организациями, так и с рядом официально зарегистрированных в США культурно-
просветительских и благотворительных обществ, негласно занимавшихся обслуживанием
интересов замаскированных террористов. К финансированию деятельности террористов
оказались причастны банковские структуры в США и за рубежом. По сути, теракты были
организованы транснациональной террористической сетью, связанной с
транснациональными финансовыми структурами. В июне 2003 г. из США было выслано
13 тыс. лиц (преимущественно выходцев из исламских стран), которых спецслужбы
подозревали в связях с террористическими организациями, действовавшими на
территории Соединенных Штатов.
По сведениям ЦРУ, ключевую роль в организации преступлений в США играл У. бен
Ладен. Он проживал в Афганистане, контролируя правительство талибов, и оттуда
руководил своей террористической организацией «Аль-Каида». Вашингтон потребовал от
Кабула его выдачи, но получил отказ. США стали угрожать применить против
Афганистана силу, но давление не дало результатов. Кабул отказывался идти на уступки,
считая аргументы американской стороны и доказательства вины У. бен Ладена
неубедительными.
Вашингтон принял решение начать войну для свержения талибов и стал формировать
коалицию союзников, которые могли бы выступить совместно с США. Наиболее
решительно в поддержку проведения военной акции против Афганистана выступила
Великобритания. Она предоставила Соединенным Штатам имевшуюся у нее
разведывательную информацию и согласилась направить в Афганистан своих
военнослужащих. Другие страны НАТО были менее решительны. Они не хотели посылать
в Афганистан своих солдат и не имели возможности оказать Вашингтону иную
поддержку, кроме политической и моральной. Тем не менее, страны НАТО со всей
определенностью квалифицировали события 11 сентября как нападения на США и на всех
них согласно ст. 5 Вашингтонского договора и выразили готовность оказать помощь
Соединенным Штатам. Вашингтон учел мнения союзников, но фактически не принял
помощь ни от кого, кроме Великобритании.
К моменту сентябрьских событий отношения России и США характеризовались
некоторой неопределенностью. В ноябре 2000 г. демократическая партия проиграла
президентские выборы, и новым президентом США стал республиканец Джордж Буш-
младший, сын Дж. Буша-старшего, бывшего президентом США в конце 80-х – начале 90-х
годов. Новый американский лидер был недоволен политикой его предшественника в
отношении России, считая ее «мягкой». Аналитики ждали, что его напористая манера и
упрощенные воззрения в сфере внешней политики могут привести к обострению россий-
{♦}ско-американских отношений, и без того холодных после периода расхождений между
Москвой и Вашингтоном из-за конфликта в Косово и подписания российско-китайского
договора. Но развитие российско-американских отношений неожиданно пошло по иному
руслу. Президент РФ В.В.Путин оказался первым руководителем иностранной державы,
позвонившим президенту Дж.Бушу после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне с
выражением сочувствия и солидарности. Россия выступила на стороне США, заявив о
безоговорочном осуждении терактов в США и готовности оказать Вашингтону помощь
для проведения операции против талибов. Москва, как и Великобритания, предоставила
США нужные разведывательные сведения, право воздушного коридора над российской
территорией для американских самолетов на время подготовки и проведения операции, а
также оказала дипломатическое содействие в получении согласия от правительств
Киргизии и Узбекистана на использование ВВС США военно-воздушных баз на
территории этих двух стран. Фактически Британия и Россия выступили для США в
качестве главных союзников против талибов.
7 октября 2001 г. США начали военно-воздушную кампанию в Афганистане, за которой
последовала сухопутная операция. С севера на Кабул стали наступать узбекско-
таджикские отряды Северного альянса, который получал военную помощь от России и
США. 21 декабря талибы были изгнаны из Кабула, и в столицу были введены войска
Северного альянса и международные силы (американские и британские контингенты).
Боевые действия в южных районах продолжались до начала 2002 г.
В декабре 2001 г. в Бонне состоялась конференция афганских сторон с участием бывшего
короля Афганистана Захир-шаха, проживавшего в эмиграции в Италии. Монархию в
стране было решено не восстанавливать. Конференция приняла решение о создании
временного правительства Афганистана во главе с умеренным прозападным лидером
Хамидом Карзаи, тоже вернувшегося из эмиграции. В июне 2002 г. собравшаяся в Кабуле
Лоя джирга избрала его президентом Афганистана сроком на два года. Избрание
Х.Карзаи, как и ожидалось, не удовлетворило часть племенных вождей Афганистана.
Вскоре оказалось, что власть его правительства распространяется только на столицу,
прилегающие к ней районы и пять других крупных городов страны. На местах в
провинциях положение дел контролировалось полевыми командирами. Правда, талибы
были вынуждены отступить на территорию Пакистана. Но захватить У. бен Ладена или
обнаружить его следы в Афганистане не удалось.
События 11 сентября 2001 г. свидетельствовали о появлении в международных
отношениях типологически новой угрозы – транснациональной угрозы терроризма, –
способной поразить ту или иную страну одновременно как из-за рубежа, так и изнутри ее
самой. Международное сообщество не знало средств борьбы с такой комбинированной
угрозой. {♦}
К содержанию главы
Сближение России с США и формирование
«особых» отношений России с НАТО
Поддержка, которую Москва смогла оказать Вашингтону во время «второй афганской
войны», продемонстрировала Дж.Бушу, что Россия может быть партнером, в
геостратегическом смысле более важным для США, чем многие государства НАТО. Со
своей стороны Москва была заинтересована в сближении с Вашингтоном. Во-первых,
американские военные в Афганистане впервые в истории решили за Россию важную
задачу обеспечения ее национальной безопасности, с которой она не могла справиться
самостоятельно. Они уничтожили режим талибов, который был источником поддержки
террористов в Чечне.
Во-вторых, сближение с США дало России возможность заручиться поддержкой
Вашингтона в вопросе о трактовке событий в Чечне. Американское руководство, так же
как и правительства многих европейских стран, отказывалось признавать чеченские
бандформирования террористическими группами. Доказав связи между талибами и