ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5524
Скачиваний: 27
Советский опыт не казался жителям Восточной Европы идеальным. Но он производил
впечатление. О сталинских репрессиях 30-х годов знали мало, и советский режим казался
лучше фашистского: по крайней мере, он ориентировался на вовлечение граждан в
государственную систему – в отличие от нацизма, который строился на дискриминации и
исключении из общества то одной, то другой категории граждан. СССР не был знамением
светлого будущего, но он казался символом ухода от кошмарного прошлого.
В Советском Союзе, в лесах Прибалтики скрывались «лесные братья» – отряды
противников присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу, которые
периодически нападали на части Советской Армии. На Западной Украине до 1947 г.
продолжали противостоять советской власти не ушедшие вместе с гитлеровцами отряды
Украинской повстанческой армии под руководством западноукраинского националиста
С.А.Бандеры.
Тем поразительней, что за пределами СССР население не обнаруживало признаков
намерения сопротивляться советскому присутствию и натиску местных левых. К примеру,
в одной только Польше число противников коммунизма должно было составлять, по
западным оценкам, не менее 100 тыс. человек. Но оказалось, что для их нейтрализации
польскому коммунистическому правительству достаточно провести всего две амнистии
(1947 г.), после которых о несогласных на несколько лет просто забыли. {♦}
Настроения против местных коллаборационистов – «благоразумных обывателей»,
терпевших нацистов во время войны ради сохранения своего имущества, – были сильнее
опасений в отношении коммунистов. При этом в либеральных и католических кругах
восточноевропейских стран надеялись на «недолговечность новой власти» и «скорое
начало третьей мировой войны». Ожидая ее, умеренные пассивно наблюдатели за
событиями. В бедных слоях, напротив, проявлялись признаки активности и жажды
перемен. Коммунисты привлекали энергией и целеустремленностью на фоне вялости
центристов. Новые полулевые и левые режимы завоевывали поддержку масс. В странах
Восточной Европы стали формироваться военизированные отряды местных коммунистов.
Простые граждане охотно шли в формирования полиции и новые национальные
вооруженные силы.
К содержанию главы
Поражение некоммунистических сил на всеобщих
выборах в Польше (19 января 1947 г.) и его последствия
Советский Союз вел себя в Восточной Европе осмотрительно, не желая осложнений с
Вашингтоном и Лондоном. Но осторожная линия понималась в Москве как отказ от
попыток выйти за географические пределы того, что с 1945 г. по согласию с США и
Британией в СССР стали считать поясом безопасности Советского Союза. Действия
внутри этого пояса не считались в Москве ни наступательными, ни провоцирующими по
отношению к Западу. СССР заботился о безопасности границ и делал это, строя из
восточноевропейских стран геополитический заслон. В Восточной Европе ему были
нужны дружественные режимы.
В принципе, такие режимы могли существовать в форме нейтралистских правительств без
участия коммунистов, как это было в Финляндии после отставки 4 марта 1946 г.
президента Карла Маннергейма и избрания 9 марта 1946 г. новым главой финляндского
государства Юхо Паасикиви. Но опыт Финляндии, где не было советских войск, оказался
не применим к восточноевропейским странам. В них стали преобладать радикальные
формы трансформаций. Смена режима в Варшаве оказалась одной из наиболее
болезненных перемен с точки зрения резонанса, который она получила в мире.
Прозападные силы в Польше находились в трудном положении. СССР не вызывал
симпатий поляков. Но польские крестьяне приступили к освоению новых земель на
территориях, полученных от Германии. 30 июня 1946 г. левое правительство представило
на референдум и получило одобрение программы национализации промышленности. В
стране была проведена земельная реформа, согласно которой в расчет земельных наделов
были включены новые земли на западе. Переселенцы в районы, из которых было
депортировано немецкое население, получили на новых местах жительства из рук
коммунистической власти дома, инвентарь, имущество и пахотные угодья. Это
сформировало слой людей, заинтересованный в ее выживании ради сохранения
неизменности западных польских границ. {♦}
В это время западные правительства, словно нарочно, делали все для подогрева
антизападных подозрений поляков. Британские и американские политики уклонялись от
подтверждения законности границ Польши на Западе и указывали на их неокончательный
характер. Юридически такие высказывания не противоречили потсдамским
договоренностям. Но это вредило репутации Запада в глазах польского населения,
опасавшегося, что Вашингтон и Лондон могут «взять назад» свои уступки, сделанные в
Ялте и Потсдаме. Только Москва твердо заявляла об окончательном характере польских
границ и поддерживала выселение немцев с присоединенных к Польше территорий.
Польские левые играли на страхах населения. Прозападным партиям строить свои
предвыборные программы было сложно.
Ситуация осложнилась для некоммунистических сил репрессиями правительства. По
обвинению в связях с антиправительственным подпольем в 1946 г. было арестовано 17
общественных деятелей и политиков из числа умеренных и центристов. Помимо главных
фигурантов начатого процесса, были арестованы тысячи низовых руководителей
Польской крестьянской партии. Начиная с осени 1946 г. она стала подвергаться
систематическому давлению, ее собрания разгонялись отрядами компартии, в сельской
местности арестовывались активисты ПКП. Попытки С.Миколайчика разрядить ситуацию
и его обращения к советской стороне с просьбой повлиять на польских коммунистов не
дали результатов.
На выборах в сейм 19 января 1947 г. партия С.Миколайчика, на которую возлагали
надежды как на некоммунистическое ядро польского политического спектра, потерпела
поражение, завоевав 28 мест против 394, полученных блоком социалистов и коммунистов.
Президентом Польши был избран один из лидеров компартии Болеслав Берут. 19 февраля
в Польше была принята временная конституция.
Режим продолжал ужесточаться. 14 сентября 1947 г. польское правительство разорвало
конкордат с Ватиканом, и в стране начался конфликт государства с католической
церковью. Внутри ПКП возник раскол. Часть сторонников С.Миколайчика возложила на
него вину за поражение 1947 г. С.Миколайчик подал в отставку с поста лидера партии и
эмигрировал в Великобританию, а затем – в США (где умер в 1966 г.). Его сторонники
были исключены из ПКП.
События в Польше вызвали рост настороженности Запада по поводу намерений СССР в
Восточной Европе. Запад не признал результатов выборов в Польше. Наблюдая за
бесцеремонными действиями коммунистов на востоке Европы, западные правительства
склонялись к уместности репрессивных мер против коммунистов в своих странах.
К содержанию главы
Подписание мирных договоров
с бывшими германскими союзниками
Главной союзницей нацистов в Европе была Италия. Венгрия стала союзницей Германии
по «тройственному пакту» с ноября 1940 г., Болгария – c марта 1941 г., Румыния и
«независимая» Словакия {♦} (снова влившаяся в 1945 г. в Чехословакию) – с ноября 1941
г. Финляндия оказалась в числе германских союзников, присоединившись в ноябре 1941 г.
к «антикоминтерновскому пакту» – вместе с «независимой» Хорватией (которая после
войны стала частью единой Югославии).
Мирные договоры с Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией,
окончательно согласованные на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в декабре 1946 г.,
были подписаны в Париже 10 февраля 1947 г. Состояние войны между этими странами и
государствами антигитлеровской коалиции прекращалось, и союзные державы
обязывались поддержать просьбы побежденных стран об их принятии в ООН. За
исключением территориальных статей (см. ниже), мирные договоры были составлены
однотипно. Они содержали ограничение численности вооруженных сил побежденных
стран и регламентировали выплату ими репараций победителям и странам, пострадавшим
от их агрессии. Участниками всех мирных договоров были Украинская ССР и
Белорусская ССР. После 1991 г. это казавшееся в 1947 г. малозначительным
обстоятельство упростило правительствам независимых Украины и Белоруссии
договорно-правовое оформление их границ с сопредельными государствами.
Державы-победительницы, в том числе СССР, должны были вывести свои войска из
оккупируемых стран в течение 90 дней после вступления договоров в силу (они вступили
в силу 15 сентября 1947 г.). Советский Союз получил разрешение оставить войска в
Венгрии и Румынии для обеспечения коммуникаций со своими оккупационными силами в
Австрии. Возможности для контроля над восточноевропейским регионом для СССР
благодаря этому сохранились. Ситуация не изменилась и после урегулирования
австрийского вопроса на базе подписания Государственного договора с Австрией в 1955
г.: с австрийской территории войска СССР были удалены, а в Венгрии и Румынии –
остались, поскольку к тому времени был заключен Варшавский договор, давший для этого
правовые основания. Из Румынии советские войска были выведены только в 1958 г.
К содержанию главы
Территориальные изменения в Европе
на базе решений 1945 – 1947 гг.
Мирные договоры, заключенные в Париже в основном завершили процесс формирования
послевоенных границ в Европе, хотя они не обеспечивали полного и надлежащего
оформления всех территориальных размежеваний. Одна часть изменений была договорно
оформлена, другая – базировалась только на общих соглашениях военного времени.
Послевоенные территориальные проблемы можно разделить на три неравные группы: 1)
вопросы, касающиеся установления новых границ на востоке Европы, 2) проблемы
пограничных размежеваний Германии и Италии с их западными соседями, 3)
«замороженные» {♦}территориальные и этнические конфликты и споры, не получившие
разрешения в ходе послевоенного урегулирования.
С наибольшими политическими осложнениями были связаны изменения границ на
востоке Европы. Согласно мирному договору 1947 г. с Финляндией за Советским Союзом
осталась область Петсамо (Печенга), которую СССР приобрел после советско-финской
войны 1940 г. Владение этой территорией обеспечивало Советскому Союзу выход к
границе с Норвегией, новые гавани на Баренцевом море, а также владения крупными
никелевыми месторождениями неподалеку от новой советско-норвежской границы.
Сохранялась линия советско-финской границы в Ленинградской области, измененная в
1940 г. таким образом, что к СССР отошел район Выборга. Финляндия передала
Советскому Союзу в аренду территорию Порткалла-Удд в стратегически важной точке на
финском побережье Балтийского моря у входа в Финский залив под сооружение там
советской военно-морской базы. Принадлежащие Финляндии Аландские острова
приобрели статус демилитаризованной зоны.
Территория бывшей германской Восточной Пруссии, как уже говорилось в гл. 1, была
разделена между Польшей и СССР. К Советскому Союзу отошла ее восточная часть,
включая города Кенигсберг с прилежащей зоной (нынешние г. Калининград и
Калининградская область) и г. Мемель с окружающими районами (район Клайпеды).
Кенигсберг после переименования был включен в состав РСФСР, а Мемель (Клайпеда) –
Литовской ССР (нынешняя Литовская Республика). Западная часть Восточной Пруссии, г.
Данциг (нынешний Гданьск) с прилегающими территориями и земли бывшего «польского
коридора» (Мазовия) вошли в Польшу. Договорного оформления эти изменения не
получили.
Советско-польская граница была отодвинута на запад от довоенной и проведена по
«линии Керзона» таким образом, что за СССР остались Западная Белоруссия и Западная
Украина с Львовом. В составе СССР также остался бывший Виленский край (г. Вильнюс),
включенный в состав Литовской ССР. Эти изменения были оформлены Договором о
советско-польской государственной границе от августа 1945 г.
Польско-германская граница была тоже отодвинута на запад и проведена по линии рек
Одер – Западная Нейсе. В состав Польши вошли Померания с г. Штеттин (совр. Щецин) и
Силезия с г. Бреслау (совр. Вроцлав). Приобретения Польши на западе за счет Германии
компенсировали потери от утраты западных областей Белоруссии и Украины. В отличие
от довоенной многонациональной Польши, новая Польша стала моноэтничным
государством. Договорного оформления западная граница Польше не получила. В 1950 г.
между Польшей и Германской Демократической Республикой (создана в сентябре 1949 г.
на территории восточных оккупационных секторов Германии, см. ниже) в польском г.
Згожелец было подписано соглашение о проведении «границы мира и дружбы» по линии
Одер – Западная Нейсе. Западные державы и Западная Германия не признали его
законности. {♦}
Споры вызвал вопрос о Тешинской Силезии, из-за которой в 1920 г. Польша и
Чехословакия воевали. В момент уничтожения Чехословакии в 1938 г. эта территория
была включена в состав Польши. Но после Второй мировой войны, когда права
Чехословакии были восстановлены, чехословацкое правительство потребовало вернуть
Тешинскую Силезию. Польское руководство в ответ предложило руководствоваться при
урегулировании спора принципом этнического размежевания, как это было сделано в
отношениях между Польшей и СССР. Если бы польского населения на спорной
территории оказалось больше чешского, Польша получила бы право сохранить ее за
собой. Но Прага твердо настаивала на незаконности всех «мюнхенских границ» и
указывала, что вопрос о Тешинской Силезии был уже решен правовым путем в результате