ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5523

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

польско-чехословацкого соглашения 1920 г., вследствие чего речь можно вести только о 
восстановлении польско-чехословацкой границы на его базе. СССР поддержал 
Чехословакию. Вопрос был урегулирован на двусторонней основе через подписание 
отдельного польско-чехословацкого соглашения. Тешинская Силезия осталась в составе 
Чехословакии.  

 

Чехословакия также получила обратно отнятую у нее в 1938 г. по Мюнхенским 
соглашениям Судетскую область. Это изменение не было оформлено никаким договором. 
Одновременно Чехословакия передала СССР Закарпатскую Украину, входившую до 1938 
г. в состав Чехословакии, затем недолго принадлежавшую марионеточной Словакии, и 
отобранную у той по решениям первого венского арбитража 1938 г. Венгрией. После 
Второй мировой войны были восстановлены права Чехословакии на Закарпатье, но она 
передала их Советскому Союзу. Соответствующий советско-чехословацкий договор был 
подписан 29 июня 1945 г. Эта область была включена в состав Украинской ССР.  

 

Мирный договор 1947 г. с Румынией подтвердил права СССР на владение Северной 
Буковиной (г. Черновцы), переданной Советскому Союзу Румынией еще в 1940 г., а также 
Бессарабией, возвращенной ему тогда же. Северная Буковина вошла в состав Украинской 
ССР, Бессарабия стала отдельной союзной республикой – Молдавской ССР (совр. 
Республика Молдова), к которой была присоединена (еще в 1940 г.) бывшая Молдавская 
АССР в составе советской Украины. Таким образом, Украинская ССР передала 
Молдавской ССР часть своей территории, в обмен на что получила южные районы 
Бессарабии с выходом к Черному морю и гирлу Дуная.  

 

В связи с пограничными вопросами необходимо было определиться в отношении венских 
арбитражей 1938 и 1940 гг. Эти арбитражи по сути дела были третейскими судами 
Германии и Италии по территориальным спорам Венгрии с ее соседями. Франция и 
Британия тогда заявили о своем нейтральном отношении к происходящему в Дунайском 
бассейне. Первый арбитраж, как сказано выше, состоялся 2 ноября 1938 г. по настоянию 
Венгрии, которой руководил М.Хорти. События происходили вскоре после ликвидации 
Че-{♦}хословакии и возникновения на политической карте региона марионеточной 
Словакии. Венгрия настаивала на передаче ей отошедших было к Словакии земель 
бывшей Чехословакии с проживающим на них венгерским населением, включая 
территорию Закарпатья (Закарпатской Украины) и Южной Словакии. Согласно решениям 
арбитража эти районы были переданы Словакией Венгрии.  

 

По второму венскому арбитражу 30 августа 1940 г. Венгрия добилась от Румынии 
передачи ей Северной Трансильвании (Трансильвания перешла к Румынии по 
Трианонскому договору 1920 г.), где также проживало большое венгерское меньшинство. 
В мирных договорах с союзниками Германии в 1947 г. решения венских арбитражей были 
отменены. Румыния сохранила за собой всю Трансильванию с г. Брашов и Восточный 
Банат с г. Темишоарой, где также имелось значительное венгерское население.  

 


background image

Вместе с тем, сама Румыния в 1947 г. должна была согласиться с принадлежностью 
Болгарии Южной Добруджи, которую та бескровно получила при поддержке Германии и 
Италии (а также СССР) от Румынии по Крайовскому договору от 8 сентября 1940 г. 
Территория Южной Добруджи в начале XX в. принадлежала Оттоманской Порте, но была 
утрачена ей во время Первой балканской войны (9 октября 1912 – 3 мая 1913), в которой 
против Оттоманской империи воевали Болгария, Греция, Сербия и Черногория. По 
Лондонскому мирному договору она вошла в состав Болгарии. Но во время Второй 
балканской войны (29 июня – 10 августа 1913), когда Болгария напала на своих бывших 
союзников – Грецию, Сербию и Черногорию – те, при поддержке присоединившихся к 
войне Румынии и Порты нанесли Болгарии поражение. По Бухарестскому миру Болгария 
потеряла почти все свои приобретения от Первой балканской войны и, в частности, была 
вынуждена уступить Румынии Южную Добруджу. Споры Софии и Бухареста из-за этой 
территории в 1940 и 1947 гг. коренились, таким образом, в событиях балканских войн из-
за раздела «европейского наследства Турции». В целом территориальные решения 1947 г. 
были исключительно благоприятны для Болгарии, которая – единственная из союзниц 
Германии – не только не потеряла ничего из своих земель, но даже сохранила за собой 
отобранную в 1940 г. у Румынии южную часть Добруджи.  

 

Венгрия пострадала в ходе урегулирований более всех союзников Германии. Ее границы 
были восстановлены по состоянию на 1 января 1938 г., то есть на момент, 
предшествовавший венским арбитражам. Венгрия не смогла удержать за собой отнятые 
было обратно в 1941 г. у Югославии земли Воеводины (объединенное название края, в 
который вошли исторические области Бачка и Западный Банат), на которых проживало 
венгерское меньшинство, и окончательно утратила надежды вернуть себе хотя бы часть 
Трансильвании с венгерским населением. Кроме того, она была вынуждена уступить 
Чехословакии небольшую часть территории в районе г. Братиславы на противоположной 
от нее стороне Дуная. {♦}   

 

Югославия в конечном итоге после переговоров 1945 – 1954 гг. получила от Италии 
полуостров Истрию, коммуну Зара с прилегающими островами, г. Фиуме, остров Пелагоза 
в Адриатическом море с прилегающими островами, а также основную часть Юлийской 
Крайны за исключением г. Триеста. Белград повторно (после версальского 
урегулирования) добился передачи ему всей Воеводины (см. выше), а также Косово. 
Югославия смогла удержать северные части исторической Македонии и объединила 
земли Словении, Хорватии, Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговины в единое 
югославское государство под властью И.Б.Тито.  

 

Это было своего рода национальное возрождение страны, осуществленное под флагом 
коммунизма и интернационализма. Границы югославских республик были сформированы 
таким образом, что в состав Хорватии были переданы земли с преобладанием сербского 
населения – Славония, Баранья и Западный Срем. Ни одна из них не получила прав 
автономии в составе Хорватии. Ей же досталась Далмация – область адриатического 
побережья, население которой составляли сербы, мусульмане и хорваты. Хотя эта область 
имела автономный статус даже в годы пребывания в составе Австро-Венгерской империи, 
будучи включенной в Хорватию, она лишилась прав автономии. «Зато» внутри Сербии 
было создано два автономных края – Воеводина с преобладанием венгерского населения и 


background image

Косово с преобладанием албанского. Будучи хорватом, И.Б.Тито стремился ослабить 
Сербию, опасаясь сербского национализма и не доверяя сербским руководителям.  

 

Греции были переданы по мирному договору 1947 г. с Италией перешедшие после Первой 
мировой войны от Оттоманской Порты к Италии острова Додеканес (Южные Спорады) в 
Эгейском море. Но она не получила ни частей Болгарской (Пиринской) Македонии, ни 
оставшегося за Албанией Северного Эпира.  

 

Изменения границ на западе Европы не были столь масштабными. Граница Франции с 
Германией была восстановлена в довоенном виде. Вместе с тем, Франция в конце 1946 г. в 
одностороннем порядке отделила от Германии Саарскую область, которую она стала 
рассматривать как автономное образование по отношению к Германии. Действия Парижа 
были санкционированы западными союзниками «задним числом» – только в 1948 г. на 
Лондонском совещании шести держав по Германии (23 февраля – 6 марта и 20 апреля – 1 
июня 1948 г., Великобритания, Франция, США и страны Бенилюкса). Франция сохраняла 
свой контроль над Сааром до 1958 г., после чего по итогам референдума Саарская область 
была снова включена в состав Германии.  

 

Некоторые изменения в пользу Франции были произведены согласно мирному договору 
1947 г. с Италией на четырех участках франко-итальянской границы – перевал Малый 
Сен-Бернар, плато Мон-Сени и Мои Табор-Шабертон, а также в верховьях рек Тине, 
Везубия и Ройя. {♦}   

 

Наконец, решением упоминавшегося Лондонского совещания шести держав 1948 г. были 
произведены небольшие территориальные изменения границ Германии с Люксембургом, 
Бельгией и Голландией. Голландия получила районы городов Бантгейм, Венло, Боркум и 
бухту Долларт в устье реки Эмс. Бельгия – район г. Монхау и часть района Шлейден. 
Люксембург – полосу шириной в восемь километров вдоль реки Мозель.  

 

Вместе с тем, по меньшей мере три блока проблем не получили разрешения в ходе 
урегулирования 40-х годов и стали источниками межгосударственных трений в 
дальнейшем. Во-первых, продолжал «тлеть» спор из-за исторической области Македонии 
– он заметно обострился в 90-х годах. Основная часть этой области, до 1912 г. 
остававшаяся частью Оттоманской империи, во время Первой балканской войны была 
присоединена к Болгарии. Сербия и Черногория тоже получили в той войне крупные 
выигрыши, и их территории увеличились почти вдвое. Но в лагере победителей возник 
конфликт, который и вылился во Вторую балканскую войну, начатую Болгарией против 
ее соседей. Поскольку военные действия оказались для Болгарии неблагоприятными, она 
утратила в 1913 г. по Бухарестскому миру северную часть Македонии, отошедшую к 
Сербии и южную ее часть, перешедшую к Греции. С тех пор историческая Македония 
оказалась разделенной между Сербией, Болгарией и Грецией на Сербскую (Вардарскую, 
по реке Вардар) Македонию, Греческую (Эгейскую) Македонию и Болгарскую 


background image

(Пиринскую, по названию горного хребта Пирин) Македонию. После нападения Германии 
на Югославию в 1941 г. Болгария, выступавшая союзницей Германии и Италии, захватила 
Вардарскую Македонию, а Италия – Эгейскую. Согласно положениям мирного договора с 
Болгарией 1947 г. границы трех стран в исторической Македонии были проведены на базе 
восстановления довоенного статус-кво, однако спор по македонскому вопросу 
продолжался – сначала между Болгарией и Югославией, а в 90-х годах, после распада 
единой Югославии, – между независимой Македонией и Албанией, которая стала 
претендовать на части македонской территории на том основании, что некоторые районы 
Македонии населены этническими албанцами.  

 

Во-вторых, сложно решался и вопрос о границах самой Албании. Эта страна появилась по 
политической карте только 1913 г., после Первой балканской войны, и ее границы были 
определены Лондонским мирным договором между Оттоманской империей, с одной 
стороны, и малыми балканскими странами, с другой. Границы нового государства 
неточно совпадали с границами этнического расселения албанцев в бывших балканских 
провинциях Оттоманской империи. Много албанцев проживало в Сербии и Греции.  

 

В 1939 г. Албания была оккупирована Италией. Когда в 1941 г. Германия и Италия напали 
на Югославию, итальянские власти создали в своей зоне оккупации марионеточное 
образование «Великая Албания», включив в него отторгнутый от Югославии край Косово, 
{♦} где проживало албанское меньшинство. С присоединенных территорий было изгнано 
сербское население, вместо которого из собственно Албании прибыли албанские 
колонисты. Демографический состав населения Косово изменился. После Второй мировой 
войны к власти в Албании при помощи вооруженных отрядов И.Б.Тито пришли 
коммунисты, находившиеся под влиянием югославского лидера. Албания не высказывала 
к Югославии территориальных претензий. На Парижскую мирную конференцию 
албанская делегация допущена не была. Албания не получила никаких территориальных 
приращений, и ее границы остались такими же, какими они были до Второй мировой 
войны. Идея воссоздания «Великой Албании» возродилась в отношениях между Албанией 
и ее соседями – государствами-правопреемниками бывшей Югославии в 90-х годах.  

 

В-третьих, проблема объединения земель, населенных албанцами, в одно целое была 
тесно связана с правами других этнических меньшинств на территории многих стран 
Восточной Европы. Разным формам дискриминации (политической, культурной и пр.) 
подвергались не только албанцы в бывшей Югославии. Болгария ограничивала права 
проживающих на болгарской территории турок, Греция – насильственно ассимилировала 
македонцев. Болезненной гуманитарной проблемой остался вопрос о нескольких 
миллионах венгров, депортированных в Венгрию из Чехословакии или разбросанных по 
разным частям Румынии и республик бывшей Югославии. Из многих 
восточноевропейских стран (Польши, Советского Союза, Чехословакии, Румынии и др.) в 
официальном порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток 
еврейских переселенцев (прежде всего из Польши и других стран Восточной Европы) 
потянулся в Палестину и страны Запада.  

 


background image

Наконец, масса украинцев, как правило, жителей Западной Украины, солдат, офицеров 
Украинской повстанческой армии, воевавшей в годы войны против Советской Армии на 
стороне Германии, и их семей, а также жителей республик Прибалтики, бежала на Запад в 
конце войны от наступавших советских войск. Эти люди теряли гражданский статус, 
испытывали огромные трудности с легализацией и восстановлением своих прав. Многие 
из них также были вынуждены покидать Европу и искать пристанища в США, Австралии, 
Канаде и странах Южной Америки.  

 

В целом территориальные решения конца 40-х годов имели огромное значение для 
стабилизации международных отношений в Европе, но они не смогли обеспечить 
глубокого и окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части 
мира.  

К содержанию главы 

 

Дюнкеркский пакт Франции и Великобритании 

 

Отказ Франции от объединения усилий с США и Британией в германском вопросе, 
который выразился в решении Парижа не присоединять французскую оккупационную 
зону к Бизоний и пойти на одностороннее отделение Саара в декабре 1946 г., был 
сигналом {♦} недоверия ко всем союзникам сразу. Правительство Франции отвергало 
коммунистическую перспективу и избегало сближения с СССР. Но оно боялось, что 
вступить в союз с Москвой может, освободившись от оккупации и объединившись, 
Германия. Опыт Рапалло и советско-германский пакт 1939 г. не были забыты, и повторное 
формирование «оси Германия – СССР» казалось возможным.  

 

В Париже помнили предвоенную политику Британии и изоляционизм США: тогда 
Франция была брошена своими партнерами один на один с нацистской Германией. 
Французское правительство предпочитало полагаться на себя. Его по-своему рискованная 
акция в Сааре должна была это демонстрировать. В Париже помнили неудачи своей 
предвоенной авантюры с оккупацией Рейнской зоны, не желали повторения ее 
последствий, но считали нужным подчеркнуть свою самостоятельность в германском 
вопросе и заставить союзников в Вашингтоне и Лондоне с собой считаться.  

 

В США не придали большого значения разногласиям с Парижем. Но британский министр 
иностранных дел Эрнест Бевин был достаточно проницательным, чтобы просчитать риски 
от охлаждения с Францией. Во-первых, французы могли, того не заметив, сделаться 
партнерами СССР в игре против США и Британии. Во-вторых, не имея поддержки 
французского правительства, лондонскому кабинету пришлось бы стать еще более 
послушным Вашингтону. Без Франции у Британии не было сил отстаивать европейские 
интересы в германском вопросе. Париж надо было вернуть в русло общей политики 
западных держав.