ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5523
Скачиваний: 27
польско-чехословацкого соглашения 1920 г., вследствие чего речь можно вести только о
восстановлении польско-чехословацкой границы на его базе. СССР поддержал
Чехословакию. Вопрос был урегулирован на двусторонней основе через подписание
отдельного польско-чехословацкого соглашения. Тешинская Силезия осталась в составе
Чехословакии.
Чехословакия также получила обратно отнятую у нее в 1938 г. по Мюнхенским
соглашениям Судетскую область. Это изменение не было оформлено никаким договором.
Одновременно Чехословакия передала СССР Закарпатскую Украину, входившую до 1938
г. в состав Чехословакии, затем недолго принадлежавшую марионеточной Словакии, и
отобранную у той по решениям первого венского арбитража 1938 г. Венгрией. После
Второй мировой войны были восстановлены права Чехословакии на Закарпатье, но она
передала их Советскому Союзу. Соответствующий советско-чехословацкий договор был
подписан 29 июня 1945 г. Эта область была включена в состав Украинской ССР.
Мирный договор 1947 г. с Румынией подтвердил права СССР на владение Северной
Буковиной (г. Черновцы), переданной Советскому Союзу Румынией еще в 1940 г., а также
Бессарабией, возвращенной ему тогда же. Северная Буковина вошла в состав Украинской
ССР, Бессарабия стала отдельной союзной республикой – Молдавской ССР (совр.
Республика Молдова), к которой была присоединена (еще в 1940 г.) бывшая Молдавская
АССР в составе советской Украины. Таким образом, Украинская ССР передала
Молдавской ССР часть своей территории, в обмен на что получила южные районы
Бессарабии с выходом к Черному морю и гирлу Дуная.
В связи с пограничными вопросами необходимо было определиться в отношении венских
арбитражей 1938 и 1940 гг. Эти арбитражи по сути дела были третейскими судами
Германии и Италии по территориальным спорам Венгрии с ее соседями. Франция и
Британия тогда заявили о своем нейтральном отношении к происходящему в Дунайском
бассейне. Первый арбитраж, как сказано выше, состоялся 2 ноября 1938 г. по настоянию
Венгрии, которой руководил М.Хорти. События происходили вскоре после ликвидации
Че-{♦}хословакии и возникновения на политической карте региона марионеточной
Словакии. Венгрия настаивала на передаче ей отошедших было к Словакии земель
бывшей Чехословакии с проживающим на них венгерским населением, включая
территорию Закарпатья (Закарпатской Украины) и Южной Словакии. Согласно решениям
арбитража эти районы были переданы Словакией Венгрии.
По второму венскому арбитражу 30 августа 1940 г. Венгрия добилась от Румынии
передачи ей Северной Трансильвании (Трансильвания перешла к Румынии по
Трианонскому договору 1920 г.), где также проживало большое венгерское меньшинство.
В мирных договорах с союзниками Германии в 1947 г. решения венских арбитражей были
отменены. Румыния сохранила за собой всю Трансильванию с г. Брашов и Восточный
Банат с г. Темишоарой, где также имелось значительное венгерское население.
Вместе с тем, сама Румыния в 1947 г. должна была согласиться с принадлежностью
Болгарии Южной Добруджи, которую та бескровно получила при поддержке Германии и
Италии (а также СССР) от Румынии по Крайовскому договору от 8 сентября 1940 г.
Территория Южной Добруджи в начале XX в. принадлежала Оттоманской Порте, но была
утрачена ей во время Первой балканской войны (9 октября 1912 – 3 мая 1913), в которой
против Оттоманской империи воевали Болгария, Греция, Сербия и Черногория. По
Лондонскому мирному договору она вошла в состав Болгарии. Но во время Второй
балканской войны (29 июня – 10 августа 1913), когда Болгария напала на своих бывших
союзников – Грецию, Сербию и Черногорию – те, при поддержке присоединившихся к
войне Румынии и Порты нанесли Болгарии поражение. По Бухарестскому миру Болгария
потеряла почти все свои приобретения от Первой балканской войны и, в частности, была
вынуждена уступить Румынии Южную Добруджу. Споры Софии и Бухареста из-за этой
территории в 1940 и 1947 гг. коренились, таким образом, в событиях балканских войн из-
за раздела «европейского наследства Турции». В целом территориальные решения 1947 г.
были исключительно благоприятны для Болгарии, которая – единственная из союзниц
Германии – не только не потеряла ничего из своих земель, но даже сохранила за собой
отобранную в 1940 г. у Румынии южную часть Добруджи.
Венгрия пострадала в ходе урегулирований более всех союзников Германии. Ее границы
были восстановлены по состоянию на 1 января 1938 г., то есть на момент,
предшествовавший венским арбитражам. Венгрия не смогла удержать за собой отнятые
было обратно в 1941 г. у Югославии земли Воеводины (объединенное название края, в
который вошли исторические области Бачка и Западный Банат), на которых проживало
венгерское меньшинство, и окончательно утратила надежды вернуть себе хотя бы часть
Трансильвании с венгерским населением. Кроме того, она была вынуждена уступить
Чехословакии небольшую часть территории в районе г. Братиславы на противоположной
от нее стороне Дуная. {♦}
Югославия в конечном итоге после переговоров 1945 – 1954 гг. получила от Италии
полуостров Истрию, коммуну Зара с прилегающими островами, г. Фиуме, остров Пелагоза
в Адриатическом море с прилегающими островами, а также основную часть Юлийской
Крайны за исключением г. Триеста. Белград повторно (после версальского
урегулирования) добился передачи ему всей Воеводины (см. выше), а также Косово.
Югославия смогла удержать северные части исторической Македонии и объединила
земли Словении, Хорватии, Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговины в единое
югославское государство под властью И.Б.Тито.
Это было своего рода национальное возрождение страны, осуществленное под флагом
коммунизма и интернационализма. Границы югославских республик были сформированы
таким образом, что в состав Хорватии были переданы земли с преобладанием сербского
населения – Славония, Баранья и Западный Срем. Ни одна из них не получила прав
автономии в составе Хорватии. Ей же досталась Далмация – область адриатического
побережья, население которой составляли сербы, мусульмане и хорваты. Хотя эта область
имела автономный статус даже в годы пребывания в составе Австро-Венгерской империи,
будучи включенной в Хорватию, она лишилась прав автономии. «Зато» внутри Сербии
было создано два автономных края – Воеводина с преобладанием венгерского населения и
Косово с преобладанием албанского. Будучи хорватом, И.Б.Тито стремился ослабить
Сербию, опасаясь сербского национализма и не доверяя сербским руководителям.
Греции были переданы по мирному договору 1947 г. с Италией перешедшие после Первой
мировой войны от Оттоманской Порты к Италии острова Додеканес (Южные Спорады) в
Эгейском море. Но она не получила ни частей Болгарской (Пиринской) Македонии, ни
оставшегося за Албанией Северного Эпира.
Изменения границ на западе Европы не были столь масштабными. Граница Франции с
Германией была восстановлена в довоенном виде. Вместе с тем, Франция в конце 1946 г. в
одностороннем порядке отделила от Германии Саарскую область, которую она стала
рассматривать как автономное образование по отношению к Германии. Действия Парижа
были санкционированы западными союзниками «задним числом» – только в 1948 г. на
Лондонском совещании шести держав по Германии (23 февраля – 6 марта и 20 апреля – 1
июня 1948 г., Великобритания, Франция, США и страны Бенилюкса). Франция сохраняла
свой контроль над Сааром до 1958 г., после чего по итогам референдума Саарская область
была снова включена в состав Германии.
Некоторые изменения в пользу Франции были произведены согласно мирному договору
1947 г. с Италией на четырех участках франко-итальянской границы – перевал Малый
Сен-Бернар, плато Мон-Сени и Мои Табор-Шабертон, а также в верховьях рек Тине,
Везубия и Ройя. {♦}
Наконец, решением упоминавшегося Лондонского совещания шести держав 1948 г. были
произведены небольшие территориальные изменения границ Германии с Люксембургом,
Бельгией и Голландией. Голландия получила районы городов Бантгейм, Венло, Боркум и
бухту Долларт в устье реки Эмс. Бельгия – район г. Монхау и часть района Шлейден.
Люксембург – полосу шириной в восемь километров вдоль реки Мозель.
Вместе с тем, по меньшей мере три блока проблем не получили разрешения в ходе
урегулирования 40-х годов и стали источниками межгосударственных трений в
дальнейшем. Во-первых, продолжал «тлеть» спор из-за исторической области Македонии
– он заметно обострился в 90-х годах. Основная часть этой области, до 1912 г.
остававшаяся частью Оттоманской империи, во время Первой балканской войны была
присоединена к Болгарии. Сербия и Черногория тоже получили в той войне крупные
выигрыши, и их территории увеличились почти вдвое. Но в лагере победителей возник
конфликт, который и вылился во Вторую балканскую войну, начатую Болгарией против
ее соседей. Поскольку военные действия оказались для Болгарии неблагоприятными, она
утратила в 1913 г. по Бухарестскому миру северную часть Македонии, отошедшую к
Сербии и южную ее часть, перешедшую к Греции. С тех пор историческая Македония
оказалась разделенной между Сербией, Болгарией и Грецией на Сербскую (Вардарскую,
по реке Вардар) Македонию, Греческую (Эгейскую) Македонию и Болгарскую
(Пиринскую, по названию горного хребта Пирин) Македонию. После нападения Германии
на Югославию в 1941 г. Болгария, выступавшая союзницей Германии и Италии, захватила
Вардарскую Македонию, а Италия – Эгейскую. Согласно положениям мирного договора с
Болгарией 1947 г. границы трех стран в исторической Македонии были проведены на базе
восстановления довоенного статус-кво, однако спор по македонскому вопросу
продолжался – сначала между Болгарией и Югославией, а в 90-х годах, после распада
единой Югославии, – между независимой Македонией и Албанией, которая стала
претендовать на части македонской территории на том основании, что некоторые районы
Македонии населены этническими албанцами.
Во-вторых, сложно решался и вопрос о границах самой Албании. Эта страна появилась по
политической карте только 1913 г., после Первой балканской войны, и ее границы были
определены Лондонским мирным договором между Оттоманской империей, с одной
стороны, и малыми балканскими странами, с другой. Границы нового государства
неточно совпадали с границами этнического расселения албанцев в бывших балканских
провинциях Оттоманской империи. Много албанцев проживало в Сербии и Греции.
В 1939 г. Албания была оккупирована Италией. Когда в 1941 г. Германия и Италия напали
на Югославию, итальянские власти создали в своей зоне оккупации марионеточное
образование «Великая Албания», включив в него отторгнутый от Югославии край Косово,
{♦} где проживало албанское меньшинство. С присоединенных территорий было изгнано
сербское население, вместо которого из собственно Албании прибыли албанские
колонисты. Демографический состав населения Косово изменился. После Второй мировой
войны к власти в Албании при помощи вооруженных отрядов И.Б.Тито пришли
коммунисты, находившиеся под влиянием югославского лидера. Албания не высказывала
к Югославии территориальных претензий. На Парижскую мирную конференцию
албанская делегация допущена не была. Албания не получила никаких территориальных
приращений, и ее границы остались такими же, какими они были до Второй мировой
войны. Идея воссоздания «Великой Албании» возродилась в отношениях между Албанией
и ее соседями – государствами-правопреемниками бывшей Югославии в 90-х годах.
В-третьих, проблема объединения земель, населенных албанцами, в одно целое была
тесно связана с правами других этнических меньшинств на территории многих стран
Восточной Европы. Разным формам дискриминации (политической, культурной и пр.)
подвергались не только албанцы в бывшей Югославии. Болгария ограничивала права
проживающих на болгарской территории турок, Греция – насильственно ассимилировала
македонцев. Болезненной гуманитарной проблемой остался вопрос о нескольких
миллионах венгров, депортированных в Венгрию из Чехословакии или разбросанных по
разным частям Румынии и республик бывшей Югославии. Из многих
восточноевропейских стран (Польши, Советского Союза, Чехословакии, Румынии и др.) в
официальном порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток
еврейских переселенцев (прежде всего из Польши и других стран Восточной Европы)
потянулся в Палестину и страны Запада.
Наконец, масса украинцев, как правило, жителей Западной Украины, солдат, офицеров
Украинской повстанческой армии, воевавшей в годы войны против Советской Армии на
стороне Германии, и их семей, а также жителей республик Прибалтики, бежала на Запад в
конце войны от наступавших советских войск. Эти люди теряли гражданский статус,
испытывали огромные трудности с легализацией и восстановлением своих прав. Многие
из них также были вынуждены покидать Европу и искать пристанища в США, Австралии,
Канаде и странах Южной Америки.
В целом территориальные решения конца 40-х годов имели огромное значение для
стабилизации международных отношений в Европе, но они не смогли обеспечить
глубокого и окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части
мира.
К содержанию главы
Дюнкеркский пакт Франции и Великобритании
Отказ Франции от объединения усилий с США и Британией в германском вопросе,
который выразился в решении Парижа не присоединять французскую оккупационную
зону к Бизоний и пойти на одностороннее отделение Саара в декабре 1946 г., был
сигналом {♦} недоверия ко всем союзникам сразу. Правительство Франции отвергало
коммунистическую перспективу и избегало сближения с СССР. Но оно боялось, что
вступить в союз с Москвой может, освободившись от оккупации и объединившись,
Германия. Опыт Рапалло и советско-германский пакт 1939 г. не были забыты, и повторное
формирование «оси Германия – СССР» казалось возможным.
В Париже помнили предвоенную политику Британии и изоляционизм США: тогда
Франция была брошена своими партнерами один на один с нацистской Германией.
Французское правительство предпочитало полагаться на себя. Его по-своему рискованная
акция в Сааре должна была это демонстрировать. В Париже помнили неудачи своей
предвоенной авантюры с оккупацией Рейнской зоны, не желали повторения ее
последствий, но считали нужным подчеркнуть свою самостоятельность в германском
вопросе и заставить союзников в Вашингтоне и Лондоне с собой считаться.
В США не придали большого значения разногласиям с Парижем. Но британский министр
иностранных дел Эрнест Бевин был достаточно проницательным, чтобы просчитать риски
от охлаждения с Францией. Во-первых, французы могли, того не заметив, сделаться
партнерами СССР в игре против США и Британии. Во-вторых, не имея поддержки
французского правительства, лондонскому кабинету пришлось бы стать еще более
послушным Вашингтону. Без Франции у Британии не было сил отстаивать европейские
интересы в германском вопросе. Париж надо было вернуть в русло общей политики
западных держав.