ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5529

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

После войны в политических кругах западноевропейских стран сложилось два подхода к 
обеспечению европейской безопасности – европеистский и атлантический. Первый – был 
популярен во Франции и предполагал, что обеспечение безопасности в Европе является 
делом самих европейцев. Второй подход был шире. Он предусматривал привлечение 
США к решению европейских дел ввиду недостаточности усилий европейцев для 
обеспечения стабильности. К нему тяготела Британия. В первые послевоенные годы 
усилия западноевропейских стран концентрировались на разработке европеистского 
подхода.  

 

С января 1947 г., британские представители стали обсуждать с французскими коллегами 
вопрос о формировании в Западной Европе новой системы гарантий безопасности с 
расчетом на предупреждение возобновления германской угрозы. Речь шла о небывалом: 
Британия впервые соглашалась вступить в долгосрочный военно-политический союз с 
материковой державой, изменяя вековому принципу британской дипломатии сохранять 
свободу рук в отношении конфликтов на континенте.  

 

Переговоры были непродолжительными, и 4 марта 1947 г. франко-британский Договор о 
союзе и взаимопомощи сроком на 50 лет был в самом деле подписан в Дюнкерке (городе, 
знаменитом геройской и трагической операцией по эвакуации окруженных британских 
{♦} войск из Франции в 1940 г.). Выбор места символизировал намерение Лондона и 
Парижа никогда не допустить повторения дюнкеркской трагедии. В тексте говорилось о 
том, что договор призван служить укреплению европейской безопасности и 
предотвращению новой агрессии со стороны Германии.  

К содержанию главы 

 

Оглашение «доктрины Трумэна» и активизация 

      международной политики США 

 

Британии было трудно исполнять ее прежние функции в международной системе. 21 
февраля 1947 г. Лондон уведомил американскую администрацию о том, что из-за 
финансовых трудностей Британия не сможет продолжить оказание помощи Греции и 
Турции. В Вашингтоне были уверены, что политический вакуум в случае ухода Британии 
из Восточного Средиземноморья займет Советский Союз. Ситуация казалась тревожной 
из-за положения в Греции, где королевское правительство не могло побороть 
коммунистов. Возможная победа греческих левых казалась началом революционной 
волны, способной захлестнуть Италию и Францию, в которых компартии сохраняли 
большое влияние. Для исключения такого оборота событий было решено предпринять 
экстраординарные меры.  

 


background image

12 марта 1947 г. президент США Г.Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на 
оказание срочной помощи Греции и Турции. Конгресс одобрил эти предложения, и к 
концу мая 1947 г. средства были выделены. Обосновывая запрос, Г.Трумэн ссылался на 
необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент 
предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его 
доктрины. В президентской речи были использованы аргументация и терминология 
«длинной телеграммы» Дж.Кеннана. Принято считать, что с момента обращения 
Г.Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально 
принята в качестве основы внешней политики США.  

 

С весны 1947 г. в ней начался новый этап. Опираясь на экономическое могущество, 
Соединенные Штаты развернули борьбу за изменение соотношения сил в мире в свою 
пользу, избегая прямого столкновения с Советским Союзом. До конца 40-х годов США 
успешно реализовывали свои преимущества первой экономической державы мира. Этот 
период был временем гегемонического преобладания США. Повторно сходная ситуация в 
мире возникла лишь в конце 90-х годов XX в., после распада СССР.  

К содержанию главы 

 

«План Маршалла» 

 

Зима 1946 – 1947 гг. была суровой. В западноевропейских странах ощущалась нехватка 
угля: его добыча в Руре не была налажена в довоенных объемах, а польский уголь из 
Силезии на запад не поступал, покрывая потребности Польши и Советского Союза. США 
склонялись к мысли о том, что экономическое восстановление Западной Европы важнее 
взаимопонимания с СССР по германскому вопросу. В январе 1947 г. на посту 
государственного секретаря США осторож-{♦}ного Д.Бирнса сменил Джордж Маршалл, 
сторонник наступательной политики. Он считал восстановление Германии главной 
задачей.  

 

Весной 1947 г. французское правительство обратилось к США с просьбой о крупных 
поставках зерна и макаронных изделий в связи с дефицитом аграрной продукции. 
Вашингтон мог помочь Парижу. Пока обсуждались планы выделения Франции 
американской помощи, при американском содействии заем в 50 млн долл. Франции 
выделил МБРР. Средства пошли на реконструкцию сталелитейной промышленности и 
транспортных сетей. За помощью к США обратилась и Италия. Помочь обещали ей тоже.  

 

Наступил подходящий момент для оглашения условий, на которых США были согласны 
помогать европейским странам. Представители американской администрации разъяснили, 
что при оказании помощи США будут отдавать предпочтение только тем государствам, 
которые проявляют стойкость в отстаивании демократических принципов и институтов, а 
также принимают решительные меры для защиты своей независимости. При этом 


background image

пояснялось, что посягательства на демократические идеалы и независимость европейских 
стран исходят со стороны коммунистов и Советского Союза, который их поддерживает. 
Позиция Вашингтона предполагала необходимость усиления антикоммунистической 
составляющей в политической жизни европейских стран. Умеренным партиям Франции, 
Италии и Бельгии фактически предлагали отказаться от коалиционного сотрудничества с 
коммунистами ради получения американской помощи.  

 

В Западной Европе американский призыв был понят. В начале мая 1947 г. во Франции 
премьер-министр, социалист Поль Рамадье провел реорганизацию кабинета, удалив из 
него коммунистов.  

 

Американские дипломаты развернули работу по дискредитации коммунистов в Италии. 
Руководство христианско-демократической партии стали убеждать в 
контрпродуктивности блока с левыми. Представители США поясняли, что экономическая 
стабилизация в Италии за счет американских средств будет невозможна без 
замораживания зарплат, мер по обузданию инфляции, ограничения внутреннего 
потребления, свертывания социальных программ и перехода к сбалансированному 
бюджету. Поскольку такие меры неприемлемы для коммунистов, сотрудничество с 
компартией не позволит использовать американскую помощь эффективно, а растратить ее 
на реализацию программных установок итальянской компартии США не позволят. В 
Риме, как и в Париже, прислушались к советам из США. Весной 1947 г. из итальянского 
правительства коммунисты были удалены.  

 

Но в апреле 1948 г. до всеобщих выборов в Италии оставался целый год, ситуация в 
стране могла снова качнуться влево. У христианских демократов не было прочного 
большинства в парламенте. Американская дипломатия видела свою цель в обеспечении 
победы ХДП на выборах. Одновременно, как свидетельствуют документы, в Вашингтоне 
тайно разрабатывали меры американского силового вмешательства в Италии в случае, 
если бы на выборах победили коммунисты. {♦}   

 

В июне 1947 г. Дж.Маршалл выступил в Гарвардском университете (США) с речью о 
направлениях преодоления хозяйственного кризиса Европы. Он заявил, что 
администрация Г.Трумэна готова профинансировать программу экономического 
восстановления Европы, если таковая будет представлена европейцами. Министры 
иностранных дел Великобритании и Франции Э.Бевин и Ж.Бидо занялись составлением 
соответствующего проекта.  

 

Положение в Британии было лучше, чем во Франции, но оно тоже было трудным. 
Британские лейбористы обещали избирателям гарантировать полную занятость, 
осуществить национализацию нерентабельных отраслей промышленности и заложить 
основы «государства благосостояния». Американские деньги были необходимы для 
избежания внутреннего краха. Лондон понимал, что США стремятся привязать к себе 


background image

Британию, получить военные базы на ее территории, использовать дипломатические 
связи, военный и научно-технический потенциал Британии против СССР. Но эта цена 
казалась К.Эттли приемлемой за осуществление задач, которые ставил перед собой его 
кабинет. Лондон рассчитывал стать посредником между США и другими европейскими 
правительствами в распределении американской помощи.  

 

США были заинтересованы в сохранении способности Британии выполнять ее 
стратегические функции в зоне Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья, 
перенять которые Соединенные Штаты не были готовы. Вашингтон стремился 
приобрести дополнительный рычаг влияния на Лондон, чтобы не позволить ему 
тормозить планы интеграции Западной Европы, в которой Британия не была 
заинтересована, опасаясь, что интеграция повредит ее связям с британским Содружеством 
наций. США стремились отвратить Британию от создания под ее эгидой «стерлингового 
блока».  

 

Теоретически «план Маршалла» был рассчитан не только на страны Западной Европы. К 
участию в нем пригласили восточноевропейские государства и Советский Союз. Западные 
державы не надеялись на конструктивный ответ Москвы, но им было важно привлечь к 
плану хотя бы умеренные, еще не вполне коммунистические, правительства Чехословакии 
и Венгрии.  

 

Но план был неприемлем для СССР, потому что его главная идея состояла не в 
восстановлении, а в реорганизации европейского экономического пространства, 
включении в него Германии и формировании международных институтов, которые бы 
направляли развитие Европы. Речь шла о создании регионального механизма 
экономического регулирования на американские деньги и при неформальном 
американском лидерстве. Советский Союз не мог согласиться на такой план, поскольку он 
бы встраивал СССР в мировую экономическую политику, ограничивал его 
самостоятельность и «уводил» бы от него новых союзников в Восточной Европе.  

 

Консультации по «плану Маршалла» состоялись в Париже 27 июня – 2 июля 1947 г. на 
совещании министров иностранных дел СССР, {♦} Франции и Великобритании. 
Советскую сторону представлял министр иностранных дел В.М.Молотов. После 
предварительного обсуждения, 30 июля Молотов отказался от разговора по существу 
плана, сославшись на неуместность обсуждения вопроса об участии в нем Германии в 
формате трехсторонних обсуждений: Германия была оккупированной страной и, строго 
говоря, решения о политике в отношении нее должны приниматься четырьмя 
оккупирующими державами вместе.  

 

Несмотря на демарш Москвы, правительства Франции и Великобритании направили в 22 
страны, включая восточноевропейские, приглашения прибыть 12 июля 1947 г. в Париж на 
конференцию для обсуждения «плана Маршалла». Советский Союз отклонил 


background image

приглашение и вынудил правительства восточноевропейских стран отказаться от участия 
в конференции. Под влиянием СССР к «плану Маршалла» не решилась примкнуть и 
Финляндия.  

К содержанию главы 

 

Создание Организации европейского экономического 

      сотрудничества (ОЕЭС) 

 

Конференция в Париже, тем не менее, состоялась. На ней было принято принципиальное 
решение о создании Организации европейского экономического сотрудничества (в 
дальнейшем трансформировавшейся в Организацию экономического сотрудничества и 
развития, ОЭСР), задачей которой было администрирование «плана Маршалла». 
Поскольку конгресс США мог начать рассмотрение запроса на выделение средств под 
этот план не ранее января 1948 г., официально конвенция о создании ОЕЭС была 
подписана только 14 апреля 1948 г.  

 

Руководящим органом ОЕЭС стал совет, состоящий из представителей стран-участниц, 
который методом консенсуса мог принимать рекомендации, не носившие обязывающего 
характера. Задачей ОЕЭС совет провозгласил экономическую интеграцию Западной 
Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него количественных 
ограничений на переток товаров, валютных барьеров и тарифных заграждений. Конвенция 
ОЕЭС оставалась в силе до 1960 г. Созданная на ее основе организация действовала на 
принципе межправительственного сотрудничества. Она не ограничивала действия 
отдельных государств-членов и не обладала наднациональными полномочиями.  

К содержанию главы 

 

Значение «плана Маршалла» 

 

Администрация Г.Трумэна запросила у конгресса на «план Маршалла» 29 млрд долл. в 
расчете на 4 года с 1948 по 1952 г. Фактически в Европу поступило около 17 млрд долл. 
Помощь выделялась в основном в форме товарных поставок американской 
промышленной продукции на основе займов и безвозмездных субсидий. Основными 
получателями помощи стали Франция, Великобритания, Италия и Западная Германия.  

 

Наиболее критичные оценки этого плана строятся на аргументе о заинтересованности 
Вашингтона в сбросе американской товарной {♦} продукции европейским потребителям 
за счет госбюджета США ради избежания назревавшего в американской экономике