ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5479
Скачиваний: 27
Маньчжурской железной дороги (до Порт-Артура). Обе дороги были объединены в одну,
которая стала называться Китайско-Чанчуньской и была передана под управление
советско-китайской компании. СССР получил права долгосрочной аренды баз в Порт-
Артуре и Дайрене.
В советско-китайском договоре 1945 г. вопрос о ситуации в Китае и об отношениях СССР
с китайскими коммунистами был обойден. Но по логике договора СССР не должен был
препятствовать стремлению правительства Чан Кайши установить контроль над
Маньчжурией после ее освобождения от власти Японии. Однако Чан Кайши не
располагал возможностями распространить свою власть на Маньчжурию ввиду нехватки
личного состава его армий и возможностей для их быстрой переброски на север.
Китайские коммунисты, напротив, базировались в районах, приближенных к Маньчжурии
и могли легко установить в ней свою власть после изгнания японской администрации,
если бы это им позволило советское командование. Присутствие коммунистов в
Маньчжурии было средством давления И.В.Сталина на Чан Кайши. СССР угрожал
вывести войска из Маньчжурии, что означало бы автоматически установление там власти
коммунистов.
США выступали за принцип «открытых дверей» в Китае, включая Маньчжурию.
Советский Союз опасался, что не сможет конкурировать с западными странами, и
возражал против «открытия» Маньчжурии. Вашингтон убеждал Чан Кайши
противодействовать стремлению Москвы добиться «исключения экономических
интересов других держав в Маньчжурии». К марту 1946 г. Чан Кайши счел себя
подготовленным к противостоянию с коммунистами в случае ухода СССР из
Маньчжурии. Советский Союз приступил к выводу своих войск, место которых стали
занимать отряды китайских коммунистов. Между правительственными войсками и
коммунистами возобновились столкновения. Хотя силы Чан Кайши в течение весны 1946
г. установили контроль над главными городами и железными дорогами Маньчжурии, их
опорные пункты были блокированы коммунистами, преобладавшими в сельских районах.
{♦}
К содержанию главы
Конфликт вокруг провозглашения
независимости Индонезии
Сплетение революционного национализма с левыми тенденциями было характерно и для
стран Юго-Восточной Азии. Незадолго до подписания акта о капитуляции Японии (но
уже после принятого 14 августа официального решения Токио капитулировать) 17 августа
1945 г. лидер индонезийских националистов А.Сукарно провозгласил независимость
Индонезии, бывшей колонии Нидерландов. Хотя прибывшие в Индонезию части
британских и австралийских вооруженных сил, которые должны были принимать
капитуляцию японских оккупационных войск, взяли под контроль все главные острова
архипелага, они не вступали в борьбу с самопровозглашенным режимом и к апрелю 1946
г. покинули индонезийскую территорию, передав власть восстановленной голландской
колониальной администрации, которой предстояло самой договариваться с местными
националистами.
В ноябре 1946 г. Сукарно и голландские власти договорились о создании двух
федеративных частей Индонезии – одной под властью националистов, другой – под
управлением колониальной администрации, с тем чтобы к 1949 г. обе части образовали
единое федеративное государство Соединенные Штаты Индонезии под верховенством
нидерландской короны (права на голландский престол королевы Вильгемины,
находившейся в годы войны в эмиграции в Канаде, были к этому времени восстановлены).
Но правительство Нидерландов не доверяло Сукарно и стремилось укрепить свой
контроль в стране. 20 июля 1947 г. в Индонезию прибыл стотысячный голландский
контингент для проведения «полицейской акции» с целью установить контроль над
частями страны, находившимися под властью Сукарно. Международное сообщество
высказалось за мирное решение спора. США и СССР также выступили за переговоры, по
сути дела осудив действия голландской стороны. В январе 1948 г. на борту американского
военного корабля «Ренвиль» представители Индонезии и Голландии подписали
соглашение о прекращении огня. Но вскоре произошел раскол в лагере самого Сукарно.
Добиваясь власти, он опирался на поддержку как левых, так и умеренно правых элементов
индонезийского общества, умея сплотить своих разнородных соратников личным
авторитетом и объединяющим лозунгом борьбы за национальное освобождение. Но в
сентябре 1948 г. возник конфликт между Сукарно и лидерами индонезийских
коммунистов (часть из которых к тому времени прибыла из эмиграции из Москвы),
провозгласивших создание в г. Мадиун (восточная часть острова Явы) «индонезийского
советского правительства». Этот мятеж Сукарно подавил при помощи силы, после чего в
США стали относиться к нему с еще большей симпатией.
Голландия, тем не менее, попыталась воспользоваться расколом в лагере Сукарно для
проведения в декабре 1948 г. второй «полицейской акции». Столица страны была
захвачена, а правительство Сукарно арестовано. США, однако, и на этот раз выступили
против Голландии, причем более энергично, чем в 1947 г. Действия голланд-{♦}ского
правительства осудила и Москва. Вашингтон пригрозил прекратить помощь Голландии по
«плану Маршалла». Одновременно Совет безопасности ООН принял резолюцию с
требованием немедленного освобождения индонезийского правительства и
предоставления Индонезии полной независимости не позднее 1 июля 1950 г. 28 января
1949 г. после переговоров «круглого стола» в Гааге было выработано соглашение о
создании фактически полностью независимой и единой Индонезии под властью Сукарно
и номинальным главенством королевы Нидерландов.
Поддержка, которую оказывал Джакарте Вашингтон, была связана с тем обстоятельством,
что на рубеже 50-х годов американская администрация испытывала потребность в
партнерстве с какой-либо из крупных освободившихся стран и рассматривала
кандидатуру Индонезии как одну из привлекательных. В США полагали, что,
освободившись от власти Голландии, эта страна станет проводить политику
равноудаленности между СССР и «свободным миром» и считали возможным ее в этом
поддерживать.
К содержанию главы
Возникновение коммунистического анклава во
Французском Индокитае и начало революционно-
освободительной войны против Франции в Северном
Вьетнаме
По решениям Потсдамской конференции капитуляцию японских сил к югу от 16
параллели в Индокитае принимали британские войска, к северу – китайские. Британия
выступала за сохранение колониального статуса Индокитая, Китай негативно относился к
французскому присутствию у своих границ, а США и СССР лавировали, стремясь
обеспечить себе поддержку Британии и Франции в европейских вопросах.
Москву и Вашингтон устраивала позиция Чан Кайши, который стремился сплотить на
антииностранной основе всех вьетнамских националистов. Поддерживая
некоммунистические силы, китайское руководство было, однако, терпимо к местным
коммунистам во главе с Хо Ши Мином, который провозгласил 2 сентября 1945 г. (в день
подписания акта о капитуляции Японии) на территории Тонкина (Северный Вьетнам)
Демократическую Республику Вьетнам. Император Вьетнама Бао Дай, номинально
бывший главой государства во время японской оккупации и сотрудничавший сначала с
японскими властями, а затем, очень недолго, с Хо Ши Мином, отрекся от престола и, не
желая иметь дело ни с коммунистами, ни с собиравшимися вернуться во Вьетнам
французами, эмигрировал в Гонконг. Власть Хо Ши Мина в северной части страны
сохранялась в течение всего времени пребывания во Вьетнаме китайских войск.
Вьетнамские коммунисты смогли временно распространить свой контроль и на юг, заняв
Сайгон до прибытия туда британских оккупационных войск. Однако задачей Британии
была передача власти французским властям, и к весне 1946 г. отряды коммунистов были
оттеснены обратно на север. {♦}
Хо Ши Мин не доверял Китаю и стремился добиться международного признания, что
было невозможно без компромисса с Францией. В марте 1946 г. после ухода китайских
войск из Вьетнама между вьетнамскими коммунистами и французским правительством
было достигнуто соглашение. Оно было подписано в Ханое. Париж признал Хо Ши Мина
главой ДРВ на территории Тонкина и Аннама (Северного и Центрального Вьетнама) при
условии вхождения ДРВ в Индокитайскую Федерацию, которая включалась во
Французский Союз – французский аналог Британского Содружества. (Вместе с Вьетнамом
во Французский Союз одновременно входили Камбоджа и Лаос.) Хо Ши Мин был не
удовлетворен таким урегулированием. Он настаивал на включении в состав ДРВ также
южной части страны, Кохинхины. Но французские власти не хотели терять контроль над
самыми богатыми районами страны и создали на территории Аннама и Кохинхины
отдельное «свободное государство». Отказ удовлетворить требования Ханоя
спровоцировал вооруженный конфликт Франции с ДРВ, который начался в декабре 946г.
При этом ДРВ пыталась заручиться поддержкой США, прося в обращениях к президенту
Г.Трумэну содействовать Вьетнаму в получении независимости по образцу того, как это
сделали Соединенные Штаты в отношении Филиппин в 1946 г. (см. ниже). Но в
Вашингтоне не хотели ни охлаждения отношений с Францией, ни усиления коммунистов
во Вьетнаме. В целом до 1949 г. США оставались в индокитайском (франко-вьетнамском)
конфликте нейтральными. От активной поддержки Хо Ши Мина уклонялась и Москва.
Советскому Союзу было не выгодно создавать трудности для французского
правительства, которым в тот момент руководили социалисты. СССР был заинтересован в
сотрудничестве с Парижем в предотвращении ремилитаризации Германии и не хотел
осложнять отношения с ним из-за Вьетнама, который тогда не представлял для СССР
особого интереса.
К содержанию главы
Предоставление Соединенными Штатами
независимости Филиппинам
Эта страна была американской колоний с 1901 г., однако уже в 1934 г. США предоставили
Филиппинам статус автономии и стали готовить филиппинское общество, прежде всего
его «элитный» слой, к принятию на себя ответственности за полноту государственной
власти в будущем. Война и японская оккупация в 1941-1945 гг. прервали процесс
движения страны к независимости. Но после их завершения американская администрация
не отказалась от планов сделать Филиппины суверенным государством – символом и
показательным примером того, как во внешней политике США реализуется принцип
национального самоопределения. 4 июля 1946 г. Филиппины были провозглашены
независимой республикой. При этом США на 8 лет сохранили в торговле с Филиппинами
льготный бес-{♦}пошлинный режим и приняли программу оказания экономической
помощи стране в обмен на предоставление американским гражданам равных с
филиппинцами прав в вопросах разработки природных ресурсов.
Ситуация в стране осложнялась наличием на острове Лусон очага левого
националистического движения. Оно возникло еще в годы войны как движение
антияпонского сопротивления, ядром которого стала Народная антияпонская армия
(Хукбалахап). После изгнания японских войск ее отряды не сложили оружия и с 1946 г.,
когда Филиппины получили независимость, обернули его против местных помещиков-
коллаборационистов и филиппинской администрации. Питательной средой восстания
были безземельные крестьяне, недовольство которых наложилось на антияпонские
настроения. В отличие от Китая и Вьетнама, коммунистические и левые элементы на
Филиппинах не ставили радикальной задачи национальной революции, их установки
носили более частный и «прикладной» характер.
Восстание продолжалось до начала 50-х годов, после чего сошло на нет в результате
военного давления и социальных реформ. Существуют разные точки зрения на это
движение. Некоторые исследователи придерживаются мнения о том, что оно было
коммунистическим, так как его вожди были знакомы с марксистской литературой. Другие
считают движение Хукбалахап вариантом национально-революционного протеста,
спровоцированного длительным зависимым состоянием страны от иностранных держав
(США и Японии). Во всяком случае, на Западе движение на Филиппинах воспринималось
как прокоммунистическое.
К содержанию главы
Ситуация в Малайе
Обстановка в это стране была более сложной. Восстановление британского правления в
Малайе было встречено местным населением лояльно отчасти потому, что британцы
исполняли в Малайе роль арбитров и посредников в отношениях между местными
разноэтничными общинами. В 1947 г. малайцы составляли меньшинство в своей стране
(43,5%) при 44,7% китайцев и 10,3% индийцев. Малайская аристократия, получившая
британское образования, составляла высший слой местного общества, а индийцы и
китайцы – его низы. Малайская элита была в целом привержена британской короне, а
среди китайского населения были сильны левые настроения, отражавшие недовольство
угнетенным положением этой группы – хотя 31% малайских китайцев были уже
местными уроженцами, они были ограничены в гражданских правах.
Не удивительно, что компартия Малайи была по этническому составу китайской, являясь
одной из сил антияпонского сопротивления. За четыре недели – с момента капитуляции
Японии до прибытия британских войск – власть в стране принадлежала
прокоммунистической Малайской народной антияпонской армии. За данный период
бойцы этой армии уничтожили значительное число тех, кто {♦} сотрудничал с японским
режимом, – в основном представителей малайской элиты. В ответ начались нападения
малайцев на китайские поселения. В течение 1946 г. в стране происходили межэтнические
столкновения, которые по форме представали как борьба между коммунистами и
экономически обеспеченными группами. Стремясь снизить остроту ситуации, Британия
инициировала в Малайе реформы, чтобы ускорить предоставление гражданских прав
китайской части населения. Но компартия продолжала борьбу под лозунгом расового
освобождения.
К содержанию главы