ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5422

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Раскол Кореи 

 

В Восточной Азии после 1945 г. Советский Союз и западные державы решали, прежде 
всего, геополитическую задачу раздела Японской империи таким образом, чтобы будущее 
японское государство не смогло стать угрозой их безопасности. История международных 
отношений не знала иного способа ослабления потенциально угрожающих стран, как 
через их разукрупнение. Подобно тому как на переговорах военного времени СССР, США 
и Великобритания пришли к решению о ликвидации Пруссии как основы германской 
агрессивности, применительно к Японии победители решали задачу уничтожения 
плацдарма японской экспансии на материке. Но изъятие Кореи из-под юрисдикции Токио 
объективно было не только актом разукрупнения противника, но и элементом усилий по 
ликвидации колониальной системы. Поэтому Британия была против предоставления 
Корее независимости, опасаясь, что это будет стимулировать антиколониальные 
настроения в других азиатских странах.  

 

В Каирской декларации 1943 г., принятой США, Китаем и Британией, было намечено, что 
Корея получит независимость «в должное время», что подразумевало ее постепенный 
переход от состояния части Японской империи к независимому существованию. На 
Ялтинской конференции в феврале 1945 г. с участием СССР было установлено, что 
советские войска будут принимать капитуляцию японских вооруженных сил в Корее на 
севере страны, а США – на юге. На Потсдамской конференции в июле 1945 г. было 
уточнено, что линия разграничения советской и американской зон оккупации пройдет по 
38-й параллели – по географической середине полуострова. Это было решение в духе 
европейской дипломатии XVI-XIX вв., когда при разделе территорий внимание уделялось 
равноценности приобретений каждой из сторон.  

 

Сами корейские национальные силы желали немедленного создания независимого 
государства. Но возникали вопрос о внешнеполитической ориентации новой Кореи и 
опасность спровоцировать соперничество СССР и США за влияние на нее. Поэтому обе 
державы были осторожны в отношении к корейским националистам левого и правого 
толка. Советская сторона поддерживала коммунистов под руководством Ким Ир Сена, но 
не безусловно. США, подозритель-{♦}но относясь к коммунистам, не доверяли и 
воинственному лидеру корейского правительства в изгнании Ли Сын Ману. По существу, 
СССР и США были близки друг другу в том, что уклонялись от признания прав той или 
иной из корейских сил представлять весь корейский народ. Поэтому московское 
совещание министров иностранных дел союзных стран в декабре 1945 г. приняло решение 
учредить над Кореей международную опеку (США, СССР, Британия и Китай). Его 
реализация могла привести к превращению Кореи в буферную зону между интересами 
СССР и США и, в перспективе, к ее становлению в качестве нейтрального государства 
типа Австрии.  

 


background image

Но внутренние факторы – давление национальных фракций в обеих частях страны – не 
позволили этим планам осуществиться. СССР и США были вынуждены отказаться от 
идеи опеки как неприемлемой для самих корейцев. После 20 месяцев переговоров в 1946-
1947 гг. Москва и Вашингтон не смогли договориться об условиях создания единого 
правительства Кореи. В октябре 1947 г. удалось условиться только о согласованном 
выводе советских и американских войск из обеих частей страны начиная с 1948 г.  

 

План разграничения интересов СССР и США был реалистичен. Но обстановка для его 
осуществления была неблагоприятной. План противоречил объединительным 
устремлениям взаимно антагонистических «элит» на Севере и Юге. Кроме того, в 1947 г. 
между Москвой и Вашингтоном наметились расхождения в Европе в связи с «планом 
Маршалла». Наконец, весной 1948 г. начался первый берлинский кризис, который 
заставил размышлять о возможности столкновения СССР и США.  

 

Европейские трения проецировались на дальневосточные дела. Не стоит упрощать 
характер их влияния. Вспышки советско-американских противоречий в Европе в 1947 и 
1948 гг. указывали на глубину расхождений. Но руководящие слои в СССР и в США не 
стремились повышать вероятность общего конфликта. Тем сильнее был стимул для 
каждой стороны, не уступая приобретенного, уменьшить риск схватки из-за 
второстепенного, в том числе из-за несогласий по корейским делам. Раскол страны 
создавал проблемы для стабильности в долгосрочном плане. В краткосрочном – он мог 
служить ограничению конфликтности. Поэтому нарастание напряженности в Европе не 
только не блокировало, но даже стимулировало шаги СССР и США по закреплению 
статус-кво в Корее. Он был оформлен созданием двух корейских государств – Республики 
Корея на юге (июль 1948 г.) и КНДР на севере (сентябрь 1948 г.). Северокорейское 
правительство возглавил лидер корейской компартии Ким Ир Сен. Президентом 
Республики Кореи (Южной Кореи) стал Ли Сын Ман, представитель одной из 
группировок корейских эмигрантов в США. Следуя разграничительной логике, Москва и 
Вашингтон фактически осуществили в Корее развод войск: к концу 1948 г. из Кореи ушли 
советские части, а к июню 1949 г. – американские. {♦}   

К содержанию главы 

 

Образование КНР и раскол Китая 

 

Но от этого региональная ситуация не стала стабильнее. Причина по-прежнему была в 
слабости Китая, его неспособности взять на себя самостоятельную международную роль и 
нежелании выполнять подчиненные функции под покровительством СССР либо США, 
или обеих держав вместе. Центральное положение Китая в Восточной Азии делало его 
ключевым элементом региональной структуры. В США придавали огромное значение 
превращению Китая в дружественное государство, готовое вместе с ними направлять 
региональное развитие и достаточно сильное, чтобы избавить Вашингтон от бремени 
военной ответственности в Азии. В руководстве США существовали надежды, что 
китайско-американское сближение обеспечит в регионе безопасность и стабильность, 


background image

несмотря на то, что развертывание антиколониальной борьбы влекло за собой опасность 
крупных потрясений.  

 

Интересы Советского Союза в Китае были обширны – обеспечение приграничного пояса 
безопасности за счет сфер влияния в Синьцзяне, Монголии и Маньчжурии; создание в 
зоне Порт-Артура и Дайрена плацдарма сдерживания против Японии; укрепление 
экономической базы советского Дальнего Востока через интенсивное хозяйственное 
взаимодействие с Маньчжурией. Как и США, СССР был заинтересован в дружественном 
Китае, но в силу увязки устремлений Москвы с преобладанием в определенных 
окраинных зонах китайского государства Кремль менее Соединенных Штатов был 
заинтересован в сильном центральном китайском правительстве. Хотя СССР оказывал 
помощь китайским коммунистам, напор КПК, сумевшей еще в годы войны создать 
подконтрольные ей районы, вызывал настороженность Сталина. Продолжая 
сотрудничество с коммунистами, советское правительство отдавало приоритет развитию 
отношений с Чан Кайши, правительство которого было юридическим гарантом выгодного 
Советскому Союзу советско-китайского договора 1945 г.  

 

Проблема была в том, что правительство Чан Кайши было слабым – настолько, что ни 
Советский Союз, ни Соединенные Штаты, это не устраивало. Пытаясь укрепить его, 
Москва и Вашингтон подталкивали коммунистов и Гоминьдан к коалиции друг с другом. 
Однако внешние стороны не сразу смогли оценить степень взаимной непримиримости 
последних. Столкновение двух сил – КПК и Гоминьдана – было борьбой 
коммунистически организованной государственной идеи с той же идеей, облаченной в 
авторитарно-плюралистическую форму. В стране происходило противостояние 
революционной и консервативно-традиционалистской версий китайского национализма.  

 

Для региональной стабильности могли иметь значение четыре варианта политики Китая: 
«буферный», просоветский, проамериканский и националистический. И СССР, и США 
изначально тяготели к первому, понимая, что не могут целиком включить Китай в {♦} 
сферу своего доминирования. Опыт Японии, неудачно пытавшейся установить контроль 
над всем Китаем, отвращал от соблазна ему следовать. Державы склонялись к 
промежуточному варианту. США были озабочены укреплением позиций при центральном 
правительстве, а СССР – в важных для него приграничных провинциях. Компромисс был 
возможен. Однако борьба КПК с Чан Кайши провоцировала советско-американское 
соперничество. «Буферный» вариант, приемлемый для СССР и США, имел мало шансов 
на успех.  

 

Китай с 30-х годов считался в США «протодемократической» республикой, отчасти 
родственной по духу самим Соединенным Штатам и пригодной для партнерства. Правда, 
в режиме Чан Кайши многое вызвало сомнения – коррумпированность, косность, 
неэффективность. Но Чан Кайши был единственным китайским политиком, обладавшим 
хоть некоторой, пусть и спорной, легитимностью внутри Китая и бесспорной – вне его – 
как партнер США и СССР по антияпонской коалиции. Американские военные низко 
оценивали боеспособность вооруженных сил Чан Кайши и понимали, что они не в 


background image

состоянии одержать победу над КПК. Вашингтон предлагал укрепить армию Чан Кайши, 
инкорпорировав в нее отряды Мао Цзэ-дуна. Основой объединения и должно было стать 
соглашение о коалиционном правительстве. Западные обозреватели не преувеличивали 
значение помощи коммунистам со стороны СССР, полагая, что силы КПК могут 
разгромить войска Чан Кайши самостоятельно. Но сам Чан Кайши думал иначе. Попытки 
посредничества между Чан Кайши и Мао Цзэдуном, предпринимавшиеся американскими 
представителями в 1945 г. и 1946 г. в этом смысле оказались безуспешными.  

 

Ситуация стала принимать угрожающий характер, когда после эвакуации из Маньчжурии 
советских войск туда были введены правительственные силы, оказавшиеся отрезанными 
от баз снабжения блокадой коммунистических отрядов. Противостояние КПК и 
Гоминьдана переросло в гражданскую войну. На протяжении 1946 г. американская 
дипломатия пыталась вынудить Чан Кайши к компромиссу с КПК, но его позиция 
оставалась жесткой. Хотя боевые действия развивались в этот период неудачно и для 
КПК, Мао Цзэдун тоже не соглашался идти на уступки. С конца 1946 г. стало ясно, что 
ситуация в Китае определится только в ходе вооруженной борьбы. КПК стала одерживать 
военные успехи. Хотя некоторые советники рекомендовали администрации США 
увеличить помощь Чан Кайши, Г.Трумэн счел бессмысленным такой шаг, считая, что 
режим Чан Кайши все равно обречен.  

 

В январе 1949 г. попытку прекратить конфликт КПК с Гоминьданом предпринял 
Советский Союз. Представители советского посольства в Нанкине (где была резиденция 
Чан Кайши) и руководство Гоминьдана выработали проект соглашения, в соответствии с 
которым Китай принимал на себя обязательство сохранять нейтралитет в случае любого 
будущего международного конфликта [1]; устранить американское влияние в стране [2]; 
принять меры для создания {♦} базы «для реального сотрудничества с СССР» [3]. Взамен 
Москва гарантировала Гоминьдану приемлемые условия примирения с коммунистами. 
Поскольку к тому времени вооруженные силы КПК уже готовились форсировать реку 
Янцзы, это, как полагают зарубежные и часть отечественных исследователей, могло 
означать обещание СССР сохранить власть гоминьдановского правительства над 
территорией к югу от этой реки. Есть мемуарные свидетельства в пользу того, что 
И.В.Сталин настаивал на приостановлении наступления частей КПК на линии Янцзы, так 
как в противном случае, как он считал, можно было ожидать вооруженного 
вмешательства США и развязывания третьей мировой войны. В конце января 1949 г. 
начались продолжавшиеся около трех месяцев переговоры Гоминьдана и КПК, но и они 
были безуспешными. Слабость Гоминьдана была очевидна для КПК так же, как 
нежелание США его поддерживать. Терпя поражение за поражением, остатки сил Чан 
Кайши покинули материковую часть Китая. Они морем эвакуировались на остров Тайвань 
и закрепились там. Советский посол Н.В.Рощин был последним иностранным 
дипломатом, который покинул гоминьдановское правительство, когда оно эвакуировалось 
на Тайвань. 1 октября 1949 г. победившие коммунисты провозгласили создание 
Китайской Народной Республики.  

 

Это событие не было сразу воспринято в США как поражение, поскольку с 1945 г. до 
весны 1949 г. между американскими представителями и КПК происходили контакты, в 
ходе которых Мао Цзэ-дун высказывал желание установить нормальные отношения с 


background image

Вашингтоном. Низкий моральный авторитет Чан Кайши были слишком очевиден, чтобы 
США отказывались от контактов с другим китайским правительством. Существовали 
спорные вопросы: собственность американских граждан в Китае; возвращение кредитов, 
выделенных Соединенными Штатами правительству Чан Кайши, и т.п. Но вопрос о 
будущей ориентации КНР был важнее. Вашингтону необходим был Китай, способный 
сотрудничать с США в реорганизации регионального порядка. Требовалось закрепить 
Китай, как минимум, на промежуточных между СССР и США позициях.  

 

В ноябре 1949 – январе 1950 г. в США обсуждался вопрос о дипломатическом признании 
КНР. Имелось мнение о необходимости пожертвовать Тайванем для улучшения 
отношений с Китаем, вопреки позиции главнокомандующего вооруженными силами 
США на Дальнем Востоке генерала Д.Макартура, отмечавшего ценность острова как 
потенциальной базы для ВВС США и противолодочной обороны. Г.Трумэн имел причины 
не нагнетать страсти. Но ситуация не благоприятствовала гибкости администрации. 
Ожесточилась критика ее действий за «мягкость» к коммунизму. Создание КНР стало 
поводом для кампании, компрометирующей администрацию Г.Трумэна. Сенатор Джозеф 
Маккарти, возглавивший эту кампанию, обвинил госдепартамент в «потере Китая» и 
терпимости к «коммунистической агентуре» в правительственных учреждениях. {♦}   

 

Между тем, с ноября 1949 г. в Москве проходили советско-китайские переговоры о 
заключении нового союзного договора, и 14 февраля 1950 г. он был подписан. Советско-
китайский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи СССР с КНР, в сущности, 
развивал идеи, заложенные в договоре 1945 г. между Советским Союзом и 
правительством Чан Кайши. Правда, он продвигал отношения между двумя странами 
существенно дальше, поскольку прямо предусматривал обязательство сторон оказывать 
вооруженную поддержку друг другу в случае возникновения войны.  

 

Вместе с тем, договор сохранял прежнюю нацеленность СССР на отношения с Китаем как 
барьером против угрозы с юга. Этот договор для СССР был прежде всего антияпонским. 
В начале 1950 г., когда он был подписан, о японо-американском союзе речь шла только 
как о версии. Трудно было представить и характер будущего японо-американского 
договора как лишающего Японию самостоятельной военной роли. Еще труднее было 
признать это. Логичнее было предположить, что источником опасности будет 
ремилитаризация Японии – советская дипломатия в Восточной Азии тяготела к аналогиям 
с Европой, а ситуация вокруг Западной Германии развивалась по такому сценарию.  

 

Это было вызовом интересам США. Хотя договор был непосредственно направлен против 
Японии, он лишал оснований надежды на «титоизацию» Китая. Заключение договора 
заставило США отказаться от примиренности с неизбежной, как казалось, перспективой 
захвата Тайваня коммунистами. Наметился и поворот азиатской политики США от опоры 
на дружественный Китай к поиску путей компенсации его потери, в частности, 
сотрудничеством с несколькими более слабыми государствами, сплоченными в единую 
группу. США были озабочены поиском «замены Китаю», но не имели намерения идти на 
общую конфронтацию с КНР и СССР по восточноазиатским делам. В целом в первые