ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5474

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

послевоенные годы в Восточной Азии и США, и СССР делали ставку на статус-кво. 
Ялтинское соглашение обеспечивало в азиатско-тихоокеанском регионе общесистемную 
стабильность, что резко контрастировало с положением в Европе и на Ближнем Востоке, 
где границы, едва лишь они были очерчены в Ялте, стали игнорироваться.  

К содержанию главы 

 

2. Международное положение Индии к моменту 

      завершения мировой войны 

 

С середины XVIII в. в результате колониального захвата Индии Великобританией 
Индийский субконтинент был разделен на Британскую Индию, непосредственно 
управляемую колониальной администрацией, примерно 600 «туземных княжеств» 
(занимавших около двух пятых территории страны), полностью зависимых от 
администрации в Дели в сфере внешних связей, формально независимый Непал, а также 
небольшие анклавы колоний Португалии на восточном побережье и Франции на южном. 
До 1937 г. в состав Британской Индии входила Бирма (совр. Мьянма), которая затем стала 
отдельной колонией. {♦}   

 

В сентябре 1939 г. после начала Второй мировой войны Индия была объявлена 
Великобританией воюющей стороной. Была значительно увеличена численность 
британско-индийской армии, основная часть которой оставалась дислоцированной 
непосредственно в Южной Азии в ожидании нападения со стороны Японии. Из-за угрозы 
японского вторжения на территории Британской Индии были размещены также воинские 
контингенты США, Южно-Африканского Союза и гоминьдановского Китая.  

 

Индийское национально-освободительное движение оказалось расколото: часть его 
лидеров переориентировалась на Германию и Японию, полагая, что государства «оси» 
смогут помочь в освобождении Индии от британского господства. На стороне Японии в 
военных действиях приняла участие организованная в Бирме «индийская национальная 
армия» под руководством Субхаса Чандра Боса, бывшего лидера левого крыла 
Индийского национального конгресса.  

 

За годы войны ухудшилось экономическое положение Индии. Военные расходы 
(британское правительство переложило их на страну) составляли четверть годовых 
расходов населения. В 1943-1944 гг. Северную и Восточную Индию охватил голод, 
вызванный неурожаем, прекращением ввоза продовольствия из стран, захваченных 
Японией, и, главное, сокращением площадей под продовольственные культуры в целях 
расширения производства джута, необходимого для обеспечения британских 
вооруженных сил. Колониальные власти не смогли обеспечить население 
продовольствием, и голод в 1943-1944 гг. унес более 5 млн жизней.  


background image

 

Во время войны и в первые послевоенные годы ни США, ни СССР заметной роли в 
Южной Азии не играли. Соединенные Штаты не имели в этой части мира экономических 
интересов, а военно-стратегический интерес, который могла представлять Индия для 
Вашингтона в принципе, после поражения Японии уменьшился. Советский Союз тоже не 
уделял своим позициям в Индии особого внимания, делая ставку на индийское 
коммунистическое движение (более слабое, чем в соседнем Китае). Но в Москве и 
Вашингтоне считали неуместным сохранение за Индией колониального статуса.  

 

Вторая половина XX в. была периодом постепенного осознания старыми колониальными 
державами непомерности бремени по сохранению заморских владений. Обеспечение 
приемлемого уровня жизни и порядка в них становилось более дорогостоящим для 
бюджетов метрополий, доходы от примитивных форм колониальной эксплуатации в 
абсолютном исчислении росли очень медленно, а в относительном – явно сокращались. 
Лейбористское правительство К.Эттли рискнуло по-новаторски подойти к отношениям с 
заморскими владениями. Оно опасалось восстания индийского населения и не могло 
игнорировать требования предоставить Индии независимость. После продолжительных 
обсуждений британский кабинет согласился с необходимостью отмены колониального 
статуса Британской Индии. {♦}   

К содержанию главы 

 

Закон о независимости Британской Индии 

      и государственное размежевание в Южной Азии 

 

Национально-освободительное движение в индийских городах и сельских местностях 
ширилось. Антибританские выступления начались среди индийских военнослужащих 
британско-индийской армии. Индийская часть офицерского корпуса, не говоря о рядовом 
составе, утрачивала лояльность британской короне. Стремясь опередить события, 15 
августа 1947 г. британский парламент принял Закон о независимости Индии.  

 

Британское правительство в соответствии с планом, разработанным последним вице-
королем Индии лордом Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по 
религиозному принципу. Вместо единого государства было создано два доминиона – 
Пакистан, к которому отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, 
и Индийский Союз (собственно Индия), где большинство населения составляли индуисты. 
При этом территория собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части – 
Западный Пакистан (совр. Пакистан) и Восточный Пакистан (совр. Бангладеш), которые 
были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы – на востоке, 
пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи – на западе). При этом по религиозному 
принципу был разделен даже целый народ – бенгальцы: исповедующая ислам его часть 
оказалась в составе Восточного Пакистана, а бенгальцы-индуисты составили население 


background image

индийского штата Бенгалия. Восточный Пакистан оказался окружен индийской 
территорией с трех сторон, с четвертой – его граница проходила по водам Бенгальского 
залива. Раздел сопровождался исключительно кровопролитным переселением миллионов 
индусов и сикхов в Индию, а мусульман – в Пакистан. Погибло, по разным оценкам, от 
полумиллиона до миллиона человек.  

К содержанию главы 

 

Первая индийско-пакистанская война 

 

Дополнительную напряженность в ситуацию вносило предоставление «туземным» 
княжествам права самостоятельно принимать решение о вхождении в состав индийского 
или пакистанского государства. Пользуясь им, наваб крупнейшего княжества Хайдарабад 
в центре Индии принял решении о присоединении к Пакистану. Индийское 
правительство, не желая утраты этой территории, в 1948 г. ввело в княжество свои войска, 
игнорируя протесты Великобритании и США  

 

Сходным образом правитель Кашмира, населенного преимущественно мусульманами и 
граничащего с Западным Пакистаном, будучи индуистом по вероисповеданию, заявил о 
намерении присоединить свое владение к Индии или стать независимым государем. Тогда 
в октябре 1947 г. с пакистанской территории в Кашмир вторглись пуштунские племена, 
которые желали помешать переходу этой преимущественно мусульманской территории 
под суверенитет Индии. Правитель Кашмира обратился за военной помощью в Дели и 
поспешил официально провозгласить присоединение княжества к Индийскому Союзу. {♦}   

 

К 1948 г. конфликт в Кашмире перерос в первую индийско-пакистанскую войну. Она 
была непродолжительной, и в январе 1949 г. между сторонами было подписано 
соглашение о прекращении огня. Благодаря деятельности посреднической комиссии 
Совета безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, одна 
часть которой признана в качестве международной границы, а другая – стала линией 
фактического контроля (несколько изменившейся позднее в результате второй и третьей 
индийско-пакистанских войн 1965 и 1971 гг.). Северо-западный Кашмир оказался под 
контролем Пакистана (впоследствии там было создано образование «Азад Кашмир» 
(Свободный Кашмир)), формально представляющей собой свободную территорию.  

 

Две трети прежнего княжества Кашмир перешло под власть Индии. Эти кашмирские 
земли были объединены с сопредельными районами, заселенными индуистами, и 
составили индийский штат Джамму и Кашмир. Совет безопасности в 1949 г. принял 
резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из его 
северо-западной части. Но Пакистан отказался выполнять требования ООН, и плебисцит 
был сорван. Пакистан получил выход к границе с Китаем благодаря контролю над северо-


background image

западным Кашмиром, через который в 70-80-х годах было проложено стратегическое 
Каракорумское шоссе, обеспечившее Пакистану надежную связь с КНР.  

 

Индийско-пакистанский конфликт из-за Кашмира не был урегулирован. События конца 
40-х годов определили базовую антииндийскую направленность внешней политики 
Пакистана. Пакистанское руководство с той поры стало рассматривать Индию как 
источник угрозы для независимости Пакистана.  

 

При этом в самом штате Джамму и Кашмир в составе Индии имелись сепаратистские 
настроения, носители которых выступали против вхождения в Пакистан или Индию и 
требовали создания независимого Кашмирского государства. Вдобавок ко всему 
восточная часть штата исторически до XI в. была частью Тибета, и ее население до сих 
пор тяготеет к связям с тибетцами. В связи с этим к кашмирской проблеме стало 
проявлять интерес руководство КНР, распространившей свой контроль на Тибет после 
победы китайской революции в 1949 г., тем более что не было ясности в вопросе о линии 
прохождения границы между тибетскими землями КНР и индийскими владениями в 
Джамму и Кашмире – в частности, в районе плато Аксайчин, по которому проходила 
стратегически важная для Китая дорога из Западного Тибета в Синьцзян. В Южной Азии 
возник очаг хронической напряженности.  

К содержанию главы 

 

Становление и особенности внешнеполитической 

      ориентации Индии 

 

Расчеты Британии на то, что оба новых южноазиатских доминиона будут нуждаться в ее 
посредничестве для разрешения своих споров, не оправдались. Антибританский настрой в 
Южной Азии {♦} был слишком силен. Политические позиции Великобритании 
продолжали слабеть. Сознавая это, Лондон предпринял новый шаг к модернизации 
отношений с зависимыми странами посредством дальнейшего расширения прав 
доминионов и британских владений в составе Британского содружества наций. В 1947 г. 
соответствующие изменения были произведены британским парламентом в 
Вестминстерском статуте 1931 г., и прежнее Британское содружество наций стало 
именоваться просто Содружеством наций или Содружеством.  

 

Тем не менее, раздражение против Лондона в Дели было настолько сильным, что 
индийское правительство согласилось вступить в него после бурных дебатов только в 
1949 г., несмотря на то что экономически участие в Содружестве было в целом выгодно 
Индии. Этот компромисс не остановил процесс отдаления Индии от Великобритании, и в 
январе 1950 г. она официально провозгласила себя полностью независимым государством 


background image

– Республикой Индией. Пакистан последовал ее примеру в марте 1956 г. Британия 
перестала играть в Южной Азии сколько-нибудь заметную политическую роль.  

 

Дипломатические отношения Индии с США и СССР были установлены еще до 
провозглашения ее независимости, поскольку статус доминиона позволял сделать это. Но 
ни с Москвой, ни с Вашингтоном тесных отношений у Индии не складывалось. 
Сверхдержавы были поглощены делами в более важных для них регионах – в Европе, 
Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Этот по-своему необычный и непродолжительный 
«вакуум интереса» к Индии отчасти способствовал формированию специфической 
внешнеполитической линии Дели, авторство которой принадлежит главе первого 
правительства независимой Индии Джавахарлалу Неру.  

 

Суть это политики была по-своему амбициозна – партия Индийский национальный 
конгресс еще до завоевания независимости ориентировалась на превращение страны в 
перворазрядную мировую державу. На пути к этому статусу, как рассуждали индийские 
руководители, страна должна была уклоняться от участия в войнах, вызванных 
противоречиями между великими державами, тем более неазиатскими. Индия желала 
обрести независимость в сфере международных отношений, не привязывая себя ни к 
одному из сильных государств. Главным в Дели считали расширение внешней торговли и 
получение иностранной помощи для экономического развития. Присоединение к военным 
блокам могло в этом помешать. При этом в Дели придавали значение отношениям 
солидарности с другими слаборазвитыми странами. Индия поддерживала национально-
освободительное движение колониальных и зависимых стран, намереваясь со временем 
стать их лидером. В Дели вызревала политическая линия, которая с конца 50-х – начала 
60-х годов стала определять принципиальные основы программы движения 
неприсоединения.  

 

После образования КНР в октябре 1949 г. американская дипломатия пыталась зондировать 
возможность компенсировать «потерю Китая» за счет формирования системы связей с 
Индией, которая {♦} в этом случае могла стать привилегированным партнером 
Вашингтона в регионе в противовес КНР. В конце 1949 г. Дж.Неру был приглашен 
посетить США, где ему предложили обсудить проект предоставления Индии 
американской помощи. Американская сторона пыталась убедить Неру в необходимости 
тесного блокирования с США. Зондаж не имел успеха. Индийское руководство осталось 
на позиции нейтрализма. После возвращения Дж.Неру из Вашингтона Индия официально 
заявила о признании правительства КНР.  

К содержанию главы 

 

Китайско-индийские противоречия в Тибете