ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5424

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Однако индийско-китайские отношения складывались непросто. Обе страны были 
озабочены безопасностью своих границ в труднодоступных горных районах Гималаев. 
Индийское правительство строило собственную систему безопасности в этом районе. В 
1949-1950 гг. были заключены договоры Индии с бывшими британскими владениями в 
юго-западных отрогах Гималайских гор – Бутаном и Сиккимом. Первый передал Индии 
контроль над своей внешней политикой, а второй – официально стал индийским 
протекторатом. Особые связи были установлены также между Индией и Непалом. Хотя 
последний сохранил статус независимого государства, он согласился заключить 
политический договор с Дели, который предусматривал установление между двумя 
странами очень тесных связей. На основании обмена секретными письмами, которыми 
сопровождалось подписание договора, Индия и Непал фактически начали формировать 
комплекс союзнических отношений военно-политического характера.  

 

Довольно энергичной была индийская политика в отношении Бирмы. Индия не только не 
стала протестовать в связи с выдавливанием этнических индийцев из Бирмы после 
провозглашения ею независимости от Великобритании 4 января 1948 г., но и оказала 
бирманскому центральному правительству финансовую помощь и политическую 
поддержку в борьбе с коммунистическими повстанцами, которых поддерживала КНР. 
Таким образом, на северном и северо-восточном направлениях индийская дипломатия 
проводила наступательную линию.  

 

Но наступательную линию в направлении освоения юго-западных территорий Китая 
проводило и правительство КНР. Оно стремилось установить реальный контроль над 
отдаленными частями страны, власть центрального китайского правительства над 
которыми при Чан Кайши была символической. Это относилось не только к Маньчжурии 
и Синьцзяну, но и к Тибету. Эта исторически, этнически и культурно своеобразная 
область располагается в центре Гималаев. На ее территории находятся главные 
религиозные святыни буддизма, и там же в г. Лхаса жил первосвященник буддистской 
(ламаистской) церкви, который носил титул «далай-ламы» и традиционно осуществлял в 
Тибете власть теократического монарха, то есть духовного и светского правителя. В VIII 
в. Тибет был завоеван {♦} маньчжурскими правителями Китая и с тех пор формально 
считался его частью, хотя фактически имел собственное правительство и пользовался 
широкой автономией. В Тибете имелись иностранные консульства, которые 
поддерживали прямые контакты между далай-ламой и другими государствами. Тибет 
находился под преобладающим влиянием Великобритании, которая противодействовала 
проникновению туда других стран.  

 

В 1949 г. коммунистическое правительство приступило к созданию в Тибете новых 
органов власти и лишило полномочий правительство далай-ламы. Это вызвало 
возмущение тибетцев, которое переросло в вооруженный конфликт. Далай-лама бежал из 
Лхасы и скрылся в Индии. Индийское правительство сочувственно отнеслось к нему как к 
главе мирового буддизма, приверженцами которого является большинство населения 
Индии. Оно не только дало убежище далай-ламе на индийской территории, но и 
выступило с осуждением действий китайских властей в Тибете, призвав Пекин сохранить 
автономию Тибета. При этом в Дели не ставили под сомнение принадлежность Тибета 
Китаю. Индийско-китайские отношения оставались довольно напряженными.  


background image

К содержанию главы 

 

3. Ситуация на Среднем Востоке 

 

После окончания Второй мировой войны в геополитической ситуации в регионе 
произошли крупные сдвиги. Они выразились прежде всего в том, что на положение дел в 
Средневосточной подсистеме международных отношений стали оказывать влияние новые 
игроки – США и Пакистан. Соединенные Штаты стали вытеснять Британию с позиции 
ведущего партнера Ирана и Афганистана. Одновременно росло влияние Вашингтона на 
Пакистан, который в свою очередь стремился играть возможно более активную роль в 
средневосточной региональной политике.  

 

Пакистанская внешняя политика на Среднем Востоке определялась прежде всего 
стремлением найти решение проблемы так называемого Пуштунистана – части бывшей 
территории Афганистана, которая в 1893 г. в ходе афгано-британской войны была 
отторгнута Британией от Афганистана и присоединена к Британской Индии. В 1947 г. эти 
земли во время раздела Британской Индии на Индию и Пакистан вошли в состав 
последнего. Население «пакистанского Пуштунистана» не было лояльно пакистанскому 
правительству и периодически выступало с требованиями самоопределения. Границей 
между Пакистаном и Афганистаном считалась так называемая линия Дюранда, названная 
по имени сэра Мортимера Дюранда, британского дипломата, занимавшего пост 
государственного секретаря Британской Индии, который в 1893 г. по завершении второй 
афгано-британской войны подписал с побежденным афганским эмиром Абдуррахманом 
соглашение о временной границе Британской Индии с Афганским государством. В 
соответствии с этим документом срок действия соглашения о границе был установлен в 
100 лет, {♦} то есть до 1993 г. Таким образом, юридически «линия Дюранда» не являлась 
постоянной международной границей, и пакистанское правительство опасалось, что рано 
или поздно Афганистан поставит вопрос о ее пересмотре. Соответственно, Пакистан 
стремился укрепить свое влияние в Афганистане, чтобы убедить то или иное афганское 
правительство заключить с Пакистаном договор, который бы закрепил линию Дюранда в 
качестве постоянной границы между двумя странами.  

К содержанию главы 

 

Внешнеполитическая ориентация Ирана после 

      вывода иностранных войск из страны 

 

После вывода советских войск из Ирана в конце весны 1946 г. иранское правительство 
предприняло решительные меры для уничтожения сепаратистских движений, 
оживившихся на фоне советского военного присутствия в стране в годы Второй мировой 
войны. Если раньше под давлением Москвы власть в Тегеране признавала «советы» в 


background image

Иранском Азербайджане и Курдистане в качестве автономных региональных 
правительств, то летом – осенью 1946 г. в обеих провинциях был полностью восстановлен 
контроль центрального иранского правительства, местные «советы» были разогнаны. 
Вслед за тем из кабинета в Тегеране были удалены министры – члены поддерживавшейся 
Советским Союзом Народной партии Ирана. В стране были закрыты левые и 
демократические газеты. В октябре 1947 г. иранский меджлис (парламент) отказался 
ратифицировать навязанное Москвой Тегерану соглашение о совместной эксплуатации 
нефтяных месторождений в Северном Иране.  

 

После вывода британских войск из южной части страны проводником влияния Лондона 
осталась «Англо-иранская нефтяная компания»(АИНК). Ее деятельность почти не 
приносила доходов Ирану: он получал в виде концессионных платежей всего 2% 
прибылей. При этом АИНК по сути дела вмешивалась в политическую жизнь страны, 
подкупая вождей племен в районах нефтедобычи и продвигая пробритански настроенных 
иранских политиков в руководящие структуры власти. Это усиливало антибританские 
настроения в стране, которые, в частности, выражались в требованиях освободить 
иранскую нефтедобывающую промышленность от британского контроля.  

 

Движение за национализацию добычи нефти возглавил известный иранский политик 
Мохаммед Мосаддык, который возглавлял парламентскую коалицию партий иранской 
национальной буржуазии, объединившихся в Национальный фронт. М.Мосаддык 
выступал с идеей «пассивного равновесия» и нейтралитета во внешней политике. Цель 
такого курса состояла в недопущении преобладания в Иране какой-либо одной из великих 
держав. Воспользовавшись патриотическими настроениями в политических кругах 
Тегерана, М.Мосаддык сумел убедить депутатов меджлиса принять 28 апреля 1951 г. 
закон о национализации иранской нефтяной промышленности. Одержав победу в 
парламенте, он стал премьер-министром. {♦}   

 

Британия отказалась признать закон о национализации. В возникшем споре на сторону 
Британии стали Соединенные Штаты. Американские компании были рады потеснить 
британских конкурентов в Иране, но национализация иранской нефтяной 
промышленности их интересам не соответствовала, поскольку она ограничивала доступ к 
иранским ресурсам всех иностранных компаний. США выступили с заявлением в 
поддержку Британии, которая тем временем направила в Персидский залив военные 
корабли.  

 

В Тегеран прибыли американская и британская миссии, которые на месте пытались 
склонить иранское правительство к смягчению его позиции в вопросе национализации. 
Однако попытки нажима не имели успеха. В октябре 1951 г. предприятия и 
инфраструктура АИНК перешли под контроль иранского правительства в лице Иранской 
национальной нефтяной компании.  

 


background image

Тогда зарубежные компании стали саботировать действия иранской власти. Попытки 
правительства Ирана самостоятельно наладить добычу и экспорт нефти натолкнулись на 
проблемы: нехватка квалифицированных кадров, отсутствие опыта развития 
внешнеэкономических связей и сложившейся инфраструктуры связей с потребителями и 
т.п. Сам М.Мосаддык не ожидал столь резкого сопротивления со стороны зарубежных 
компаний и не был готов осуществить на практике собственную политическую 
программу. На правительство оказывали давление иранские консервативные круги, в том 
числе придворные, которые не хотели обострения отношений с Лондоном и 
Вашингтоном.  

 

В этой ситуации М.Мосаддык подал в отставку. Но массовые выступления населения 
столицы в его поддержку 21 июля 1952 г. побудили шаха Ирана отклонить просьбу 
премьера и поручить ему формирование кабинета повторно.  

 

Ободренный успехом, тот попытался перейти к проведению радикального курса и 
выступил с предложениями пойти на разрыв ирано-британских дипломатических 
отношений и, что было особенно рискованно, ограничить властные полномочия иранского 
монарха. М.Мосаддыка стали подозревать в симпатиях к левым. Часть умеренных 
политиков и духовенства перестали его поддерживать. Против главы правительства 
сформировалась коалиция придворных кругов, генералитета и части депутатов меджлиса.  

 

Апеллируя к поддержке широкой общественности, М.Мосаддык провел референдум о 
роспуске меджлиса. Развитие ситуация в стране могло пойти по радикальному пути. В 
этот момент шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви при поддержке военных и в 
сотрудничестве с ЦРУ составил заговор против премьера. На его осуществление 
американские спецслужбы получили от конгресса около 10 млн долл. Однако первая 
попытка силой сместить М.Мосаддыка, предпринятая 16 августа 1953 г., не удалась. Шах 
сам был вынужден на время покинуть страну.  

 

Правительство попыталось найти путь к примирению с консервативными кругами. Оно не 
стало применять репрессий против за-{♦}говорщиков и освободило тех из них, которые 
были арестованы. Против левых, требовавших от М.Мосаддыка решительных 
антишахских действий, оно применило ряд мер давления, чтобы облегчить себе 
компромисс с правыми.  

 

Но те твердо решили покончить с главой правительства. 19 августа 1953 г. мятежные 
армейские части после кратковременных вооруженных столкновений с 
немногочисленными сторонниками М.Мосаддыка захватили его резиденцию. Премьер 
бежал из столицы, но на следующий день был арестован. В Тегеран вернулся шах, в руках 
которого оказалась вся полнота власти. М.Мосаддык был предан суду и приговорен к 
двум годам тюремного заключения. Он умер в 1967 г.  


background image

К содержанию главы 

 

Становление иранской политики 

      «позитивного национализма" 

 

Августовский переворот 1953 г. нанес удар по иранскому национально-патриотическому 
движению. Поскольку свержение прежнего правительства было произведено 
сторонниками шаха при помощи американских спецслужб, в новой ситуации США 
получили исключительно благоприятные возможности расширить свое влияние в стране.  

 

Новое шахское правительство пошло на компромисс с западными нефтяными 
монополиями. Осенью 1954 г. было подписано соглашение сроком на 25 лет между 
иранским правительством и Международным нефтяным консорциумом (МНК), ставшим 
наследником АИНК. В него вошли АЙНК (вскоре переименованная в «Бритиш 
петролеум»), которая получила 40% акций, британско-голландская «Роял датч шелл» 
(14%), а также пять ведущих американских компаний (40%) и французская 
государственная фирма «Компани франсез де петроль» (6%). Иранская сторона резко 
увеличила долю причитавшихся ей отчислений от сбыта иранской нефти – до 50%. Но 
зарубежные компании не позволили Ирану в соответствии с этим соглашением 
самостоятельно выйти на международный нефтяной рынок. Сбыт нефти остался в руках 
иностранных инвесторов. При этом американский капитал приобрел в иранской нефтяной 
промышленности позиции, равные британским.  

 

Одновременно в Иране начались репрессии против левых и демократических сил. В 
октябре были казнены десятки арестованных офицеров иранской армии, принадлежавших 
к Народной партии Ирана (НПИ), и ряд других сторонников прежнего иранского 
правительства. НПИ была запрещена. После переворота 1953 г. роль меджлиса в иранской 
политике оказалась подчиненной. Хотя формально страна оставалась конституционной 
монархий, в ней фактически установился авторитарный режим. Ключевой фигурой в 
стране оказался шах, который стал играть решающую роль в определении курса. Он 
назначал премьер-министров и руководителей важнейших министерств без консультаций 
с парламентом. Левые и демократические организации были уничтожены, многие их 
активисты арестованы и отправлены в ссылки.  

 

Шах Мохаммед Реза Пехлеви полагал, что нейтралитет, которого Иран придерживался в 
течение 150 лет, не принес стране ничего {♦} хорошего. Его идея состояла в проведении 
курса, «который, с одной стороны, позволил бы Ирану приобрести хороших союзников, а 
с другой - добиться уважения других государств». В августе 1955 г. был заключен 
американо-иранский договор о дружбе, экономических отношениях и консульских правах. 
США расширяли техническую и экономическую помощь Ирану на безвозмездной и 
кредитной основе. 23 октября 1955 г. вступил в силу утвержденный меджлисом