ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5481
Скачиваний: 27
законопроект о присоединении Ирана к многостороннему Багдадскому пакту (см. подр.
гл. 4).
Утвердился новый внешнеполитический курс Тегерана, который его идеологи называли
«позитивным национализмом». Они противопоставили его «негативному равновесию»
М.Мосаддыка, нацеленному на сохранение нейтралитета в противоборстве Запада и
Востока. Шах отвергал нейтралитет, считая, что он обрекает страну на зависимое,
униженное положение в международных отношениях – каковым оно было в
предшествующие десятилетия. Для возвеличивания страны монарх считал необходимым в
зависимости от ситуации блокироваться с теми или иными иностранными государствами,
если это соответствовало иранским интересам.
Приняв курс на опережающее развитие отношений с Западом в интересах уничтожения
«коммунистической опасности», шах в то же время не желал становиться его сателлитом.
Он утверждал, что «позитивный национализм... подразумевает политику максимальной
политической и экономической независимости, совместимую с интересами какого-либо
иностранного государства. В то же время позитивный национализм предполагает
политику неприсоединения или выжидания».
Пойдя на сближение с Западом, Иран оказался втянутым в биполярную конфронтацию на
его стороне. Интерес США к этой стране усилился после революции 1958 г. в Ираке и
распада Багдадского пакта. В1959 г. было заключено ирано-американское военное
соглашение, дававшее США право вводить свои войска на иранскую территорию.
Влияние Советского Союза, поддерживавшего иранских левых, после 1946 г. ослабло.
Шах опасался сближения с Москвой, и ее попытки улучшить отношения с южным
соседом приносили малозначительные результаты. В 1959 г. СССР предложил Ирану
заключить договор о ненападении. Тегеран не отверг советские предложения, но вскоре
стало ясно, что намерения подписывать такой договор у Ирана нет. Шахское
правительство использовало оживление диалога с Москвой для оказания осторожного
давления на Вашингтон в важных для Тегерана вопросах ирано-американских отношений.
К содержанию главы
Особенности афганского нейтралитета
после Второй мировой войны
Накануне Второй мировой войны иностранное влияние (Британии, СССР и Германии) в
Афганистане ослабло. В послевоенный период оно стало снова возрастать с той разницей,
что о германском {♦} влиянии речь не шла, а место Великобритании в региональных
отношениях стали занимать США. Это означало, что Афганистан стал сферой влияния
СССР и Соединенных Штатов, официально следуя политике нейтралитета. Если
отношения Афганистана с СССР были дружелюбными, то афгано-пакистанские и афгано-
иранские отношения оставались натянутыми. С Пакистаном сохранялись противоречия по
пограничным вопросам, а у иранского шаха подозрения вызывало дружелюбие, с которым
в Кабуле воспринимали антизападную политику правительства М.Мосаддыка.
Ликвидация британского колониального присутствия в Южной Азии и раздел Британской
Индии на две части были одобрительно восприняты в Афганистане. Но уже в момент
принятия Британией решения о создании Индии и Пакистана афганское правительство
поставило перед британским руководством вопрос о самоопределении пуштунов северо-
западных районов бывшей Британской Индии – «Пуштунистана». При этом официально
Афганистан не заявлял претензий на эти территории. Вопрос о самоопределении
пуштунов, однако, разрешения не получил. Референдум в местах их компактного
проживания был проведен, но вопросы в бюллетенях были сформулированы таким
образом, что пуштуны могли высказаться только либо за вхождение в Пакистан, либо – в
Индию. В итоге пуштунские земли оказались в Пакистане.
После провозглашения независимости Пакистана афганская сторона снова попыталась
решить проблему зарубежных пуштунов путем переговоров с пакистанскими властями.
Однако правящие круги Пакистана при поддержке Великобритании игнорировали
требования Кабула. Афгано-пакистанские противоречия по пуштунской проблеме
приобрели характер постоянного спора. С 1947 г. вдоль «линии Дюранда» стали
происходить эпизодические вооруженные столкновения афганских и пакистанских
пограничников, которые продолжались до 1949 г., угрожая перерасти в открытый
конфликт. В 1949 г. Кабул впервые официально заявил о непризнании «линии Дюранда».
Американская дипломатия в 1950 г. попыталась выступить посредником в
урегулировании афгано-пакистанского спора. В Кабул были направлены для этой цели
представители США. Вашингтон по согласованию с Лондоном предполагал
урегулировать пуштунскую проблему, растворив ее в афгано-пакистанском
сотрудничестве в рамках планируемого Соединенными Штатами нового регионального
военно-политического блока «от Босфора до Кашмира» в составе Турции, Ирана,
Афганистана и Пакистана. Кабулу предлагали отказаться от требований по пуштунскому
вопросу, обещая за это помощь по линии нового блока. Однако Афганистан отклонил
американские предложения.
Внутриполитическое положение в Афганистане в первые послевоенные годы оставалось
сложным. Сократился импорт потребительских товаров, выросли цены, увеличилась
безработица. С 1947 г. Афганистан был вынужден начать ввоз продовольственного зерна.
{♦} Ухудшение экономического положения сказалось на политической ситуации: в 1944-
1945 и 1947 гг. на юге и юго-востоке страны произошли мятежи племен, недовольных
налоговой политикой правительства и ущемлением их традиционных льгот. Для
подавления волнений были использованы армейские части.
На фоне обострения внутренних противоречий в Афганистане начало складываться
оппозиционное движение. Этому благоприятствовала смена правительства: в 1946 г.
премьер-министр Хашим-хан, деспотически правивший страной 17 лет, был отправлен в
отставку. Новым главой кабинета был назначен его брат, дядя короля Шах Махмуд,
провозгласивший курс либерализации общественно-политической жизни.
В1947 г. в стране возникли три либерально-демократические группировки, выдвинувшие
идеи демократизации. В 1948 г. их представители составили заметную часть нового
состава парламента, в стенах которого стали выступать с критикой правительства. В 1951
г. был принят Закон о печати, давший право издавать частные газеты. Этим
воспользовалась оппозиция, развернувшая на страницах печатных органов дискуссии по
вопросам экономического положения и выдвинувшая предложения по модернизации
страны. Правительство, напуганное размахом оппозиционного движения, в 1952 г.
прибегло к репрессиям. Активисты либеральных группировок были арестованы.
К содержанию главы
4. Сдвиги в ближневосточной подсистеме и консолидация
арабских стран на национально-государственной основе
Начало Второй мировой войны позволило Великобритании укрепить свое положение
ведущей колониальной державы на Ближнем Востоке. К весне 1941 г. весь регион кроме
Саудовской Аравии был, по существу, оккупирован британскими войсками. Однако и
последняя находилась в полной зависимости от Лондона, так как без его финансовой
помощи существование этого молодого государства оказывалось под вопросом.
Гегемония Британии в регионе была безраздельной.
В этих условиях британские правящие круги приступили к разработке плана будущей
перестройки отношений в регионе. Они понимали, что в послевоенный период придется
пойти на определенные уступки набиравшему силу арабскому национально-
освободительному движению. В нем особой популярностью пользовалась идея «арабского
единства», то есть создания единого арабского государства. Британцы решили
использовать ее для вытеснения из региона своего союзника-конкурента – Франции. 29
мая 1941 г. британский министр иностранных дел Антони Идеи выступил с заявлением о
том, что «арабский мир созрел для единства» и что Британия «поддержит любой проект,
который получит общее одобрение» арабских стран.
Однако обострение военной обстановки заставило Лондон отложить реализацию своих
планов, к которым вернулись лишь после то-{♦}го, как исход войны стал ясен. В феврале
1943 г. А. Идеи вновь заявил о поддержке идеи арабского единства, вскоре после чего в
апреле 1943 г. король Трансиордании Абдаллах выдвинул план создания «Великой
Сирии». В состав этого нового конфедеративного государства должны были войти по его
мысли Сирия, Ливан, Трансиордания и Палестина. Его предложение поддержал премьер-
министр Ирака Нури Сайд, который предложил включить в состав планируемого
государства еще и Ирак (проект «Благодатного полумесяца»).
7 октября 1944г. в Александрии открылась межарабская конференция в верхах, на которой
были обсуждены предложенные проекты. Ни один из них не получил одобрения. Тем не
менее, на конференции было принято решение о создании региональной
межправительственной организации – Лиги арабских государств (ЛАГ), в состав которой
вошли Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан, Ирак, Трансиордания и Йемен. В
основу процедуры принятия решений ЛАГ был положен принцип консенсуса.
На александрийской конференции обозначилось наличие в арабском мире двух
неформальных коалиций. С одной стороны, это были Ирак и Трансиордания, правящие
круги которых ориентировались на Лондон, считая необходимым сохранить британское
военно-политическое присутствие в регионе. С другой – Египет и Саудовская Аравия,
выступавшие за полный «уход Британии». Они пользовались поддержкой США, которые,
хотя весьма осторожно, выступали за ликвидацию «британского заповедника» на
Ближнем Востоке. В это время начал складываться военно-политический союз
Саудовской Аравии и США. У его истоков стояли американские нефтяные компании,
руководители которых смогли убедить президента Ф.Д.Рузвельта в огромном
стратегическом значении нефтяных запасов этой страны для Соединенных Штатов.
Инициативу по деколонизации региона взял на себя Египет. В декабре 1945 г. королевское
правительство Египта обратилось к Великобритании с просьбой пересмотреть
неравноправный британско-египетский договор 1936 г., на основании которого на
египетской территории были размещены британские войска, основная часть которых
концентрировалась в зоне Суэцкого канала. Каир добивался вывода этих войск из Египта.
В апреле 1946 г. начались британско-египетские переговоры, которые зашли в тупик, и в
июне 1947 г. конфликт Лондона и Каира стал объектом рассмотрения Совета
безопасности ООН, десять заседаний которого не дали результата. Развитие спора было
прервано образованием Государства Израиль и первой арабо-израильской войной, в
которой Египет принял активное участие.
Между тем, у Британии в регионе появился важный союзник в лице Трансиордании. 22
марта 1946 г. британское правительство признало ее независимость и поддержало просьбу
Трансиордании о принятии в ООН. 11 января 1947 г. Трансиордания подписала союзный
договор с Турцией, а 14 апреля – с королевским правитель-{♦}ством Ирака. В
региональных отношениях стал просматриваться контур системы военно-политических
договоров, за которыми стояла Британия. 15 марта 1948 г. был заключен военно-
политический договор Трансиордании с Великобританией. Британские военные
оказывали Трансиордании большую помощь в подготовке так называемого Арабского
легиона, фактически иорданской национальной армии. Вскоре оказалось, что
трансиорданская армия является самой боеспособной из армий других арабских стран.
К содержанию главы
Палестинская проблема после Второй мировой войны
Британский мандат на управление Палестиной оставался в силе. Реализация «декларации
Бальфура» 1917 г. о создании еврейского национального очага в Палестине привела в 20-
30-е годы к растущей эмиграции евреев в Палестину. К началу Второй мировой войны
численность еврейского населения Палестины достигла полумиллиона, а к концу –
возросла до 600 тыс. человек. Это вызывало крайнее недовольство арабов, которые
неоднократно требовали от британского правительства прекращения еврейской
иммиграции, на что последнее в конечном счете вынуждено было согласиться. Это
решение было принято британским кабинетом, хотя либеральное общественное мнение в
Европе и Америке в годы войны обвиняло Лондон как раз в ограничительных мерах
против увеличения потока еврейских эмигрантов-беженцев в Палестину из Германии и
захваченных ею стран.
Понимая, что ограничение притока еврейских переселенцев может сорвать планы по
формированию полноценного еврейского государства, руководители еврейской общины в
Палестине, которые с самого начала не скрывали своей цели, приняли решение перейти к
наступательной тактике борьбы за ликвидацию британского мандата на Палестину. С
конца 1944 г. они развернули широкомасштабную кампанию гражданского
неповиновения, к которой стали примешиваться террористические акции против
британцев.
Одновременно на Лондон стали оказывать давление США и международных сионистские
организации. В Великобритании болезненно реагировали на обвинения в косвенной
ответственности за гибель еврейских беженцев, которые в годы Второй мировой войны
пытались нелегально морем проникать в Палестину, но перехватывались британской
пограничной охраной и возвращались в Европу, где они часто попадали в руки нацистов.
Ситуация становилась двусмысленной.
13 августа 1945 г. Всемирный сионистский конгресс (ВСК) выдвинул лозунг переселения
в Палестину 1 млн евреев, а 31 августа 1945 г. президент США Г.Трумэн под давлением
местных еврейских организаций и конгресса предложил британскому кабинету разрешить
эмиграцию в Палестину 100 тыс. евреев из стран Европы на том основании, что по
данным ВСК именно столько евреев, пострадавших в Европе в годы нацизма, стремились
уехать в Палестину. Предвидя политический взрыв в арабских странах, Лондон от-