ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5425

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

законопроект о присоединении Ирана к многостороннему Багдадскому пакту (см. подр. 
гл. 4).  

 

Утвердился новый внешнеполитический курс Тегерана, который его идеологи называли 
«позитивным национализмом». Они противопоставили его «негативному равновесию» 
М.Мосаддыка, нацеленному на сохранение нейтралитета в противоборстве Запада и 
Востока. Шах отвергал нейтралитет, считая, что он обрекает страну на зависимое, 
униженное положение в международных отношениях – каковым оно было в 
предшествующие десятилетия. Для возвеличивания страны монарх считал необходимым в 
зависимости от ситуации блокироваться с теми или иными иностранными государствами, 
если это соответствовало иранским интересам.  

 

Приняв курс на опережающее развитие отношений с Западом в интересах уничтожения 
«коммунистической опасности», шах в то же время не желал становиться его сателлитом. 
Он утверждал, что «позитивный национализм... подразумевает политику максимальной 
политической и экономической независимости, совместимую с интересами какого-либо 
иностранного государства. В то же время позитивный национализм предполагает 
политику неприсоединения или выжидания».  

 

Пойдя на сближение с Западом, Иран оказался втянутым в биполярную конфронтацию на 
его стороне. Интерес США к этой стране усилился после революции 1958 г. в Ираке и 
распада Багдадского пакта. В1959 г. было заключено ирано-американское военное 
соглашение, дававшее США право вводить свои войска на иранскую территорию.  

 

Влияние Советского Союза, поддерживавшего иранских левых, после 1946 г. ослабло. 
Шах опасался сближения с Москвой, и ее попытки улучшить отношения с южным 
соседом приносили малозначительные результаты. В 1959 г. СССР предложил Ирану 
заключить договор о ненападении. Тегеран не отверг советские предложения, но вскоре 
стало ясно, что намерения подписывать такой договор у Ирана нет. Шахское 
правительство использовало оживление диалога с Москвой для оказания осторожного 
давления на Вашингтон в важных для Тегерана вопросах ирано-американских отношений.  

К содержанию главы 

 

Особенности афганского нейтралитета 

      после Второй мировой войны  

 

Накануне Второй мировой войны иностранное влияние (Британии, СССР и Германии) в 
Афганистане ослабло. В послевоенный период оно стало снова возрастать с той разницей, 


background image

что о германском {♦} влиянии речь не шла, а место Великобритании в региональных 
отношениях стали занимать США. Это означало, что Афганистан стал сферой влияния 
СССР и Соединенных Штатов, официально следуя политике нейтралитета. Если 
отношения Афганистана с СССР были дружелюбными, то афгано-пакистанские и афгано-
иранские отношения оставались натянутыми. С Пакистаном сохранялись противоречия по 
пограничным вопросам, а у иранского шаха подозрения вызывало дружелюбие, с которым 
в Кабуле воспринимали антизападную политику правительства М.Мосаддыка.  

 

Ликвидация британского колониального присутствия в Южной Азии и раздел Британской 
Индии на две части были одобрительно восприняты в Афганистане. Но уже в момент 
принятия Британией решения о создании Индии и Пакистана афганское правительство 
поставило перед британским руководством вопрос о самоопределении пуштунов северо-
западных районов бывшей Британской Индии – «Пуштунистана». При этом официально 
Афганистан не заявлял претензий на эти территории. Вопрос о самоопределении 
пуштунов, однако, разрешения не получил. Референдум в местах их компактного 
проживания был проведен, но вопросы в бюллетенях были сформулированы таким 
образом, что пуштуны могли высказаться только либо за вхождение в Пакистан, либо – в 
Индию. В итоге пуштунские земли оказались в Пакистане.  

 

После провозглашения независимости Пакистана афганская сторона снова попыталась 
решить проблему зарубежных пуштунов путем переговоров с пакистанскими властями. 
Однако правящие круги Пакистана при поддержке Великобритании игнорировали 
требования Кабула. Афгано-пакистанские противоречия по пуштунской проблеме 
приобрели характер постоянного спора. С 1947 г. вдоль «линии Дюранда» стали 
происходить эпизодические вооруженные столкновения афганских и пакистанских 
пограничников, которые продолжались до 1949 г., угрожая перерасти в открытый 
конфликт. В 1949 г. Кабул впервые официально заявил о непризнании «линии Дюранда».  

 

Американская дипломатия в 1950 г. попыталась выступить посредником в 
урегулировании афгано-пакистанского спора. В Кабул были направлены для этой цели 
представители США. Вашингтон по согласованию с Лондоном предполагал 
урегулировать пуштунскую проблему, растворив ее в афгано-пакистанском 
сотрудничестве в рамках планируемого Соединенными Штатами нового регионального 
военно-политического блока «от Босфора до Кашмира» в составе Турции, Ирана, 
Афганистана и Пакистана. Кабулу предлагали отказаться от требований по пуштунскому 
вопросу, обещая за это помощь по линии нового блока. Однако Афганистан отклонил 
американские предложения.  

 

Внутриполитическое положение в Афганистане в первые послевоенные годы оставалось 
сложным. Сократился импорт потребительских товаров, выросли цены, увеличилась 
безработица. С 1947 г. Афганистан был вынужден начать ввоз продовольственного зерна. 
{♦} Ухудшение экономического положения сказалось на политической ситуации: в 1944-
1945 и 1947 гг. на юге и юго-востоке страны произошли мятежи племен, недовольных 


background image

налоговой политикой правительства и ущемлением их традиционных льгот. Для 
подавления волнений были использованы армейские части.  

 

На фоне обострения внутренних противоречий в Афганистане начало складываться 
оппозиционное движение. Этому благоприятствовала смена правительства: в 1946 г. 
премьер-министр Хашим-хан, деспотически правивший страной 17 лет, был отправлен в 
отставку. Новым главой кабинета был назначен его брат, дядя короля Шах Махмуд, 
провозгласивший курс либерализации общественно-политической жизни.  

 

В1947 г. в стране возникли три либерально-демократические группировки, выдвинувшие 
идеи демократизации. В 1948 г. их представители составили заметную часть нового 
состава парламента, в стенах которого стали выступать с критикой правительства. В 1951 
г. был принят Закон о печати, давший право издавать частные газеты. Этим 
воспользовалась оппозиция, развернувшая на страницах печатных органов дискуссии по 
вопросам экономического положения и выдвинувшая предложения по модернизации 
страны. Правительство, напуганное размахом оппозиционного движения, в 1952 г. 
прибегло к репрессиям. Активисты либеральных группировок были арестованы.  

К содержанию главы 

 

4. Сдвиги в ближневосточной подсистеме и консолидация 

      арабских стран на национально-государственной основе 

 

Начало Второй мировой войны позволило Великобритании укрепить свое положение 
ведущей колониальной державы на Ближнем Востоке. К весне 1941 г. весь регион кроме 
Саудовской Аравии был, по существу, оккупирован британскими войсками. Однако и 
последняя находилась в полной зависимости от Лондона, так как без его финансовой 
помощи существование этого молодого государства оказывалось под вопросом. 
Гегемония Британии в регионе была безраздельной.  

 

В этих условиях британские правящие круги приступили к разработке плана будущей 
перестройки отношений в регионе. Они понимали, что в послевоенный период придется 
пойти на определенные уступки набиравшему силу арабскому национально-
освободительному движению. В нем особой популярностью пользовалась идея «арабского 
единства», то есть создания единого арабского государства. Британцы решили 
использовать ее для вытеснения из региона своего союзника-конкурента – Франции. 29 
мая 1941 г. британский министр иностранных дел Антони Идеи выступил с заявлением о 
том, что «арабский мир созрел для единства» и что Британия «поддержит любой проект, 
который получит общее одобрение» арабских стран.  

 


background image

Однако обострение военной обстановки заставило Лондон отложить реализацию своих 
планов, к которым вернулись лишь после то-{♦}го, как исход войны стал ясен. В феврале 
1943 г. А. Идеи вновь заявил о поддержке идеи арабского единства, вскоре после чего в 
апреле 1943 г. король Трансиордании Абдаллах выдвинул план создания «Великой 
Сирии». В состав этого нового конфедеративного государства должны были войти по его 
мысли Сирия, Ливан, Трансиордания и Палестина. Его предложение поддержал премьер-
министр Ирака Нури Сайд, который предложил включить в состав планируемого 
государства еще и Ирак (проект «Благодатного полумесяца»).  

 

7 октября 1944г. в Александрии открылась межарабская конференция в верхах, на которой 
были обсуждены предложенные проекты. Ни один из них не получил одобрения. Тем не 
менее, на конференции было принято решение о создании региональной 
межправительственной организации – Лиги арабских государств (ЛАГ), в состав которой 
вошли Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан, Ирак, Трансиордания и Йемен. В 
основу процедуры принятия решений ЛАГ был положен принцип консенсуса.  

 

На александрийской конференции обозначилось наличие в арабском мире двух 
неформальных коалиций. С одной стороны, это были Ирак и Трансиордания, правящие 
круги которых ориентировались на Лондон, считая необходимым сохранить британское 
военно-политическое присутствие в регионе. С другой – Египет и Саудовская Аравия, 
выступавшие за полный «уход Британии». Они пользовались поддержкой США, которые, 
хотя весьма осторожно, выступали за ликвидацию «британского заповедника» на 
Ближнем Востоке. В это время начал складываться военно-политический союз 
Саудовской Аравии и США. У его истоков стояли американские нефтяные компании, 
руководители которых смогли убедить президента Ф.Д.Рузвельта в огромном 
стратегическом значении нефтяных запасов этой страны для Соединенных Штатов.  

 

Инициативу по деколонизации региона взял на себя Египет. В декабре 1945 г. королевское 
правительство Египта обратилось к Великобритании с просьбой пересмотреть 
неравноправный британско-египетский договор 1936 г., на основании которого на 
египетской территории были размещены британские войска, основная часть которых 
концентрировалась в зоне Суэцкого канала. Каир добивался вывода этих войск из Египта. 
В апреле 1946 г. начались британско-египетские переговоры, которые зашли в тупик, и в 
июне 1947 г. конфликт Лондона и Каира стал объектом рассмотрения Совета 
безопасности ООН, десять заседаний которого не дали результата. Развитие спора было 
прервано образованием Государства Израиль и первой арабо-израильской войной, в 
которой Египет принял активное участие.  

 

Между тем, у Британии в регионе появился важный союзник в лице Трансиордании. 22 
марта 1946 г. британское правительство признало ее независимость и поддержало просьбу 
Трансиордании о принятии в ООН. 11 января 1947 г. Трансиордания подписала союзный 
договор с Турцией, а 14 апреля – с королевским правитель-{♦}ством Ирака. В 
региональных отношениях стал просматриваться контур системы военно-политических 
договоров, за которыми стояла Британия. 15 марта 1948 г. был заключен военно-


background image

политический договор Трансиордании с Великобританией. Британские военные 
оказывали Трансиордании большую помощь в подготовке так называемого Арабского 
легиона, фактически иорданской национальной армии. Вскоре оказалось, что 
трансиорданская армия является самой боеспособной из армий других арабских стран.  

К содержанию главы 

 

Палестинская проблема после Второй мировой войны 

 

Британский мандат на управление Палестиной оставался в силе. Реализация «декларации 
Бальфура» 1917 г. о создании еврейского национального очага в Палестине привела в 20-
30-е годы к растущей эмиграции евреев в Палестину. К началу Второй мировой войны 
численность еврейского населения Палестины достигла полумиллиона, а к концу – 
возросла до 600 тыс. человек. Это вызывало крайнее недовольство арабов, которые 
неоднократно требовали от британского правительства прекращения еврейской 
иммиграции, на что последнее в конечном счете вынуждено было согласиться. Это 
решение было принято британским кабинетом, хотя либеральное общественное мнение в 
Европе и Америке в годы войны обвиняло Лондон как раз в ограничительных мерах 
против увеличения потока еврейских эмигрантов-беженцев в Палестину из Германии и 
захваченных ею стран.  

 

Понимая, что ограничение притока еврейских переселенцев может сорвать планы по 
формированию полноценного еврейского государства, руководители еврейской общины в 
Палестине, которые с самого начала не скрывали своей цели, приняли решение перейти к 
наступательной тактике борьбы за ликвидацию британского мандата на Палестину. С 
конца 1944 г. они развернули широкомасштабную кампанию гражданского 
неповиновения, к которой стали примешиваться террористические акции против 
британцев.  

 

Одновременно на Лондон стали оказывать давление США и международных сионистские 
организации. В Великобритании болезненно реагировали на обвинения в косвенной 
ответственности за гибель еврейских беженцев, которые в годы Второй мировой войны 
пытались нелегально морем проникать в Палестину, но перехватывались британской 
пограничной охраной и возвращались в Европу, где они часто попадали в руки нацистов. 
Ситуация становилась двусмысленной.  

 

13 августа 1945 г. Всемирный сионистский конгресс (ВСК) выдвинул лозунг переселения 
в Палестину 1 млн евреев, а 31 августа 1945 г. президент США Г.Трумэн под давлением 
местных еврейских организаций и конгресса предложил британскому кабинету разрешить 
эмиграцию в Палестину 100 тыс. евреев из стран Европы на том основании, что по 
данным ВСК именно столько евреев, пострадавших в Европе в годы нацизма, стремились 
уехать в Палестину. Предвидя политический взрыв в арабских странах, Лондон от-