ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5548

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

{♦}клонил этот план. В октябре представители Египта, Ливана, Сирии и Ирака выступили 
с заявлением в адрес американской администрации, в котором говорилось о том, что 
попытки превратить Палестину в еврейское государство приведет в войне на Ближнем 
Востоке. Для нахождения компромисса в ноябре 1945 г. была создана смешанная 
британско-американская комиссия по изучению еврейского вопроса, однако найти 
взаимоприемлемое решение она не смогла.  

 

Террористические акции еврейских боевиков против британских военнослужащих в 
Палестине, между тем, продолжались. Попытки британской палестинской администрации 
вернуть ситуацию под контроль не принесли успеха, антибританское движение 
еврейского населения перерастало в радикальные формы. В июле 1946 г. террористы 
взорвали штаб британской военной администрации в Иерусалиме (отель «Царь Давид»), в 
результате чего погибло около 100 граждан Великобритании, в основном военных.  

 

Не имея возможности сопротивляться нажиму Вашингтона, от которого она зависела 
экономически, Британия одновременно не желала осложнять свои отношения с арабами, 
которые она ценила выше, чем взаимопонимание с откровенно враждебными ей в тот 
период сионистскими организациями. В такой ситуации Лондон решил снять с себя 
ответственность за происходящее и 18 февраля 1947 г. заявил о намерении отказаться от 
мандата на Палестину. В апреле палестинский вопрос был передан британским 
правительством на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН с оговоркой относительно 
того, что Лондон будет рассматривать любое ее решение только как рекомендательное.  

 

Дискуссия на ассамблее выявила принципиальные расхождения между разными странами. 
29 ноября 1947 г. ассамблея приняла резолюцию № 181 о разделе территории Палестины 
на три части: еврейскую (56%), арабскую (42%) и особую зону, передаваемую под опеку 
ООН (2%). В последнюю были включены «священные города» – Иерусалим и Вифлеем. 
Сионистские организации согласились с резолюцией № 181, но арабские страны ее не 
признали и продолжали настаивать на создании в Палестине арабского государства.  

 

Действия хорошо обученных и вооруженных еврейских боевых дружин в Палестине тем 
временем по размаху и организованности стали приобретать характер планомерных 
боевых операций, жертвами которых становились местные арабы. Из Палестины началось 
массовое бегство арабского населения в соседние страны. Не желая ввязываться в 
надвигавшуюся войну, Великобритания приступила к эвакуации своих войск. 14 мая 1948 
г. британское правительство официально заявило о прекращении своего мандата. На 
следующий день, 15 мая 1948 г., временное еврейское правительство Палестины во главе 
с деятелем сионистского движения Давидом Бен-Гурионом провозгласило образование 
Государства Израиль. Его президентом стал Хаим Вейцман. Столицей государства стал 
Тель-Авив. 17 мая Израиль был официально признан СССР и США. {♦}   

 


background image

Советский Союз оказывал помощь еврейским организациям и активно содействовал 
созданию Государства Израиль, важнейшую роль в образовании которого сыграла 
образовавшаяся в Палестине многочисленная община «русских евреев», то есть 
русскоговорящих еврейских эмигрантов – выходцев из различных частей бывшей 
Российской империи. СССР рассчитывал использовать эту общину для укрепления своего 
влияния на ближневосточные дела и вытеснения из региона Британии, которую 
И.В.Сталин продолжал считать главным соперника Советского Союза в зоне Ближнего и 
Среднего Востока. Вместе с тем, дружественная линия Москвы в отношении Израиля 
была неустойчивой. Стремясь направлять развитие ситуации в Палестине, советское 
руководство одновременно опасалось «встречного влияния» Израиля на еврейское 
население СССР, которое на рубеже 40-50-х годов оказалась объектом сталинских 
репрессий (см. гл. 2). Советские законы запрещали свободную эмиграцию из СССР и в 
Москве негативно относились к перспективе выезда советских граждан в Израиль.  

К содержанию главы 

 

Первая арабо-израильская война 

 

Все сопредельные арабские государства объявили войну Израилю, как только была 
провозглашена его независимость. Но арабские армии за исключением выученного 
британскими советниками и подконтрольного им Арабского легиона Трансиордании 
оказались не в состоянии одержать военную победу над израильтянами. Им удалось 
только захватить некоторые из частей палестинской территории, предназначенной 
согласно резолюции № 181 ГА ООН для создания арабской части палестинского 
государства. Египетские войска заняли сектор Газы, а трансиорданские – западный берег 
реки Иордан, часть Иерусалима и его восточные пригороды. К июлю 1948 г. арабские 
армии перешли к позиционной обороне, и линия фронта стабилизировалась. При 
посредничестве ООН осенью 1949 г. были заключены соглашения о перемирии между 
Израилем и каждой из воевавших с ним стран. В ходе его выработки, которая 
происходила крайне трудно, от рук еврейских террористов 17 сентября 1949 г. погиб 
руководитель посреднической миссии ООН в Палестине шведский дипломат граф Фолке 
Бернадотт.  

 

Демаркационные линии были проведены по рубежам фактического контроля каждой из 
сторон над захваченными ими частями территории. Израильские войска заняли основную 
часть Палестины. Арабский легион Трансиордании удержал за собой район западного 
берега реки Иордан (Западный берег), а египетская армия – сектор Газы. Иерусалим 
оказался разделенным на две части: его еврейская часть оказалась под контролем Израиля, 
а арабская (восточная) – Трансиордании. Земли, которые исходно должны были отойти 
отдельному арабо-палестинскому государству (то есть государству палестинцев-арабов), 
были попросту разделены между Израилем, Трансиорданией и Египтом. {♦}   

 

Но удовлетворительного разрешения ситуация не получила. В Палестине продолжалось 
противостояние. 1 декабря в г. Иерихоне на землях арабской части Палестины, занятых 


background image

силами Трансиордании, Арабский конгресс Палестины провозгласил короля 
Трансиордании Абдаллаха королем Палестины. Спустя две недели парламент 
Трансиордании одобрил проект создания в будущем федерации Трансиордании с 
Арабской Палестиной, что открывало путь к формальному присоединению к первой 
земель палестинских арабов, захваченных в ходе первой арабо-израильской войны. Это 
натолкнулось на осуждения членов Лиги арабских государств, поскольку те сочли, что 
действия короля Абдаллаха означают фактические признание законности раздела 
Палестины и создания на ее части еврейского государства. Эти протесты были 
проигнорированы в Аммане, и 2 июня 1949 г. Трансиордания изменила свое официальное 
название на «Хашимитское королевство Иордания», что должно было подчеркивать 
принадлежность королевству не только земель вдоль восточного берега реки Иордан (то 
есть «Заиорданья», «Трансиорданья»), как прежде, но и территории западного берега этой 
реки («Предиорданья»). В 1951 г. король Абдаллах был убит арабским националистом на 
пороге мечети Аль-Акса в арабской части Иерусалима.  

 

Израиль со своей стороны тоже стремился ускоренно осваивать новообретенные 
территории. 14 декабря 1949 г. в нарушение резолюции № 181 Генеральной ассамблеи 
ООН о придании Иерусалиму международного статуса правительственные органы 
Израиля были официально переведены из Тель-Авива в Иерусалим. Однако посольства 
иностранных государств остались в Тель-Авиве, и Иерусалим не был признан столицей 
Израиля.  

 

Посредническая миссия ООН продолжалась и после заключения соглашений о 
перемирии. По решению Генеральной ассамблеи ООН была создана специальная 
комиссия по примирению для Палестины (США, Франция, Турция), задачей которой был 
поиск вариантов мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. После трех лет 
работы комиссия констатировала, что «конструктивные переговоры невозможны» и 
сложила свои полномочия. Параллельно с этим ООН была вынуждена заняться судьбой 
почти миллионной массы палестинских беженцев. Для оказания им помощи было создано 
специальное агентство ООН.  

 

Арабские страны в принципе отказывались признавать право Израиля на существование. 
Фактически эта страна находилась в регионе во враждебном окружении и 
дипломатической изоляции. Стабильные отношения у Израиля складывались только с 
Ираном и Турцией – на почве настороженного отношения последних к арабским странам.  

 

Со своей стороны израильское руководство проводило жесткую политику в отношении 
палестинских арабов, оказавшихся на территории Государства Израиль. В основном это 
выражалось в насильственном выселении арабов из прежних мест проживания, сносе до-
{♦}мов, конфискациях земель, нарушения других имущественных прав и т.п. Это вело к 
обострению проблемы арабо-палестинских беженцев, способствовало нагнетанию 
напряженности в отношениях с соседями и создавало в самом Израиле социально-
политические проблемы в отношениях между еврейской и арабской частями населения.  


background image

К содержанию главы 

 

Обострение отношений Египта с Великобританией 

      и переворот «Свободных офицеров»  

 

Серьезные неудачи арабских армий в борьбе с Израилем стимулировали рост 
националистических настроений и, прежде всего, в Египте – самой крупной и развитой 
арабской страны. В марте 1950 г. египетское правительство потребовало от Британии 
возобновления переговоров об отмене британско-египетского договора 1936 г. Когда они 
вновь начались, то выяснилось полное несовпадение позиций сторон по двум ключевым 
вопросам: о британском военном присутствии в зоне Суэцкого канала и судьбе Судана, 
который по конвенциям 1899 г. имел статус кондоминиума (совместного британско-
египетского владения). Египет выступал за немедленный и безоговорочный вывод 
британских войск, а также за сохранение «единства долины Нила», то есть сохранение 
Судана в составе египетского государства. Лондон по первому вопросу настаивал на 
десятилетнем переходном периоде, по второму – на применении принципа «права наций 
на самоопределение», а значит, на предоставлении независимости Судану.  

 

Несмотря на активное вмешательство в ход переговоров США, которые предлагали 
различные варианты замены британского военного присутствия международным, 
компромисса достичь не удалось и 14 октября 1951 г. египетский парламент денонсировал 
британско-египетский договор 1936 г. и конвенции о кондоминиуме в Судане. Лондон 
объявил это решение незаконным, и британские войска заняли ряд крупных городов в 
зоне Суэцкого канала. Население этих городов начало против них партизанскую войну, 
основную роль в которой играли боевые отряды экстремистской религиозной организации 
«Братья-мусульмане».  

 

1 декабря 1951 г. египетское правительство обратилось в ООН с жалобой на агрессивные 
действия Великобритании, однако безуспешно. Британские войска продолжали расширять 
зону оккупации. В правящих кругах Египта наметился раскол, что привело к падению 
кабинета, последовавшей затем правительственной чехарде и, в итоге, к полной 
дискредитации королевской власти. 23 июля 1952 г. в стране произошел военный 
переворот, организованный националистической группировкой «Свободные офицеры», во 
главе которой стоял подполковник Гамаль Абдель Насер. Антибритански настроенный 
король Фарук был фактически отстранен от власти, хотя номинально сохранил корону. 
Действия «Свободных офицеров» осуществлялись с предварительного согласия Лондона 
и Вашингтона. Последствия переворота, однако, оказались для Великобритании и США 
неожиданными. {♦}   

К содержанию главы 

 


background image

5. Межамериканские отношения в конце 40-х годов. 

      Подписание «Пакта Рио» и создание ОАГ 

 

Окончание Второй мировой войны совпало в Западном полушарии с ускорением 
формирования континентальной системы военно-политических гарантий, начало которой 
было положено на первом Консультативном совещании министров иностранных дел 
американских государств в Панаме решением 2 октября 1939 г. о провозглашении 300-
мильной зоны «военно-морской безопасности« вокруг всего Американского материка от 
Канады на севере до мыса Горн на юге. На Чапультепекской конференции по проблемам 
войны и мира 3 марта 1945 г. в Мехико США и латиноамериканские страны согласились 
строить между собой отношения на основе формулы «нападение на одного является 
нападением на всех», подписав так называемый Чапультепекский акт. Так складывались 
политико-правовые основы будущей системы коллективной безопасности и обороны в 
Западном полушарии.  

 

2 сентября 1947 г. в их развитие на межамериканской конференции в Рио-де-Жанейро в 
Бразилии был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи («Пакт Рио»), 
вступивший в силу в декабре 1948 г. США и 19 латиноамериканских государств, 
подписавших договор, обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения, 
совершенного на них «изнутри и извне континента», в пределах зоны безопасности 
Западного полушария от Гренландии до Антарктики. «Пакт Рио» стал моделью для 
создания аналогичных региональных пактов в других регионах мира, прежде всего – в 
Европе (НАТО). Его положения легли в основу подписанного 30 апреля 1948 г. на 9-й 
Панамериканской конференции в столице Колумбии г. Боготе устава новой Организации 
американских государств (ОАГ), создание которой придало ускорение формированию 
региональной подсистемы международных отношений.  

 

Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамериканских стран под знаменами 
панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти 
все государства региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, 
выступили на стороне США против держав «оси». После войны энтузиазм 
латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на 
понимание невозможности развиваться без связей как со своими соседями, так и с 
Соединенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном 
полушарии всепроникающим.  

 

Но правящие элиты латиноамериканских стран не смирялись с ростом американского 
влияния на их внутренние дела, пытаясь ограничить его. Им хотелось, с одной стороны, 
исключить угрозу возвращения Вашингтона к открытому интервенционизму первых 
десятилетий XX в., с другой – найти оптимальное сочетание уважительного отношения к 
суверенитету латиноамериканских стран и элементов «покровительственности» к ним со 
стороны Вашингтона, {♦} которые были характерны еще в предвоенный период, в 
политике «доброго соседа» президента Ф.Д.Рузвельта. Страны Латинской Америки