ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2686

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

      На фоне европейского пацифизма получили распространение панъевропейские идеи. Автором одного из 
наиболее известных проектов континентального объединения Европы был австрийский граф Р.Куденхове-
Калерги, книга которого "Пан-Европа" появилась в свет в 1923 г. и сыграла заметную роль в 
формулировании исходной концепции европейского единства. Автор исходил из необходимости объединить 
материковую Европу перед лицом СССР, США и Великобритании. При этом России отводилась роль моста 
между Европой и Китаем, препятствием для превращения в который автор считал ее "социальные 
эксперименты". Куденхове-Каллерги полагал, что европейские страны должны объединиться путем 
создания Соединенных Штатов Европы. После 1924 г. панъевропейство становится влиятельным 
либеральным течением. К нему в той или иной степени были причастны видные политики Эдуард Эррио, 
Леон Блюм, Эдуард Даладье, деятели литературы (Поль Валери, Томас и Генрих Манны), крупные ученые 
(Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд) и др. В Советском Союзе панъевропейство подвергалась резкой 
критике. 

      Договоренности первого пятилетия 20-х годов, прежде всего Локарнские, были высшим политическим 
достижением творцов Версальского порядка, которые впервые показали себя способными не только 
диктовать условия с позиции силового преобладания, но и принимать с расчет интересы слабой стороны, 
равно как и объективные потребности всего международного сообщества. Логика и схема выработки 
компромиссов наподобие локарнского могли теоретически стать моделью для упорядочения 
международных отношений во всех частях мира и Европы. Но в действительности этого не происходило. 
Механизм обеспечения стабильности, разработанный применительно к франко-германским отношениям 
фактически приобрел только относительно узкое, субрегиональное значение. Тем не менее, потенциала 
"духа Локарно" оказалось достаточно для существенной стабилизации международных отношений во 
второй половине 20-х годов 

Источники и литература

 

 

Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М.: Наука, 1998.  

 

Локарнская конференция. 1925. М., 1959.  

 

Мир/Peace. Альтернативы войне. От античности до конца Второй мировой войны. Антология / Отв. 
ред. Ч.Чэтфилд, Р.М.Илюхина. М.: Наука, 1993. Гл. 4.  

 

Белоусова З.С., Наджафов Д.Г. Вызов капитализму: советский фактор в мировой политике // ХХ 
век. Многообразие, противоречивость, целостность. М.: Наука, 1996. С. 54-107.  

 

Джордан В.М. Великобритания и Франция и германская проблема в 1918-1939 гг. Анализ англо-
французских отношений в период создания и проведения в жизнь Версальского договора / Пер. с 
англ. И.С.Звавича. М.: Государственное издательство политической литературы, 1945.  

 

Илюхина Р.М. Лига наций. 1919-1934. М.: Наука, 1982.  

 

Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: 
Памятники исторической мысли, 1996. Гл. 1-4.  

 

Bapriety J. Les relations franco-allemandes apres la premiere guerre mondiale. Paris, 1977.  

 

Duroselle J.-B. Histoire diplomatique de 1919 a nos jours. Paris, 1971.  

 

Renouvin P., Durouselle J.B. Introduction a l’histoire des relations internationnales. Paris, 1966.  

 

Глава 7. "МАЛАЯ РАЗРЯДКА"

1

 В ЕВРОПЕ И ЕЕ УГАСАНИЕ (1926 - 1932)

  

 

      Вторая половина 20-х и начало 30-х годов оказались в международных отношениях переходным 
периодом. Сначала это был переход от напряженности первых послевоенных лет к мирному строительству и 
относительному благополучию. Затем, в начале нового десятилетия, переходность этапа определялась 
снижением уровня стабильности и ростом неопределенности из-за кризисных явлений в сфере мировой 
экономики и попыток многих государств справиться с трудностями посредством ужесточения 
мобилизационных методов управления. 

      И все же в целом пост-локарнский период международных отношений настраивал на умеренно 
оптимистичный лад. Страны мира осознали реальность своей способности договариваться по очень 
сложным вопросам предотвращения войны, не прибегая ни к силе, ни к угрозе ее применения. 
Утвердившаяся вместе с Локарно "внутренняя установка" на компромисс создала в международных 


background image

отношениях атмосферу разрядки, несмотря на то, что ее материальные проявления оказались не очень 
значительными. 

1. Основные черты европейского порядка второй половины 20-х годов

 

      Новый период отличался особенностями. Во-первых, после подписания Локарнских соглашений 
произошло ослабление франко-германского противостояния. Во-вторых, европейский пацифизм впервые 
получил возможность ввести свои идеи в оборот практической международной политики и претендовать - 
через прессу, депутатский корпус и общественное мнение - на политикоформирующую роль. В-третьих, 
интенсивное использование переговорных механизмов и настрой на переговоры непрерывно 
поддерживавшийся в мировой политике с окончания войны до середины 20-х годов, приучил страны и 
правительства видеть в правовых нормах и договорных обязательствах достаточно серьезные инструменты 
уменьшения военной опасности, хотя и не средства ее полного устранения. В этот период в 
дипломатической практике становятся самыми распространенными такие виды договоренностей как пакты 
о ненападении и нейтралитете. 

      Однако в международных отношениях имелись источники нестабильности. Вне международного 
порядка оставался СССР, который оказался в роли главного оппонента содружества Лиги наций. Оставаясь 
за ее порогом, Советский Союз считал Лигу враждебной себе и стремился ее ослабить. Германия, 
ободренная политическими успехами и приостановкой кризиса хозяйства, по-прежнему не считала 
положение дел справедливым. Берлин добивался ревизии Версальского порядка. 

      Но самым слабым местом европейского устройства были восточная и юго-восточная части Европы. 
Неустоявшиеся новые государства не имели опыта урегулирования пограничных проблем, претендовали на 
одни и те же территории и были вынуждены непрерывно заниматься взаимной "притиркой" своих 
произвольно проведенных границ. Основными потенциально конфликтными зонами были границы Польши 
с Германией, Литвой и СССР, Литвы - с Германией и Польшей, Венгрии - с Румынией, Чехословакией и 
Югославией, Румынии - с Венгрией, Болгарией и Советским Союзом, Болгарии - с Югославией, Румынией и 
Грецией, Югославии - с Италией, Венгрией и Албанией, Италии - с Австрией, Албанией и Югославией, 
Греции - с Турцией, Болгарией и Югославией. 

2. Попытки "нейтрализации" периметра границ Советского Союза

 

      СССР по-своему реагировал на исключенность из западной переговорной системы. В Москве пришли к 
решению обезопасить себя от возможных конфликтов с ближайшими соседями. Малые и средние страны 
сами по себе не могли представлять для СССР серьезной военной опасности, однако связанные через 
систему Лиги наций с западными великими державами они в случае даже малого конфликта с СССР могли 
спровоцировать формирование сильной антисоветской коалиции. Это делало логичными для Москвы 
усилия, направленные на снижение риска случайного конфликта с соседями. 

      17 декабря 1925 г., когда на западе Европы все праздновали заключение Локарнских соглашений, был 
подписан новый советско-турецкий договор о нейтралитете и ненападении. Он развивал положения 
прежнего договора Советской России с Турцией от 16 марта 1921 г. 

      Через 11 месяцев, 28 ноября 1926 г., договор о ненападении и нейтралитете подписали СССР и Литва, 
для которой нормальные отношения с Советским Союзом были средством укрепить свои тылы как в 
конфронтации с Польшей из-за Вильно, так и в скрытом противостоянии с Берлином, не смирившимся с 
присоединением к Литве в 1923 г. ранее принадлежавшего Германии и населенного немцами Мемеля 
(Клайпеды) с Мемельским краем. В 1931 г. прежний советско-литовский договор был заменен новым, 
рассчитанным на пять лет договором о дружбе. Как и договор 1926 г., он содержал пункт о признанием 
Советским Союзом прав Литвы на Вильно и в этом смысле имел антипольскую направленность. 

      В августе 1927 г. договор о разрешении пограничных споров был заключен между СССР и Эстонией. 
Наконец, 1 октября 1927 г. был заключен новый советско-иранский договор о гарантии и нейтралитете, 
подтверждавший договор Советской России с Ираном от 26 февраля 1921 г. (разрешающий при 
определенных обстоятельствах ввод советских войск в Иран, но уточняющий его трактовку). Смысл всех 
этих договоров (за исключением советско-эстонского) в основном сводился к обязательствам не участвовать 
во враждебных друг другу коалициях. 

      Помимо этого 9 марта 1927 г. был парафирован советско-латвийский договор о гарантиях (который 
впоследствии не был ратифицирован латвийской стороной и не вступил в силу), а в июне 1927 г. - торговый 


background image

договор СССР с Латвией. Предложения о подписании договоров о нейтралитете и ненападении были 
направлены Советским Союзом также Финляндии и Польше. Однако ни с Хельсинки, ни с Варшавой 
договориться не удалось. В целом СССР был в 20-30-х годах в позиции обороняющегося. Слабость своей 
официальной дипломатии он компенсировал активной работой по линии Коминтерна. 

3. Отношения СССР с западноевропейскими державами

 

      После прихода к власти в Лондоне в 1924 г. правительства консерваторов отношения между 
Великобританией и Советским Союзом стали хуже. К обычным трениям добавились противоречия из-за 
антибританской агитации, которую представители Коминтерна вели на Востоке - в Китае, Афганистане и 
Иране. Детонатором взрыва оказалось распространение деятельности Коминтерна непосредственно на 
Британские острова. 

      В мае 1926 г. в Великобритании началась всеобщая забастовка горняков. В СССР развернулось 
поощряемое сверху движение за оказание помощи забастовщикам. Федерации горняков Великобритании 
были переданы деньги, собранные советскими профсоюзами, принявшими решение об отчислении в фонд 
помощи забастовщикам 1% своей зарплаты. Британское правительство обвинило Москву во вмешательстве 
во внутренние дела Великобритании. Но нота протеста была отклонена под тем предлогом, что официально 
советское правительство не имело отношения к отправке денег. В Лондоне сочли советские объяснения 
неудовлетворительными, и 26 мая 1926 г. последовало расторжение британской стороной советско-
британского торгового договора. 

      Из архивных материалов известно, что после начала всеобщей забастовки Политбюро ЦК ВКП(б) 4 мая 
1926 г. в самом деле обсуждало ситуацию в Британии и рекомендовало британской компартии "начать 
переводить стачку на политические рельсы", выдвинув в подходящее время лозунги свержения 
правительства консерваторов и установления подлинно рабочего правительства. Решением Политбюро была 
образована на время забастовки специальная комиссия, в которую входили Сталин и председатель 
исполкома Коминтерна Зиновьев. 

      В октябре 1926 г. конференция консервативной партии приняла резолюцию о разрыве советско-
британских отношений, закрытии в Великобритании советских учреждений и высылке их служащих. 
Отношения еще более обострились в связи с событиями в Китае, где местная полиция в связи с 
революционной деятельностью представителей Коминтерна среди местного населения совершила налеты на 
советское полпредство в Пекине и консульства в Шанхае и Тяньцзине (апрель 1927 г.), то есть в городах, где 
располагались британские сеттльменты в Китае. В ходе этих операций были получены материалы, 
компрометирующие Коминтерн и подтверждающие обоснованность подозрений Лондона в отношении 
подрывной работы коминтерновцев в сфере британских интересов. В мае 1927 г. нападению и обыску 
британской полиции подверглось советское торговое представительство в Лондоне и представительство 
советско-британской компании АРКОС. Всюду шли поиски документов в подтверждение обвинений 
граждан СССР в антибританской деятельности. 

      Разрыв дипломатических отношений произошел 27 мая 1927 г. Министр иностранных дел 
Великобритании О.Чемберлен охарактеризовал это решение как вынужденную меру. Последовавшая 
антисоветская кампания в западной прессе была оценена Чичериным как создание "морального единого 
фронта против Советской России". Исполком Коминтерна в постановлении назвал британское решение о 
разрыве отношений "злодейскими актами, провоцирующими войну". В документах ХV съезда ВКП(б) в 
декабре 1927 г. международная обстановка была вообще расценена сталинским руководством как канун 
вооруженного нападения на СССР. Однако такие тревожные оценки отражали не реальное положение дела, 
а желание Сталина создать в СССР атмосферу "осажденной крепости". На самом деле военной угрозы для 
Советского Союза со стороны Великобритании не было. Демарш Лондона не был поддержан ни в Париже, 
ни в Берлине, ни в Риме. 

      Тем не менее, отношения были прерваны на два года. Вопрос об их восстановлении стал актуальным 
только в мае 1929 г. после победы на парламентских выборах лейбористской партии. Новое правительство 
Макдональда сразу же начало подготовку к переговорам с СССР. При этом оно стремилось совместить 
возобновление дипломатических отношений с решением вопросов, остававшихся нерешенными со времен 
революции (национализированная британская собственности, долги и т.д.). В июле 1929 г. в Лондоне 
начались обсуждения условий нормализации. Позиции сторон сильно разнились: британская сторона 
предлагала начать с обсуждения спорных вопросов, советская - настаивала прежде всего на установлении 
дипломатических отношений. Переговоры были прерваны. Они возобновились только в сентябре, и 1 
октября 1929 г. дипломатические отношения были восстановлены. 


background image

      Архивные документы показывают, что трудности на переговорах были связаны с жесткой линией, 
которую предписывал советской дипломатии Сталин. В конце августа 1929 г. он требовал "разоблачать" 
лейбористское правительство, апеллируя "к лучшим элементам рабочего класса всего мира", провоцируя 
"революционную" критику к адрес Макдональда, которая, по мнению Сталина, должна была служить 
средством политического воспитания рабочих всех стран "в духе антиреформизма". 

4. Подготовка и заключение конвенции о неприменении силы в международных отношениях (пакт 
Бриана - Келлога)

 

      Положение Франции в международных отношениях после провала ее "рейнской авантюры" было крайне 
неблагоприятным. Хотя и в существенно меньшей степени, чем Советский Союз, Франция тоже страдала от 
дипломатической изоляции. Несмотря на активность французской дипломатии в 20-х годах, относительно 
надежными союзниками для Парижа могли считаться только малые страны Восточной Европы. Но это были 
слабые союзники. Ни одна из великих держав в тот период не поддерживала Францию в той мере, как той 
было это необходимо. Великобритания при молчаливой поддержке США солидаризировалась больше с 
Германией, чем с Францией. В Риме считали Париж главным соперником Италии на Балканах. С Германией 
Францию разделяли непримиримые разногласия по вопросам ограничения германских вооружений. В 
советско-французских отношениях не было преодолено отчуждение времен Бреста, интервенции и 
гражданской войны. Кроме того, все союзники Франции в Восточной Европе объективно были враждебны 
Советскому Союзу. Американское направление в такой ситуации казалось французской дипломатии если не 
наиболее перспективным с точки зрения приобретения нового союзника, то, по крайней мере, наименее 
бесперспективным. 

      6 апреля 1927 г., в десятую годовщину вступления США в мировую войну, министр иностранных дел 
Франции Бриан в обращении к американскому народу предложил заключить двусторонний франко-
американский договор "о вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной 
политики". Идея договора была подсказана Бриану профессором Колумбийского университета, активистом 
антивоенного движения США Дж.Т.Шотвеллом, главным редактором 150-томной "Экономической и 
социальной истории Первой мировой войны". Он был убежден, что война между двумя промышленно 
развитыми странами будет в принципе всегда перерастать в многосторонний конфликт. Отсюда следовал 
вывод о невозможности ограниченных войн в индустриальную эпоху. 

      Между Францией и США не было разногласий, которые могли бы даже теоретически привести к войне. 
Поэтому расчет Бриана состоял не в приобретении гарантии ненападения со стороны Соединенных Штатов, 
а в получении политической поддержки от Вашингтона. В Европе верили, что ни одна страна мира не 
посмеет начать большую войну, не заручившись, по крайней мере, нейтралитетом США. Значит, полагали в 
Париже, в случае намерения напасть на Францию Германии придется учитывать мнение Вашингтона. 
Французские официальные круги надеялись также, что сближение с США поможет им решить проблему 
долгов. 

      Американская сторона приняла французские предложения благожелательно, но сочла их чрезмерными. 
Президент США Кэлвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Келлог выдвинули контрпроект. 
Вместо договора о "вечной дружбе" они предложили заключить между США и Францией двустороннее 
арбитражное соглашение, которое и было подписано 6 февраля 1928 г. в день 150-летия франко-
американского договора о союзе и дружбе 1778 г. В преамбулу документа были включены формулировки, 
содержавшие осуждение войны как средства решения международных споров. 

      Однако идея принципиального отказа от войны встретила широкую поддержку американской 
общественности. Учитывая настроения избирателей, администрация США выступила с идеей подписания 
открытого многостороннего договора о неприменении силы в международных отношениях вообще. 13 
апреля 1928 г. Келлог официально представил проект соответствующего документа. По содержанию он был 
довольно умеренным. В тексте содержалось декларативное осуждение войны, но не оговаривались никакие 
репрессивные санкции против тех, кто может ее развязать. Проект договора и пояснительные записки к 
нему была направлены Великобритании, Италии, Германии, Японии, а также европейским союзникам 
Франции и британским доминионам. Поскольку по сути предлагавшийся договор являлся декларацией о 
намерениях, он не вызвал возражений и практически все приглашенные страны согласились к нему 
присоединиться. 

      Начавшиеся франко-американские переговоры, в которых затем приняли участие и другие страны, 
продолжались более года. В конфиденциальном письме Бриану французский посол в Вашингтоне сообщал, 
что в госдепартаменте США "абсолютно не верят" в практическую возможность безусловного отказа от 


background image

войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции. В то же время давление пацифистски настроенного 
общественного мнения по обе стороны Атлантики нарастало. В такой атмосфере 27 августа 1928 г. в 
Париже и состоялось подписание пакта, к которому первоначально присоединилось 15 стран. Официально 
этот документ назывался "Парижский договор об исключении войны в качестве орудия национальной 
политики". Более он известен как "пакт Бриана - Келлога". 

      Участники пакта, которыми в конце концов стали почти все государства мира, осудили практику 
обращения к войне для урегулирования международных споров и высказались против ее использования в 
качестве средства национальной политики (ст. 1). Кроме того, они декларировали необходимость 
разрешения споров и конфликтов мирным путем (ст. 2). Пакт вступил в силу после ратификации его всеми 
подписавшими государствами в 1929 г. Несмотря на ограниченный характер пакта Бриана - Келлога и ряд 
оговорок, сделанных при его подписании Великобританией, Францией, Германией и Японией, он создавал 
международно-правовые основания для ограничения использования в международных отношениях военно-
силовых методов агрессивной направленности. 

5. Присоединение СССР к пакту Бриана - Келлога

 

      В Советском Союзе "буржуазный пацифизм" порицался за его внеклассовый соглашательский характер. 
Подготовку пакта Бриана - Келлога в Москве тоже воспринимали негативно, во многом оттого, что 
Советский Союз и на этот раз не пригласили к переговорному процессу. Нарком иностранных дел СССР 
Чичерин интерпретировал ход переговоров о заключении пакта как часть "подготовки войны против СССР". 
Столь серьезное заключение обосновывалось тем, что проект пакта допускал сохранение всех 
существовавших на момент его подписания союзов и блоков, а практически все их Москва считала 
антисоветскими. Советский Союз раздражало и то, что одним из инициаторов пакта выступали США, 
которые по-прежнему отказывались от установления дипломатических отношений с СССР. 

      По вопросу о пакте в советском руководстве имелись разногласия. Среди высших партийных лидеров за 
присоединение к пакту выступал Н.И.Бухарин. Из руководителей наркомата иностранных дел идею пакта 
поддержал Литвинов, а возражал против нее - Чичерин. Тем не менее, получив через французского посла в 
Москве официальное приглашение присоединиться к пакту в день его подписания, Советский Союз это 
приглашение принял. Более того, СССР первым ратифицировал пакт, а 9 февраля 1929 г., еще до 
официального вступление пакта в силу, в Москве был подписан так называемый протокол Литвинова - 
Московский протокол о досрочном введении в силу обязательств пакта Бриана - Келлога между СССР, 
Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к Московскому протоколу примкнули Турция, 
Иран и Литва. 

6. Проект панъевропейского объединения

 

      На рубеже 20-30-х годов на международном уровне активно обсуждался проект Пан-Европы, 
выдвинутый занявшим в тот момент пост премьер-министра Франции в одиннадцатый раз Аристидом 
Брианом. С этой идеей Бриан выступил впервые в сентябре 1929 г. на 10-й сессии Ассамблеи Лиги наций в 
Женеве. Он предложил рассмотреть вопрос о возможности заключения заинтересованными 
правительствами соглашения в целях установления "между европейскими народами своего рода 
федеральной связи". Развернутое воплощение эта идея получила в официальном французском Меморандуме 
об организации режима европейского федерального союза, разосланном европейским странам-членам Лиги 
наций в мае 1930 г. Меморандум был направлен и в Москву - для сведения СССР. 

      В этом документе говорилось о коллективной ответственности европейских правительств "перед лицом 
опасности, угрожающей европейскому миру как с точки зрения политической, так и с точки зрения 
экономической и социальной", ввиду сохранявшейся несогласованности политических курсов различных 
европейских стран. Сама реальность европейского географического единства, по мнению авторов 
меморандума, диктовала необходимость воплощения странами Европы "принципа солидарности", 
преодоления распыления сил, прежде всего - в хозяйственной области. Механизм реализации 
экономических, финансовых и политических мер по налаживанию сотрудничества мыслился в виде 
регулярно созываемой Европейской конференции, составленной из представителей всех европейских членов 
Лиги наций. Исполнительным органом конференции должна была стать постоянная Европейская комиссия с 
местопребыванием в Женеве. 

      Французский меморандум вызвал сдержанную реакцию. Но поскольку он соответствовал пацифистским 
веяниям своего времени, никто не решился его отвергнуть. Тем более, что предстояло длительное 
обсуждение проекта, которое позволяло несогласным с идеей Бриана утопить ее в дискуссиях. В Германии