ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2686
Скачиваний: 9
На фоне европейского пацифизма получили распространение панъевропейские идеи. Автором одного из
наиболее известных проектов континентального объединения Европы был австрийский граф Р.Куденхове-
Калерги, книга которого "Пан-Европа" появилась в свет в 1923 г. и сыграла заметную роль в
формулировании исходной концепции европейского единства. Автор исходил из необходимости объединить
материковую Европу перед лицом СССР, США и Великобритании. При этом России отводилась роль моста
между Европой и Китаем, препятствием для превращения в который автор считал ее "социальные
эксперименты". Куденхове-Каллерги полагал, что европейские страны должны объединиться путем
создания Соединенных Штатов Европы. После 1924 г. панъевропейство становится влиятельным
либеральным течением. К нему в той или иной степени были причастны видные политики Эдуард Эррио,
Леон Блюм, Эдуард Даладье, деятели литературы (Поль Валери, Томас и Генрих Манны), крупные ученые
(Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд) и др. В Советском Союзе панъевропейство подвергалась резкой
критике.
Договоренности первого пятилетия 20-х годов, прежде всего Локарнские, были высшим политическим
достижением творцов Версальского порядка, которые впервые показали себя способными не только
диктовать условия с позиции силового преобладания, но и принимать с расчет интересы слабой стороны,
равно как и объективные потребности всего международного сообщества. Логика и схема выработки
компромиссов наподобие локарнского могли теоретически стать моделью для упорядочения
международных отношений во всех частях мира и Европы. Но в действительности этого не происходило.
Механизм обеспечения стабильности, разработанный применительно к франко-германским отношениям
фактически приобрел только относительно узкое, субрегиональное значение. Тем не менее, потенциала
"духа Локарно" оказалось достаточно для существенной стабилизации международных отношений во
второй половине 20-х годов
Источники и литература
Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М.: Наука, 1998.
Локарнская конференция. 1925. М., 1959.
Мир/Peace. Альтернативы войне. От античности до конца Второй мировой войны. Антология / Отв.
ред. Ч.Чэтфилд, Р.М.Илюхина. М.: Наука, 1993. Гл. 4.
Белоусова З.С., Наджафов Д.Г. Вызов капитализму: советский фактор в мировой политике // ХХ
век. Многообразие, противоречивость, целостность. М.: Наука, 1996. С. 54-107.
Джордан В.М. Великобритания и Франция и германская проблема в 1918-1939 гг. Анализ англо-
французских отношений в период создания и проведения в жизнь Версальского договора / Пер. с
англ. И.С.Звавича. М.: Государственное издательство политической литературы, 1945.
Илюхина Р.М. Лига наций. 1919-1934. М.: Наука, 1982.
Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.:
Памятники исторической мысли, 1996. Гл. 1-4.
Bapriety J. Les relations franco-allemandes apres la premiere guerre mondiale. Paris, 1977.
Duroselle J.-B. Histoire diplomatique de 1919 a nos jours. Paris, 1971.
Renouvin P., Durouselle J.B. Introduction a l’histoire des relations internationnales. Paris, 1966.
Глава 7. "МАЛАЯ РАЗРЯДКА"
В ЕВРОПЕ И ЕЕ УГАСАНИЕ (1926 - 1932)
Вторая половина 20-х и начало 30-х годов оказались в международных отношениях переходным
периодом. Сначала это был переход от напряженности первых послевоенных лет к мирному строительству и
относительному благополучию. Затем, в начале нового десятилетия, переходность этапа определялась
снижением уровня стабильности и ростом неопределенности из-за кризисных явлений в сфере мировой
экономики и попыток многих государств справиться с трудностями посредством ужесточения
мобилизационных методов управления.
И все же в целом пост-локарнский период международных отношений настраивал на умеренно
оптимистичный лад. Страны мира осознали реальность своей способности договариваться по очень
сложным вопросам предотвращения войны, не прибегая ни к силе, ни к угрозе ее применения.
Утвердившаяся вместе с Локарно "внутренняя установка" на компромисс создала в международных
отношениях атмосферу разрядки, несмотря на то, что ее материальные проявления оказались не очень
значительными.
1. Основные черты европейского порядка второй половины 20-х годов
Новый период отличался особенностями. Во-первых, после подписания Локарнских соглашений
произошло ослабление франко-германского противостояния. Во-вторых, европейский пацифизм впервые
получил возможность ввести свои идеи в оборот практической международной политики и претендовать -
через прессу, депутатский корпус и общественное мнение - на политикоформирующую роль. В-третьих,
интенсивное использование переговорных механизмов и настрой на переговоры непрерывно
поддерживавшийся в мировой политике с окончания войны до середины 20-х годов, приучил страны и
правительства видеть в правовых нормах и договорных обязательствах достаточно серьезные инструменты
уменьшения военной опасности, хотя и не средства ее полного устранения. В этот период в
дипломатической практике становятся самыми распространенными такие виды договоренностей как пакты
о ненападении и нейтралитете.
Однако в международных отношениях имелись источники нестабильности. Вне международного
порядка оставался СССР, который оказался в роли главного оппонента содружества Лиги наций. Оставаясь
за ее порогом, Советский Союз считал Лигу враждебной себе и стремился ее ослабить. Германия,
ободренная политическими успехами и приостановкой кризиса хозяйства, по-прежнему не считала
положение дел справедливым. Берлин добивался ревизии Версальского порядка.
Но самым слабым местом европейского устройства были восточная и юго-восточная части Европы.
Неустоявшиеся новые государства не имели опыта урегулирования пограничных проблем, претендовали на
одни и те же территории и были вынуждены непрерывно заниматься взаимной "притиркой" своих
произвольно проведенных границ. Основными потенциально конфликтными зонами были границы Польши
с Германией, Литвой и СССР, Литвы - с Германией и Польшей, Венгрии - с Румынией, Чехословакией и
Югославией, Румынии - с Венгрией, Болгарией и Советским Союзом, Болгарии - с Югославией, Румынией и
Грецией, Югославии - с Италией, Венгрией и Албанией, Италии - с Австрией, Албанией и Югославией,
Греции - с Турцией, Болгарией и Югославией.
2. Попытки "нейтрализации" периметра границ Советского Союза
СССР по-своему реагировал на исключенность из западной переговорной системы. В Москве пришли к
решению обезопасить себя от возможных конфликтов с ближайшими соседями. Малые и средние страны
сами по себе не могли представлять для СССР серьезной военной опасности, однако связанные через
систему Лиги наций с западными великими державами они в случае даже малого конфликта с СССР могли
спровоцировать формирование сильной антисоветской коалиции. Это делало логичными для Москвы
усилия, направленные на снижение риска случайного конфликта с соседями.
17 декабря 1925 г., когда на западе Европы все праздновали заключение Локарнских соглашений, был
подписан новый советско-турецкий договор о нейтралитете и ненападении. Он развивал положения
прежнего договора Советской России с Турцией от 16 марта 1921 г.
Через 11 месяцев, 28 ноября 1926 г., договор о ненападении и нейтралитете подписали СССР и Литва,
для которой нормальные отношения с Советским Союзом были средством укрепить свои тылы как в
конфронтации с Польшей из-за Вильно, так и в скрытом противостоянии с Берлином, не смирившимся с
присоединением к Литве в 1923 г. ранее принадлежавшего Германии и населенного немцами Мемеля
(Клайпеды) с Мемельским краем. В 1931 г. прежний советско-литовский договор был заменен новым,
рассчитанным на пять лет договором о дружбе. Как и договор 1926 г., он содержал пункт о признанием
Советским Союзом прав Литвы на Вильно и в этом смысле имел антипольскую направленность.
В августе 1927 г. договор о разрешении пограничных споров был заключен между СССР и Эстонией.
Наконец, 1 октября 1927 г. был заключен новый советско-иранский договор о гарантии и нейтралитете,
подтверждавший договор Советской России с Ираном от 26 февраля 1921 г. (разрешающий при
определенных обстоятельствах ввод советских войск в Иран, но уточняющий его трактовку). Смысл всех
этих договоров (за исключением советско-эстонского) в основном сводился к обязательствам не участвовать
во враждебных друг другу коалициях.
Помимо этого 9 марта 1927 г. был парафирован советско-латвийский договор о гарантиях (который
впоследствии не был ратифицирован латвийской стороной и не вступил в силу), а в июне 1927 г. - торговый
договор СССР с Латвией. Предложения о подписании договоров о нейтралитете и ненападении были
направлены Советским Союзом также Финляндии и Польше. Однако ни с Хельсинки, ни с Варшавой
договориться не удалось. В целом СССР был в 20-30-х годах в позиции обороняющегося. Слабость своей
официальной дипломатии он компенсировал активной работой по линии Коминтерна.
3. Отношения СССР с западноевропейскими державами
После прихода к власти в Лондоне в 1924 г. правительства консерваторов отношения между
Великобританией и Советским Союзом стали хуже. К обычным трениям добавились противоречия из-за
антибританской агитации, которую представители Коминтерна вели на Востоке - в Китае, Афганистане и
Иране. Детонатором взрыва оказалось распространение деятельности Коминтерна непосредственно на
Британские острова.
В мае 1926 г. в Великобритании началась всеобщая забастовка горняков. В СССР развернулось
поощряемое сверху движение за оказание помощи забастовщикам. Федерации горняков Великобритании
были переданы деньги, собранные советскими профсоюзами, принявшими решение об отчислении в фонд
помощи забастовщикам 1% своей зарплаты. Британское правительство обвинило Москву во вмешательстве
во внутренние дела Великобритании. Но нота протеста была отклонена под тем предлогом, что официально
советское правительство не имело отношения к отправке денег. В Лондоне сочли советские объяснения
неудовлетворительными, и 26 мая 1926 г. последовало расторжение британской стороной советско-
британского торгового договора.
Из архивных материалов известно, что после начала всеобщей забастовки Политбюро ЦК ВКП(б) 4 мая
1926 г. в самом деле обсуждало ситуацию в Британии и рекомендовало британской компартии "начать
переводить стачку на политические рельсы", выдвинув в подходящее время лозунги свержения
правительства консерваторов и установления подлинно рабочего правительства. Решением Политбюро была
образована на время забастовки специальная комиссия, в которую входили Сталин и председатель
исполкома Коминтерна Зиновьев.
В октябре 1926 г. конференция консервативной партии приняла резолюцию о разрыве советско-
британских отношений, закрытии в Великобритании советских учреждений и высылке их служащих.
Отношения еще более обострились в связи с событиями в Китае, где местная полиция в связи с
революционной деятельностью представителей Коминтерна среди местного населения совершила налеты на
советское полпредство в Пекине и консульства в Шанхае и Тяньцзине (апрель 1927 г.), то есть в городах, где
располагались британские сеттльменты в Китае. В ходе этих операций были получены материалы,
компрометирующие Коминтерн и подтверждающие обоснованность подозрений Лондона в отношении
подрывной работы коминтерновцев в сфере британских интересов. В мае 1927 г. нападению и обыску
британской полиции подверглось советское торговое представительство в Лондоне и представительство
советско-британской компании АРКОС. Всюду шли поиски документов в подтверждение обвинений
граждан СССР в антибританской деятельности.
Разрыв дипломатических отношений произошел 27 мая 1927 г. Министр иностранных дел
Великобритании О.Чемберлен охарактеризовал это решение как вынужденную меру. Последовавшая
антисоветская кампания в западной прессе была оценена Чичериным как создание "морального единого
фронта против Советской России". Исполком Коминтерна в постановлении назвал британское решение о
разрыве отношений "злодейскими актами, провоцирующими войну". В документах ХV съезда ВКП(б) в
декабре 1927 г. международная обстановка была вообще расценена сталинским руководством как канун
вооруженного нападения на СССР. Однако такие тревожные оценки отражали не реальное положение дела,
а желание Сталина создать в СССР атмосферу "осажденной крепости". На самом деле военной угрозы для
Советского Союза со стороны Великобритании не было. Демарш Лондона не был поддержан ни в Париже,
ни в Берлине, ни в Риме.
Тем не менее, отношения были прерваны на два года. Вопрос об их восстановлении стал актуальным
только в мае 1929 г. после победы на парламентских выборах лейбористской партии. Новое правительство
Макдональда сразу же начало подготовку к переговорам с СССР. При этом оно стремилось совместить
возобновление дипломатических отношений с решением вопросов, остававшихся нерешенными со времен
революции (национализированная британская собственности, долги и т.д.). В июле 1929 г. в Лондоне
начались обсуждения условий нормализации. Позиции сторон сильно разнились: британская сторона
предлагала начать с обсуждения спорных вопросов, советская - настаивала прежде всего на установлении
дипломатических отношений. Переговоры были прерваны. Они возобновились только в сентябре, и 1
октября 1929 г. дипломатические отношения были восстановлены.
Архивные документы показывают, что трудности на переговорах были связаны с жесткой линией,
которую предписывал советской дипломатии Сталин. В конце августа 1929 г. он требовал "разоблачать"
лейбористское правительство, апеллируя "к лучшим элементам рабочего класса всего мира", провоцируя
"революционную" критику к адрес Макдональда, которая, по мнению Сталина, должна была служить
средством политического воспитания рабочих всех стран "в духе антиреформизма".
4. Подготовка и заключение конвенции о неприменении силы в международных отношениях (пакт
Бриана - Келлога)
Положение Франции в международных отношениях после провала ее "рейнской авантюры" было крайне
неблагоприятным. Хотя и в существенно меньшей степени, чем Советский Союз, Франция тоже страдала от
дипломатической изоляции. Несмотря на активность французской дипломатии в 20-х годах, относительно
надежными союзниками для Парижа могли считаться только малые страны Восточной Европы. Но это были
слабые союзники. Ни одна из великих держав в тот период не поддерживала Францию в той мере, как той
было это необходимо. Великобритания при молчаливой поддержке США солидаризировалась больше с
Германией, чем с Францией. В Риме считали Париж главным соперником Италии на Балканах. С Германией
Францию разделяли непримиримые разногласия по вопросам ограничения германских вооружений. В
советско-французских отношениях не было преодолено отчуждение времен Бреста, интервенции и
гражданской войны. Кроме того, все союзники Франции в Восточной Европе объективно были враждебны
Советскому Союзу. Американское направление в такой ситуации казалось французской дипломатии если не
наиболее перспективным с точки зрения приобретения нового союзника, то, по крайней мере, наименее
бесперспективным.
6 апреля 1927 г., в десятую годовщину вступления США в мировую войну, министр иностранных дел
Франции Бриан в обращении к американскому народу предложил заключить двусторонний франко-
американский договор "о вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной
политики". Идея договора была подсказана Бриану профессором Колумбийского университета, активистом
антивоенного движения США Дж.Т.Шотвеллом, главным редактором 150-томной "Экономической и
социальной истории Первой мировой войны". Он был убежден, что война между двумя промышленно
развитыми странами будет в принципе всегда перерастать в многосторонний конфликт. Отсюда следовал
вывод о невозможности ограниченных войн в индустриальную эпоху.
Между Францией и США не было разногласий, которые могли бы даже теоретически привести к войне.
Поэтому расчет Бриана состоял не в приобретении гарантии ненападения со стороны Соединенных Штатов,
а в получении политической поддержки от Вашингтона. В Европе верили, что ни одна страна мира не
посмеет начать большую войну, не заручившись, по крайней мере, нейтралитетом США. Значит, полагали в
Париже, в случае намерения напасть на Францию Германии придется учитывать мнение Вашингтона.
Французские официальные круги надеялись также, что сближение с США поможет им решить проблему
долгов.
Американская сторона приняла французские предложения благожелательно, но сочла их чрезмерными.
Президент США Кэлвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Келлог выдвинули контрпроект.
Вместо договора о "вечной дружбе" они предложили заключить между США и Францией двустороннее
арбитражное соглашение, которое и было подписано 6 февраля 1928 г. в день 150-летия франко-
американского договора о союзе и дружбе 1778 г. В преамбулу документа были включены формулировки,
содержавшие осуждение войны как средства решения международных споров.
Однако идея принципиального отказа от войны встретила широкую поддержку американской
общественности. Учитывая настроения избирателей, администрация США выступила с идеей подписания
открытого многостороннего договора о неприменении силы в международных отношениях вообще. 13
апреля 1928 г. Келлог официально представил проект соответствующего документа. По содержанию он был
довольно умеренным. В тексте содержалось декларативное осуждение войны, но не оговаривались никакие
репрессивные санкции против тех, кто может ее развязать. Проект договора и пояснительные записки к
нему была направлены Великобритании, Италии, Германии, Японии, а также европейским союзникам
Франции и британским доминионам. Поскольку по сути предлагавшийся договор являлся декларацией о
намерениях, он не вызвал возражений и практически все приглашенные страны согласились к нему
присоединиться.
Начавшиеся франко-американские переговоры, в которых затем приняли участие и другие страны,
продолжались более года. В конфиденциальном письме Бриану французский посол в Вашингтоне сообщал,
что в госдепартаменте США "абсолютно не верят" в практическую возможность безусловного отказа от
войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции. В то же время давление пацифистски настроенного
общественного мнения по обе стороны Атлантики нарастало. В такой атмосфере 27 августа 1928 г. в
Париже и состоялось подписание пакта, к которому первоначально присоединилось 15 стран. Официально
этот документ назывался "Парижский договор об исключении войны в качестве орудия национальной
политики". Более он известен как "пакт Бриана - Келлога".
Участники пакта, которыми в конце концов стали почти все государства мира, осудили практику
обращения к войне для урегулирования международных споров и высказались против ее использования в
качестве средства национальной политики (ст. 1). Кроме того, они декларировали необходимость
разрешения споров и конфликтов мирным путем (ст. 2). Пакт вступил в силу после ратификации его всеми
подписавшими государствами в 1929 г. Несмотря на ограниченный характер пакта Бриана - Келлога и ряд
оговорок, сделанных при его подписании Великобританией, Францией, Германией и Японией, он создавал
международно-правовые основания для ограничения использования в международных отношениях военно-
силовых методов агрессивной направленности.
5. Присоединение СССР к пакту Бриана - Келлога
В Советском Союзе "буржуазный пацифизм" порицался за его внеклассовый соглашательский характер.
Подготовку пакта Бриана - Келлога в Москве тоже воспринимали негативно, во многом оттого, что
Советский Союз и на этот раз не пригласили к переговорному процессу. Нарком иностранных дел СССР
Чичерин интерпретировал ход переговоров о заключении пакта как часть "подготовки войны против СССР".
Столь серьезное заключение обосновывалось тем, что проект пакта допускал сохранение всех
существовавших на момент его подписания союзов и блоков, а практически все их Москва считала
антисоветскими. Советский Союз раздражало и то, что одним из инициаторов пакта выступали США,
которые по-прежнему отказывались от установления дипломатических отношений с СССР.
По вопросу о пакте в советском руководстве имелись разногласия. Среди высших партийных лидеров за
присоединение к пакту выступал Н.И.Бухарин. Из руководителей наркомата иностранных дел идею пакта
поддержал Литвинов, а возражал против нее - Чичерин. Тем не менее, получив через французского посла в
Москве официальное приглашение присоединиться к пакту в день его подписания, Советский Союз это
приглашение принял. Более того, СССР первым ратифицировал пакт, а 9 февраля 1929 г., еще до
официального вступление пакта в силу, в Москве был подписан так называемый протокол Литвинова -
Московский протокол о досрочном введении в силу обязательств пакта Бриана - Келлога между СССР,
Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к Московскому протоколу примкнули Турция,
Иран и Литва.
6. Проект панъевропейского объединения
На рубеже 20-30-х годов на международном уровне активно обсуждался проект Пан-Европы,
выдвинутый занявшим в тот момент пост премьер-министра Франции в одиннадцатый раз Аристидом
Брианом. С этой идеей Бриан выступил впервые в сентябре 1929 г. на 10-й сессии Ассамблеи Лиги наций в
Женеве. Он предложил рассмотреть вопрос о возможности заключения заинтересованными
правительствами соглашения в целях установления "между европейскими народами своего рода
федеральной связи". Развернутое воплощение эта идея получила в официальном французском Меморандуме
об организации режима европейского федерального союза, разосланном европейским странам-членам Лиги
наций в мае 1930 г. Меморандум был направлен и в Москву - для сведения СССР.
В этом документе говорилось о коллективной ответственности европейских правительств "перед лицом
опасности, угрожающей европейскому миру как с точки зрения политической, так и с точки зрения
экономической и социальной", ввиду сохранявшейся несогласованности политических курсов различных
европейских стран. Сама реальность европейского географического единства, по мнению авторов
меморандума, диктовала необходимость воплощения странами Европы "принципа солидарности",
преодоления распыления сил, прежде всего - в хозяйственной области. Механизм реализации
экономических, финансовых и политических мер по налаживанию сотрудничества мыслился в виде
регулярно созываемой Европейской конференции, составленной из представителей всех европейских членов
Лиги наций. Исполнительным органом конференции должна была стать постоянная Европейская комиссия с
местопребыванием в Женеве.
Французский меморандум вызвал сдержанную реакцию. Но поскольку он соответствовал пацифистским
веяниям своего времени, никто не решился его отвергнуть. Тем более, что предстояло длительное
обсуждение проекта, которое позволяло несогласным с идеей Бриана утопить ее в дискуссиях. В Германии