ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2689

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

французский настрой на европейскую федерацию воспринимали как очередную завуалированную попытку 
закрепить преобладание Франции на континенте. По проекту Бриана в Пан-Европу не должны были входить 
Великобритания, США и Советский Союз. В таком случае оставшейся без поддержки Лондона, Вашингтона 
и Москвы Германии была автоматически уготована в Пан-Европе подчиненная роль. 

      На конференции министров иностранных дел европейских стран-членов Лиги, созванной в сентябре 
1930 г. в Женеве, было признано, что объединение стран Европы является жизненно необходимым для 
поддержания мира. Но вопрос о Пан-Европе решено было перенести на обсуждение очередной сессии Лиги, 
которая в свою очередь постановила продолжить исследование вопроса в учрежденной для этой цели 
Европейской комиссии. 

      Советский Союз при формировании своей позиции в отношении Пан-Европы исходил из того, что 
объективно этот проект по-прежнему игнорировал СССР как европейскую державу и был направлен против 
Германии. Наркомат иностранных дел СССР в июне 1930 г. предписывал своим представителям в каждой из 
27 стран, которым Франция предложила войти в европейскую федерацию, заявлять об "абсолютно 
отрицательном отношении" Москвы к плану Бриана. В сентябре эта позиция была закреплена решением 
Политбюро о неучастии в работе Европейской комиссии. Однако когда в начале 1931 г. в Москве было 
получено официальное приглашение присоединиться к ее работе, Литвинов (сменивший на посту наркома 
Чичерина в 1930 г.), высказался за его принятие. В письме Сталину он мотивировал свое мнение 
необходимостью "иметь в стане врага по крайней мере своего наблюдателя". 

7. Новые подходы к проблеме долгов и репараций. План Юнга

 

      Во второй половине 20-х годов темпы возрождения экономического потенциала Германии ускорились: в 
1927 г. ее промышленное производство достигло довоенного уровня, а экспорт превысил этот уровень в 
1929 г. Тем не менее, правительство Германии добивалось пересмотра плана Дауэса, определившего размер 
ежегодных репарационных платежей от 1 млрд. в 1924-1925 гг. до 2,5 млрд. марок в 1928-1929 гг. Оно 
настаивало на снижении суммы и изменении сроков платежей. Западные державы пошли навстречу этим 
пожеланиям. Решено было учредить комитет экспертов по репарационному вопросу, который возглавил 
американский финансист, президент компании "Дженерал электрик" Оуэн Юнг. 

      Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений 
между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 
г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные 
репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. 
Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций 
Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату 
союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет 
прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии. 

      Для утверждения плана Юнга в Гааге в августе 1929 г. и январе 1930 г. работала международная 
конференция. Она утвердила план Юнга. Кроме того, путем обмена нотами между Францией, Бельгией и 
Германией была оформлена договоренность о сроках и методах окончательной эвакуации союзных войск из 
Рейнской области. Был отменен финансовый и экономический контроль над Германией. План Юнга и 
сопутствующие ему договоренности закрепили разрядочные тенденции в Европе. 

      В дальнейшем реализация плана Юнга была остановлена. В условиях начавшегося мирового 
экономического кризиса летом 1931 г. президент США Герберт Гувер заявил о введении моратория на 
выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на 1931-1932 гг. с 
одновременной приостановкой всех других межгосударственных платежей, включая репарационные. Затем 
с учетом тяжести ситуации в международных финансах был поставлен вопрос о полном аннулировании 
репарационных выплат по плану Юнга. Летом 1932 г. на конференции в Лозанне была определена сумма 
заключительного германского платежа в 3 млрд. марок, подлежавшая выплате в течение 15 лет (по 
истечении 3-летнего моратория на 1932-1934 гг.). Эта сумма никогда не была выплачена. 

8. Проблемы разоружения

 

      Разоружение было самым популярным лозунгом "эры пацифизма". Логика ограничения возможности 
государств развязать войну через разоружение нашла отражение в уставных положениях Лиги наций о 
сокращении национальных вооружений и контроле над военной промышленностью, в решениях 
международных конференций, созывавшихся под ее эгидой. Будучи крупномасштабной целью, разоружение 


background image

стало предметом длительных межгосударственных переговоров и определило задачи международных 
миротворческих движений. 

      В политической практике 20-х годов существовало несколько основных подходов к разоружению. 
Первый состоял в разоружении как таковом и предусматривал сокращение имеющихся арсеналов. Второй 
предполагал введение согласованного контроля над наращиванием вооружений и военным производством. 
Третий акцентировал взаимосвязь разоружения и обеспечения политических гарантий национальной 
безопасности государств. Четвертый был комплексным и состоял в постулировании жесткой триединой 
взаимосвязи "всеобщий мир-безопасность-разоружение". Разоруженческие усилия в 20-х годах не дали 
крупных результатов, но их не следует недооценивать. Благодаря предпринимавшимся попыткам задачи 
разоружения были введены в круг практических задач политиков и дипломатов, которые стали постепенно 
накапливать необходимый экспертный и переговорный опыт. Кроме того, некоторые частные 
договоренности об ограничении вооружений имели действительно важное прикладное значение, поскольку 
эти договоренности замедляли милитаризацию международных отношений. 

      В 1923-1924 гг. по инициативе Лиги наций была образована международная Комиссия по изучению 
военно-технических аспектов разоружения. В ее рамках возникла идея созыва международной 
конференции, которая разработала бы всеобъемлющую программу мер для предупреждения военно-
технической гонки силового соперничества как между великими державами, так и между малыми и 
средними странами. 

      В 1925 г. в Женеве под эгидой Лиги наций был образован Подготовительный комитет конференции по 
разоружению, в который вошли представители 21 страны, включая США и СССР. Правда, в работе первых 
трех сессий комитета в Женеве советский представитель не участвовал из-за разрыва советско-швейцарских 
дипломатических отношений после убийства на территории Швейцарии, в Лозанне, в мае 1923 г. советского 
дипломата В.В.Воровского. СССР включился в работу только IV сессии в ноябре 1927 г. после того, как в 
мае 1927 г. советско-швейцарские дипломатические отношения были восстановлены. 

      Глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел Литвинов на этой сессии представил 
проект полного и немедленного разоружения. Предлагалось в течение одного года осуществить 
пятидесятипроцентное сокращение вооруженных сил всех государств, с тем чтобы в последующие три года 
была осуществлена демобилизация армий, отменены законы о воинских повинностях, уничтожены 
имеющиеся вооружения и военные материалы и т.д. Этот проект был воспринят зарубежными 
государствами как заведомо нереалистичный. Страны Лиги наций отказались его обсуждать. В 
пропагандистском ключе был выдержан и предложенный Москвой в марте 1928 г. новый, несколько 
смягченный проект конвенции. 

      Между тем требования разоружения со стороны общественности множились. От правительств требовали 
сокращения военных расходов и увеличения бюджета социальных затрат. Великобритания и особенно 
Франция в условиях мощного давления избирателей против увеличения военных расходов испытывали 
серьезные трудности с изысканием ресурсов для финансирования программ модернизации своих 
вооруженных сил. Особенно типичной такая картина была для Франции. Понимания невозможность 
увеличить военные расходы, французское правительство проявляло упорство в недопущении возрождения 
военной мощи Германии, которая требовала или отмены ограничений на строительство ее вооруженных 
сил, или снижения уровней вооруженности Франции и Великобритании до того, каким обладала Германия. 

      В ноябре-декабре 1930 г. состоялись заключительные заседания Подготовительной комиссии, на 
которых были приняты большинством голосов проекты концепции разоружения, которую предлагалось 
вынести на обсуждение международной конференции в Женеве, назначенной на февраль 1932 г.. Германия 
и СССР голосовали против проекта, поскольку в нем содержалась оговорка о том, что все договоры, 
действующие на момент принятия конвенции будут сохранять свою силу и в дальнейшем. Франция 
интерпретировала это положение как подтверждение действенности ограничительных статей Версальского 
договора. 

      В феврале-июле 1932 г. в Женеве прошла первая сессия международной конференции, собравшая 
представителей более 60 стран. Вносимые различными странами проекты разоружения предусматривали 
усиление военной мощи страны, вносившей проект, и сокращение вооружений всех остальных государств. 
Германия использовала трибуну конференции для повторения требований о равенстве в правах на 
вооружение. Конференция не смогла прийти к общему решению. Конвенция о разоружении не была 
принята. Нерешенные вопросы было решено перенести на следующую сессию конференции, которой 


background image

предстояло собраться в ноябре 1932 г. Но и вторая сессия не оказалась успешной. Работа конференции 
затянулась до 1934 г. 

      С учетом невозможности общего компромисса великие державы-участницы Версальской конференции 
приняли решение сделать вопрос о правах Германии предметом отдельного рассмотрения. В декабре 1932 г. 
была подписана Декларация пяти держав (США, Великобритании, Франции, Италии и Германии), согласно 
которой за Германией, Австрией, Венгрией и Болгарией было признано "равноправие в вооружениях в 
рамках системы безопасности, одинаковой для всех". Это было крупной военно-политической уступкой 
Берлину. 

9. Франко-советский договор о ненападении 1932 г.

 

      Движение Германии к восстановлению военной мощи пугало Францию особенно после того, как стала 
очевидна недостаточность попыток установить особые отношения между Парижем и Вашингтоном. 
Французские политики предприняли попытку наладить отношения с Москвой, чтобы обезопасить себя и 
своих восточноевропейских союзников от угрозы со стороны СССР на случай франко-германского 
конфликта. 

      Между тем, отношения Франции с Советским Союзом были холодными. Серьезное ухудшение советско-
французских отношений произошло в связи с исчезновением во Франции одного из лидеров белой 
эмиграции генерала А.П.Кутепова, похищенного, как было установлено, агентами советской разведки и 
вывезенного в СССР. Париж бурно протестовал по поводу случившегося, но Москва отклонила протесты, 
сославшись на отсутствие у французской стороны доказательств причастности к похищению советских 
спецслужб. Другим поводом для взаимного недовольства был принятый французским правительством в 
октябре 1930 г. "антидемпинговый" декрет, согласно которому вводился режим специальных разрешений на 
импорт из СССР некоторых товаров, изготовленных, как утверждали французские источники, с 
использованием подневольного труда заключенных системы ГУЛАГ. В ответ на декрет Советский Союз 
прекратил закупки французских товаров. На XVI съезде ВКП(б) летом 1930 г. Сталин отозвался о Франции 
как о наиболее яркой выразительнице антисоветской тенденции. 

      Тем не менее, интерес к улучшению взаимоотношений существовал и в Москве, и в Париже. И если во 
Франции надеялись на нейтрализацию объективно антифранцузской направленности советско-германских 
отношений, то в СССР рассчитывали при помощи Франции, как минимум, вступить в Лигу наций и 
окончательно преодолеть дипломатическую изоляцию, а как максимум, добиться благоприятных изменений 
в отношениях с французскими союзниками - Румынией и Польшей. В самом деле, в начале 30-х годов с 
подачи Франции Советский Союз стали привлекать к подписанию важнейших международных договоров и 
работе главных международных форумов. Некоторым французским политикам уже не казалась нереальной 
идея восстановления некоторого подобия того, что до октября 1917 г. называлось "русско-французским 
союзом". 

      В 1930 г. СССР предпринял новую попытку расширить систему гарантийных договоров с соседними 
государствами. Одновременно он предложил проект пакта о ненападении и Франции. Весной 1930 г. СССР 
и Франция начали переговоры о заключение такого пакта и временном торговом соглашении. Сначала на 
основе взаимности стороны отменили дискриминационные меры торгово-экономического характера, а затем 
10 августа 1931 г. они парафировали текст пакта. Однако для Парижа было важно замкнуть советско-
французские отношения на отношения СССР с французскими союзниками. Поэтому Франция настаивала на 
заключении советско-польского договора о ненападении до подписания советско-французского. В контексте 
советско-французских переговоров СССР подписал договоры о ненападении с Финляндией (21 января 1931 
г.), Латвией (5 февраля 1931 г.), Эстонией (4 мая 1932 г). Советско-польский пакт о ненападении был 
заключен 25 июля 1932 г., а советско-французский - 29 ноября 1932 г. 

      Согласно договору СССР и Франция взаимно обязались не прибегать к силе в отношении друг на друга и 
не участвовать во враждебных друг другу коалициях (ст. 1). Они также соглашались воздерживаться от 
оказания помощи агрессору или агрессорам, если одна из сторон подвергнется нападению третьей страны 
или группы стран (ст. 2). Кроме того, участники договора обязывались отказаться от дискриминационной 
практики во внешней торговле (ст. 4), вмешательства во внутренние дела друг друга (ст. 5). Система 
гарантийных пактов СССР на востоке Европы и советско-французский договор способствовали ослаблению 
международной напряженности. 

10. Нарастание кризисных явлений в мировой экономике и их международно-политические 
последствия

 


background image

      Начало 30-х годов характеризовалось осложнением международной обстановки под влиянием 
крупнейшего кризиса мирового хозяйства. Кризис затронул мировую систему в целом, а также все страны в 
отдельности, включая Советский Союз. Хрупкое экономическое оживление конца 20-х годов было во 
многом связано с тем обстоятельством, что США как главный держатель инвестиционных ресурсов 
обеспечивали переток в Европу излишков американского капитала. Благодаря этому отчасти и удавалось 
урегулировать проблемы репараций и долгов, а также поддерживать баланс международной торговли. 
Экономический крах на нью-йоркской фондовой бирже в октябре 1929 г. разрушил этот механизм. 
Последствия кризиса оказались разрушительными. Особенно пострадали сами США и Германия, 
промышленное производство в которых сократилось почти вдвое. В тяжелом положении оказались как 
крупные державы, так и малые страны, которые поддерживали баланс бюджетов с помощью иностранных 
займов. 

      Между странами развернулись торговые и таможенные войны. Паника в американском деловом мире 
отозвалась в Конгрессе США принятием самого сурового в истории протекционистского закона Смута - 
Хаули, вступившего в силу летом 1930 г. В Европе в связи с американскими мерами поднялась волна 
негодования. С протестами выступили более 30 стран, а Франция, Швеция и некоторые другие страны ввели 
в ответ ограничения на импорт американских изделий. 

      В 1931 г. на Европу обрушился финансовый шторм. Тогда-то и внес, спасая положение, предложение о 
моратории на выплату репараций и долгов президент США Гувер. Тем временем британский парламент 
принял решение об отказе от золотого стандарта фунта стерлингов, который до той поры наряду с долларом 
был основой международной валютной системы. К весне 1932 г. 24 страны мира отказались от 
фиксированного курса валют. Образовались замкнутые финансовые блоки. Франция, Бельгия, Нидерланды 
и Швеция, финансовое положение которых было сносным, составили вместе с США "золотой блок", то есть 
сохранили обратимость своих валют в золото. Великобритания и ее основные торговые партнеры вошли в 
"стерлинговый блок". Германия и несколько других европейских стран, отказавшихся от обратимости 
валют, оказались в третьей группе. Международная экономическая конференция в Лондоне в июне-июле 
1933 г., созванная для выработки согласованных антикризисных мер, оказалась безрезультатной. 

      Период разрядки 20-х годов оказался непродолжительным. Оборвавшись с наступлением последствий 
мирового экономического кризиса 1929-1934 гг., она прорисовала человечеству желанную перспективу 
развития без войн и потрясений, сотрудничества в духе взаимной терпимости и компромисса, строительства 
международного порядка на основе согласованных усилий даже тех стран, интересы которых не совпадали. 

      Однако ресурс развития этих позитивных тенденции оказался непропорционально мал по отношению к 
сложности задач, которые требовалось решать международному сообществу. Прочность позиции даже 
самой благополучной страны мира - США - оказалась недостаточной для того, чтобы она приняла на себя 
ответственность за стабилизацию международных отношений в одиночку. Не было в Вашингтоне и 
соответствующей политической воли. Другие страны мира, включая самые сильные, остро соперничали 
между собой и поэтому были неспособны объединить имевшиеся у них ресурсы для совместного 
противостояния кризису, который нанес решающий удар по Версальскому порядку, когда тот еще так и не 
успел по-настоящему окрепнуть. Структура послевоенных международных отношений в том виде, как она 
была заложена версальскими и вашингтонскими договоренностями, начала разрушаться. 

Источники и литература

 

 

Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М.: Наука, 1998.  

 

Мир/Peace. Альтернативы войне. От античности до конца Второй мировой войны. Антология / Отв. 
ред. Ч.Чэтфилд, Р.М.Илюхина. М.: Наука, 1993. Гл. 4.  

 

Белоусова З.С., Наджафов Д.Г. Вызов капитализму: Советский фактор в мировой политике // ХХ 
век. Многообразие, противоречивость, целостность. М.: Наука, 1996. С. 54-107.  

 

Bariety J. Les relations franco-allemandes apres la premiere guerre mondiale. Paris, 1977.  

 

Duroselle J.-B. Histoire diplomatique de 1919 a nos jours. Paris, 1971.  

 

Fisher L. Soviets in World Affairs. 2 vol. N.Y., 1930.  

 

Renouvin, Pierre; Duroselle, Jean-Baрtiste. Introduction a l’histoire des relations internationnales. Paris, 
1966.  

 

Глава 8. ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 20-Х ГОДАХ

  


background image

 

      Ситуация вне Европы и Восточной Азии в 20-х годах играла относительно подчиненную роль в 
международных отношениях. Хотя в этот период шли процессы становления других региональных 
подсистем - на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, в Латинской Америке - уровни организации этих 
подсистем оставались невысокими. Вместе с тем, международные отношения в некоторых неевропейских 
зонах (прежде всего - на Ближнем Востоке) с течением времени все сильнее воздействовали на положение в 
Европе, а также на общемировую стратегическую ситуацию. Это окончательно выявилось в годы Второй 
мировой войны. Но сразу после окончания Первой - районы большей части Азии (за исключением ее 
дальневосточных фрагментов) казались европейцам и американцам пассивными объектами политики 
великих держав, которые стремились формировать ситуацию на мировой периферии по своему усмотрению. 
Тем не менее, азиатские народы упорно двигались по пути превращения в полноценные субъекты 
международной политики. 

1. Становление ближневосточной подсистемы международных отношений

 

      К началу Первой мировой войны практически все страны Ближнего Востока, за исключением 
нескольких аравийских княжеств, входили в состав Оттоманской империи, однако в течение второй 
половины XIX века Великобритания последовательно проводила политику "тихой аннексии", в ходе 
которой она устанавливала свой военно-политический контроль над отдельными частями владений османов. 
В 1882 г. англичане оккупировали Египет, и хотя он формально оставался в составе Порты, но фактически 
превратился в британскую колонию. Только после начала войны, 18 декабря 1914 г., министерство 
иностранных дел Великобритании объявило об отделении Египта от Оттоманской Порты и установлении 
над ним британского протектората. 

      Вторым направлением колониальной экспансии Великобритании на Ближнем Востоке стал Аравийский 
полуостров. Ее опорным пунктом стал Аден, который был "куплен" у одного из южноаравийских 
феодальных князей (султана Лахеджа) для устройства угольной станции. Постепенно Лондон установил 
протекторат над всеми прибрежными княжествами Южной Аравии и Персидского залива (Оманом, 
Бахрейном, Катаром и другими). Последним в их числе стал Кувейт. В ноябре 1914 г. он был объявлен 
"независимым княжеством под британским протекторатом". Еще ранее, 29 июля 1913 г., между 
Великобританией и Оттоманской империей было подписано соглашение по поводу княжеств Персидского 
залива, по которому последняя признавала английский протекторат над ними. Таким образом, еще перед 
войной результаты английской "тихой экспансии" в зоне Персидского залива были, по существу, узаконены. 

      Реальную попытку противостоять установлению английской гегемонии в Персидском заливе 
предприняли в 90-е годы XIX века Франция и Россия, неоднократно посылавшие туда свои военно-морские 
эскадры, в частности, стремясь не допустить установления британского протектората над Оманом. В 1902 г. 
уже в последний раз русско-французская эскадра (русский крейсер "Варяг" и французский "Инферне") 
прибыла в Кувейт, чтобы предотвратить его захват Великобританией. Однако после образования Антанты 
русско-французская активность в зоне Персидского залива сошла на нет. 

1.1. Проблема "оттоманского наследия" на завершающих этапах Первой мировой войны

 

      Успехи британской "тихой экспансии" не могли, вместе с тем, не беспокоить Францию и Россию, 
правящие круги которых не без оснований считали, что их обходят в дележке наследия "больного человека" 
- Оттоманской империи. Естественно, что после вступления ее в войну на стороне Центральных держав, 
вновь со всей остротой был поднят вопрос о разделе "оттоманского наследия". Переговоры трех держав по 
этому вопросу были достаточно длительными и сложными. Первым их результатом было франко-британо-
русское соглашение 10 апреля 1915 г. о передаче проливов России и образовании в Аравии независимого 
государства. Их окончательным результатом явилось заключение в мае 1916 г. соглашения Сайкс - Пико, 
которое предусматривало полный территориальный раздел Оттоманской империи между тремя державами. 

      В соответствии с ним Россия должна была получить Проливы с Константинополем (Стамбулом), Юго-
Западную Армению, часть Северного Курдистана ("желтая зона"); Франция - Западную Сирию, Ливан, 
Киликию и Юго-Восточную Анатолию ("синяя зона"); Великобритания - Центральную и часть Южной 
Месопотамии, палестинские порты Хайфа и Акка ("красная зона"). Палестина (без анклава указанных 
портов) переходила под международное управление ("коричневая зона"). 

      Оставшаяся часть арабских провинций Оттоманской империи делилась на две зоны влияния: 
французскую ("зона А") - Восточная Сирия и Центральный Курдистан - и британскую ("зона Б") -