ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2744

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

      Дипломатия Гитлера стремилась обеспечить себе свободу маневра и уклонялась от выражения явных 
предпочтений. Линия формулировалась гибко. В первые годы нацистского режима она предусматривала 
мирные отношения Германии со всеми ее соседями на двусторонней основе, но неприятие существующего 
мирового порядка в целом. В рамках этого "двойного подхода" Берлин предпринял шаги к упрочению своих 
отношений со странами Центральной и Восточной Европы. 

      Имея в виду "самоопределение немцев", нацистский режим стремился добиться сближения прежде всего 
с католической Австрией. Для начала Берлин нормализовал отношения с Ватиканом. В апреле 1933 г. 
Германия подписала конкордат с папой Пием ХI. Германское правительство сделало ряд послаблений 
деятельности католических общественных и религиозных организаций в Германии, а Святейший престол 
обещал испрашивать предварительное согласие германских властей на назначение католических епископов 
и архиепископов в Германии. 

      Следующим шагом Гитлера была нормализация отношений с СССР. Согласно условиям советско-
германского протокола от июня 1931 г. о продлении действия Договора о нейтралитете и ненападении 1926 
г. между СССР и Германией, германская сторона могла заявить о намерении его денонсировать после июня 
1933 г. Фактическое состояние советско-германских отношений при правительствах, предшествовавших 
нацистскому, было таково, что отмены договора можно было ожидать в любую минуту. 

      Но 5 мая 1933 г. Гитлер ясно заявил, что Договор и протокол 1931 года будут действовать и впредь. В 
мире это было расценено как признак стремления Берлина сохранять стабильные отношения с Москвой. 
Демонстрация дружелюбия к СССР происходила на фоне репрессий германских властей против 
коммунистов внутри Германии. Советское руководство следило за ситуацией, но воздерживалось от 
официальной критики. После того, как в 1932 г. в результате агрессии против Китая японские войска вышли 
непосредственно к сухопутным границам СССР, призрак войны с Японией не покидал Кремль. Страх 
оказаться в условиях войны на два фронта - против Японии в Азии и против Германии в Европе - заставлял 
Сталина быть крайне осторожным. 

2. Конвенции об определении агрессии

 

      Вопросы обеспечения стабильности и ограничения военной опасности существенно беспокоили СССР. 
На протяжении всей первой половины 1933 г. советская дипломатия добивалась популяризации своих 
предложений о заключении специальной конвенции, которая бы утверждала универсальные критерии для 
заключения о том, представляет ли собой тот или иной шаг какого-либо государства акт агрессии, или он не 
может таковым считаться. Заключение конвенции могло бы упорядочить практику применения статей 
Устава Лиги наций, которые предусматривали возможность применения санкций против государства-
агрессора, но не поясняли, что именно понимается под словом "агрессия". Точка зрения Советского Союза 
не была принята ведущими западными державами. 

      Тем не менее, 3-5 июля 1933 г. в ходе Лондонской экономической конференции Советский Союз 
подписал три раздельные конвенции - в основном с граничащими с ним государствами. Первая конвенция 
была подписана Афганистаном, Ираном, Латвией, Польшей, Румынией, СССР и Эстонией; в 1934 г. к ней 
присоединилась Финляндия. Вторая - Румынией, СССР, Турцией, Чехословакией и Югославией. Третья - 
СССР и Литвой. Турция и Румыния подписали две конвенции, которые были по содержанию идентичны. 
Это было связано с тем, что страны Малой Антанты и Балканской Антанты подписывали обе конвенции, 
выступая не в своем национальном качестве, а как участники соответствующих блоков. 

      Агрессией признавались: 1) объявление одним государством войны другому; 2) вторжение 
вооруженными силами хотя бы и без объявления войны; 3) нападение сухопутными, военно-морскими или 
военно-воздушными силами на территорию, морские и воздушные суда другого государства; 4) морская 
блокада берегов или портов; 5) поддержка вооруженных банд, которые, будучи образованными на 
территории одного государства, вторгнутся на территорию другого. 

      Критерии, согласованные конвенциями, не были еще общепризнанными. Но они способствовали 
стабилизации отношений СССР с соседними государствами. В последующие годы положения, заложенные в 
конвенциях, нашли отражение во многих международных документах. 

3. Отношение европейских держав к возможности ревизии Версальского порядка. Проект "пакта 
четырех"

 


background image

      Приход к власти в Германии правительства, открыто заявлявшего о намерении изменить существующее 
положение дел в Европе, был сочувственно встречен в Риме. Италия, не довольная итогами Первой мировой 
войны, давно искала случая поднять вопрос об их пересмотре. Однако ее попытки наталкивались на 
неприятие более сильных держав. С приходом к власти Гитлера Италия могла рассчитывать на поддержку 
Германии. 

      Но, несмотря на параллельные интересы итальянских фашистов и германских нацистов, 
внешнеполитические воззрения лидеров Италии и Германии совпадали не во всем. Итальянскому диктатору 
не была близка мистическая вера Гитлера в превосходство арийской расы. Он не претендовал на 
мессианство во всемирном масштабе. Дуче не стеснялся заявлять Гитлеру о том, что не разделяет и его 
грубый антисемитизм. Наконец, Рим никак не могла увлечь идея "национального самоопределения" немцев, 
поскольку ее реализация означала бы включение Австрии в состав Германии, тогда как в Риме 
предпочитали иметь на севере границу со слабой Австрией, а не с мощной Германией. Италия была склонна 
видеть себя посредницей между соперничающими европейскими державами. Она не видела необходимости 
в полном разрушении Версальского порядка, но добивалась его модернизации с учетом ее требований. 
Итальянская дипломатия выступила с предложением подписать между Италией, Францией, 
Великобританией и Германией пакт, который бы зафиксировал признание принципиальной возможности 
нового мирного общеевропейского переустройства. 

      Предложенный Италией проект предусматривал создание своего рода закрытого привилегированного 
клуба ведущих держав, которые могли бы заранее согласовывать свои позиции с тем, чтобы затем оказывать 
воздействие на третьи страны - в том числе и через Лигу наций. Стремясь привлечь на свою сторону 
Германию, итальянская сторона включила в свой проект пункт о предоставлении Германии и ее бывшим 
союзникам (Австрии, Венгрии и Болгарии) равных прав в области вооружений. Переговоры о заключении 
"пакта четырех" итальянские дипломаты начали в западноевропейских столицах с марта 1933 г. 

      Необходимо отметить, что к тому времени многие политики евроатлантических стран, прежде всего 
Великобритании, были близки к тому, чтобы смириться с неизбежностью ревизии версальских 
установлений. Цельной концепции модернизации европейской подсистемы не было, но, подобно Италии, 
Великобритания и Франция склонялись к необходимости создания какого-то механизма сотрудничества 
ведущих держав, надеясь использовать его для стабилизации международной ситуации. 

      Однако малые и средние государства болезненно реагировали на план "пакта четырех", усматривая в нем 
попытку очередного "сговора сильных" за счет более слабых. Возможность ревизии мирных договоров 
почти автоматически создавала угрозу территориальной целостности малых стран. Создание "четверки" 
закрепило бы и изоляцию Советского Союза. Поэтому СССР тоже негативно реагировал на попытки 
регулировать международную ситуацию без его участия. 

      Особые сомнения вызывал предложенный итальянцами пункт о согласованном воздействии на третьи 
страны. Для Италии, у которой не было ни союзников, ни постоянных партнеров, включение этого 
положения в пакт означало перспективу расширения ее возможностей влиять на европейскую политику. Для 
Великобритании, и особенно для Франции, такое обязательство, данное к тому же за спиной французских 
союзников в Восточной Европе, могло иметь разрушительные последствия. Вся сложная и непрочная 
конструкция региональных блоков восточноевропейских стран под французским покровительством могла 
рассыпаться из-за недоверия малых стран к Франции. Между тем страны Малой Антанты (Чехословакия, 
Румыния, Югославия) энергично протестовали против "пакта четырех". Итальянский проект возмутил и 
напугал Польшу. 

      Тем не менее, Франция и Великобритания пришли к выводу, что признание (в урезанном виде) 
возможности ревизии версальских установлений на основе согласований между четырьмя великими 
державами будет меньшим злом, чем неизбежные попытки Италии и Германии добиться осуществления 
своих планов односторонним путем. В июне 1933 г. в Риме четырехсторонний договор был парафирован. В 
его основу лег не итальянский, а французский проект, который был существенно изменен в соответствии с 
пожеланиями Франции и ее восточноевропейских союзников. Вместо признания допустимости пересмотра 
мирных договоров в тексте говорилось только о возможности рассматривать новые предложения, 
направленные на усиление эффективности уже имеющихся обязательств. В договоре специально 
подтверждались гарантии территориальной целостности государств-членов Лиги наций. В нем было 
опущено положение о совместном воздействии на третьи страны и обходился вопрос о равноправии 
Германии в вопросах вооружений. 


background image

      В этом "урезанном" виде "пакт четырех" не удовлетворил никого. Он не был ратифицирован 
подписавшими его странами и не позволил стабилизировать европейскую ситуацию. Зато сама его идея и 
факт подписания способствовали появлению новых линий раскола в мире. Если раньше друг другу 
противостояли демократические и тоталитарные государства, то теперь к этому добавилась оппозиция 
между большими и малыми странами. Хотя французское правительство после подписания пакта направило 
свои разъяснения по его поводу Чехословакии, Румынии, Югославии и Польше, это не предотвратило 
кризиса доверия внутри некогда единого лагеря победителей и примкнувших к ним. Что же касается 
Польши, то ее правительство открыто заявило, что оставляет за собой свободу действий в связи с линией, 
проводимой Францией. 

4. Изменение внешнеполитической ориентации Польши

 

      В 1933 г. вопрос отношений с Польшей не был для Германии второстепенным. Польша было по 
европейским масштабам относительно крупным государством с большим населением. Это население было 
этнически неоднородным: помимо нескольких славянских народов на польской территории проживали 
литовцы, а также большое количество этнических немцев. Демографические ресурсы в принципе позволяли 
стране при необходимости создать достаточно многочисленную армию. Победа над Советской Россией в 
советско-польской войне создала польской армии хорошую репутацию. Военные реформы, проводившиеся 
при участии французских и британских специалистов, давали основания полагать, что военный потенциал 
Польши находился на достаточно высоком уровне. Наконец, Польша рассматривалась в Европе как оплот 
западноевропейского влияния и потенциальный партнер евроатлантических стран против Германии, так же 
как и против Советского Союза. 

      Сама Польша, оставаясь в рамках ориентации на Францию и Великобританию, имела в Восточной 
Европе собственные цели, не во всем соответствовавшие интересам Парижа и Лондона. Так, у Польши 
сохранялись напряженные отношения с Литвой. Не было преодолено взаимное недоверие Польши и 
Чехословакии. В обоих случаях причиной трений были территориальные споры. Добившаяся в ходе 
версальского урегулирования и советско-польской войны весьма существенного приращения своей 
территории Польша оставалась, тем не менее, не удовлетворенной своими новыми границами. 

      С мая 1926 г. в Польше существовал "режим санации". Вся полнота власти в стране принадлежала 
маршалу Юзефу Пилсудскому. 5 марта 1933 года, едва только сведения о победе нацистов на выборах в 
Германии просочились в печать, польские войска развернули демонстративные военные учения на границах 
с Германией. Пилсудский фактически потребовал от Берлина объяснений по поводу его будущей 
внешнеполитической линии. Реакция Берлина была быстрой и конструктивной. Германия сразу же 
согласилась совместно с Польшей "беспристрастно изучить проблемы, представляющие угрозу для общих 
интересов обеих стран". 

      Однако объективно позиции Польши в отношении Германии не были столь уж выигрышными. 
"Польский коридор" был очень уязвим с военной точки зрения. В случае войны Германия могла нанести 
удар по Польше и с запада, и с севера - из Восточной Пруссии. В августе 1933 г. на местных выборах в 
населенном немцами Данциге к власти законным путем пришли нацисты. Польское правительство 
заключило с ними соглашение о предотвращении дискриминации польского населения города, обязавшись 
взамен отказаться от практики бойкота данцигского порта, который терпел огромные убытки в результате 
переключения всей польской торговли на Балтике с Данцига на порт Гдыню (в "польском коридоре"). В 
Варшаве понимали, что трения вокруг "коридора" очень легко могут дать Берлину повод к войне против 
Польши. 

      26 января 1934 г. состоялось подписание польско-германского протокола о мирном разрешении споров 
сроком на 10 лет. В самом тексте этого документа речь шла в основном об обязательствах сторон не 
применять силу при разрешении спорных международных вопросов в соответствии с пактом Бриана - 
Келлога. Формально такая формулировка была созвучна первоначальной идее "пакта четырех". Но 
поскольку сам пакт не состоялся, получалось, что Германия и Польша на двустороннем уровне и не 
согласуясь с другими державами договорились о том, что не удалось довести до конца на четырехстороннем 
и без участия Польши. Иначе говоря, косвенно польско-германское соглашение утверждало в 
межгосударственных отношениях тот самый "ревизионистский" принцип, который не желало признавать 
явное большинство стран Европы. 

      Польско-германское соглашение вызвало в мире разноречивые реакции. Советский Союз, у которого 
было мало оснований сомневаться во враждебности Польши, однозначно расценил ее новое соглашение с 
Германией как шаг, направленный против него. Впечатление от недавней демонстрации дружелюбия 


background image

Берлина, заявившего о продлении советско-германского договора 1926 г., было перечеркнуто. В Москве 
стали размышлять о шансах формирования антисоветского польско-германского альянса. Не только 
советские, но и западные аналитики полагали, что возможной основой польско-германского компромисса 
может оказаться отказ Варшавы от раздражавшего Германию "польского коридора" в обмен на 
территориальные компенсации, которые Польша при поддержке Берлина могла бы получить за счет 
украинских земель Советского Союза. Но дело было не только в этом. 

      Как уже отмечалось, "воспитать" из Польши союзника со времен Жоржа Клемансо особенно сильно 
стремилась Франция. На эти цели было затрачено немало французских сил и средств. Союз с Варшавой был 
необходим Парижу как важнейший компонент "двойного сдерживания" Германии. Не без учета опасений 
"потерять Польшу" французское правительство занимало настороженно-выжидательную позицию в 
отношении установления сотрудничества по линии обеспечения безопасности с СССР (договор 1932 г.). 

      Соответственно, пойдя на соглашение с Берлином без согласования этого шага с западными 
союзниками, режим Пилсудского ставил под сомнение результаты более чем десятилетних усилий Франции 
и Великобритании. Франция была поставлена в двусмысленное положение: с одной стороны, она так и не 
довела до конца нормализацию отношений с СССР из-за Польши, с другой, сама Польша дала знать о своем 
нежелании быть младшим партнером Парижа и покладистым объектом французской политики. Стало ясно, 
что для Варшавы предпочтительнее путь к сотрудничеству с Германией. 

      Известие о подписании польско-германского соглашения вызвало скандал во французском парламенте и 
отставку кабинета Камиля Шотана. Реакция других западных держав была в целом также настороженной, но 
вялой. В возможность прочного польско-германского союза мало кто верил. Но не приходилось сомневаться 
и в том, что круг потенциальных разрушителей установленного в Версале порядка может быть шире, чем 
ожидалось. Германская дипломатия добилась существенного успеха: ей удалось нанести новый удар по 
единству бывших стран-победительниц. 

5. Поворот Германии к активному проведению линии на ревизию Версальского порядка

 

      Предпринятые меры позволили нацистам действовать напористо. Германия стала домогаться равных 
возможностей в области вооружений. Вопрос этот обсуждался в рамках Конференции по разоружению. 
Требования Берлина встретили отпор западных держав. В ответ германская сторона развернула 
пропагандистскую кампанию под лозунгом борьбы с дискриминацией Германии в мировой политике. 14 
октября 1933 г. правительство Гитлера заявило о прекращении своего участия в работе Конференции по 
разоружению, а 19 октября Германия вышла из Лиги наций. 

      Позиция Германии, хотя и не целиком, была поддержана Италией. Между Римом и Берлином были 
установлены более тесные дипломатические контакты, стал развиваться политический диалог. В отличие от 
Германии правительство Муссолини не пошло на разрыв отношений с Лигой наций. Однако оно понизило 
статус своего представителя на Конференции по разоружению - из полноправного участника Италия 
превратилась в наблюдателя. В Европе стал фактически складываться своеобразный неформальный блок 
"ревизионистских" держав, за формированием которого с сочувствием и интересом наблюдала еще одна, 
азиатская, "ревизионистская" держава - Япония. 

6. Внешнеполитический аспект "нового курса" Ф.Рузвельта

 

      Международная ситуация, как она складывалась в начале 30-х годов, вызывала тревогу новой 
американской администрации. США в первую очередь были озабочены экспансией Японии, которая 
начинала угрожать обширным американским экономическим интересам в Китае. Администрация Рузвельта 
отказалась признать захват Японией Маньчжурии и встала на путь последовательной поддержки 
правительства Чан Кайши. Однако в политических кругах США укреплялось мнение о невозможности 
эффективно сдержать Японию в Азии без сотрудничества с СССР. 

      Вашингтон беспокоила и ситуация в Европе. Американская политическая элита с раздражением следила 
за политикой Великобритании и Франции, которые, как считали в США, следуя собственным национально-
эгоистическим интересам, препятствуют попыткам США добиться стабилизации мировой экономики, 
прежде всего такой важнейшей сферы, как валютно-кредитная. Многие американские аналитики вообще 
выводили политические кризисы в Европе из нежелания французских банков пойти на предлагавшиеся 
американскими представителями взаимные уступки по до предела обострившейся проблеме международной 
задолженности. Именно в национальном эгоизме евроатлантических партнеров усматривались причины 


background image

политического раскола в Старом Свете - раскола, который не позволял дать адекватный ответ на импульсы 
нестабильности, идущие от Италии и Германии. 

      Ф.Рузвельт не испытывал симпатии к коммунизму, политическим воззрениям И.В.Сталина и его 
методам. Но одновременно Рузвельт и не чувствовал себя скованным в такой мере, как его 
предшественники, предубежденностью к СССР. Президент ясно видел, что национальные интересы США, 
прежде всего в Азии, но и в Европе, создают необходимость вовлечения Советского Союза в 
международные дела. США хотели сохранения статус-кво в Азии и Европе. Угроза его нарушения, как 
полагали в Вашингтоне, скорее исходила от Японии и Германии, а не от СССР. Значит, Вашингтону было 
полезно иметь партнерские отношения с Москвой - тем более, что того же самого добивалась часть 
американских деловых кругов, осознавшая выгоды экономического сотрудничества с СССР. 

      Руководствуясь такой логикой, администрация США в самом конце 1933 г. пошла на установление 
дипломатических отношений с Советским Союзом, хотя сторонам так и не удалось договориться по вопросу 
о военных долгах России Соединенным Штатам. Первым американским послом в Москву был назначен 
Уильям Буллит, еще в 1919 г. проводивший в Москве деликатные переговоры о нормализации отношений 
Советской России со странами Антанты. Нормализация советско-американских отношений придала 
несколько более равновесный характер международной системе. Но стабилизация мировой ситуации 
требовала более комплексных усилий. 

7. Проект создания "восточного пакта". Присоединение Советского Союза к Лиге наций

 

      Новая обстановка в Европе привела к активизации антигерманских настроений во Франции. Интересы 
безопасности утверждали в необходимости обеспечить сдерживание Германии с востока при помощи 
альянса с Советским Союзом. Наиболее видным сторонником франко-советского сближения был 
французский политик консервативно-националистического склада Луи Барту, который с февраля 1934 г. 
стал министром иностранных дел Франции. 

      Л.Барту пришлось действовать в сложной обстановке. Правительство, в которое он вошел, не имело 
прочной опоры в парламенте. Франция лучше других государств выдержала первый натиск кризиса в 1929-
1933 гг. Депрессия ударила по ней в 1933 г., до предела обострив общественные противоречия. Ни одна из 
партий не располагала в палате депутатов прочным большинством. 

      Правительство радикал-социалистов зависело от голосов представителей социалистической партии. 
Любые меры кабинета для обуздания кризиса (сдерживание роста заработной платы, например) могли быть 
объявлены социалистами ущемляющими права трудящихся и стать причиной отказа соцпартии поддержать 
радикалов. Ко всему добавлялись регулярные уличные выступления французских фашистов, параллельно с 
которыми - под своими собственными лозунгами - выступали коммунисты. В январе - начале февраля 1934 
г. уличные беспорядки в Париже достигли пика, и группы слабо вооруженных демонстрантов даже 
ворвались в здание парламента. В мире это было расценено как попытка фашистского путча. 

      Основополагающей идеей Барту было создание многостороннего пакта о взаимопомощи в составе 
Германии, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехословакии, и, обязательно, Советского Союза. 
Такой блок должен был стать средством стабилизации межгосударственных отношений в центре и на 
востоке Европы, откуда, как считал Барту, исходила угроза миру. Предлагаемая схема представляла собой 
новый вариант сдерживания Германии. В отличие от идей, предложенных во времена Жоржа Клемансо, 
концепция Барту предполагала сдерживание Германии через ее более глубокую интеграцию в 
международную систему, а не через простое противопоставление Германии одного или нескольких 
французских союзников на востоке. 

      План Барту предусматривал, что Франция выступит гарантом нового блока, то есть она примет на себя 
обязательство выступить на стороне государства, подвергнувшегося агрессии, если другие участники блока 
почему-либо не сделают этого. Одновременно, СССР должен был присоединиться к числу гарантов 
Локарнского пакта 1925 г. При этом официально Франция не должна была становиться участником 
"восточного пакта". Взаимные обязательства Франции и СССР предполагалось оформить двусторонним 
договором о взаимопомощи. Таким образом предполагалось придать подсистеме европейских отношений 
недостававшую ей внутреннюю соразмерность: три наиболее мощные державы континента - Германия, 
Франция и СССР оказались бы в положении взаимно уравновешивающих друг друга сил. Барту не 
исключал и присоединения Италии к предлагаемой им системе взаимных гарантий.