Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 6 имени Сирина Николая Ивановича города ХантыМансийска.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
имени Сирина Николая Ивановича»
города Ханты-Мансийска
СОГЛАСОВАНО ___________ С.В.Барышникова зам.директора по УВР МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.» «_____»_____________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И» __________ С.О. Москвина «_____»_____________2020г. |
Коррекционный курс
«Индивидуальные логопедические занятия»
для обучающихся с расстройством аутистического спектра (8.2)
1-4 классы
2020-2021 учебный год
Составила: учитель-логопед
Гореванова Т.В.
Ханты-Мансийск, 2020
Программа коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» для обучающихся с расстройством аутистического спектра составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, на основе программно-методических рекомендаций: ПМПК, переработки передового логопедического опыта (Худенко Е. Л., А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Ефименкова Л.Н., Парамонова Л.Г., Воробьёва В.К., Садовникова И.Н., Мазанова Е.В., Козырева Л.М., Андреева Н.Г и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 .«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с РАС в рамках ФГОС НОО ОВЗ (Вариант 8.1; Вариант 8.2; Вариант 8.3;Вариант 8.4 (утв.Приказ №341 от 02.09.2019 г.) ;
-273-ФЗ Постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» ;
-Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Рассмотрена на заседании методического объединения специалистов коррекционного блока
Протокол №___ от «___» ____________2019 г.
Руководитель методического объединения _____________/Ф.И.О./
Одобрена методическим советом
Протокол №___ от «___» _____________2019 г.
Председатель методического совета __________________/Ф.И. О./
Пояснительная записка
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.
Специфика речи при аутизме - это стереотипные высказывания, часто не очень понятные другому человеку, поскольку они опираются лишь на личные ассоциации и отражают избирательные интересы ребенка, при недостатке спонтанной речи, решающей задачи активной целенаправленной коммуникации. Нарушения активного целенаправленного использования речи таким ребенком касается не только области коммуникации, возникают проблемы использования речи в целенаправленном рассуждении, в осуществлении функции планирования и контроля. Можно заметить, что дети с аутизмом имеют более общие трудности применения речи для активного целенаправленного решения жизненных задач.
Можно сказать, что как и при попытках произвольной организации целенаправленного моторного действия ребенок с аутизмом может проявить множественные признаки диспраксии, так и при организации целенаправленного речевого действия могут выявиться множественные разноуровневые проблемы его организации, дублирующие проблемы сенсомоторной алалии, отражающие трудности организации и гибкой реорганизации программы целенаправленного речевого действия.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение и замены слов по смыслу и акустическому сходству.
- Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих понятий, временных и пространственных понятий.
- Несформированность навыков словообразования и словоизменения, ошибки в употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных с существительными.
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов.
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления (трудности овладения учебными понятиями, терминами.).
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала (недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.).
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений (трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы).
- Недостаточное развитие произвольности в общении и деятельности (недостаточное развитие связной речи).
- Низкий уровень учебной мотивации.
Основной целью программы является коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-аутистов.
Основные задачи программы:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы , грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные
навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Индивидуальные логопедические занятия» реализуется за счет часов внеурочной деятельности: в 1 классе 1 дополнительном классе на реализацию курса отводится 33 часа, во 2-4 классе — 34 часа в год.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
Основные принципы построения программы:
· гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
· системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
· реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
· деятельностного подхода - опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
· индивидуально - дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
· системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
· принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
· взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций; ее развития в онтогенезе).
· Кроме того, в коррекционной работе по преодолению системного недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
Результативность освоения курса
« Индивидуальные логопедические занятия»
Результатом изучения курса «Индивидуальные логопедические занятия» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма.
По окончании учебного года проводится повторное диагностическое обследование учащихся.
При оценке результативности используется следующая шкала: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка, полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Содержание коррекционного курса
«Индивидуальные логопедические занятия»
Коррекционная логопедическая работа ведётся по следующим направлениям:
- формирование альтернативных средств коммуникации;
-автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса.
-накопление словаря;
-формирование простой фразы;
-формирование навыков письма и чтения;
-коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4-х до 6-ти направлений).
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на формирование устной речи и накопление пассивного словаря; игры, корректирующие фонематический слух; упражнения способствующие развитию графо-моторных навыков; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом уроке.
Результаты образовательно-коррекционной работы
Основным ожидаемым результатом освоения коррекционного курса является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с психическими и физическими возможностями ребенка) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Личностные результаты:
-готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
-способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;