ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3353
Скачиваний: 14
Конечно, в известном смысле это понятие индивидуально и
вместе с тем всеобще. Но только в том смысле, в каком и значе
ние слова «это», как всеобще, так и индивидуально. Слово «это»
именно, с одной стороны, может быть отнесено ко всякому
инди
видуальному факту, стало быть, не только к «этому голубому»,
но и к «этому красному», «этому желтому» и т. д., и постольку
оно всеобще. Но с другой стороны, оно всегда может быть
отнесено только к «этому», только к индивидуальному, и этим
оно отличается от других слов, значение которых содержит общее
множеству объектов и поэтому всеобще еще совершенно в дру
гом смысле. Таким образом, и понятие формы этого факта или
суждения: это красное дано, всеобще, так как оно может быть
отнесено ко всякому отдельному данному и ко всякому сужде
нию, констатирующему отдельный индивидуальный факт. Но, с
другой стороны, оно может быть отнесено только к индивиду
альным данностям или суждениям, констатирующим те или дру
гие индивидуальные факты, и этим это понятие отличается от
понятий форм суждения, которые суть не только всеобщие фор
мы, но и формы всеобщих суждений.
Теперь должно быть ясно, что обозначает категория даннос
ти. Мы могли бы ее также назвать категорией этого бытия в
противоположность категории бытия. Ее понятие есть понятие
признания или утверждения чисто фактического суждения в отли
чие от всех других утверждений. Норма этого признания есть
трансцендентное долженствование, которое мы прежде уже наш
ли как логическую предпосылку истины чисто фактического суж
дения, и это мы также можем назвать нормой «этого». Категория
данности поэтому есть ничто иное, как необходимый коррелят к
выше обоснованному долженствованию*, всякий раз, когда мы в
форме чисто фактического суждения получаем друг из друга
норму, категорию, и форму в более узком смысле. Совершенно
непонятно, почему этого разделения не должно также делать в
суждениях, которые суть только констатирование отдельных инди
видуальных фактов. Точно так же, как эти суждения отличаются
по своему характеру от всех других суждений и имеют совер
шенно своеобразный логический смысл, и характер их логичес
ких предпосылок должен быть отмечен как совершенно опреде
ленный, своеобразный. Если при логическом разделении формы
и содержания в суждениях констатировать индивидуальные фак
ты, индивидуальное, как таковое, остается только в соответственг
ных представлениям составных частях,
И
логически освобожден
ная форма утверждения, так как она освобождается в понятии,
* Ср. стр. 143 сл. этого сочинения.
127
может быть установлена только в виде всеобщего понятия, то
мы все-таки никогда не должны забывать, что это всеобщее
понятие, несмотря на его всеобщность, есть понятие формы отделу
ных индивидуальных данностей, и мы должны поэтому логичес
кую предпосылку суждения об индивидуальных данностях наз
вать особым термином: категорией данности.
Теперь мы можем обратиться опять к вопросу об отношении
трансцендентального идеализма к эмпирическому реализму, и по
отношению к проблеме опыта, результат, который мы нашли, фор
мулировать также в том, что если мы под опытом понимаем не
нечто противоположное восприятию, а это отдельное восприни
маемое, фактическое, данное или преднаходимое, то для теории
познания вообще не существует вовсе опыта без «мышления»*.
Мышление в виде суждения, признающего долженствование, или
категория предшествует в понятии всякому отдельному, обособ
ленному восприятию и опыту. Или: и отдельный опыт и восприя
тие «производятся» впервые благодаря признанию нормы, благо
даря категории данности. Ясно, что, если мы даем нашему возз
рению эту форму, она звучит очень «рационалистически», и она
такова также в том смысле, что она в принципе разрушает эмпи
ризм как гносеологическое учение, которое в «чистом опыте»
видит гносеологически конечное. И наиболее примитивно мыс
лимый отдельный опыт, т. е. любое воспринимаемое чувственное
впечатление, становится гносеологической проблемой и «чистый
опыт» поэтому в гносеологическом смысле вообще больше ниче
го не дает. Поэтому, теория познания никогда не начинается
чистым опытом как
логически первым.
Но, с другой стороны, — и этим мы приходим к вопросу о
гармонии между трансцендентальным идеализмом и эмпиричес
ким реализмом, — мышление или категория не может рассматри
ваться как принцип, противоположный тому, что называют с эмпи-
рически-реалистической точки зрения «опытами», т. е. мы не
думаем, что там, где мы хотим знать,
как создается действитель
ность, и где нас в этом вопросе оставляют восприятия и опыты,
можно приобресть какое-нибудь познание единственно из мыш
ления» Напротив, должно остановиться на том, что
всякое сужде
ние основывается на необходимости в суждении и, что поэтому
*
При слове «опыт» нельзя подразумевать Кантову терминологию, так как
это выражение у Канта двусмысленно. Опыт то противополагается восприя
тию, то равнозначен восприятию и «ощущению». Мы не делаем никакого
различия между восприятием и опытом. Однако оба эти выражения имеют
значение также несколько иное, чем восприятие у Канта. Для Канта воспри
ятие — бесформенный материал, просто содержание, для нас оно содержа
ние в форме данности.
128
также сведение отдельного опыта к признанию трансцендентно
го долженствования имеет только целью установить самое все
общее формальное понятие познавания. Если угодно это поня
тие познания, несмотря на это, называть «рационалистическим»,
то пусть это делают, но в то же время при этом следует думать
о том, что благодаря этому понятию еще вовсе ничего не реша
ется о вопросе, состоит ли наше познание по отношению к его
содержанию только из того, что эмпирический реализм называ
ют опытами, — и что наше понятие познания поэтому по крайней
мере, до сих пор ни в коем случае не исключает даже чисто
сенсуалистического понимания познавания, которое в отдельном
непосредственном воспринимаемом или данном видит свой един
ственный материал. Напротив, эмпирический реалист может по
праву сказать о специальных науках, что его познание действи
тельности опирается только на опыты. Наше понимание оставлят
ет еще совершенно открытой альтернативу: рационализм или
сенсуализм в общепринятом смысле, т. е. когда речь идет об
источнике содержания познания действительности. Да, при пря
мом ограничении эмпирическими науками (к чему математика и
чистая механика, естественно, не относятся), поскольку весь мате
риал познания возникает в его определенности по содержанию
из имманентного бытия и просто дается как факт эмпирического
индивидуального субъекта, эмпиризм специальных наук прямо
признается трансцендентальным идеализмом.
Резюмируя, мы можем сказать следующее. В нашем гносеоло
гическом воззрении «уничтожаются» не только имманентная фи
лософия и гносеологический реализм, но также и альтернатива:
рационализм или эмпиризм. Всякое суждение специальной нау
ки имеет именно, так сказать, две стороны, эмпирически-реалисти-
ческую и рационалистически-идеалистическую. По своему
содер
жанию оно относится к бытию и, стало быть, должно пони
маться реалистически. Это утверждает эмпирический
реализм спра
ведливо, так как ом подразумевает под этим только имманентную
действительность. Напротии, по отношению к его
форме сужде
ние
ОТНОСИТСЯ
к
долженствованию, которое признает утвержде
ний
И, СТЯЛО 6 h llU ,
должно пониматься идеалистически. Это ука-
j № I M T
Трансцендентальный идеализм. Далее, всякое суждение
|Ю GIOVMy содержанию опирается на фактическое, данное и мо-
Ж|Т
0
Р
0
б|МИО
11
т»гя только с опытом. Эмпирический реализм, стало
0ЫТЬ|
ОПЯТЬ* Таки совершенно прав, когда он в опыте видит основу
BCDKQrt
ПОЯМвния. По отношению к его форме или утвержде-
нию, ЙЦ|СНИ>| суждение делает, как показывает трансценден-
/П
0
ЛшНГиД
1
ЯЛИ.
1
М, благодаря признанию трансцендентального
д 0 ш № Ф Т 1 0 1 « Н И Л ,
вообще впервые возможными «объективную»
М А*ш я
данность и опыт й, поскольку не эмпирически суждение зависит
от данного, но рационалистически — данность от «мышления»,
т. е. суждения.
Обратив внимание на эти две стороны суждения, больше
уже нельзя сомневаться в гармонии трансцендентального иде
ализма и эмпирического реализма. Эмпирический реализм отли
чается от Трансцендентального идеализма только тем, что он
всегда видит только одну сторону суждения, именно реалис
тическую или эмпирическую, и он имеет на это право, посколь
ку речь идет только о содержании познания. Трансценден
тальный идеализм, который хочет установить понятие или форму
познавания, должен видеть обе стороны, а именно, чтобы оправ
дать реалистическую и эмпирическую сторону, чтобы тем отчет
ливее подчеркнуть идеалистическую трансцендентально-раци
оналистическую сторону. Эмпирический реалист поэтому прав
как эмпирический реалист, когда он говорит: необходимость
рассуждать так, а не иначе, основывается на «грубой действи
тельности» мира восприятия, и последняя поэтому есть пред
мет познания. Но в гносеологической связи именно потому,
что это с точки зрения гносеологического реализма правиль
но, указание на грубую действительность мало убедительно,
но только грубо. Кто остается при
factum brutum14 как ко
нечном, и не хочет видеть гносеологической проблемы, которая
заключается в этом понятии, пусть это делает. Но он тогда не
должен также говорить о гносеологических вопросах и ему
эта сдержанность будет тем легче, что трансцендентальный иде
ализм и не намерен его беспокоить, пока он остается только
эмпирическим реалистом. Он должен опасаться беспокойства
только со стороны позитивизма и гносеологического реализ
ма, из которых один хочет отнять у познавания вообще всякий
предмет, другой этот предмет отодвигает в никогда недосягае
мую метафизическую даль.
III. Проблема объективной действительности
Но именно совершенная гармония до сих пор приобретенно
го понятия познания со взглядом, который всякое познавание
хочет построить единственно на воспринимаемом приобретенном
в опыте, фактическом или данном, сделается действительной в
виде возражения. Могут ли специальные науки ограничиться фак
тами? Содержат ли их положения только то, что действительно
воспринимается? Не делает ли, напротив, эмпирический реализм
ряда предпосылок, которые выходят за пределы воспринимаемо
го или данного, и которые, несмотря на это, не могут быть унич
тожены, без уничтожения смысла научного исследования?
130
В действительности это так и есть. Специальные науки выхо
дят з* пределы данного в до сих пор рассмотренном смысле.
Они хотят констатировать не только отдельные факты, но стре
мятся к одному связному познанию. По отношению к ним тогда
следует сказать, что наше исследование, которое до сих пор за
нималось только констатированием отдельных фактов, также при
обрело изолированное и лишенное связи трансцендентное как
предмет познания. Норма чисто фактического суждения, норма
единичного есть вместе с тем только норма обособленного. Ко
нечно,
9T0
не
может быть
высказано как упрек, как это делает
Фолькельт, так как этим наши до сих пор найденные результаты
ни в каком отношении не будут затронуты. Иного трансцендент
ного, чем признанного в чисто фактических суждениях мы до
сих пор вовсе не хотели доказывать, потому что эти суждения
являются единственно несомненными суждениями о действи
тельности. Нам до сих пор именно нужно было показать, что и
эти суждения обладают трансцендентным предметом, что, далее,
•тот предмет не есть всеобщая норма, но что благодаря катего
рии данности признается только отдельное изолированное дол
женствование, и что вследствие этого форма чисто фактическо
го суждения должна быт? понимаема как особый род формы, на
который до сих пор обращали слишком мало внимания. Только
после того, как мы установили это и идем затем дальше, чтобы
обратиться К проблеме связного познания, может вообще пред
лагаться
вопрос,
достаточно ли и как предмет науки трансцен
дентное долженствование?
Обратимся теперь
к
этому
вопросу. Чтобы ответить на него,
мы
попытаемся
прежде всего познакомиться с предпосылками
эмпирического реализма, и мы при этом опять применяем поня
тие совершенного научного познания. У нас нет иного средства
привести к сознанию проблемы теории познания, чем этот анализ
продукта познания, т. е. мы должны везде начинать с готовым
суждением,
чтобы
заключить к условиям его возможности. И
ка
югорию
данности
не могли
бы
найти, если бы не могли
применит совершенное
суждение, утверждающее нечто как факт
или как данное.
Но В предпосылках всякого познания следует различать два
фякюря, именно, всякая наука есть также с точки зрения эмпири-
чес.ки-рвялистической обработка материала, и из этого возника
ют две проблемы, из которых одна относится к материалу, другая
к его обработке. Вопрос об обработке или образовании понятия
в ближайший момент мы оставим совершенно в стороне, и иссле
дуем только, чт0 кроме данного с точки зрения эмпирического
реализма предполагается еще как материал
познавания, как мате-
5
*
141