ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3356
Скачиваний: 14
дится в формах суждения, но она знает, что форма суждения
возникает благодаря категории, и что поэтому объективность
познания действительности основывается не на действитель
ности, а на норме, признание которой есть категория.
Этим вопрос, имеет ли обработка нашей новой проблемы толь
ко задачей пойти далее уже приобретенного понятия познавания,
в принципе уже решен. Утверждение эмпирического реализма:
есть существующая для себя связная действительность, которая
есть более, чем простой комплекс восприятий, выражаясь гносео
логически, обозначает только: как предмет для познания действи
тельности посредством категории данности признанное изолиро
ванно* и лишенное связи трансцендентное долженствование не
достаточно, но должны найтись еще другие формы долженство
вания или нормы и обосноваться как трансцендентные, призна
ние которых при помощи других категорий дает начало понятию
объективной действительности, например, понятию мира
дейст
вующих друг на друга вещей. Если эти нормы обоснованы, то в
соответствующих им категориях рассуждающее познавание обла
дает предметностью, так как возникающие благодаря признанию
трансцендентных норм формы имеют трансцендентальный ха
рактер и должны поэтому рассматриваться как независимые от
познающего субъекта объективные формы.
То, что эмпирический реализм обозначает как объективную
действительность и считает предметом познания, есть, следова-
тгльно, с точки зрения трансцендентального идеализма
задача
познания, или: все в объективной действительности, что выходит
ла пределы содержания отдельных восприятий, есть совокупность
императивов, требующих, чтобы данное приводилось в порядок
по определенным формам. Направление, в котором должно со
вершиться решение этой задачи, т. е. формы, определяющие по
рядок, независимы от норм, и эти нормы образуют поэтому неза
висимый от познающего субъекта предмет познания действитель
ности. Единственно сообразно с ним должно направляться утвер
ждение, вдинстмнно от «го признания посредством категорий
яааисит предметность
продукта познания. И познавание объек
тивной действительности
есть с гносеологической точки зрения,
следомтельно, признавание
норм.
Насколько поэтому
справедлив упрек, что впервые приобре
тенное
трансцендентное, образующее предмет чисто фактических
суждений,
было изолировано и бессвязно и, потому, не образо
вало достаточного гносеологического эквивалента для предпо
лагаемой эмпирическим реализмом в качестве материала позна
ния объективной действительности, настолько не оправдывается
утверждение, что избранным нами путем нельзя обосновать свя-
137
зующёго познания действительности вообще. Только к катего
рий данности, которая единственно для себя ручается за дейст
вительность постоянно выступающего обрабатывающего «нап
лыва» фактов, должны присоединиться новые категорий, которые
эти факты приведут в порядок, в объективную в себе связную
действительность.
Независимое от познающего субъекта упоря
дочение и, следовательно; объективность возникающего таким обра
зом познанйя действительности обусловливается потом исключи
тельно значением признаваемых посредством категории норм.
Познавать объективную действительность, значит, мыслить в кате
гориях, которые воспроизводят формы объективной действитель
ности, т. е. повиноваться нормам, которые можно обосновать как
трансцендентные. И предмет познания действительности поэто
му не бытие, а долженствование.
Поясним себе этот общий принцип еще одним примером, а
именно, опять на понятии вещи. Мы знаем, вещи суть более, чем
комплексы восприятий. Даны только свойства, и последние толь
ко по отношению к их содержанию, т. е., стало быть, собственно
еще не
как «свойство». Вещь, которой присущи свойства и кото
рая связывает их друг с другом так, что мы о них можем гово
рить как о свойствах вещи, не воспринимаема. Для содержания
же познания мы, именно, принимаем во внимание только воспри
нимаемые свойства, но все-таки остается необходимым, чтобы
это воспринимаемое было упорядочено известным образом, Имен
но, как свойство вещи независимо от познающего субъекта.
Предполагаем ли мы этим трансцендентную вещь? Это не дви
нуло бы нас вперед ни на один шаг. Напротив, мы рассуждаем о
том* что то, что не дано, образует определенную форму упорядо
чения данного и наша потребность в объективности познания
удовлетворится, лишь только мы можем предположить, что эта
форма вещности обозначает независимую от всякого желания
познающего субъекта взаимную принадлежность свойств, следо
вательно, необходима в суждении. Словом, мы видим, что поня
тие вещи только постольку выходит за пределы понятия комп
лекса восприятий, поскольку данные составные части заключают
ся в отношении, обсуждаемом как необходимое, выражающемся в
том, что они свойства вещи. Независимое от познающего субъ
екта значение вещи как предмета познанйя основывается, стало
быть, конечно; не на трансцендентном бытии, но разрешается с
точки зрения трансцендентального идеализма совершенно в нет
обходимость в суждении. Мнимо-трансцендентно сущая вещь есть
трансцендентная норма или правило связи представлений, кото
рое требует признания, и благодаря которому под категорией
вещности содержится совершающее суждения признание.
138
Точно так же обстоит дело с остальными формами, которые
образуют понятие объективной действительности и не могут быть
найдены в данном. Не от трансцендентальной реальности, а только
от трансцендентных норм зависит их значение для понятия объек
тивной действительности и нормы поэтому составляют предмет
познания этой действительности.
Наше гносеологическое объяснение понятия объективной
действительности находит, наконец, свое заключение в том, что
мы опять примыкаем к понятию рассуждающего сознания во
обще и добавляем к нему теперь определения,которые вытек
ли из предшествующих рассуждений, именно, категории как
формы его утверждения. Рассуждающее сознание вообще ста
новится тогда, в самом деле, идеалом признающего объектив
ную действительность и вследствие этого логически обуслов
ливающего ее как объективную действительность субъекта, так
как соответственно этому понятие содержания сознания вооб
ще теперь равно понятию объективной действительности. Дру
гими словами, рассуждающее сознание вообще не может те
перь более мыслиться как субъект, утверждающий содержание
вообще как сущее, но его утверждение ближе определяется
через категорию данности и категории объективной действи
тельности. Итак, оно должно быть мыслимо как субъект, приз
нающий все трансцендентные нормы, благодаря которым воз
никают форма данности и формы объективной действитель
ности. Только понятие этого, определенного таким образом,
рассуждающего сознания вообще является тогда достаточной
логической предпосылкой т о й действительности, которую рас
сматривает эмпирический реализм как существующую для себя
объективную реальность.
И расширенному таким образом гносеологическому понятию
субъекта, естественно, опять не соответствует никакая реальность,
даже оформленное в категории
содерж ания
сознания, мЫслимое
как целое, с гносеологической точки зрения не является мировым
целым как готовой действительностью, а только идеей целого, иде
ей задачи соединить совокупность данного в общую, в себе зак
люченную действительность. Эта задача необходимо действитель
на, ко неразрешима, и поэтому мы не можем гипостазировать эту
идею в существующий для себя
имманентный
готовый мир4.
Что категории рассуждающего сознания вообще, допускаю
щие возникновение форм логической объективности, точно так
*
Ср. к этому:
В. Christiansen,
Erkenntnistheorie und Psychologie des
Erkennens (1902).
Это сочинение развивает мысли, очень близко стоящие
к
изложенным здесь воззрениям, и отличается некоторыми необыкновенно удач
ными и точными формулировками гносеологических проблем.
139
же, как категория данности, не могут быть мыслимы ни как имма
нентные, ни как трансцендентные реальности, едва ли нуждается
еще в подробном объяснении. Как категории они не составляют
форм мышления или суждения эмпирического субъекта, так как
они логические предпосылки действительности, к которой каж
дый эмпирический субъект относится как часть, а было бы бес
смысленно делать действительность зависимой от ее части. По
этому также является противоречивой в себе мысль, что значе
ние категорий возникало постепенно, так как ведь их значение
впервые делает возможным понятие мира вообще, в котором
нечто возникает постепенно. Внесение идеи развития в транс
цендентальную философию или применение «генетически-био-
логического» метода не может привести ни к какому результату,
так как категории являются также предпосылкой всякого разви
тия. Но точно так же их не следует рассматривать как готовые
действительные формы сознания вообще, так как это значило
бы утверждать их трансцендентную реальность и этим отнимать
у них всякое значение для объективности эмпирического поз
нания. Они должны быть понимаемы только как формы сужде
ния или утверждения, а именно, как формы признания ценнос
тей, которые противостоят познающему субъекту, требуют от не
го определенного упорядочения фактов сознания как безус
ловно должных и этим в то же время ручаются за них как за
истинные.
Эмпирический реализм, само собою разумеется, и здесь опять
имеет право рассматривать объективную действительность как су
ществующую независимо от эмпирического познающего субъек
та, — даже включающую эмпирические субъекты, реальность. Он
может также сказать, что в эмпирических субъектах применение
форм мышления и знание об этом возникает постепенно, и что
эмпирический субъект мыслит в тех и других определенных фор
мах потому, что объективная действительность имеет те и другие
определенные формы. Эмпирический реализм
должен даже иссле
довать, как образование индивидуального мышления зависит от
образования окружающей эмпирического индивида действитель
ности. Но это все никоим образом не противоречит трансценден
тальному идеализму и его пониманию категорий. Ведь и здесь
действительно, что суждения об объективной действительности име
ют две стороны, что эмпирический реализм обыкновенно видит
только одну сторону и тогда правильность суждения делается
необходимо зависимой от его согласования с объективной дейст
вительностью.
Но трансцендентальный идеалист должен указать на то, что
никакое познание объективной действительности не было бы
140
возможно без признания трансцендентных норм, и что в нормах
только обосновываются формы действительности, благодаря ко
торым впервые возникает понятие этой действительности. Если,
таким образом, эмпирический реализм делается гносеологичес
ким воззрением, причем он, — смотря по тому, с какой стороны
подходят к реалистическому или эмпирическому элементу, — до
пускает или образ гносеологического реализма или форму пози
тивизма, то трансцендентальный идеализм должен с одинаковой
решимостью обращаться против обоих учений. Вопреки позити
визму или имманентной философии он указывает на то, что
нормы, на которых основываются формы объективной действи
тельности, в отношении их значений никогда не могут быть поня
ты из данного, но являются трансцендентными, и что поэтому
чисто позитивистическая или имманентная теория познания раз
рушает вообще понятие познания действительности. А вопреки
гносеологическому трансцендентальный идеализм подчеркивает,
что допущение трансцендентного бытия не только не может
быть обосновано, но даже если бы его и можно было обосно^
вать, оно не давало бы именно той связи познания, которую
справедливо предполагает реалист, хотя ее нет в данном. Всегда
можно только указать, что эта связь возникает благодаря совер
шающимся в категориях суждениям, именно трансцендентное дол
женствование нуждается в объективности, а не трансцендентное
бытие.
И
по
отношению к понятию объективной действитель
ности, таким образом,
оказывается в гармонии с эмпирическим
реализмом не позитивизм, не
гносеологический реализм, а толь
ко трансцендентальный
идеализм.
IV. Конститутивные и методологические формы
Но если бы мы теперь считали разрешенной и вторую главную
проблему трансцендентальной философии, т. е. считали развитой
ту
систему форм,
категорий и норм, которые делают возможным
понятие объективной
действительности, то этим все еще не были
бы
выполнены задачи теории познания.
Понятие объективной дей
ствительности ИЛИ оформленного в
категории содержания созна
ний
вообще,
KIK МЫ уже
объясняли, содержит исключительно
ма~
Л1
Фри а/1
научного познания.
Проблема
обработки прежде всего
быЛ1 намеренно
устранена и поэтому следует заняться еще друго
го рода формами,
которые также неотделимы от понятия научно
го
познания.
О надиндивидуальном субъекте или рассуждающем
сознании
вообще можно, конечно, сказать, что они и без дальней
шей обработки обладают познанием объективной действительнос
ти. Но
этим
для наукоучения ничего не приобретается, так как
оно
должно понимать и познание индивидуального эмпирического
141