ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3386
Скачиваний: 14
2. Принципы исторической Лизни
Попробуем оглянуться еще
раз
назад. Мы
в и д и м
,
что
с помо
щью найденных нами понятий можно построить систему эмпири
ческих наук, в которой истории отведено определенное место,
как в отношении ее метода, так и в отношении ее материала.
Исходя из этого построения, мы сможем, далее, понять и разрабо
тать и другие группы философско-исторических проблем.
В отношении
м етода отдельные науки являются либо гене
рализирующими, либо индивидуализирующими. Их
материал
состоит либо из объектов природы, т. е. действительности, утра
тившей всякую связь с ценностями, либо из явлений культуры,
т. е. действительности, отнесенной к ценностям. Это все, конеч
но, — и, ввиду возможности целого ряда недоразумений, мы
обращаем на это особенное внимание — это все, конечно, лишь
весьма общая
схема. Выставляя ее,мы отнюдь не хотим утверж
дать, что отдельные науки работают при посредстве либо одно
го только генерализирующего, либо одного лишь индивидуали
зирующего метода, что они занимаются либо одними лишь
объектами природы, либо только явлениями культуры, и что объек
ты природы можно рассматривать только генерализирующим, а
явления культуры только индивидуализирующим способом. На
оборот, при разработке одного и того же материала различные
методы бывают тесно сплетены друг с другом, так что указанные
принципы могут комбинироваться между собой самым различ
ным образом. Исходным пунктом для генерализирующей науки
служат индивидуальные факты, индивидуализирующий же метод
нуждается в общих понятиях как обходных путях для изображе
ния и связывания объектов между собою. Наряду с генерализи
рующими науками о природе имеется целый ряд наук, рассмат
ривающих объекты природы индивидуализирующим способом и,
стало быть, посредством отнесения к ценности, хотя бы и не
непосредственного, а косвенного. К таким наукам принадлежат,
например, история происхождения отдельных организмов, геоло
218
гия и, пожалуй, также и география. И наоборот, явления культуры*
несмотря на отнесение к ценности, могут быть рассматриваемы
генерализирующим образом. Не говоря совсем о психологии;
целый ряд так называемых наук о духе, как например языковеде?
ние, юриспруденция, политическая экономия, по крайней мере отчас
ти, применяют метод, который отнюдь не является чисто истори1
ческим, но стремится к известного рода систематизированию и
который, несмотря на это, совсем не совпадает с методом генера
лизирующих наук о природе, почему логическая структура его и
составляет одну из самых трудных и интересных проблем учения
о методе. Но если бы даже все эти проблемы и были бы в
конце концов достаточно подробно разработаны и разрешены,
мы все же не можем даже и думать о том, чтобы когда-нибудь
построить во всех отношениях законченную систему, в которую
бы вошли все действительно существующие научные методы во
всем их многообразии, и притом целиком, без остатка, со всеми их
частностями. Ибо научные методы, подобно самим наукам, не
являются результатом чисто логических соображений, — они суть
продукты истории, и именно вследствие невозможности обраба
тывать историческое генерализирующим образом, они, подобно
всем историческим явлениям культуры, не поддаются попытке под
вести их под законченную, закругленную систему.
Но как бы ни были многообразны научные стремления, кото
рые логика должна не столько критиковать, сколько просто счи
таться с их наличностью, и как бы ни была ограничена цель
логических принципов деления, лишь в абстракции (begrifflich)
разъединяющих то, что в действительности всегда тесно связано
между собой, — все же история, которая трактует о людях, их
учреждениях и деяниях, может быть названа лишь
индивидуали
зирующей наукой о культуре (Kulturwissenschaft), если мы бу
дем иметь в виду ее последние цели. Целью ее всегда является
изображение единичного, более или менее обширного хода раз
вития во всей его единственности и индивидуальности, и объек
ты ее либо сами суть явления культуры, либо находятся в каком-
нибудь отношении к культурным ценностям. Этим собственно
история принципиально отделена как в предметном отношении
от естественных наук, все равно, являются ли они генерализирую
щими или индивидуализирующими, так и в отношении метода —
от всех тех наук о культуре, которые рассматривают свои объек
ты более или менее систематическим образом. В этих рамках и
должна работать логика истории. Лишь тогда сможет она понять,
что в действительности представляет собой история, и лишь та
ким образом сможет она оказать истинную услугу философии,
которой для разрешения ее проблем важно понимание того зна-
219
нения, которым обладает действительно существующая история.
Построение же несуществующих наук будущего — прием, осо
бенно излюбленный ныне в философии истории — не имеет
никакой решительно цены ни для специалиста-исследователя, ни
для философа, разве только цену устрашающего примера.
Обращаясь теперь к вопросу о
принципах исторической жиз
ни, мы должны точно также заметить, что разрешить его можно
будет лишь в том случае, если при этом мы будем опираться на
понятие того, что историческими науками фактически изобража
ется в качестве истории. Мы уже знаем, что эти принципы ищут
обыкновенно либо в общих законах, либо в общем смысле исто
рической жизни. Для того, чтобы уяснить себе задачи филосо
фии истории как учения о принципах, нужно поэтому прежде
всего определить, что можно и следует понимать под понятием
закона и под понятием смысла истории, и лишь затем уже поста
вить вопрос о том, что из них заслуживает названия историчес
кого принципа. Мы увидим далее, что эта альтернатива: закон
или смысл истории, подобно спору о генерализирующем или
индивидуализирующем методе, теснейшим образом связана с борь
бой двух главных течений в современной философии истории, и
что победа в этой борьбе опять-таки в значительной степени
зависит от проникновения в логическую сущность эмпирической
исторической науки.
Слово
закон относится к тем выражениям, многозначность
которых подала повод к целому ряду неясностей и недоразуме
ний. Если, отождествляя закон с причинностью, мы односторон
не видим в причинности форму генерализирующего понимания
действительности, то, с другой стороны, согласно также доволь
но распространенному словоупотреблению закономерный
(gesetzlich)
означает вообще одно и то же, что и
необходимый.
В таком случае слово закон, означая причинную необходимость
единичного и особого, может также означать и необходимость
императива или ценности, объединяя, стало быть, вместе такие
разнородные понятия, как неизбежность и долженствование
(Müssen und Sollen),
— понятия, которые нужно тщательно раз
личать. Бороться с подобного рода словоупотреблением, соглас
но которому слово «закон» употребляется в трех столь различ
ных смыслах, было бы, вообще говоря, излишним педантизмом и
вряд ли могло бы рассчитывать на успех. В философских тру
дах, однако, следовало бы избегать подобной многозначности
в
словоупотреблении, по крайней мере там, где она может повести
к недоразумениям. Во всяком случае, говоря о том, что задачей
философии истории является отыскание законов истории, под
словом закон здесь следует понимать не что иное, как
е с т е с т
220
венный закон (Naturgesetz). Только тогда можно связать с
этим утверждением определенный и ясный смысл. Необходи
мость закона означает в таком случае не необходимость ценнос
ти и не причинную необходимость индивидуальной действитель
ности, но
безусловную общность понятия, говоря точнее — не
обходимое соединение по крайней мере
двух общих понятий в
одном безусловно общем суждении. При этом закон означает
необходимое соединение частей самой действительности лишь
постольку, поскольку он говорит, что
если какой-нибудь объект
среди других признаков обнаруживает также и такие, которые
являются элементами одного общего понятия, то с ним повсюду
и всегда реально связан другой объект, у которого между дру
гими признаками имеются также и такие, которые образуют эле
менты
другого общего понятия. Короче говоря, именно в той
форме понимания действительности, которую представляет из се
бя построение естественных законов, генерализирующая наука о
природе видит свой высший идеал.
Мы уже знаем, что искание законов в этом смысле никоим
образом не может служить последней
щелью эмпирической исто
рической науки. Историк, делая это, перестает тем самым быть
историком, он уже не хочет исторического изображения своего
объекта. Если таким образом понятие исторической науки и нау
ки, формулирующей законы, взаимно исключают друг друга, то
можно сказать, что понятие «исторического закона» есть
Contradictio in adjecto3.
При этом слово «исторический» мы упот
ребляем, конечно, в указанном выше формальном или логическом
смысле, и логическим является это положение еще и потому, что
оно не только не зависит от различных мнений относительно
материала истории, но также и от различных взглядов относи
тельно сущности действительности вообще. Он вполне согласу
ется и с материализмом, и с психофизическим параллелизмом, а
также и со спиритуалистической онтологией, и с метафизическим
учением о свободе. Даже если бы каким-нибудь образом нам и
были в совершенстве известны все законы какого-нибудь объек
та, то все-таки и его история никогда не состояла бы из этих
законов, она бы лишь пользовалась ими в указанном нами смыс
ле — в качестве обходных путей для индивидуализирующего
изображения исторических причинных связей.
То, что откосится, однако, к эмпирической исторической науке,
не касается еще
философии истории. Так как стремление оку
тать каждую часть действительности системой общих понятий с
логической точки зрения вполне правомерно, и ввиду того, что, и
не будучи последователем материализма или психофизического
параллелизма, вполне можно верить в возможность подведения
221
под общие законы
всего бытия, вообще доступного эмпиричес
к и м н а у к а м ,
— ввиду этого нет ничего невероятного в том, что
философия истории,
не будучи сама историей и, как философия,
имея дело лишь с «общим», ищет законов для
т о го ж е само
го материала, индивидуализирующее понимание которого сос
тавляет задачу отдельных исторических наук. Ввиду того, что
материалом этим является преимущественно социальная жизнь
человека, то отсюда возникает мысль о
философии истории, как
социологии, ищущей законов» мысль, которая, будучи гораздо древ
нее Контовской терминологии, и в наши дни имеет немало при
верженцев. Правда, она и до сих пор еще не нашла, к сожалению,
более или менее удачного научного выражения, на логическом
анализе которого стоило бы остановиться более подробно» Мы
и ограничимся здесь лоэтому лишь общей и краткой характерис
тикой этой точки зрения, а потом перейдем к ее критике*
Социологи эти стремятся к такому познанию, которое, выходя
за пределы отдельных исторических трудов с их тяготением к
частному, проникало бы в общую сущность всего исторического
развития. Конечно, говорят по крайней мере наиболее рассуди
тельные приверженцы этой точки зрения, — конечно, историчес
кое познание единичного и индивидуального не лишено цен
ности; наоборот, оно лредставляет из себя необходимое основа
ние для более общего и более широкого исследования, но с
философско-исторической точки зрения оно все же является
только основанием, лишь подготовительной работой. На этом
историческом фундаменте должно возвести обширное здание
философии истории, лостигающей в законах вечный ритм и вместе
с тем «принципы» всей исторической жизни.
Попробуем перейти к оценке этого взгляда. Если слово исто
рический означает не метод, но материал истории, то тогда дейс
твительно понятие исторического закона не заключает в себе,
по-видимому, никакого противоречия, и во всяком случае попытка
искать законы
общественной жизни человека представляется
вполне правомерной. Но тут возникает вопрос совершенно ино
го свойства. Имеет ли смысл называть принципами
историчес
кой жизни те законы, которые можно будет найти при помощи
генерализирующей обработки того самого материала, который
история изображает индивидуализирующим способом? И, следо
вательно, можно ли называть социологию философией
и сто
рии? Это не только вол рос терминологии« Те, кто отвечают на
этот вопрос утвердительные образом, основываясь при этом на
том, что законы должно мекать для всей действительности и,
стало быть, и для объектов исторических наук, забывают при
этом два п у н кт, имеющих решающее значение» Дело в том, что
222