ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3385
Скачиваний: 14
известным образом относится, если не к самим своим истори
ческим объектам, то, во всяком случае, к тем всеобщим ценнос
тям, к которым он, индивидуализируя, свои объекты относит.
Что касается, однако,
логической сущности истории, то это
обстоятельство все же не играет большой роли, ибо оно отно
сится лишь к психологическим ее предпосылкам; это нужно
особенно иметь в виду, иначе невозможно уберечься от недора
зумений при выяснении понятия чисто теоретического отнесения
к ценности, а также его логического значения. Только это и мог
иметь в виду Риль, утверждая, что требование, чтобы историк не
оценивал своих объектов, но лишь относил их к ценностям,
пси
хологически невыполнимо. И именно для Риля, с редкой яснос
тью проведшего различие между логикой и психологией, не дол
жна иметь значения невозможность психологически отделить оцен
ку от отнесения к ценности, ибо эта психологическая нераздель
ность их совершенно не затрагивает защищаемой здесь нами
теории исторического понятия, согласно которой последнее явля
ется продуктом теоретически относящей к ценности индивидуа
лизирующей обработки действительности. Впрочем, какое значе
ние имеет для вопроса об «объективности» исторических наук
то обстоятельство, что история вообще может иметь смысл толь
ко для оценивающих существ, в каком отношении стоит эта объек
тивность к объективности генерализирующих наук, или наук, фор
мулирующих законы, которым не нужно признавать никакой дру
гой ценности, кроме ценности самой генерализирующей науки, —
это все вопросы, разбирать которые мы здесь не намерены. Мы
хотим здесь лишь выяснить логическую структуру фактически
существующей исторической науки, просто лишь описать сущ
ность ее относящего к ценности, индивидуализирующего метода,
как он действительно применяется, и понять этот метод в его
логической необходимости, вытекающей из цели истории.
Исходя из указанных выше мотивов, мы до сих пор ничего не
говорили об особенностях исторического
материала, и потому
мы не могли также дать до сих пор никакого ответа на вопрос,
почему именно материал исторических наук мы обрабатываем не
только генерализирующим, но и индивидуализирующим спосо
бом. Чтобы, наконец, вполне выяснить сущность исторической
науки, мы должны попытаться ответить и на этот вопрос, постоль
ку, конечно, поскольку материальные особенности исторических
объектов можно понять из формальной логической сущности
исторического метода.
Решающее значение имеет при этом, опять-таки, связь между
индивидуализирующим и относящим к ценности пониманием дей
ствительности. Потребность в индивидуализирующем понимании
9 1 ^
действительности должна прежде всего находиться там, где объек
ты теснее всего связаны с ценностями. Если мы вновь обратим-!
ся к донаучному образованию понятий, то мы вспомним, что-
характерным признаком его повсюду является то обстоятельство,
что, во-первых, по преимуществу
людирассматриваются в нем» как
индивидуумы, и что, во-вторых, для индивидуальности этих людей
особенное значение имеет то, что является выражением их духов
ной жизни
(Seelenleben).
Даже более того. Для нашего индиви
дуализирующего понимания действительности интерес
к духов
ной жизни человека является до того господствующим, что по
нятие индивидуума вообще сплошь и рядом склонны отождеств
лять с понятием
личности и что нужно известное усилие мысли»
чтобы сознать, что вообще любому объекту в такой же степени
присущи абсолютно индивидуальные черты. Должна ли история,
как наука, относящая свои объекты не к чисто личным, индивиду
альным, ко к всеобщим ценностям, — должна ли она, и если да,
то в какой степени должна она изображать отдельные личнос
ти, — это зависит исключительно от того значения, которое
отдельные личности во всей своей единственности и своеобра
зии имеют по отношению к всеобщим ценностям, и постольку
научное индивидуализирование может весьма сильно отличаться
от донаучного. Ввиду того, однако, что историей занимаются
люди, научное изображение единичного и особого
(Besonderes}
и должно быть направлено
главным образом на духовную жизнь
человека. На этом именно основании исторические науки и при
числялись обыкновенно к «наукам о духе». Таким образом про
тиворечие наук о природе и наук о духе, которое мы сначала с
логической точки зрения оспаривали, получает теперь, с предмет
ной точки зрения, некоторое оправдание, поскольку вообще, гово
ря о материале истории, имеет смысл различать между физичес
ким и психическим.
Но это не может, конечно, служить возражением против по
пытки придать в логике первенствующее значение противоречию
генерализирующего и индивидуализирующего методов. Напро
тив, плохо обстояло бы дело с нашим логическим делением наук,
если бы последнее не в состоянии было объяснить того факта,
что индивидуализирующие науки занимаются преимущественно
духовными явлениями. Мы не только по-прежнему считаем, что
различие природы и духа не может и не должно служить исход
ным пунктом для логической теории, но даже думаем, что мнение
это наше теперь еще более подтверждается. Дойдя в свою оче
редь до различия природы и духа, мы теперь вполне ясно видим,
почему, называя историю «наукой о духе», этим термином выра
жают лишь такой признак исторической науки,который с
логи
214
ческой точки зрения является второстепенным, и почему, даже
независимо от этого, термин этот непригоден для того, чтобы
вполне точно охарактеризовать материал этой науки. Ибо, во-
первых, историк интересуется не исключительно, но лишь преи
мущественно духовной жизнью и, во-вторых, истории совсем не
нужно проводить такого строгого абстрактного различения между
духовной жизнью и телесными процессами, как это делает пси
хология, разлагающая мир на две области, взаимно исключаю
щие одна другую. Напротив, история всегда видит в духовной
жизни лишь один из элементов полной непосредственно пере
житой действительности, понимая ее таким образом в реальной
связи с телесными процессами. Наконец, материалом историчес
кой науки отнюдь не является вся духовная жизнь, даже не вся
духовная жизнь человека, но лишь определенная, сравнительно
незначительная часть духовной жизни принимается главным обра
зом во внимание историком. Поэтому для обозначения сущнос
ти истории понятие науки о духе является одновременно и слиш
ком узким и слишком широким.
Для того, чтобы отграничить эту часть духовной жизни и тем
самым еще точнее охарактеризовать материал исторической нау
ки, мы должны опять-таки исходить из уже найденного нами
понятия исторического метода, и притом, имея в виду особеннос
ти тех ценностей, которые в индивидуализирующем образовании
понятий определяют выбор существенного. Это всегда всеобщие
человеческие ценности, иными словами, исторически существен
ными могут стать лишь
т е объекты, которые по отношению к
общественным или
социальным интересам обладают значением.
Поэтому, вследствие исторической связи частей с историческим
целым, т. е. с обществом, главным объектом исторического иссле
дования является не абстрагированный от него человек вообще,
но человек, как
социальное существо, и опять-таки лишь пос
тольку, поскольку он участвует в реализации социальных ценнос
тей. При этом нужно, конечно, понятие societas понимать в воз
можно более широком смысле, так, чтобы под него подпадали
также и формы общения людей науки и искусства. Если процесс
реализации всеобщих социальных ценностей в течение истори
ческого развития мы назовем
культурой, то тогда мы сможем
сказать, что главным предметом истории является изображение
частей и целого культурной жизни человека, и что всякий с
исторической точки зрения важный материал должен стоять в
какой-нибудь связи с культурной жизнью человека, ибо только в
таком случае мы будем иметь возможность относить его к всеоб
щим ценностям, исследуя его во всей его особности и индиви
дуальности.
215
Ценности, определяющие в истории выбор существенного, мож
но поэтому также назвать всеобщими
культурными ценностя
ми (Kulturwerte). Мы уже познакомились с ними на примерах
таких понятий ценности, как понятие государства, права, искусства,
религии, экономической организации. Само собой понятно, что
это не значит еще, что историк должен решать, что является
прогрессом и что регрессом культуры, ибо, решая этот вопрос, он
от теоретического отнесения к ценности перешел бы к практи
ческой оценке явлений« Его собственные культурные идеалы сов
сем не должны иметь решающего значения при обработке им
своего материала, ему нужно лишь понимать всеобщие культур
ные ценности людей и народов, им изображаемых, для того, что
бы посредством чисто теоретического отнесения к ценности отде
лять существенное от несущественного. Историческое исследо
вание не ограничивается, однако, одними только явлениями куль
туры. В особенности, когда речь идет о выяснении причин исто
рических событий, необходимо иногда принимать во внимание и
такие объекты, которые всецело принадлежат к «природе», т. е. к
действительности, понятой обыкновенно отвлекающимся от цен
ностей и генерализирующим методом, но индивидуальность ко
торых точно так же имеет значение, как, например, климатические
особенности местности, географическое положение страны и т. п.
Объекты эти всегда должны находиться в причинной связи с
явлениями культуры, и притом историк всегда должен иметь в
виду то значение, которое они имеют для культурных ценностей.
Лишь в таком случае они могут иметь место в историческом
изображении действительности. Во всяком случае центром иссле
дования индивидуализирующей науки всегда должна являться
какая-нибудь часть единичного развития культурной жизни.
Вряд ли нужно еще особо разъяснять, что, утверждая это, мы
отнюдь не имеем в виду защищать, как это часто ныне случается,
какой-то особый «культурно-исторический метод» в противопо
ложность методу политической истории. Логика не может ре
шить вопроса о «подлинной области исторического исследова
ния», тем более, что вопрос этот вообще не совпадает с вопросом
о сущности исторического метода. Вряд ли вообще имеет смысл
противопоставлять политическую историю культурной, ибо и та и
другая применяют один и тот же индивидуализирующий метод.
Правда, возможно, что культурная история в общераспространен
ном ныне более узком смысле слова употребляет больше группо
вых понятий, нежели история политических событий. Мы знаем,
что сущность исторического метода не меняется от большего
или меньшего употребления групповых понятий. Да и независи
мо от этого, неизвестно еще, действительно ли культурная исто-
216
рия должна быть более «коллективистической», нежели полити
ческая история. Ибо ни для одной области культуры нельзя
дать общего решения вопроса о значении отдельных личностей;
в каждом отдельном случае вопрос этот должен решаться особо.
Во всяком случае, учение о методе должно коснуться всех
этих вопросов лишь для того, чтобы еще резче подчеркнуть, что
они ничего не имеют общего с логическими исследованиями.
Логический дилетантизм нашего времени также и сюда внес
много путаницы, но значение его по существу не настолько
велико, чтобы имело смысл разбирать его здесь более подроб
но. Слово «культура» мы употребляем здесь в таком смысле,
что политическая жизнь является частью культурной жизни во
обще. Оно должно обозначать не что иное, как совокупность
объектов, имеющих непосредственное значение для осуществле
ния всеобщих ценностей. Вследствие этого общеобязательного
и необходимого отнесения к ценности, генерализирующая нау
ка не в состоянии дать вполне исчерпывающего изображения
этих объектов, они требуют обработки их посредством индиви
дуализирующего метода. Мы видим, таким образом, в каком
смысле история необходима для культурного человека. Куль
турный человек
(Kulturmensch)
всегда будет относить действи
тельность к всеобщим культурным ценностям, так что необходи
мо должен возникать вопрос, каким образом реализовалась куль
тура в ее единичном развитии, и ответ на этот вопрос может дать
одна лишь индивидуализирующая история, а никак не генера
лизирующая наука.
217