ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3388
Скачиваний: 14
исторические принципы Должны быть, во-первых, принципами
куль
тур ы и, во-вторых, принципами исторического универсума
(Universum). Законы в смысле естественных законов могут ли
удовлетворить этим условиям?
Для того, чтобы уяснить себе, в чем тут дело, нужно опять-
таки прежде всего иметь в виду, что ни донаучные, ни какие
бы то ни было научные познания наши об эмпирической дей
ствительности не передают нам ее такой, какой она существует
независимо от нашего образования понятий, что всякое поз
нание есть скорее продукт преображающего понимания дейст
вительности. В этом процессе преобразования действительности
наука должна лишь руководствоваться той целью, которую она,
как генерализирующая или индивидуализирующая наука, себе
ставит; и поэтому генерализирующая наука сможет рассчиты
вать на отыскание законов, лишь освободившись от всех нело
гических интересов к действительности и руководясь, следова
тельно, лишь теми интересами, которые направлены на постро
ение безусловно общих понятий
bi
ее области. Ока должна
часто разъединять то, что с других точек зрения кажется свя
занным вместе, и она должна соединять в одном понятии то,
что с точки зрения других интересов, по-видимому, не имеет
ничего общего. Этим она все более и более удаляется от до
научного понимания действительности. Особенно ясно это
там, где уже имеются законы с более широким объемом. Дос
таточно только вспомнить, что науки, формулирующие законы,
приводят к принципиальному различению между наполняющим
пространство физическим и непротяженным психическим, изоб
ражая таким oi6pa30M два мира, между которыми невозможно
более установить никакой реальной связку тогда как для наше
го донаучного, а также и для нашего исторического понима
ния действительности обе эти области остаются неразрывно
связанными друг с другом. Или стоит только вспомнить, что в
науках, формулирующих законы, вещный (dienghaft) характер
нашего представления о мире все более и более утрачивается,
заменяясь понятиями отношений. Наука, формулирующая за
коны социальной жизни, будет и должна, понятно, требовать в
принципе такой же свободы для столь же далеко идущего
преобразования действительности посредством генерализиру
ющего образования понятий. Обращаясь к отношению социо
логии к исторической жизни, мы замечаем, что социология,
желая вместе с тем быть и философией истории, не может так
же свободно разрушать все те формы и способы пониманий
действительности, которые руководятся какой-нибудь иной це
лью, а не ее целью познания законов.
223
Допустим, что социология действительно-таки обрабатывает
т о т ж е самый материал, что и история. Тогда задачей ее бу
дет во всяком случае отыскание законов
культурной жизни
человека, ибо историческая наука имеет дело лишь с явлениями
культуры или с теми частями действительности, которые находят
ся с ней в каком-нибудь отношении. Культура же ни в коем
случае не есть свободная от всякого понимания действитель
ность, которую можно подвергнуть любой обработке и любому
преобразованию посредством понятий. Она, напротив, есть про
дукт известного понимания, определенная
вырезанная из дейст
вительности
часть ее, причем остается совершенно открытым,
значат ли именно для нее и только ли для нее социологические
понятия закона. К тому же эта вырезанная из действительности
часть ее уже вполне определенным образом
расчленена и преоб
разована при посредстве культурных ценностей. А кто может
поручиться, что это расчленение, на основании которого мы и
назвали культурой известную часть действительности, останется
нетронутым после того, как генерализирующее образование по
нятий попробует и сюда наложить свою тяжелую руку? Такое
совпадение совсем не необходимо. Ввиду этого, хотя социология
как наука, формулирующая законы, и рассматривает среди дру
гой не исторической общественной жизни также и ту часть дейс
твительности, которую обрабатывает и история, она все же расс
матривает ее не
как т у ж е самую действительность, иными сло
вами она смотрит на нее, не
ка к на культуру. А что общность
материала в этом смысле вряд ли имеет большое значение, это
видно уже из того соображения, что ведь общий объект являет
ся в таком случае частью того необозримого многообразия, ко
торое не только не входит, как таковое, ни в какую науку, но о
котором вообще мы можем говорить лишь в самых общих чертах,
не входя в его частности, т. к. мы вообще узнаем его, лишь пони
мая его каким-нибудь образом и притом при помощи понятий.
Мы видим, таким образом, что не только генерализирующий и
индивидуализирующий методы несоединимы в специальных нау
ках, но что, кроме того, нет также никакой гарантии в том, что
закономерно-научный и культурно-научный способы исследова
ния соединимы в философии истории; скорее наоборот, при тес
ной связи индивидуализирующего метода с отнесением к цен
ности, если логически и не невозможно, то во всяком случае
весьма маловероятно, чтобы понятия закона совпадали всегда по
своему содержанию с общими понятиями наук о культуре
(Kulturbegriff)-
Все это колеблет в принципе понятие социологии
как философии истории, хотя она и ссылается на то неоспори
мое положение, что всякая действительность подчинена законам,
224
которые могут быть найдены. Само собой понятно, что мы ни
чуть не возражаем против попытки найти законы
общественной
жизни; такая попытка вполне правомерна. Но мы ни в коем
случае не можем считать эти законы также и принципами
куль
турной жизни, только на том основании, что они являются зако
нами той же самой свободной от всякого понимания действи
тельности, которую обрабатывает и история. Верить в возмож
ность ^этого совпадения могут только те, кто, следуя наивному
реализму понятий, смешивают наше донаучное и научное понима
ние действительности с самой действительностью.
Мы не выходим здесь все же из круга логических возмож
ностей, хотя, как мы видели, совпадение понятий закона с поня
тиями наук о культуре было бы по меньшей мере делом чудес
ного случая. Ввиду этого для выяснения вопроса небесполез
но будет показать подробнее, в каких именно случаях уже не
имеет никакого смысла искать законы культурной жизни. Ре
шающим моментом здесь опять-таки является понятие отноше
ния, в котором находится историческое целое к своим частям.
Прежде всего: в каких случаях понимание действительности
как культуры
м о ж е т идти рука об руку с генерализирующим
пониманием действительности? Ввиду того, что культурные цен
ности, будучи всеобщими ценностями, являются вместе с тем и
общими понятиями и, как таковые, обладают общим содержани
ем, — исторические события, становясь, благодаря своей индиви
дуальности, существенными через отнесение их к какой-нибудь
всеобщей культурной ценности, могут быть вместе с тем рассмат
риваемы как экземпляры соответствующего общего понятия. Ибо,
если индивидуализирующий метод и связан всегда с отнесением
к ценности, то предложения этого все же нельзя обратить, утвер
ждая, что применение понятия всеобщей ценности непременно
связано с индивидуализированием. Скорее наоборот. Мы можем
смотреть на те, например, события, которые встречаются в какой-
нибудь истории искусства или права, также как на экземпляры
общего понятия искусства или права; и если при этом порывает
ся
т а связь с ценностями, в которой вещи находились к культур
ной ценности искусства или права благодаря своей
индивиду
альности, — то все же такого рода генерализирующее изобра
жение действительности имеет в виду явления культуры; при этом
оно даже рассматривает действительность
как культуру, ибо ведь
понятие искусства или права отграничивает собственно в данном
случае область исследования, определяя вместе с тем, какие именно
объекты становятся экземплярами соответствующей системы общих
понятий. То, что касается этих культурных ценностей, может, ко
нечно, относиться ко всем культурным ценностям, и поэтому пред
8 Риккерт
ставляется весьма возможным, чтобы все те великие единицы
общественной жизни, которые мы называем культурными наро
дами, — чтобы все они рассматривались нами как экземпляры
системы общих понятий, в которой бы также находили выраже
ние известные законы, причем значимость последних простира
лась бы на всегда повторяющееся развитие и рост любого куль
турного народа. На основании сказанного нами выше ясно, что,
во-первых, подобного рода исследования, конечно, нельзя назы
вать
историей, и что, во-вторых, считая его возможным, мы име
ем в виду лишь логическую возможность, совершенно не говоря
о тех фактических трудностях, которые стоят на пути к его осу
ществлению. Ибо для нас важно здесь лишь одно: мы хотим
допустить здесь максимум того, что вообще возможно только
допустить в вопросе о науке, формулирующей законы культур
ной жизни, — для того, чтобы иметь затем возможность, сделав
это, тем вернее решить, удовлетворяет ли названная наука, сколь
совершенной мы бы себе ее ни представляли, тем требованиям,
которые мы необходимо должны предъявлять к философии исто
рии, как учению о принципах исторической жизни.
Желая ответить на этот вопрос, мы должны иметь в виду, что
философия истории, как бы мы ни определяли ее задачи, должна
быть не философией объекта какого-нибудь специального исто
рического исследования, но философией объекта
всемирной
истории; вместе с тем она должна установить принципы истори
ческого универсума. Под историческим универсумом, однако, как
бы ни было неопределенно это понятие, следует во всяком слу
чае понимать наиболее обширное историческое
целое, какое толь
ко возможно мыслить, а, следовательно, нечто такое, что по сво
ему понятию уже является чем-то
единичным и индивидуальным,
причем объекты специальных исторических исследований долж
ны быть индивидуальными
членами этого целого. Кроме того,
принципы истории должны быть вместе с тем принципами
един
ства этого универсума. Уже из этого одного следует, что наука,
формулирующая законы и вместе с тем желающая быть учением
о принципах истории, не только стоит перед бдльшими или мень
шими трудностями, но что она
логически невозможна. Можно,
конечно, возразить, что мировое целое, о котором трактуют естес
твенные науки, по своему понятию уже есть нечто единичное, и
что, основываясь на тех же аргументах, можно было бы утверж
дать, что вообще не может быть таких законов, значимость кото
рых, подобно, например, закону тяготения, простиралась бы на
мировое целое. Но это возражение явно несостоятельно. Дело
в том, что понятие мирового целого естественных наук, как
инди
видуума, весьма проблематично. Генерализирующие науки не за
226
нимаются им постольку, поскольку именно наиболее общие зако
ны, подобно первому и второму закону термодинамики, закону
энергии и закону энтропии, совершенно невозможно применить
по отношению к неопределенному
безграничному целому Все
ленной. И во всяком случае отношение наук, формулирующих
законы, к мировому целому, или изучаемому, совершенно нельзя
сравнить с отношением философии истории к рассматриваемому
ею историческому универсуму. Если первые ищут законы для
мирового целого, то это значит только, что они хотят установить
то, значимость чего простирается на любую из его
частей. Ни
когда, однако, не рассматривают они этих частей вместе с тем как
членов индивидуального целого, и общие законы уже во всяком
случае не могут быть принципами единства этого целого. С воз
растанием общности этих законов каждая часть все более и бо
лее становится простым лишь
экземпляром рода, отрешаясь вместе
с тем от всех определений, делающих ее членом целого. Поло
жим, социология достигла своей высшей цели и нашла законы
для всех
частей исторического универсума, например законы
развития всех культурных народов. В таком случае эти культур
ные народы тем самым стали бы уже для нее экземплярами
родового понятия и, как таковые, необходимо стояли бы в абстрак
ции изолированными друг от друга. Их нельзя было бы вновь
сомкнуть вместе, связав их в единство единичного индивидуаль
ного исторического универсума, ибо для того, чтобы быть
чле
нами исторической связи, они должны быть непременно индиви
дуумами. И уже во всяком случае законы, найденные социологи
ей, никак не могут быть также и принципами единства для инди
видуальных членов индивидуального универсума.
Для философии истории понятие закона как принципа исто
рического универсума является поэтому логически столь же прог
тиворечивым, как и понятие исторического закона в качестве це
ли эмпирической исторической науки. Конечно,философия исто
рии занимается только «общим», но лишь постольку, поскольку
она имеет дело с историческим универсумом, и именно поэтому
также и
ее
объектом всегда является единичный и индивидуаль
ный ряд развития, членами которого состоят такие же индивиду
умы. Поэтому, какой бы ценностью ни обладала сама по себе
социология как наука, формулирующая законы, — она может,
правда, доставлять истории вспомогательные понятия для иссле
дования ею причинных связей, но она совсем не может заменить
философии истории.
С этой точки зрения следует также смотреть и на все попытки
познать общие «факторы» или «силы» исторической жизни. Так
как история трактует о людях, а у всех людей можно разделить
8
*
227