ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3402
Скачиваний: 14
ярко свидетельствуют о широкой распространенности и силе
современных тенденций в понимании жизни как раз потому, что
в иных отношениях они отличаются от модной философии.
Так, к числу их принадлежит Георг Зиммель. Он обладал нео
бычно тонким пониманием окружающих его духовных движе
ний. Мы имели уже возможность на него ссылаться при общем
изложении философии жизни, поскольку и он делал попытки
установить связь между основным направлением современности
й понятием жизни. Вместе с тем он сам, по крайней мере в части
своих работ, должен считаться философом жизни. Он много
говорит о жизни и почти всегда в высоких тонах, как о предмете
своей любви. Он не только ясно понял, что на пороге двадцато
го столетия широкие круги духовной Европы жаждущими паль
цами стали искать новый лейтмотив для построения мировоззре
ния, причем понятие жизни стремится занять центральное место
в этом исканий, подобно тому, как другие эпохи сосредоточива
лись на таких понятиях, как бытие, божество, природа или лич
ность, но он сделал также из жизни, по крайней мере, в своем
последнем труде, определенный центр своего собственного мыш
ления, правда, таким путем, что, в сущности, здесь уже произошло
преодоление чистой философии жизни. Ибо Зиммель мыслит
под термином жизнь как одно-два, по существу различные, поня
тия, благодаря чему теряется столь важное для других филосо
фий жизни единство жизни, и имманентной она остается только
ho имени, тогда как имеющееся у Зиммеля «обращение к идее»
сполна означает переход через границы всякой жизни.
Но, даже оставляя это в стороне, нельзя подводить под опре
деленные лозунги этого мыслителя со столь богатым духовным
содержанием, поскольку он был сознательным противником сис
тематики. Тем не менее он остается философом жизни в широ
ком смысле этого слова, обнаруживая здесь свою зависимость
как от Ницше, так и от Бергсона, т. е., собственно говоря, от
философов жизни, причем не наносится никакого ущерба его
самостоятельности. Тем самым он характерен для философии
нашего времени.
Но, вместе с тем, по существу он образует переход к тому ряду
мыслей, которые еще менее могут считаться философией жизни
в узком смысле, но все же обнаруживают свое родство с нею, и
поэтому равным образом должны быть упомянуты здесь.
Из старшего поколения, прежде всего, нужно назвать Виль
гельма Дильтея, который совершенно не зависит от Ницше и
Бергсона, но зато стоит в теснейшей связи с немецкой романти
кой, подлинным истоком современной философии жизни. Хро
нологически он принадлежит к ранним философам жизни. Тем
294
не менее, мы упоминаем его потому только теперь, что он не
является, собственно говоря, систематиком и еще менее того мо
жет сойти за модного философа. Он, главным образом, историк
духовной культуры.
Но там, где он философствует, он также заявляет: «Послед
няя основа мировоззрения заключена в жизни». Соответственно
этому он пытался опирать свое мышление на переживания еще
тогда, когда это слово не было так затаскано, как теперь. В
особенности важным ему представляется восстановленное в сво
ем переживании понимание. На этом пути он стремится к более
жизненному познанию духовного бытия, чем это в состоянии
сделать естественнонаучный способ мышления вместе со всей
современной психологией. Важна не только данная в представ
лениях, объективированная и врозь разошедшаяся с жизнью кау
зальная связь, но также и внутренне переживаемая связность
мотиваций. Нет надобности знать что-либо о духовном мире
даже для естественнонаучного точного объяснения самой жиз
ни. Даже такие проблемы, как реальность внешнего мира, Диль-
тей стремится разрешить не при помощи рассудочных выводов,
но обращая внимание на существенное в отношении воли к тому
противодействию, на которое она наталкивается.
Взгляды его на жизнь всецело сплетаются с его исторически
ми работами и определяют не только их метод, но также и содер
жание. Его «Юношеские годы Гегеля»6 характерны в этом отно
шении. Молодого Гегеля можно причислять к философам жизни,
и он становится вполне таковым в изложении Дильтея. С другой
стороны, Дильтея интересовал тот вопрос, каким образом возникла
оспариваемая им точка зрения, т. е. как случилось, что в длившей
ся в течение столетий работе мысли, начиная с Галилея, мир живо
го духа был подменен применением рассудочных категорий естес
твознания, как механический способ мысли со своими свойствами
и формами убил всякую жизненную связность и как повсюду
одинство жизни должно было уступить влиянию молекулярной
физики в деле раздробления и атомизирования даже при иссле-
доиании государства и общества, более того — религии.
Гак этот философ одним из первых во многих пунктах восста
ет против всякого рационализма, т. е. против мнения, что сущ
ность вещей кроется в доступном рассудку и объяснимом. Это
мриподит к мертвому мировоззрению, которое все разрывает на
чип и и не знает целого, которое может жить. В противополож
но« ui «му нужно полностью оценивать интуицию понимания, со-
«ЧЩИНИН
полноты жизни и связности жизни, как подлинный спо-
I <>Г) и< '
1
ррмьтающего мировоззрения и понимания историческо-
ю код« событий.
295
Короче говоря, также и здесь мы встречаемся с жизненностью,
непосредственностью, первоначальностью и наглядной иррацио
нальностью в противоположность мертвому и выводному огра
ничивающемуся понятиями знанию, и в этом у Дильтея по сущес
тву устанавливается связь с Ницше и Бергсоном, с Джемсом и
Зиммелем, от которых он в другом отношении далеко удаляется.
Быть может, посыпятся сначала возражения, если далее в той
же связи мыслей мы упомянем строго научную школу
феноме
нологов, во главе которых стоит Гуссерль. У самого Гуссерля
действительно нет философии жизни. Несмотря на это, его мыш
ление сродно с нею, и этим, быть может, объясняется как раз в
значительной своей доле успех его произведений. Для широких
кругов идеи Гуссерля конечно недоступны. Однако в связи с
ними развилась философия жизни, и уже поэтому о них прихо
дится упоминать^
При этом, само собой разумеется, дело идет не о развертыва
нии логического в противоположность психологическому, так как
таковое может повести только к отказу от всякой философии
чистой жизни, но о «взирании на сущность» (Wesensschau), ко
торое Гуссерль стремится сделать основной теорией всякой фило
софии и которое нашло своих приверженцев. Также и их мы
попытаемся понять в сознательно одностороннем виде и поэтому
несправедливо приспособленными к моменту времени, в связи с
современными тенденциями учений о переживании, приняв во вни
мание, что под феноменологией разумеется учение о вновь открытом
виде наглядных и непосредственных «явлений». При этом прихо
дится больше вспоминать о Гетевском основном феномене, чем о
Гегелевой феноменологии.
Смысл точки зрения феноменологии — в незамутненном вос
приятии первично данных феноменов. В его единстве и своеоб
разии мы должны учиться «видеть стоящее перед глазами», не
окутанное и не затемненное туманной завесой, созданной науч
ными теориями и, в особенности, ходовой психологией. Непос
редственное «видение», «не только чувственное, опытное, но ви
дение вообще, как первично данное сознание чего бы то ни
было, составляет последний источник правомерности всех утвер
ждений разума»4. Это самое близкое к нам мы не должны забы
вать, увлекаясь понятиями, содержащими только отвлеченное, отроз-
ненное и потому далекое нам бытие.
В этом сердцевина сущностного взирания, согласно феноме
нологической методе, поскольку мы ее причисляем к общим тече-
°Ср. Гуссерль, Идеи чистой феноменологии и феноменологической фи
лософии. 1913, стр. 36.
296
ниям времени, и эта жажда непосредственности связывает Гуссер
ля все же с философией жизни, не только с Бергсоном, но и с
Дильтеем, который не без основания живо интересовался подоб
ными стремлениями, несмотря на то, что у него не только отсут
ствуют модные лозунги, но в глубине души его замысел совер
шенно с ними расходится.
Для более полного доказательства имеющейся здесь связи
по существу, можно было бы указать, что Макс Шелер в качест
ве сторонника Гуссерля определенно заявил, что он питает на
дежду, благодаря этой философии в сфере жизни, использовать
до конца те могучие толчки, которые даны были нашему мышле
нию со стороны Ницше, Дильтея и Бергсона. В прямо-таки тор
жественных выражениях он указывает на феноменологию, как на
выполнение всех этих замыслов, и в характерных словах требует
философии, исходящей из «переживания сущностных содержа
ний мира», которая должна знаменовать новую эпоху*.
Шелер сам дал наброски такой философии жизни, главным
образом, в своей книге о гении войны, в основополагающих и
собственно философских главах которой понятие жизни играет
решающую роль и служит для оправдания войны как высшего
момента государственной деятельности. В критике философии
жизни мы еще вернемся к этому.
Под конец следует указать еще на то, что жизнь не только
полагается в основу всей культуры, но также становится базой
для мышления там, где и культура рассматривается как нечто
малосущественное.
Здесь делались попытки определенно примыкающие к роман
тическому ходу мыслей. Характерен в этом отношении «опыт
философии жизни» русского автора Федора Степуна, стоящего
на точке зрения Фридриха Шлегеля**. «Ценности жизни», как
«ценности состояний», противополагаются всем «ценностям осу
ществления» и тем самым всем ценностям культуры. Сама жизнь
почитается больше всего, и особенно религия только и может
обнаруживаться в чистом переживании. Нет смысла говорить о
религиозной культуре. Возможна лишь жизнь в Боге. Всякая
культура основывается на творчестве и означает творчество. Вся-
н о р
же творчество сводится к отрицанию и уничтожению поло-
шитлыюго всеединства души, в котором непосредственно коре-
ним и вгпкая религиозность.
)|А философия жизни, проникнутая симпатией к Фридриху
Шмагалю, придает интересный нюанс современной философии.
' ((> B u h a ltr, Abhandlungen und A ufsatze, 1915, II, стр.227.
" Г.и Ломи , I т. 1010 г., стр. 171 сл. (русск. изд).
297
Шлегель полагал, что только в пассивной святости человек мо
жет хранить память о своем я, в целях созерцания мира и жизни,
в лености он усматривал единственный «богоподобный отры
вок», уделенный человеку. В этом случае можно сослаться на
изгнание из рая. Остается только пожалеть, что тот, кто последо
вательно «живет» согласно этой философии жизни, не сможет
дать философских «осуществлений». Это мировоззрение цен
ности состояния неспособно к объективному оформлению в за
конченной связи мыслей, и, таким образом, мы не можем, к сожа
лению, ожидать появления «системы», быть может, самой после
довательной из всех философий жизни. Кто философствует, исхо
дя из этой точки зрения на жизнь, совершает уже непоследова
тельность в самом своем акте философствования.
Претендующее на полноту перечисление философов жизни
здесь невозможно и не имело бы смысла. Связи с понятием
жизни простираются на самые разнообразные философские нап
равления. Так, сюда можно, например, причислить взгляды
Фрид
риха Паульсена, несмотря на то, что термин жизнь не встречает
ся у этого не сильного, но тонкого и приятного мыслителя. Он
проникнут большой симпатией к Джемсу, и его понимание Канта
соответствует современному течению. Еще с большим основани
ем можно в этой связи упомянуть Ганса Файхингера с его
«Philosophie des Als-ob». Отчасти, конечно, она связывается со
странным искажением Канта, которое уже в конце XVIII века по
поводу Форберга вызвало энергичное противодействие Фихте, и
поэтому отступает далеко от модных направлений. Но и в ней
определенно обнаруживаются нити, связующие ее с Ницше и с
прагматизмом, благодаря чему эта философия встретила такое
участие к себе. В принципиальном отношении в своих сущест
венных чертах, что здесь для нас важно, ее рассуждения не дают
ничего нового сверх того, что мы уже знаем. Поэтому достаточ
но одного краткого указания на нее. Не имеет смысла приво
дить новые имена. Их число велико, их принципиальное значе
ние же маловажно. У каждой моды много поклонников.
Но не следует также
слишком раздвигать круг философии
жизни. На это следует указать, так как наряду с Бергсоном и
Джемсом называют такого мыслителя, как
Рудольф Эйкен, счи
тая, что, подобно первым, он отвращается от понятий обратно к
жизни*. Конечно, у Эйкена очень часто встречается слово жизнь,
и точно так же справедливо, что в этом своеобразном и глубоком
мыслителе нельзя видеть только обновителя идеализма Фихте.
Но для него существенна самая тесная связь с классической
*Ср. Julins Goldstein, Wandlungen in der Philosophie der Gegenwart, стр. 149 сл.
298