Файл: Одним из важных факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности является эффективное управление материальными запасами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание





Введение


Одним из важных факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности является эффективное управление материальными запасами. Современные предприятия еще не включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и явно недостаточно используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях индустриально развитых стран показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.

До  недавнего времени считалось, что  чем больше у предприятия запасов, тем лучше. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально – техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы. Однако, в современных условиях, когда проблема дефицита гораздо меньше стоит, предприятия могут осуществлять самые разнообразные инвестиции. Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в товарно – материальные запасы, необходимо понимать, что тем самым предприятие отказывается от альтернативных вариантов инвестиций.

Контроль  за эффективным использованием средств  в товарно- материальных запасах является необходимым условием успешной работы фирмы. Для быстрорастущих компаний это особенно важно, так как вложения в активы такого вида могут быстро выйти из под контроля.

На  уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому являют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако, многие фирмы не уделяя этому должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.


Способом ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных средств. При увеличении оборачиваемости вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из-за неизбежных задержек связанных с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары лишь в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации.

Актуальность проблемы оптимизации запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.

Проблемам внутренней логистики и управления запасами посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые: Б.А. Аникин, А.М. Гаджинский, В.В. Дыбская, В.В. Лукинский, М. Р. Линдерс, Л.Б. Миротин, Ю.М. Неруш, А.Н. Стерлигова и другие

Объект исследования - ООО «Торговый ряд Радов».

Предметом исследования является процесс управления запасами на предприятии ООО «Торговый ряд Радов».

Цель выпускной работы - исследование управления запасами в организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию в ООО «Торговый рад Радов».

Для достижения цели выпускной работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы управления запасами на предприятии;

- проанализировать управление запасами в ООО « Торговый ряд Радов»;

- разработать направления совершенствования системы управления запасами в ООО «Торговый ряд Радов».

Методы исследования: методы работы с информацией, обобщения и системного анализа данных, финансово-экономического анализа, графического представления данных, группировка, обобщение и другие.

Информационной базой для написания работы являются внутренние документы компании, ее

финансовая отчетность, учебники, периодическая литература, нормативные акты и интернет-ресурсы по теме исследования.

Выпускная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.


1 Теоретические основы управления запасами 




1.1 Понятие и виды запасов


Товарно-материальный запас — это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в ор­ганизации. Система управления товарно-материальными запасами — это совокупность правил и способов регулирования, с помощью которых можно кон­тролировать уровни запасов и определять, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа [15, c.89].

Согласно п. 127 ГОСТР 51303— 2013 группа Т02 ОКСТУ 0131 «Торговля (термины и определения)», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.13 № 242-ст., товарные запасы – это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату[3].

Запасы создаются в промышленности, розничной, оптовой торговле, на предприятиях и организациях различных форм собственности и направлений деятельности.

Под материальными запасами понимают находящуюся на разных стадиях производства и обращения продукцию производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления. Отдельно выделяют понятие товарные запасы.

Наиболее общая формулировка понятия запасов представлена А. М. Гаджинским: «Материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственнотехнического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления» [10].

Итак, запас – это товарно-материальные ценности, которые участвуют в торговом или производственном обороте для эффективной деятельности предприятия и получения прибыли.

Товарно-материальные ценности, за счет которых происходит формирование запасов, группируются в зависимости от этапа бизнес-процесса следующим образом (рис. 1) [12].



Рис. 1 – Состав запасов [12]
В группу «Сырье и материалы» включаются товарно-материальные ценности, поступающие на вход звена цепи поставки. Отличительная особенность товарно-материальных ценностей группы «Сырье и материалы» заключается в их использовании в производственном процессе и значении исходных составляющих для производственного процесса. Данной группой запасов определяется состав товарно-материальных ценностей, необходимых для формирования материальных потоков в снабжении.


Следующая группа товарно-материальных ценностей является «Незавершенное производство», представляющая собой совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов производства готовой продукции. Незавершенное производство имеется на всех производственных предприятиях, так как в любой момент времени определенная часть товарноматериальных ценностей находится либо в процессе, либо между выполнением операций технологической обработки. Существенной долей незавершенного производства обладают оптовые компании, логистические посредники или операторы, в случае предоставления этими компаниями услуг по грузопереработке, упаковке, затариванию и пр., являющихся для перечисленных организаций производственным процессом. Группой незавершенного производства происходит формирование материальных потоков в производстве.

Следующей группой является «Готовая продукция», состоящая из товарно-материальных ценностей, полностью готовых к реализации.

Группа «Товары» - это материальные ценности, переданные в реализацию, по розничной цене с обособлением торговой наценки (торговой скидки) на аналитических счетах учета товаров. 

Образованные в процессе производства продукции, добычи или обогащении полезных ископаемых в виде побочных продуктов, очистки и прочих действиях товарно-материальные ценности, которые полностью или частично утратили потребительские качества, формируют группу «Отходы». Как правило, на практике при накоплении отходов их для транспортируют на другие производства, утилизацию, переработку или захоронение [15].

Запасы можно классифицировать по большому количеству различных признаков. Рассмотрим классификацию запасов по месту их нахождения. Все запасы, имеющиеся в экономике и включающие в себя сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, детали, готовые изделия и т.п. определим как совокупные.

Совокупные запасы подразделяются на:

1. Производственные запасы. Они формируются в организациях-потребителях, предназначены для производственного потребления, их основная цель – обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.

2. Товарные запасы. Они находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на: запасы в пути (транспортные запасы) и запасы на предприятиях розничной и оптовой торговли.