Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине по дисциплине Психиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 739

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос: какое лечение не показано больному: 1. Витаминотерапия 2. Транквилизаторы 3. Антидепрессанты 4. Ноотропы 5. Коронаролитические средства.

Ответ: 5

Задача № 6
Больной Х., 43 года. Поступил в клинику с жалобами на боли в области сердца, приступ сердцебиения, сопровождающиеся страхом смерти от внезапной остановки сердца. Точно указывает день начала заболевания, когда впервые почувствовал сердцебиение, резкую слабость, нехватку воздуха, побледнел. АД - 180/100 мм. рт. ст. Стал испытывать страх за свое здоровье. Последние 2-3 года до начала заболевания больной стал злоупотреблять крепкими спиртными напитками (водка), сформировался похмельный синдром. Накануне заболевания принял несколько большую дозу алкоголя. Наутро болела голова, потеря аппетита, общее недомогание. Затем в душном помещении возник приступ, описанный выше. С этого времени стал прислушиваться к ощущениям в области сердца, измерять пульс, ограждать себя от физического труда. Лечился в больнице, в отделении санаторного типа. Выписался с улучшением, однако мысли о болезни сердца, возможной его остановке, не покидали больного. Неоднократно обращался к терапевтам, кардиологам, невропатологам, освобождался от работы по поводу вегетососудистой дистонии. Чрезмерный страх за сердце вынуждал пациента ограничивать передвижение сначала в метро, потом и в наземном транспорте. Отказался от путевки на юг, перестал ездить к матери, сменил работу ближе к дому, реже выходил из дому, перестал ходить в кино, магазин. Даже выходил из дома только в сопровождении жены.
Вопрос: укажите основной вид терапии: 1. Нейролептики 2. Антидепрессанты 3. Ноотропы 4. Транквилизаторы 5. Психотерапия.

Ответ: 5

Задача № 7
Больной Ш., 14 лет, болен с 9 лет. Страдает спонтанными фокальными судорогами (миоклонии или клонии в ограниченной области), иногда усиливающимися от сенсорных стимулов и движения, которые могут продолжаться часы, дни. Состояние фармакорезистентено. ЭЭГ- Эпилептиформные разряды в моторной коре контрлатерально судорогам. Психика – без особенностей Неврология – гемипарез, гемигипестезия соответствуют поражению коры, ЯМРТ головного мозга – опухоль.
Возможная терапия: 1. Карбамазепин 2. Депакин 3. Хирургическое вмешательство

4. Вальпроат +АКТГ+ бензодиазепины 5. Все перечисленное

Ответ: 3

Вопросы для подготовки:



  1. Принципы лечения психически больных.

  2. Основные принципы психофармакотерапии.

  3. Классификации психофармакологических препаратов.

  4. Общие закономерности клинического действия психотропных средств.

  5. Механизм действия и спектр психотропной активности препаратов различных классов.

  6. Побочные эффекты и осложнения при лечении психотропными препаратами.

  7. 6.Угрожающие жизни состояния в психиатрии (фебрильная кататония, злокачественный нейролептический синдром, тяжелая форма алкогольного делирия и др.)

  8. Основные терапевтические мероприятия при критических состояниях.

  9. Электросудорожная терапия.

  10. Инсулинокоматозная терапии.

  11. Терапия лишением сна.


Модуль 4 Социальные и правовые основы психиатрии


Тема 1 Социальная и профессиональная реабилитация психически больных. Социальные воздействия в лечении, реабилитации и профилактике психических расстройств

Форма(ы) текущего контроля успеваемости тестирование, устный опрос,

защита реферата.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Темы рефератов
1. Организационные формы реабилитации психических больных.

2. Лечебно-производственные предприятия в трудовой реабилитации психических больных.

3. Трудоустройство и трудовая реабилитация психических больных.
Тестовый контроль


1

К реабилитационным мероприятиям при маниакально-депрессивном психозе относится все перечисленное, кроме

А

обязательного направления в ЛПМ

Б

постепенного перевода на более свободный режим

В

трудотерапии

Г

групповой (семейной) психотерапии







2

Больные маниакально-депрессивным психозом временно нетрудоспособны во всех стадиях заболевания, кроме

А

в состоянии интермиссии

Б

на стыке фаз (при выраженном смешанном состоянии)

В

в дебюте фазы при достаточной выраженности симптоматики

Г

в начале выхода из фазы







3

Факторами риска суицидального поведения у психически больных являются все перечисленные, кроме

А

массивного двигательного торможения

Б

малой выраженности двигательного торможения в массивной депрессии

В

наличия массивных идей самообвинения

Г

наличия суицидальных мыслей







4

Профилактика суицидов заключается во всем перечисленном, кроме

А

необходимых гигиенических мероприятий

Б

при необходимости - комплекса психотерапевтических мероприятий

В

принятия необходимых мер (госпитализации, адекватной терапии, установлении строго надзора)

Г

оценки степени суицидальной опасности состояния

5

Наиболее благоприятен в плане трудового прогноза следующий случай вялотекущей шизофрении

А

со стойкими деперсонализационными расстройствами

Б

с легко развивающимися сутяжно-паранойяльными состояниями

В

с грубыми истерическими расстройствами

Г

при паранойяльной ипохондрии

6

В периоде стабилизации процесса при ипохондрическом варианте вялотекущей шизофрении на первый план выступают все перечисленные особенности личности больных, кроме

А

постоянных сомнений, невозможности принять правильное решение, навязчивого самоанализа

Б

снижения психической продуктивности, повышенной потребности в отдыхе

В

ригидности с привязанностью к определенному режиму, медикаментам

Г

обостренного чувства собственной ущербности

7

Реабилитационные мероприятия при параноидной шизофрении включают все перечисленное, кроме

А

музыкотерапии, элементов психодрамы Морено

Б

работы в лечебных мастерских

В

системы поэтапной трудовой реабилитации с конечной целью трудоустройства больных на обычные предприятия

Г

преодоления явлений "госпитализма"







8

Развитие у больных шизофренией явлений госпитализма связано со всем перечисленным, кроме

А

общения с психически больными лицами

Б

ограничения контактов

В

бездеятельности, скудности впечатлений

Г

отрицательных депривационных последствий длительного применения нейролептиков







9

При злокачественной юношеской шизофрении

А

больные нуждаются в оформлении первой или второй группы инвалидности, но могут работать в ЛТМ

Б

больные нуждаются в оформлении второй или третьей группы инвалидности

В

больные большую часть времени могут сохранять работоспособность

Г

больные могут работать на обычных промышленных предприятиях и наблюдаться в ПНД для коррекции терапии







10

Наиболее вероятные возможности сохранения трудоспособности

А

при рекуррентной или приступообразно-прогредиентной шизофрении, близкой к рекуррентной

Б

параноидной шизофрении

В

злокачественной шизофрении

Г

приступообразно-прогредиентной шизофрении, близкой к параноидной




Ситуационные задачи
Задача № 1
Девушке 15 лет. Физическое телосложение характеризовалось излишней полнотой, что, начиная с 14-летнего возраста, стало вызывать у девушки кратковременные депрессивные реакции. Часто смотрелась в зеркало, задавала вопросы матери о полноте, избавлении от нее. Затем мать заметила, что девушка не ест мучные и жирные блюда, выбрасывает их. Искусственно вызывала у себя рвоту, стала худеть, потеряла в весе 9 кг.
Вопрос: назовите предполагаемый диагноз: 1. Вуайеризм. 2. Агорафобия. 3. Психопатия (расстройство личности). 4. Неврастения. 5. Нервная анорексия.

Ответ: 5
Задача № 2
Больная О., 1985 г. рождения, учащаяся кулинарного училища. Анамнез жизни: из крестьянской семьи. Отец вспыльчивый, раздражительный, жестокий, сильно пьет. Мать мягкая, добрая, безответная. В детстве росла молчаливой, ранимой, забитой, тяжело переживала пьянство отца. Постепенно привыкла к побоям и издевательствам, научилась в фантазиях уходить в другой мир. В 5 классе после резкого замечания на занятиях «случился сердечный приступ». Мать стала «баловать» ее, избавила от домашней работы. Поступила в училище, стала более общительной, появилось много подруг. Скучала по матери, но избегала частых поездок домой, не хотела видеть отца. Дважды дома в присутствии отца возникали истерические припадки, дико кричала. Перенесла в 9 лет легкую черепно-мозговую травму. Влюбилась в молодого человека, допустила близость с ним после того, как он обещал жениться. Однако молодой человек вскоре куда-то уехал. Сильно расстроилась, особенно после того, как обнаружила беременность. Страшила гневная реакция отца, опасалась пересудов односельчан. Настроение было подавленным, стала замкнутой, усилилась мечтательность, тяга к одиночеству. Сказала подруге, что цыгане увезли ее за город и «под угрозой ножа» изнасиловали. Показывала кровоподтеки. Ходила по городу с куклой, завернутой в одеяло. Объективно: выглядит моложе своего возраста, хрупкого телосложения, пуглива, при малейшем стуке вздрагивает, всхлипывает. Быстро переходит от изложения событий реальной жизни к вымыслам о пребывании в цыганском таборе: что ее «проиграли в карты, должны зарезать». Становится возбужденной, картинно заламывает руки, умоляет помочь ей. Ощущает «затуманенность в голове, замедление в работе сердца», резкую слабость; начинает сползать со стула, томно прикрывает глаза, переходит на чуть слышный шепот.


Вопрос: поставьте диагноз: 1. Шизофрения 2. Органическое поражение головного мозга травматического генеза 3. Истерический реактивный психоз с синдромом бредоподобных фантазий 4. Истерическая психопатия 5. Умственная отсталость.

Ответ: 3

Задача № 3
Валентина А., 1967 г. рождения, инвалид 2 группы, не работает.

Анамнез жизни: мать рано умерла, по характеру была ласковая, добрая, общительная. Отец тщедушный, маленького роста, обидчивый, капризный. После второй женитьбы целиком попал под влияние жены, неоднократно совершал на глазах близких суицидальные попытки – пытался повеситься, броситься с крыши, глотал толченое стекло, гвозди. В детстве росла живой, смышленой, склонной к фантазированию. Воспитывалась у дяди, выполняла по дому всю черную работу, «детства не видела». Окончила 6 классов, курсы раскройщиков. В 20 лет оперирована по поводу аппендицита, в послеоперационном периоде появились свищи в области рук и ног, по передней поверхности шеи, брюшной стенки. На протяжении 3 лет более 10 раз помещалась в хирургическое отделение. Обнаружилось, что больная вводила себе под кожу различные масла, вызывая абсцессы и изъявления. После установления обмана дала бурную истерическую реакцию, пыталась выброситься из окна. После госпитализации в психиатрическую больницу поведение было демонстративным, падала с кровати, отказывалась от еды, пыталась проглотить черенок от ложки. Соматическое состояние: инфантильно-грациального сложения, рост 146 см, вес 47 кг. На коже живота множественные следы послеоперационных рубцов и старых абсцессов. Психическое состояние: держится кокетливо, рисуясь. Говорит о безнадежности своего состояния, сожалеет, что «врачи оказались бессильны перед болезнью». При разоблачении слегка смущается, но вскоре по-детски проявляет удовлетворение тем, что «3 года удавалось провести врачей». Капризна, ищет внимания и сострадания больных; рассказывает о тяжелом детстве и пережитых «неимоверных страданиях». Довольна больничной обстановкой, охотно принимает участие в трудовых процессах. При упоминании о предстоящей выписке сразу же становится угрюмой, капризной, злой, с вызовом говорит о своем намерении «рассчитаться с жизнью».
Вопрос: назовите ведущий синдром: 1. Астенический 2. Синдром «Мюнхаузена» 3. Органический 4. Ипохондрический 5. Депрессивный.

Ответ: 2
Задача № 4
Александра А., 1969 г. рождения. Анамнез жизни: родилась четвертым ребенком, мать умерла от послеродового сепсиса. Воспитывалась мачехой, жестоко обращавшейся с ней: морила голодом, обваривала кипятком. Росла послушной, тихой, но обидчивой. Отличалась склонностью к фантазированию: мечтала стать артисткой, воображала перед подругами отдельные сценки, нравилось их внимание. В 9 лет стала отмечать колющие боли в сердце, обследовалась у ревматолога, подозревали лейкоз, дважды помещалась в детскую больницу. С этого времени жаловалась на носовые кровотечения, слабость, утомляемость к концу занятий. Поступила ученицей на швейную фабрику, была жизнерадостной, писала стихи. Нечаянно порезала при раскрое дорогой материал, сильно испугалась, закружилась голова, затем развился истерический припадок. На следующий день не могла передвигаться, ноги были «как ватные». С этого времени постоянно заводила разговор о болезни, утрами показывала пятна крови на своей подушке. (Анализы крови на свертываемость, протромбиновый индекс без изменений). Психическое состояние: детски наивное выражение лица, в общении непосредственна. Смущаясь, рассказала о своих попытках вызывать кровотечения: «хотелось внимания врачей… устала от непосильной работы». Часто бывают колебания настроения. Мышление эмоционально окрашено, непоследовательна в оценках и суждениях. Внушаема. В отделении несколько раз наблюдались обильные кровотечения из горла. Замечено, что больная на прогулке подбирает камешки, мелкие стекла и царапает ими слизистую носа. Пытается натирать подмышечную впадину солью с целью повышения температуры. Поведение с оттенком детского упрямства. Привлекает внимание больных рассказами о жестокости мачехи, довольна производимым эффектом.