Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине по дисциплине Психиатрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 742
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Боткина девочку в семье стали считать тяжелобольной, ограждали от домашних дел. Постепенно она стала «задавать тон в семье», командовала старшими, требовала удовлетворения всех желаний. В школу пошла в 7 лет, отличалась неусидчивостью, торопливостью. Пропускала уроки, ссылаясь на плохое самочувствие. Жаловалась матери, что учителя занижают ее оценки. Дома стала еще капризней, требовательней, эгоистичней, добивалась новых нарядов, а в случаях отказа «становилась дикой», набрасывалась с кулаками, пыталась однажды откусить матери нос; отмечалось несколько истерических припадков. С 13 лет начала прибегать к фантазиям: что мать похитила ее из цыганского табора; матери заявила, что ее вовлекли в воровскую шайку. В школе сказала, что учитель физики склонял ее к сожительству за отличные оценки. Накануне жаловалась на боль в горле, не пошла в школу, а вечером собралась в кино. Мать твердо не разрешила. Девочка грубо оскорбила мать, плевалась, искусала бабушку, а затем залаяла по-собачьи. Долго не могла успокоиться. Спала тревожно, наутро прощалась с матерью, говоря, что ее ждут «друзья-уголовники», которым она дала «клятву кровью», и если она не выполнит «задания», то мать зарежут. При попытке успокоить ее дала бурную реакцию гнева, рыдала, а затем отвернулась и застыла на несколько часов, не отвечая на вопросы.
Вопрос: поставьте диагноз: 1. Бессудорожная эпилепсия 2. Невротическая депрессия 3. Истерическая психопатия 4. Невроз навязчивых состояний 5. Психопатия возбудимого круга.
Ответ: 3
Задача № 14
Больная Н. 31 год, актриса. В кабинете врача ведет себя очень демонстративно - постоянно и эмоционально рассказывает о своих успехах на сцене, о том, что ее любит публика и т.п. С детства упрямая, капризная, повышенно эмоциональна. На незначительные неприятности давала бурные реакции плача, рыданий и "припадков". В больницу поступила из-за конфликтов с администрацией театра. Считает, что ей дают мелкие роли, не соответствующие ее таланту. После бурной сцены с режиссером отмечалась кратковременная потеря сознания (по типу обморока). Очень внушаема.
Вопрос: назовите предположительный диагноз? 1 . Транзиторная ишемическая атака 2. Эпилепсия с вторично- генерализованными судорожными приступами и аффективным компонентом
3. Истерическое расстройство личности 4 Эпилепсия с типичными абсансами
5 Синкопальное состояние
Ответ: 3
Вопросы для подготовки:
Понятие реабилитации. Этапы, виды реабилитационной работы.
2. Основные формы поддержки и защиты психически больных.
3. Медицинская реабилитация
4. Профессионально-трудовая реабилитация.
5. Социальная реабилитация.
6. Общественные формы поддержки и защиты психически больных.
7.Семья как фактор социального воздействия в лечении, реабилитации и профилактике психических расстройств
8. Психопрофилактика и психогигиена.
9. Группы поддержки больных, перенесших психическое заболевание.
10. Лечебно-трудовые мастерские, их роль в повышении социально-психологической адаптации психических больных.
Модуль 5 Эпидемиология психических заболеваний
Тема 1 Основные задачи в области эпидемиологических исследований в психиатрии. Определение биологических, психологических и социальных факторов риска заболевания психическими расстройствами
Форма(ы) текущего контроля успеваемости тестирование, устный опрос,
защита реферата.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Темы рефератов
1.Эпидемиологические исследования в психиатрии.
2.Биологические факторы риска заболевания психическими расстройствами.
3.Психологические и социальные факторы риска заболевания психическими расстройствами.
Тестовый контроль
Ситуационные задачи
Задача №1
К детскому психиатру обратилась мать ребенка М., 2 лет с жалобами на то, что сын часто плачет без всякой причины, с трудом поддается уговорам, со злостью отталкивает мать, пытается причинит ей боль. Новыми игрушками не интересуется. Увидев плюшевого слона, которого подарил папа, испугался, расплакался. Играет один, сидя в углу, рвет на мелкие кусочки бумагу, обматывает руки поясами от платьев. При попытке познакомить сына с соседскими детьми, убегает, прячется. Дружить ни с кем не хочет.
Вопрос: укажите наиболее вероятное психическое расстройство у ребенка М.: 1. Эпилепсия 2. Шизофрения 3. Умственная отсталость 4. Невроз 5. Ни одно из перечисленных.
Ответ: 2
Задача № 2
Больная Т., 40 лет. Последние 10 лет подвержена переменам фаз настроения. Переживает тяжелую депрессию, практически не встает с постели, не занимается домашними делами, ничего не читает, говорит о бессмысленности жизни, несколько раз совершала суицидальные попытки. Такое состояние длится от 1 до 3-х мес., в зависимости от лечения, и затем плавно сменяется выраженной гипертимией, суетливостью, восторженными, радостными переживаниями, сексуальной гиперактивностью. Больная начинает мало спать, пишет стихи, рисует, задумывает в квартире ремонт, пытается устроиться сразу на несколько работ, но ничего не доводит до конца, устремляясь к новым неосуществимым целям. Через несколько месяцев это состояние вновь переходит в депрессию и т.д.. В случае адекватного и своевременного стационарного лечения часто удается сохранить ровный фон настроения и добиться более адекватного поведения, но при переводе на амбулаторный режим болезненные проявления обычно возвращаются в прежнем виде.
Вопрос: укажите наиболее вероятный клинический диагноз: 1. Истерический невроз 2. Акцентуация характера неустойчивого типа 3. Шизофрения, гебефреническая форма 4. Шизофрения, кататоническая форма 5. Маниакально-депрессивный психоз.
Ответ: 5
Задача № 3
Больной И., 20 лет, учится в техникуме. Со слов родственников в последние 2-3 года «стал совершенно другим»: не общается даже с самыми близкими друзьями, учеба дается все с большим трудом, практически все время проводит в своей комнате, ничем не занимаясь, бесцельно листает учебники
, просто сидит или лежит. Значительно уменьшился словарный запас, общается односложно, бывает, что вообще не может ответить на вопрос по существу. Иногда использует понятные только ему выражения, например, однажды назвал малолитражный автомобиль «машиноциклом», громко включенный телевизор – «телешумом». Временами использует специфические жесты там, где можно было бы употребить слова, так, не найдя приготовленной еды, стал демонстрировать в гостиной пустую тарелку и ложку. Обнаруживает черты негативизма, делая противоположное тому, о чем его просят. Перестал понимать переносный смысл, реагирует только на буквально сформулированные выражения. Эмоционально оскудел, практически перестал не только смеяться, но даже не улыбается. Эгоцентричен, проблемы родных совершенно не вызывают сочувствия. Бывает, что временами к чему-то прислушивается, становится напряжен, тревожен, испуган, но эти состояния довольно быстро проходят. Похудел из-за того, что часто отказывается даже от любимой пищи. Говорит, что чувствует себя нормально, категорически отказывается идти на прием к врачу.
Вопрос: укажите наиболее вероятный клинический диагноз: 1. Легкая умственная отсталость 2. Умеренная умственная отсталость 3. Деменция лакунарная 4. Деменция тотальная 5. Шизофрения, простая форма.
Ответ: 5
Задача № 4
Больной М., 20 лет. Отец пациента страдал психическим расстройством. Рос общительным, занимался спортом, хорошо учился. В 14 лет стал меняться: оставил занятия спортом, сузил круг общения. Стал бездеятелен, пассивен, последние месяцы совершенно замкнулся. Перестал мыться, за одеждой не следил. При поступлении в клинику вял, пассивен, формально отвечал на вопросы. Бреда и галлюцинаций не обнаруживалось. К госпитализации безразличен. В больнице пассивен. С врачом контакт формальный, мимика однообразная, голос - монотонный. Настроение характеризовал как обычное, бреда и галлюцинаций выявлено не было. При патопсихологическом обследовании отмечена «разноплановость мышления», выявлена дискордантность характера (шизоидность/циклоидность). Физическое развитие с нерезко выраженными чертами инфантилизма.
Вопрос: общие признаки, характеризующие течение данного психического расстройства: 1. Маниакальные аффективные нарушения 2. Наличие утяжеления и нарастания продуктивной симптоматики. 3. Выраженные депрессивные аффективные нарушения 4. Возбуждение с беспорядочными движениями. 5. Раннее появление негативных расстройств.
Вопрос: поставьте диагноз: 1. Бессудорожная эпилепсия 2. Невротическая депрессия 3. Истерическая психопатия 4. Невроз навязчивых состояний 5. Психопатия возбудимого круга.
Ответ: 3
Задача № 14
Больная Н. 31 год, актриса. В кабинете врача ведет себя очень демонстративно - постоянно и эмоционально рассказывает о своих успехах на сцене, о том, что ее любит публика и т.п. С детства упрямая, капризная, повышенно эмоциональна. На незначительные неприятности давала бурные реакции плача, рыданий и "припадков". В больницу поступила из-за конфликтов с администрацией театра. Считает, что ей дают мелкие роли, не соответствующие ее таланту. После бурной сцены с режиссером отмечалась кратковременная потеря сознания (по типу обморока). Очень внушаема.
Вопрос: назовите предположительный диагноз? 1 . Транзиторная ишемическая атака 2. Эпилепсия с вторично- генерализованными судорожными приступами и аффективным компонентом
3. Истерическое расстройство личности 4 Эпилепсия с типичными абсансами
5 Синкопальное состояние
Ответ: 3
Вопросы для подготовки:
Понятие реабилитации. Этапы, виды реабилитационной работы.
2. Основные формы поддержки и защиты психически больных.
3. Медицинская реабилитация
4. Профессионально-трудовая реабилитация.
5. Социальная реабилитация.
6. Общественные формы поддержки и защиты психически больных.
7.Семья как фактор социального воздействия в лечении, реабилитации и профилактике психических расстройств
8. Психопрофилактика и психогигиена.
9. Группы поддержки больных, перенесших психическое заболевание.
10. Лечебно-трудовые мастерские, их роль в повышении социально-психологической адаптации психических больных.
Модуль 5 Эпидемиология психических заболеваний
Тема 1 Основные задачи в области эпидемиологических исследований в психиатрии. Определение биологических, психологических и социальных факторов риска заболевания психическими расстройствами
Форма(ы) текущего контроля успеваемости тестирование, устный опрос,
защита реферата.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Темы рефератов
1.Эпидемиологические исследования в психиатрии.
2.Биологические факторы риска заболевания психическими расстройствами.
3.Психологические и социальные факторы риска заболевания психическими расстройствами.
Тестовый контроль
1 | Правильным определением социальной гигиены как науки является: |
А | Социальная гигиена - наука об общественном здоровье и здравоохранении. |
Б | Социальная гигиена - система мероприятий по охране здоровья населения. |
В | Социальная гигиена - наука о социальных проблемах медицины и здравоохранения. |
Г | Социальная гигиена – система мер по предупреждению заболеваний. |
| |
2 | Общественное здоровье характеризуют все перечисленные показатели, кроме |
А | трудовой активности населения |
Б | заболеваемости |
В | инвалидности |
Г | демографических показателей |
| |
3 | Уровень общей смертности населения в нашей стране в 1994 г. находился в пределах |
А | от 11 до 15% |
Б | от 5 до 10% |
В | от 16 до 20% |
Г | от 0 до 5 % |
| |
4 | Уровень младенческой смертности в нашей стране в 1994 г. находился в пределах |
А | от 16 до 20% |
Б | от 10 до 15% |
В | от 20 до 25% |
Г | свыше 25% |
| |
5 | Показатель рождаемости населения в Российской Федерации в 1994 г. находился в пределах |
А | до 10 на 1000 |
Б | от 10 до 15 на 1000 |
В | от 15 до 20 на 1000 |
Г | от 20 до 25 на 1000 |
| |
6 | Наиболее значимое влияние на сохранение и укрепление здоровья населения оказывают все факторы, кроме |
А | уровня культуры населения |
Б | экологических факторов среды |
В | качества и доступности медицинской помощи |
Г | безопасных условий труда |
| |
7 | Субъектами обязательного медицинского страхования являются все из перечисленных, кроме |
А | органа управления здравоохранением |
Б | фонда медицинского страхования |
В | страховой организации |
Г | медицинского учреждения |
| |
8 | В базовую программу обязательного медицинского страхования входят все положения, кроме |
А | организации добровольного медицинского страхования |
Б | видов платных медицинских услуг |
В | дифференциации подушевой стоимости медицинской помощи в зависимости от пола и возраста |
Г | стоимости различных видов медицинской помощи |
| |
9 | Основными задачами поликлиники являются все, кроме |
А | организации работ по пропаганде здорового образа жизни |
Б | лечебно-диагностического обслуживания населения |
В | профилактической работы |
Г | экспертизы временной нетрудоспособности |
| |
10 | Организация мер по сокращению затрат времени пациентов на посещение поликлиники включает все элементы, кроме |
А | нормирования деятельности врачей |
Б | анализа интенсивности потока больных по времени |
В | правильной организации графика приема врачей |
Г | четкой работы регистратуры |
Ситуационные задачи
Задача №1
К детскому психиатру обратилась мать ребенка М., 2 лет с жалобами на то, что сын часто плачет без всякой причины, с трудом поддается уговорам, со злостью отталкивает мать, пытается причинит ей боль. Новыми игрушками не интересуется. Увидев плюшевого слона, которого подарил папа, испугался, расплакался. Играет один, сидя в углу, рвет на мелкие кусочки бумагу, обматывает руки поясами от платьев. При попытке познакомить сына с соседскими детьми, убегает, прячется. Дружить ни с кем не хочет.
Вопрос: укажите наиболее вероятное психическое расстройство у ребенка М.: 1. Эпилепсия 2. Шизофрения 3. Умственная отсталость 4. Невроз 5. Ни одно из перечисленных.
Ответ: 2
Задача № 2
Больная Т., 40 лет. Последние 10 лет подвержена переменам фаз настроения. Переживает тяжелую депрессию, практически не встает с постели, не занимается домашними делами, ничего не читает, говорит о бессмысленности жизни, несколько раз совершала суицидальные попытки. Такое состояние длится от 1 до 3-х мес., в зависимости от лечения, и затем плавно сменяется выраженной гипертимией, суетливостью, восторженными, радостными переживаниями, сексуальной гиперактивностью. Больная начинает мало спать, пишет стихи, рисует, задумывает в квартире ремонт, пытается устроиться сразу на несколько работ, но ничего не доводит до конца, устремляясь к новым неосуществимым целям. Через несколько месяцев это состояние вновь переходит в депрессию и т.д.. В случае адекватного и своевременного стационарного лечения часто удается сохранить ровный фон настроения и добиться более адекватного поведения, но при переводе на амбулаторный режим болезненные проявления обычно возвращаются в прежнем виде.
Вопрос: укажите наиболее вероятный клинический диагноз: 1. Истерический невроз 2. Акцентуация характера неустойчивого типа 3. Шизофрения, гебефреническая форма 4. Шизофрения, кататоническая форма 5. Маниакально-депрессивный психоз.
Ответ: 5
Задача № 3
Больной И., 20 лет, учится в техникуме. Со слов родственников в последние 2-3 года «стал совершенно другим»: не общается даже с самыми близкими друзьями, учеба дается все с большим трудом, практически все время проводит в своей комнате, ничем не занимаясь, бесцельно листает учебники
, просто сидит или лежит. Значительно уменьшился словарный запас, общается односложно, бывает, что вообще не может ответить на вопрос по существу. Иногда использует понятные только ему выражения, например, однажды назвал малолитражный автомобиль «машиноциклом», громко включенный телевизор – «телешумом». Временами использует специфические жесты там, где можно было бы употребить слова, так, не найдя приготовленной еды, стал демонстрировать в гостиной пустую тарелку и ложку. Обнаруживает черты негативизма, делая противоположное тому, о чем его просят. Перестал понимать переносный смысл, реагирует только на буквально сформулированные выражения. Эмоционально оскудел, практически перестал не только смеяться, но даже не улыбается. Эгоцентричен, проблемы родных совершенно не вызывают сочувствия. Бывает, что временами к чему-то прислушивается, становится напряжен, тревожен, испуган, но эти состояния довольно быстро проходят. Похудел из-за того, что часто отказывается даже от любимой пищи. Говорит, что чувствует себя нормально, категорически отказывается идти на прием к врачу.
Вопрос: укажите наиболее вероятный клинический диагноз: 1. Легкая умственная отсталость 2. Умеренная умственная отсталость 3. Деменция лакунарная 4. Деменция тотальная 5. Шизофрения, простая форма.
Ответ: 5
Задача № 4
Больной М., 20 лет. Отец пациента страдал психическим расстройством. Рос общительным, занимался спортом, хорошо учился. В 14 лет стал меняться: оставил занятия спортом, сузил круг общения. Стал бездеятелен, пассивен, последние месяцы совершенно замкнулся. Перестал мыться, за одеждой не следил. При поступлении в клинику вял, пассивен, формально отвечал на вопросы. Бреда и галлюцинаций не обнаруживалось. К госпитализации безразличен. В больнице пассивен. С врачом контакт формальный, мимика однообразная, голос - монотонный. Настроение характеризовал как обычное, бреда и галлюцинаций выявлено не было. При патопсихологическом обследовании отмечена «разноплановость мышления», выявлена дискордантность характера (шизоидность/циклоидность). Физическое развитие с нерезко выраженными чертами инфантилизма.
Вопрос: общие признаки, характеризующие течение данного психического расстройства: 1. Маниакальные аффективные нарушения 2. Наличие утяжеления и нарастания продуктивной симптоматики. 3. Выраженные депрессивные аффективные нарушения 4. Возбуждение с беспорядочными движениями. 5. Раннее появление негативных расстройств.