ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2021
Просмотров: 1768
Скачиваний: 9
31
Задача 7
Поясните, по какому критерию источники финансирования дефицита
бюджета делятся на внутренние и внешние. Какие уровни бюджетной системы
могут иметь внешние источники финансирования бюджета?
Задача 8
Муниципальное образование приняло решение о бюджете на очередной
финансовый год, в котором размер дефицита составил 18% от доходной части.
При этом указанный дефицит полностью покрывался источниками финансиро-
вания дефицита бюджета.
Какие последствия для муниципального образования могут наступить
при указанных обстоятельствах?
Задача 9
На основании Постановления Кабинета Министров Республики Татар-
стан от 4 сентября 1995 года N 628 из средств республиканского бюджета в ка-
честве государственного кредита с оформлением кредитного договора от 7 сен-
тября 1995 года было выделено и перечислено 2 млрд. руб. (неденомини-
рованных) для авансирования транспортных организаций со сроком возврата до
15 декабря 1995 года. 7 марта 2003 года Министерство финансов Республики
Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском о
взыскании с ОАО "Татсахарпром" непогашенной части кредита в сумме
1.781.900 руб., а также пени.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 апреля 2003
года, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции
от 30 июля 2003 года, посчитавших, что отношения сторон по возврату данного
кредита регулируются нормами гражданского законодательства, в удов-
летворении иска было отказано в связи с пропуском трехлетнего срока исковой
давности. Кассационная инстанция - Федеральный арбитражный суд По-
волжского округа, посчитав, что к отношениям сторон в части возврата госу-
дарственного кредита гражданское законодательство неприменимо и следует
руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации, не содер-
жащим норм об исковой давности, Постановлением от 21 октября 2003 года со
ссылкой на пункт 11 статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации су-
дебные акты по делу отменила и передала дело в суд первой инстанции для
рассмотрения по существу.
Какая из судебных инстанций была права?
Нормативные акты и судебная практика
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Закон Воронежской области от 10.10.2008 N 81-ОЗ "О бюджетном про-
цессе в Воронежской области".
4. Решение Воронежской городской Думы от 22.10.2008 N 313-II "Об ут-
верждении Положения о бюджетном процессе в городском округе город Воро-
32
неж".
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некото-
рых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса
Российской Федерации".
Тема 7. Правовое регулирование межбюджетных отношений
1. Понятие и принципы межбюджетных отношений.
2. Разграничение расходов между уровнями бюджетной системы России.
3. Разграничение доходов между уровнями бюджетной системы России.
Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Задача 1
Дайте понятие межбюджетных отношений. Существует ли легальное оп-
ределение межбюджетных отношений?
Какие можно выделить принципы межбюджетных отношений?
Задача 2
В законе Москвы о городском бюджете на очередной финансовый год
было предусмотрено выделение средств на финансирование надбавок и доплат
судьям, работающим в арбитражных судах и судах общей юрисдикции г. Моск-
вы.
Соответствует ли указанный закон федеральному законодательству?
Какие существуют основания для разграничения расходов между бюдже-
тами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Задача 3
Российская Федерация передала финансирование расходов по выплате
денежных компенсаций ветеранам на региональный уровень. Средства на фи-
нансирование указанных расходов были выделены лишь некоторым субъектам
Федерации. Оставшиеся регионы не согласились с таким решением и потребо-
вали выделение им необходимых средств. Российская Федерация отказалась
предоставить средства, мотивируя это тем, что в указанных субъектах Федера-
ции не соблюдаются положения законодательства о налогах и сборах, в резуль-
тате чего значительные средства, подлежащие перечислению в федеральный
бюджет, остаются в региональных бюджетах.
Кто прав в данном споре?
Задача 4
Какие существуют формы распределения доходов между бюджетами раз-
личных уровней бюджетной системы Российской Федерации?
Как соотносятся понятия «межбюджетные трансферты», «безвозмездные
поступления» и «субвенции»?
Задача 5
33
Пункт 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса Хабаровского края о государственной и му-
ниципальной службе установил надбавку к должностному окладу за ученую
степень и учение звание государственному служащему края. В это же время на
федеральном уровне возможность подобных надбавок не была предусмотрена.
Возможно ли предоставление межбюджетных трансфертов Хабаровскому
краю?
Задача 6
Субъекту Федерации не выделили в очередном финансовом году дотации
из федерального бюджета. Субъект Федерации не согласился с таким ре-
шением, указав, что в предыдущем финансовом году доходы его бюджета су-
щественно сократились. При этом в очередном финансовом году ожидается
существенное увеличение расходов, связанное с административной реформой.
Российская Федерация отказалась выделить дотации, сославшись на то,
что никаких дополнительных расходов в очередном финансовом году переда-
вать на региональный уровень не будет.
Оцените аргументы сторон.
Задача 7
Какие фонды предусмотрены в бюджетном законодательстве для пере-
числения межбюджетных трансфертов. Какие формы межбюджетных транс-
фертов перечисляются через эти фонды?
Задача 8
Какие формы межбюджетных трансфертов могут поступать в бюджет
муниципального района и из каких уровней бюджетной системы?
Задача 9
Существуют ли в бюджетном законодательстве формы межбюджетных
трансфертов, в рамках которых средства передаются из нижестоящих бюдже-
тов в вышестоящие?
Задача 10
Субъект Российской Федерации, в бюджете которого доля дотаций из фе-
дерального бюджета составила 75 %, не обеспечил исполнение регионального
бюджета через органы Федерального казначейства РФ.
Какие меры могут быть применены к Российской Федерацией к субъекту
Российской Федерации?
Нормативные акты и судебная практика
1. О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конститу-
ционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
34
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-
ской Федерации : Федеральный закон от 06 окт. 2003 г. № 131-ФЗ.
5. Об общих принципах организации законодательных (представитель-
ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации : Федеральный закон от 06 окт. 1999 г. № 184-ФЗ.
6. Закон Воронежской области от 10.10.2008 N 81-ОЗ "О бюджетном про-
цессе в Воронежской области".
7. О межбюджетных отношениях органов государственной власти и орга-
нов местного самоуправления в Воронежской области : Закон Воронежской об-
ласти от 17 нояб. 2005 г. № 68-ОЗ.
8. Решение Воронежской городской Думы от 22.10.2008 N 313-II "Об ут-
верждении Положения о бюджетном процессе в городском округе город Воро-
неж".
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некото-
рых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса
Российской Федерации".
Тема 8. Бюджетный процесс
Практическое занятие 1. Понятие бюджетного процесса. Составле-
ние, рассмотрение и утверждение бюджетов.
1. Понятие и структура бюджетного процесса.
2. Участники бюджетного процесса.
3. Бюджетная классификация.
4. Составление проектов бюджетов.
5. Рассмотрение и утверждение бюджетов.
Задача 1
Дайте понятие бюджетного процесса. Существует ли легальное опреде-
ление бюджетного процесса? Имеются ли недостатки легального определения
бюджетного процесса. Какие структурные подразделения имеются в бюджет-
ном процессе? Какими нормативными правовыми актами регулируется осуще-
ствления бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы
России?
Задача 2
Перечислите участников бюджетного процесса. Как соотносится состав
участников бюджетного процесса и состав субъектов бюджетного права?
Назовите конкретные государственные и муниципальные органы, испол-
няющие функции участников бюджетного процесса.
Задача 3
35
Дайте понятие бюджетной классификации. Каков состав бюджетной
классификации? Какими нормативными правовыми актами регулируется бюд-
жетная классификация?
Задача 4
Укажите, какие субъекты принимают участие в составлении проекта фе-
дерального бюджета и какие функции они при этом выполняют. Какими норма-
тивными правовыми актами регулируется составление проектов бюджетов на
федеральном уровне?
Задача 5
Поясните, в чем состоит отличие сметно-бюджетного и программно-
целевого бюджетного планирования.
Какой метод бюджетного планирования предполагается сделать основ-
ным при составлении проектов бюджетов?
Задача 6
Какие виды целевых программ предусмотрены законодательством. Каков
порядок их утверждения. Какую роль они играют при составлении проектов
бюджетов?
Задача 7
В процессе составления проекта федерального бюджета Министерство
образования и науки РФ обосновывало необходимость выделения ему в оче-
редном финансовом году бюджетных ассигнований на сумму 500 млрд. руб.
Министерство финансов РФ возражало против выделения такой суммы ассиг-
нований. Кто вправе принять решение по возникшему спору. На каких этапах
бюджетного процесса Министерство образования и науки РФ может попытать-
ся отстоять свою позицию, если решение будет не в его пользу?
Задача 8
Какие показатели должен содержать проект бюджета на очередной фи-
нансовый год? Какие возможные последствия представления в представи-
тельный орган бюджета, не соответствующего указанным требованиям?
Задача 9
Какие виды процедур применяются при отклонении бюджета на раз-
личных этапах рассмотрения и утверждения федерального бюджета?
В чем заключаются соответствующие процедуры?
Задача 10
Государственная Дума РФ при рассмотрении проекта федерального зако-
на о федеральном бюджете во втором чтении не поддержала предложенное
Правительством РФ распределение бюджетных ассигнований по разделам и