Файл: История дополнительного образования детей в России в 17м 20м вв.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Дополнительное образование детей: история и современность

Загрузите курсовую работу


Выполнил:

Обучающийся Самочкина Алина Владимировна

Преподаватель:

Чащинов Евгений Николаевич

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м - 20-м вв. ………………………………………………………………………………….5

1.1 Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации……………………………………………………………………...5

1.2 Развитие внешкольного образования в Советской России………………...8

Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России……………………………………………………………..15

2.1 Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века……………………………………………………………………15

2.2 Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации…………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованных источников…………………………………………...26

Введение

Учебный процесс в системе дополнительного образования детей построен в парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационные, образовательные, воспитательные, развивающие, социализирующие, релаксационные функции. Имеющийся опыт внешкольного образования может быть использован в настоящее время, поэтому в настоящее время необходимо выявление положительных методов и форм деятельности в истории дополнительного образования.

Актуальность данной проблемы предопределила наш выбор темы исследования: История и теория дополнительного образования как институт социализации детей и подростков.

Объект исследования – дополнительное образование в России.

Предмет исследования – история создания и развития организаций дополнительного образования в России.

Целью исследования является комплексный анализ истории создания и развития организаций дополнительного образования в России.


Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации;

– проанализировать развитие внешкольного образования в Советской России;

– изучить становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века;

– рассмотреть теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации.

Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Структура работы содержит в себе введение, две главы, разделенные на 4 параграфа, заключение и список использованных источников.

Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м - 20-м вв.

1.1 Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации

Дополнительное образование детей - это явление и процесс свободно выбранного ребенком развития знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, его самореализацию и культурную адаптацию, выходящие за рамки стандарта. общее образование.

Дополнительное образование детей - это неотъемлемая [вариативная] часть общего образования, позволяющая учащемуся приобрести устойчивую потребность в знаниях и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и лично. Под дополнительным образованием детей многие исследователи понимают целенаправленный процесс обучения и воспитания через реализацию дополнительных образовательных программ [11, с.47]. Термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов 20 века.

Система дополнительного образования в России формировалась на основе уникальных отечественных форм внеаудиторной работы.

Появление первых организованных форм внеаудиторной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII века, когда воспитанники организовали литературный кружок в Дворянском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, а затем начали издавать собственный печатный орган под названием «Холостой». Время, потраченное на пользу». Эти слова можно считать девизом образовательной и досуговой деятельности, которая начала постепенно развиваться в России [12, с.34].



Примерно в это же время начинается отсчет истории создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Еще в середине прошлого века в произведениях Л.Н. Толстой, К. Ушинского сформулированы идеи, имеющие непреходящее значение для теории дополнительного образования: всеобщее образование, подготовка к жизненной работе, свободная организация учебного процесса. В середине XIX века интересные предложения по развитию внеклассной деятельности детей были сделаны Н.И. Пирогова. Он считал чрезвычайно полезным устраивать литературные беседы в учебных заведениях и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

В конце 19 века при народных домах стали открываться первые детские клубы. Многие из них были прототипами станций юных техников и естествоиспытателей. В начале 20 века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых была связана в первую очередь с культурно-просветительской работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и ​​т. Д.). Многие дети с удовольствием учились рисовать, посещали библиотеку, участвовали в обсуждениях прочитанных книг [7, с.23].

На рубеже XIX-XX веков московское образование по праву считалось зеркалом русской школы, отражающим практически все стороны. Сеть его учреждений состояла из нескольких типов заведений: огромное количество разнообразных школ, колледжей, лицеев, гимназий, институтов. Сеть учебных заведений города была децентрализована. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное, а тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции предприняли шаги по созданию учебных курсов для неграмотной молодежи. Особую популярность приобрели курсы на заводах Бромеля и Михельсона на Покровке для рабочих сахарного завода, при типографии типографий. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные в 1897 году. В разные годы И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Э. Вахтангов преподавал здесь такие выдающиеся художники, как А.Б. Гольденвейзер, К. Игумнов, Л. Собинов и другие выступали перед публикой [16, с.12].

Таким образом, появление внешкольного образования относится к концу XIX века, с момента появления кружков, курсов обучения грамоте.


Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. В этом заслуга представителей прогрессивной интеллигенции: П.Ф. Лесгафт, С. Шацкий, А. Зеленко, К. Фортунатов и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью мы стремились создать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования в нем ответственности, солидарности и товарищества. Этому, несомненно, способствовала жизнь и разносторонняя деятельность в организованных ими клубах [7, с.45].

Идеи свободы и равенства, охватившие российское общество, нашли отражение и в сфере образования. Так, в 1906 году по инициативе К. Вентцель, Вольный детский дом был открыт в Москве, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной роще, был основан первый «поселок» [культурный поселок] учителем С.Т. S Хацкого на средства, выделенные владельцами крупных предприятий братьев Сабашниковых, братьев Кушнеров, Морозовых по проекту А.Ю. Зеленко [архитектор по основной профессии], на окраине Москвы в Марьиной роще построили детский клуб. Педагогический коллектив состоял из талантливых выпускников Московского университета Е.А. Казимирова, К. и А.А. Фортунатов, Л. Шлегер, Н. Массалитинова. Дети посещали различные кружки. Каждый из которых имел свое название и самоуправление. Подростки изучали ремесла, пение, танцы, занимались астрономией, биологией, театральным творчеством, где помимо экспериментальной школы были трудовые мастерские и летняя колония. В 1908 году эту деревню закрыли за попытку «внедрить социализм в детскую среду». В 1910 году Шацкий С. он создал подобное общество - «Детский труд и отдых», а в 1911 году - летнюю колонию «Веселая жизнь». Ежегодно в них проводили лето 60-80 детей, посещавших учреждения детского общества. Здесь С. Щацкий вместе с коллективом апробировал идеи связи труда, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и учеников, динамики развития детского сообщества. Детский коллектив вместе с педагогами обсудил все дела колонии. Творческому развитию способностей учащихся способствовала разумная организация досуга детей по их желанию, включающая игры, чтение, пение, театральный кружок и другие занятия [20].

В 1912 году в обществе «Детский труд и отдых» был создан проект, в который вошли все возрастные группы детей и основные виды работы с ними. Сюда же входили клубы, мастерские, детские библиотеки и так называемая детская трудовая колония. Содержание, формы и методы инновационного социального образования обобщены в монографии В.Н. Щацкая и С. Щацкого «Веселая жизнь», издано в 1915 году.


Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими учителями, ставившими перед собой разные цели. В этот период также входит организация временных детских групп в летне - летние палаточные лагеря.

Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно реагируя на все изменения как потребностей ребенка, так и общества.

1.2 Развитие внешкольного образования в Советской России

Первые годы после Октябрьской революции были временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда начали воплощаться в жизнь интересные педагогические инициативы, появились оригинальные формы организации жизни детей, произошло интенсивное формирование научно-методической базы внеучебного движения, внеклассная работа, серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности. Изучены активность, творческие способности личности, ее интересы и потребности, коллективные и групповые формы работы.

После Октябрьской революции внешкольное образование вместе с дошкольным образованием было включено в общую систему народного образования. В ноябре 1917 года Наркомат просвещения создал отдел внешкольного образования. Основной задачей кафедры было развернуть культурно-просветительскую работу. На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Наркомате просвещения РСФСР было создано Управление внешкольного образования. В ноябре 1917 г. в Наркомате просвещения был создан специальный отдел внешкольного образования, основной задачей которого было развертывание культурно-просветительской работы преимущественно среди неграмотного взрослого населения. В этот период формируется организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. Дополнительное образование было включено в общую систему народного образования России. Н.К. Крупская подчеркнула исключительную важность внеклассной работы для правильного воспитания детей, создания условий для их всестороннего развития. В 1918 г. было создано первое государственное внешкольное учреждение - Станция юных любителей природы [Москва, Сокольники. В июне 1919 г. состоялся Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию [19].

После революции деятельность внешкольных учреждений началась на центральных станциях юных естествоиспытателей и