Файл: История дополнительного образования детей в России в 17м 20м вв.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специалистов сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Он был направлен на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, помощь в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.

Особый импульс развитию внешкольного образования отделу внешкольных учреждений дал Первый Всероссийский съезд по образованию, прошедший в Москве 25-28 августа 1918 года. На съезде работала внешкольная секция, которая разработала основные положения о внешкольном образовании.

В Москве в апреле 1918 года детям передали особняк купца Свешникова, в котором открылся Пчелкинский детский дом. Современный центр дополнительного образования - Центр досуга и творчества «На Полянке» ведет свою историю именно от этого Дома.

В июне 1918 года открылась биологическая станция для юных любителей природы. Организатором и бессменным руководителем на долгие годы впоследствии стал основоположник школьного курса биологии и методики ее преподавания Борис Васильевич Всесвятский. С первых же дней своего существования биостанция стала застрельщиком движения Юннати, провела много экспериментальных работ. На станции организованы курсы для учителей, издана «Листовка юных естествоиспытателей». Учебная деятельность строилась на экскурсионно-исследовательских методах [10, с.65].

Станция стала организационно-методическим и учебно-методическим центром работы Юннат в стране. Непосредственная работа с детьми, выполняющая функции частного внешкольного учреждения, уже имела второстепенное значение.

Особую ценность в развитии теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Э. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований теоретико-методологического характера.

Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определив его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека. Крупное достижение Э. Медынским были сформулированы основные принципы внешкольного образования: общие принципы внешкольного образования, принципы построения систем внешкольного образования и принципы организации учебного процесса.


Произведения А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, З.И. Равкин, В. Сороки-Росинский заложил основы поступательного развития системы внешкольного образования, несмотря на наличие идеологических догм и постоянной практики, направленной на превращение внешкольных учреждений в придаток школьной и пионерской организации. Их идеи были развиты в послевоенный период в творчестве И.П. Иванов [11, с.78].

Картина развития внешкольного образования, внеклассной работы в 20-30-е годы ХХ века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Были изданы десятки журналов, в которых регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную творческую деятельность по интересам, помогающие осмысленно проводить досуг и получать основы профессиональных навыков. Поражает обилие форм: детские оздоровительные лагеря, школьные клубы, экспериментальные станции, читальные дома, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристические и краеведческие центры, спортивные клубы.

29 апреля 1923 года на базе детского клуба «Трудовая Коммуна» открылся первый в стране Дом пионеров в Хамовническом районе Москвы. В 20-30-е годы прошлого века в Москве было продолжено создание подобных заведений, число которых к 1939 году достигло тринадцати.

После принятия постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 декабря 1932 г. «О мерах по развертыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.» начался настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений, в том числе домов. и дворцы пионеров и школьников. Первый Дворец пионеров и октябристов был открыт в 1935 году в Харькове. В июне 1936 года в Москве в переулке Стопани открылся Городской Дом пионеров и октябристов [впоследствии переименованный во Дворец]. В 1930-е гг. Пионерские дворцы открывались и в других городах [13, с.12].

К 1957 году в СССР было построено 2153 дворца и пионерских дома. К концу 80-х годов в СССР действовало более 3800 дворцов и пионерских домов.

В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное образование». Развитие учреждений, в которых получили распространение формы внешкольного образования, было очень быстрым, они стали называться внешкольными учреждениями.

В период 20-30-х годов интенсивно развивается теория воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности ученика и процессу обучения. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания, основанной на том, что «человек не воспитывается по частям», как писал А.С. Макаренко.



Следует отметить, что если до 20-х годов система внешкольного образования находилась в стадии поиска и становления, то в 30-е годы она получила свое научное обоснование как система внешкольного образования и внеклассной работы.

В начале 1936 года решением бюро МГК ВКП [б] был открыт Московский городской Дом пионеров и октябристов. К 1940 г. здесь располагались также городской Дом юных натуралистов, городской детский экскурсионно-туристический вокзал. Детский театр теней. Театр кукол, клубы юных автомобилистов и юных моряков. Кроме того, в конце 1930-х гг. В районном подчинении было 12 районных пионерских домов, 23 детских парка, 32 спортивные школы, 4 станции юных натуралистов, 8 детских экскурсионных и туристических станций и 17 станций юных техников. В 1936-1937 годах открыты детские спортивные школы и стадионы. Позже появились такие учреждения, как детские шоссе, клубы юных моряков с их флотилиями и судоходными компаниями, детские книжные дома, художественные галереи, киностудии [20].

К 1939 году уже было 13 пионерских домов, 8 домов художественной самодеятельности, 12 технических станций, 29 детских парков, 26 музыкальных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства, стадион пионеров.

К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств образования, культуры, путей сообщения, реки и флота, профсоюзов, Осоавиахима, общественных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В послевоенный период происходило быстрое восстановление и развитие системы внешкольного образования. Увеличилось количество Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детских и юношеских спортивных школ.

С 1933/34 учебного года в Москве устраиваются студенческие зимние каникулы. Зимой 1935/36 учебного года в городе прошел первый фестиваль детского творчества, во время которого школьники организовали бесплатное посещение театров, кинотеатров и музеев.

В конце 30-х - начале 40-х годов значительное внимание уделялось вопросам обороны в связи с милитаризацией всей жизни страны в условиях жесткого военного противостояния начала Второй мировой войны. Многие сотни московских студентов НТС участвовал в городских и всесоюзных оборонных соревнованиях по стрельбе и парашютному спорту. Юные москвичи заняли на них первое место в стране [1940], стали первыми участниками военизированных игр. К концу 1940 г. сеть внешкольных учреждений насчитывала 1846 учреждений системы народного образования.


Первая половина 40-х годов была наполнена активной деятельностью детей, учителей и общественных организаций Москвы. Дети и учителя городского Дома пионеров, районных домов откликнулись на все инициативы города во имя конкретной помощи фронту. Ребята собрали: цветной металлолом, грампластинки, подушки для больниц, сшитые воротники, вязаные перчатки, варежки. Это была работа ремесленных кружков [3, с.45].

Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России

2.1 Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века

В конце 90-х годов внешкольные учреждения стали одним из основных образовательных институтов общества, их методологическая роль в распространении педагогических знаний, в продвижении наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работа с детьми из неблагополучных семей. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в обществе. Период 1989-1990 гг. Для него характерен качественно новый научный и практический поиск путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической базы. Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений необходимо обеспечить им большую финансовую и экономическую самостоятельность в решении жизненно важных вопросов: в выборе значимых видов деятельности, создании структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда [1 , стр.23].

Для решения возникших проблем возникла необходимость экспериментального поиска путей и средств модернизации организационно-экономического механизма, установления оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработки основ документального обеспечения и установления нового правового статуса.

Эти проблемные стороны жизни внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода к рыночным отношениям в середине 80-х - 90-х годов.

Период начала «ломки» устоев и властных партийных структур оказал существенное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы среды, постоянно ориентируясь на них и оперативно изменение содержания социально-педагогической деятельности.


В стремительно меняющемся постсоветском обществе возникла необходимость ввести новое направление образования - дополнительное. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 г. начался процесс эволюционной модификации системы внеаудиторной работы.

После 1991 г. система внешкольного образования не только не рухнула, но, в отличие от других типов учебных заведений, получила инкремент. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения именуются учреждениями дополнительного образования детей. В этой связи важно отметить, что в 90-е годы произошла не просто смена вывески, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей [15, с.14].

Инфраструктура системы дополнительного образования детей в настоящее время включает более 16 тысяч учреждений, в которых обучаются более 10 миллионов российских детей в возрасте от 6 до 18 лет образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, общественных организаций. Большинство учреждений являются частью системы образования [почти 8,5 учреждений и около 8 миллионов детей]. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 752 от 7 декабря 2006 г. в России изменена номенклатура [типология] учреждений дополнительного образования детей [12, с.35].

Важной особенностью функционирования системы в Российской Федерации является ее бесплатная и общедоступность. Доля платных услуг в заведениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в одних ассоциациях [информатика, боевые искусства, художественное творчество, раннее развитие детей] уровень оплаты несколько выше, в других [юные туристы, местные историки, экологи, военно-патриотическая направленность] сводится к нулю.

При общем сокращении количества учащихся общеобразовательных школ Российской Федерации увеличивается контингент воспитанников учреждений дополнительного образования детей. Так, по состоянию на 1 января 2008 г. 10,9 млн детей занимались художественным и научно-техническим творчеством, эколого-биологической, образовательной и исследовательской деятельностью, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением и др., Что составило 49,1% от общего числа детей. количество детей в возрасте от 5 до 18 лет [в 1997 г. соответственно 8,9 млн человек, или 28,7%].

Кроме того, значительно увеличилось количество объединений [кружков] учреждений дополнительного образования детей, организованных на базе других образовательных учреждений. Если в 1997 году таких объединений было 155 тысяч [2,5 миллиона человек], то в 2007 году их было уже 240 тысяч [3,7 миллиона человек] [12, с.34-35].