Файл: История дополнительного образования детей в России в 17м 20м вв.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждое образовательное учреждение, независимо от его организационно-правовой формы, типа и типа, является неотъемлемым элементом системы образования вместе с органами управления образованием и набором последовательных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. залы различного уровня и направленности.

В соответствии с Законом «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей отнесены к разным типам образовательных учреждений, деятельность которых регулируется на основании устава каждого конкретного образовательного учреждения. Основные задачи учреждения дополнительного образования:

* обеспечение необходимых условий для развития личности, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой деятельности детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет;

* адаптация к жизни общества;

* формирование общей культуры;

* организация содержательного досуга [9, с.4].

Учреждения дополнительного образования детей - это социально-педагогическая система, созданная обществом, функционирующая на основе социального заказа, выполняющая определенную миссию, предоставляющая широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяющая постоянно меняющуюся индивидуальную, социокультурную, социальную и социальную направленность. образовательные потребности детей, предоставляет учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам. Освоение новых социальных ролей, переживаний, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.

Деятельность учреждения дополнительного образования детей представляет собой согласованную систематизацию различных видов педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей] деятельности, осуществляемой отдельными и совокупными субъектами [педагогические коллективы кафедр, кружки, другие творческие ассоциации], входящие в структуру того или иного учреждения.

В настоящее время система дополнительного образования детей находится в стадии разработки, несмотря на многие трудности. В то же время в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Возрастает роль психологических и личностных факторов в жизни и профессиональной деятельности, приближается осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, что является важным фактором гуманизации всей системы образования. Дополнительное образование создает условия для развития уникальной личности, различных ее способностей. Именно в этой сфере можно организовать личное и равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность [12, с.34].


В качестве иллюстрации к сказанному нами изучен и обобщен опыт одного из учреждений дополнительного образования детей в Магнитогорске. История Правобережного центра дополнительного образования детей в Магнитогорске началась с открытия Дома пионеров и школьников Правобережного района в 1976 году. Два года в учреждении не было собственного здания, и клубов. и секции работали на базе школ и детских клубов района. 29 октября 1978 года, в день 60-летия ВЛКСМ, ребятам подарили красивое здание на улице Галиуллина.

2.2 Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации

В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Важнейшие положения были выдвинуты в трудах В.В. Белова, В. Березина, А. Бруднов, О. Лебедев, М. Коваль, В. Панов, Г. Попова, А. Щетинская и др.

Закон «Об образовании» рассматривает дополнительное образование в первую очередь через образовательные программы, то есть как сферу образования, реализуемую в различных учреждениях вне установленных образовательных программ, определяющих их статус. В проекте Федерального закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия.

«Дополнительное образование - это целенаправленный процесс образования и обучения посредством реализации дополнительных программ, предоставления дополнительных образовательных услуг и информационно-просветительской деятельности помимо основных образовательных программ на благо человека, государства» [17, с.54].

«Дополнительное образование детей - единый, отлаженный процесс, сочетающий воспитание, обучение и развитие личности» [11, с. 38.].

Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлов предлагают следующий приоритет идеи дальнейшего образования:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о том, как ребенок выбирает направления деятельности [художественные, технические, спортивные, экологические и др.]. Важно, чтобы ребенок, приходя в клуб, секцию, кружок, имел право руководствоваться разными целями. Они могут быть не только познавательными, но и определяться желанием быть вместе с друзьями, тягой к общению с новыми людьми.

2. Ориентация на личные интересы, потребности, способности ребенка. В дополнительном образовании ситуация иная: ребенку «приближается» предмет или сфера деятельности. Ему предоставляется возможность определить собственную образовательную траекторию, что по сути означает, что педагог, приглашая ребенка присоединиться к той или иной деятельности, создает ему условия для реализации собственных интересов, развития его индивидуальных способностей. Достижения обоих следует оценивать по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими.



3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Самоопределение и самореализация предполагают интеграцию двух процессов: обеспечения «свободы от» [защиты ребенка от подавления, притеснения, оскорбления достоинства, включая защиту от собственных комплексов] и воспитания «установки для» [создания благоприятных условий для творческой самореализации].

4. Единство обучения, воспитания, развития. В образовании преобладают ценностно-ориентированные, мотивационные, поведенческие и эмоциональные компоненты. В процессе воспитания человек приобретает опыт. Принимает моральные и эстетические установки и способы поведения как объективные нормы, общепринятые стандарты.

5. Практико-деятельностная основа учебного процесса.

Это выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него задачи. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.

В дополнительном образовании различают следующие функции:

- ценностно-ориентированные, направленные на развитие у ребенка социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно значимой деятельности;

- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения. Узнать правила и формы сотрудничества, уважение к партнерам, умение вести диалог;

- социоадаптация6, которая дает ребенку возможность решать реальные жизненные проблемы, становиться активным лицом сообщества, приобретать качества гражданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

- психотерапевтические, создание комфортных отношений в коллективе, где ребенок имеет право на ошибки, где он может пережить ситуацию успеха, но где нет постоянной оценки и его неудачи в школе не имеют значения;

- профориентация, позволяющая молодому человеку достаточно рано получить представление о мире профессий, укрепить свои стартовые возможности в сфере труда, снизить риск неверного определения профессионального пути;

- оздоровительные, восполняющие психофизические силы человека, способствующие восстановлению творческой и социальной активности, помогающие организовать содержательный досуг;


- культурообразующие, способствующие активному включению ребенка в самые разные пласты культуры [национального и мирового], позволяющие не только расширять свой культурный кругозор, но и осваивать продуктивные способы обогащения культурной среды [8, с. .58]

Таким образом, современное дополнительное образование детей стало сферой усвоения учащимися личностно значимого, ценностного индивидуального опыта. добровольно выбранной образовательной деятельности, основанной на интересах, помогает детям в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных по базовому компоненту.

Все это составляет суть современного дополнительного образования детей. Его миссия - подготовить детей и подростков к осознанному определению своей жизненной позиции, выбору профессии, приобрести способность к ценностно-ориентированной деятельности, а также создать среду для активной самореализации личности.

Заключение

Многоплановость и сложная функциональная разветвленность дополнительного образования позволяют рассматривать его как необходимую и неотъемлемую часть непрерывно-вариативного образования, которое является, с одной стороны, устоявшейся подсистемой образования, а с другой - зоной образования. перспективное развитие каждого человека и образовательной системы в целом, уникального образовательного сообщества со своей специфической средой, а также своеобразной социокультурной технологией.

Анализ педагогической и исторической литературы, а также изучение опыта современного учреждения дополнительного образования позволили сделать следующие выводы.

Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью общего образования, которое выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практических занятий таких личностных качеств. качества, способности, интересы, ведущие к социальной и культурной самореализации, саморазвитию и самообразованию

Дополнительное образование зародилось в 17 веке, а термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов 20 века. Система дополнительного образования в России формировалась на основе уникальных отечественных форм внеаудиторной работы.


Появление первых организованных форм внеаудиторной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII века, когда воспитанники организовали литературный кружок в Дворянском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Примерно в это же время начинается отсчет истории создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Возникновение внешкольного образования в Москве относится к концу XIX века. Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. В этом заслуга представителей прогрессивной интеллигенции: П.Ф. Лесгафт, С. Шацкий, А. Зеленко, К. Фортунатов и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования.

В 1906 году по инициативе К. Вентцель, Вольный детский дом был открыт в Москве, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной роще, был основан первый «поселок» [культурный поселок] учителем С.Т. Шацкого, где, помимо экспериментальной школы, были трудовые мастерские и летняя колония.

В первые годы Советской власти впервые в истории народного образования в короткие сроки была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное образование». Развитие учреждений, в которых получили распространение формы внешкольного образования, было очень быстрым, они стали называться внешкольными учреждениями.

К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств образования, культуры, путей сообщения, реки и флота, профсоюзов, Осоавиахима, общественных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

В период 60-х годов внешкольные учреждения играли важную роль в организации непрерывности образовательного процесса. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников.

Следующий период [1989-1990 гг.] Характеризуется качественно новым научным и практическим поиском путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической базы.

В стремительно меняющемся постсоветском обществе возникла необходимость ввести новое направление образования - дополнительное. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 г. начался процесс эволюционной модификации системы внеаудиторной работы.

Таким образом, в развитии системы дополнительного образования в России условно можно выделить пять этапов.