Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
90
Ряд культурных норм, присущих языческому обществу,
отличает половая распущенность, и всякому, кто за-
ботится о своей душе, следует держаться как можно
дальше от них. И хотя слова «по обычаям земли Еги- петской не поступайте» обращены к евреям, понят- но, что поступки, именуемые мерзостью, отдаляют человека от истины и возводят преграду между ним и Всевышним, а потому здравый смысл велит ка- ждому, еврею или нееврею, воздерживаться от них.
К числу этих поступков относится и операция по пе- ремене пола. Она запрещена; с точки зрения еврейско- го закона, пол человека определяется при рождении.
47
. ЗАПРЕТ СКОТОЛОЖЕСТВА
Этот запрет относится и к мужчинам, и к женщи- нам, как сказано: «Всякий скотоложец да будет пре- дан смерти»
1
; «…И женщина да не станет пред ско- том для совокупления с ним, это – гнусность»
2
48
. ЗАПРЕТ ИЗНАСИЛОВАНИЯ И
ВСЯКОГО СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
Этот запрет был установлен после потопа сыном Ноа- ха Шемом (Симом) и принят всеми потомками Ноаха.
(По мнению Нахманида, насильник подлежит смерт-
ной казни на основании запрета присвоения чужого: изнасилование – это использование тела женщины вопреки ее воле).
Помимо этого, Шем ввел запрет на браки с язычниками; под страхом сурового наказания (вплоть до смертной
1
Шмот, 22:18.
2
Ваикра, 18:23.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
91
казни) женщине запрещены также внебрачные отно- шения с идолопоклонником. Эти запреты направлены на то, чтобы избежать влияния языческой культуры.
49
. ЗАПРЕТ СОВЕРШАТЬ ДЕЙСТВИЯ,
МОГУЩИЕ ПРИВЕСТИ К РАЗВРАТУ И
ЗАПРЕТ УЕДИНЕНИЯ
Этот запрет основан на здравом смысле. И мужчи- нам, и женщинам не следует сближаться с теми, связь с которыми им запрещена – даже если речь идет не о полной физической близости, а о действи- ях, которые могут ее спровоцировать, например, объ- ятие или поцелуй. Полное уединение также может стать камнем преткновения, и поэтому мужчине запрещено уединяться с женой другого, а замужней женщине запрещено уединяться с чужим мужчи- ной. Если же им надо поговорить наедине, пусть это будет прилюдно или в открытом месте, или в поме- щении, дверь в которое будет оставлена незапертой.
Женщинам следует носить закрытую, скромную одежду и избегать вызывающего поведения. Сказано
в Торе: «И пред слепым не ставь преткновения»
1
, – а что
может быть большим преткновением, чем провоциру-
ющее поведение? В частности, женщине запрещается купаться в купальнике в открытом месте в присут- ствии мужчин; мужчинам и женщинам запрещено вместе купаться в море или в бассейне, ибо это про- буждает влечение.
Скромной женщине подобает носить одежду, закры- вающую тело от шеи до колен и руки до локтя; за- мужней подобает покрывать голову.
1
Ваикра, 19:14.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
92
И мужчинам, и женщинам следует держаться по- дальше от всего, что может ввести в грех. А в Книге
Иова поведение набожного человека описано следу- ющим образом: «Заключил уговор я с моими глаза- ми, что не взгляну на девицу»
1
50
. СОЗДАНИЕ СЕМЬИ
Всевышний благословил Адама и Хаву возможно- стью производить на свет потомство, как сказано:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Согласно пе- реданной мудрецами традиции повеление плодить- ся и размножаться не является возложенной на неев- реев заповедью, но относится к разряду рациональных
законов.
Поэтому и мужчина, и женщина обязаны, исполняя
Божью волю, построить семью и иметь детей. Одна- ко тот, для кого это особенно тяжело и мучительно, освобожден от этой обязанности.
Не следует все время менять брачных партнеров: надо позаботиться о создании семьи, ибо воля Все-
вышнего состоит в развитии человеческого общества
и освоении мира, а в основе социума лежит семья, соз-
данная брачным союзом мужчины и женщины. Обязан- ность вступления в брак с тем, чтобы создать семью и иметь детей, является нравственным долгом, и ска- зано также: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и станут они одной плотью»
2 1
Иов, 321:1.
2
Берешит, 2:24.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
93
Вместе с тем, Тора не обязывает неевреев заключать брак по определенному ритуалу. Браком считается
совместное проживание мужчины и женщины согласно
принятым в обществе нормам. В таком случае женщи- на считается замужней, и на нее распространяется запрет прелюбодеяния (см. закон 45). Неевреи также не обязаны осуществлять особый обряд развода. Как только супруги расстанутся по совместному реше- нию, или один из них оставит другого, их брак счи- тается аннулированным, и женщина может вновь выйти замуж. Вдова также может выйти замуж.
Тем не менее, в обществе должны существовать фор- мальные правила, упорядочивающие осуществле- ние брака и развода, чтобы избежать двусмыслен- ности в том, что касается семейного положения его членов, и чтобы не возникало возможности разврат- ного поведения под прикрытием постоянной чере- ды браков и разводов (например, обмена брачными партнерами и т.д.). На социуме лежит обязанность установления соответствующих законов, как то сде- лал Ноах после потопа.
Тора запрещает как брак, так и случайную половую связь
между евреями и неевреями; этот запрет относится
к обеим сторонам подобного союза. Поступающие так идут против воли Всевышнего.
51
. ВИДЫ СОИТИЯ
Некоторые полагают
1
, что неевреям в браке разрешен лишь вагинальный секс, однако это мнение не полу- чило статус закона. Мужу и жене разрешен как ва-
1
Санѓедрин, 58б; см. мнгение рабби Ханины.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
94
гинальный, так и анальный секс, хотя последним не следует заниматься слишком часто, а набожным лю- дям и вовсе подобает воздерживаться от него. Аналь- ный секс с незамужней женщиной запрещен.
52
. ЗАПРЕТ БЛУДА
Этот запрет является нравственным законом. Блудом называются беспорядочные половые связи женщины, даже если она не замужем, и даже если количество ее партнеров ограничено. Этот запрет носит рацио- нальный характер, он охраняет нравственные устои общества. Во всяком обществе следует принять меры во избежание подобной практики.
Однако половая связь между незамужней женщиной и
мужчиной, не планирующих вступать в брак, не счи-
тается блудом и не запрещена, хотя достойным и на-
божным людям не подобает так поступать. Как объ- ясняется в законе 50, и мужчине, и женщине надо искать подходящую пару для создания постоянной семьи.

Глава 10
ЗАПРЕТ ПРИСВОЕНИЯ
ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА И
ВЫТЕКАЮЩИЕ
ИЗ НЕГО ЗАКОНЫ
ШЕСТАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
ЗАПОВЕДЬ – ЭТО ЗАПРЕТ
ПРИСВОЕНИЯ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА
53
. ЗАПРЕТ ВОРОВСТВА ИЛИ
ПРИСВОЕНИЯ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА
Одна из заповедей Декалога гласит: «Не укради»
1
Запрещены и грабеж, и воровство, как частной, так и общественной собственности. Запрещено также присвоение чужой недвижимой собственности. За- прещено даже временное использование чужой соб- ственности без согласия ее владельца.
Из запрета присвоения чужого имущества вытекают
10 законов.
54
. ЗАПРЕТ ПОХИЩАТЬ ЧЕЛОВЕКА
Запрещается лишать человека свободы, перевозить его в другое место и удерживать там под контролем
1
Шмот, 20:13.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
96
против его воли. Запрещено как обращение в раб- ство, так и всякое насильственное лишение свободы.
Все эти поступки именуются похищением.
По мнению Нахманида, запрет похищения человека включает в себя запрет изнасилования: насильник лишает женщину свободы и использует ее тело во- преки ее воле. Соблазнение девочки, которой не ис- полнилось 12 лет, относится к категории изнасило- вания.
55
. ЗАПРЕТ ОБИРАТЬ БЛИЖНЕГО
Сказано: «Не обирай ближнего твоего»
1
. Этот запрет охватывает разнообразные случаи присвоения чужой
собственности, которая изначально попала в руки че-
ловека законным путем – это может быть предмет, оставленный в залог или переданный на хранение, деньги, отданные в долг, найденная пропажа. Во всех этих случаях запрещается удерживать у себя чужие деньги или предметы и не возвращать чужую соб- ственность ее подлинному владельцу.
56
. ЗАПРЕТ УДЕРЖИВАТЬ ОПЛАТУ
НАЕМНОГО РАБОТНИКА
Наняв человека выполнить определенную работу, запрещено не оплачивать его труд. Этот закон отно- сится также к разнообразным видам аренды – арен- де квартиры, автомобиля, различных предметов. Во всех этих случаях запрещено удерживать платеж.
Даже преднамеренная задержка в выплате арендной
1
Ваикра,19:13.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
97
стоимости запрещена на основании запретов оби- рать другого и удерживать его плату. Сказано: «Не обирай наемного работника, бедняка и нищего… В тот же день отдай плату его»
1
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

57
. ЗАПРЕТ НАСИЛЬСТВЕННОГО
ПРИСВОЕНИЯ ЧУЖОГО
Этот грех был присущ обществу перед потопом.
Сказано: «И извратилась земля пред Богом, и напол- нилась земля беззаконием»
2
, – а под беззаконием име-
ются в виду открытый грабеж и вымогательство под
угрозой физической расправы. Запрещено также угро- зами принуждать другого продать что-либо из его собственности, даже если продавцу будет выплаче- на полная стоимость проданного предмета: это вид грабежа.
58
. ЗАПРЕТ МОШЕННИЧЕСТВА
ПРИ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Сказано: «И если будете продавать что ближнему сво- ему или покупать что у ближнего своего, не обманы- вайте друг друга»
3
. Здесь имеется в виду обман в том, что касается стоимости товара. Продавцу запрещено чрезмерно завышать цену – например, убеждать не- сведущего покупателя купить товар по цене вдвое выше его рыночной стоимости. Но и покупателю запрещено убеждать продавца, что интересующий его товар стоит вдвое ниже его подлинной рыночной стоимости, и приобретать его по такой цене. Однако
1
Дварим, 24:14-15.
2
Берешит, 6:11.
3
Ваикра, 25:14.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
98
если продавец, проинформировав покупателя о ры- ночной стоимости предлагаемого им товара, заявит, что готов продать его только по высокой цене, и по- купатель согласится на его условия, это не является мошенничеством, ибо мошенничество подразумевает
умышленное введение в заблуждение. Всякое введение в заблуждение при торговых переговорах, например, передача заведомо ложной информации о качестве продаваемого товара, относится к категории мошен- ничества.
Обман при осуществлении оплаты, например, если покупатель заплатит меньше, чем должен, или если продавец даст недостаточную сумму сдачи или об- манет при взвешивании или отмеривании, счита-
ется не мошенничеством, а прямым воровством.
59
. ЗАПРЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕПРАВИЛЬНЫХ ГИРЬ ИЛИ
МЕР ИЗМЕРЕНИЯ
Продавцу запрещено использовать неправильные гири при взвешивании, и он обязан проверять свои весы и следить за их точностью. Тот, кто поступает иначе, обкрадывает покупателя. Сказано: «Не тво- рите кривды в суде в измерении, весе и мере. Весы верные, гири верные… да будут у вас»
1
. Иными сло- вами, запрещена фальсификация стандартных мер измерения, чтобы можно было отвешивать меньшее количество товара, чем то, что просит покупатель.
Об этом сказано: «Мерзость пред Господом всякий де- лающий это, всякий, творящий кривду»
2 1
Ваикра, 19:35-36.
2
Дварим, 25:16.