Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
32
Ответ состоит в том, что вера и познание Бога отно-
сятся к области разума и эмоций, в то время как запрет
на определенные действия имеет ряд практических и
правовых последствий, это закон, нарушение которого
карается судом.
Нравственные и утилитарные аспекты семи общече- ловеческих заповедей крайне важны: они служат со- вершенствованию поведения человека и улучшению всего общества. Тем не менее, подход мудрецов к вы- делению заповедей для человечества основывался, в первую очередь, на анализе их правовых аспектов, они учитывают, что суд должен будет принять ре- шение о том, соблюдались ли эти заповеди в ряде конкретных случаев. Само собой разумеется, нака- зание может быть установлено за совершение запре- щенных действий идолопоклонства, а не за внутрен- нюю склонность к язычеству.
Этими же соображениями мудрецы руководствова- лись в своем подходе и к прочим общечеловеческим заповедям. Большая их часть была сформулирована мудрецами в форме запретов – таковы запреты бого- хульства, убийства, присвоения чужого имущества, отсечения и использования в пищу плоти живого животного, поскольку во главе угла для них стоял именно правовой аспект.
3
. ЗАКОН О РЕЛИГИОЗНОМ СИНКРЕТИЗМЕ
Мыслители иудаизма расходятся во мнениях по во- просу о допустимости для неевреев религиозного син-
кретизма – монотеизма, содержащего в себе примесь
язычества.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
33
Под этим подразумевается вера в то, что помимо единого Бога существуют иные силы, которым Тво- рец даровал господство над всем миром или над его частью, будь то духовные или материальные силы и различные проявления этой веры. Утверждение, что единому Богу-Творцу причастна некая сила, отлич- ная от Него и наделенная своей волей, также явля- ется проявлением синкретизма. Если суд потребует от человека таких взглядов принести присягу, он по- клянется Богом, подразумевая как истинного Бога, так и дополнительное божество; по его мнению, оба истинны. При этом нет никакой принципиальной разницы между тем, полагает ли он наличие одного или многих дополнительных божеств.
По мнению Рамбама (Маймонида) и Рамбана (Нах- манида), синкретизм запрещен как для евреев, так и для неевреев. Однако средневековые галахические авторитеты европейского еврейства полагают, что неевреям допустимо придерживаться синкретизма, и они не нарушают запрета на идолопоклонство.
Во всяком случае, все еврейские мыслители соглас- ны со следующими утверждениями:
синкретизм – это ложное учение. В действитель- ности, единый Бог сотворил мир и управляет им без участия каких-либо дополнительных сил. Он и есть Истина. Интеллектуальная чест- ность и стремление к истине не позволят веру- ющему остановиться на теориях синкретизма.
Запрещены все формы служения – поклонение, жертвоприношение, воскурение благовоний и пр. – силе, якобы причастной Творцу. Служение


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
34
этой силе самой по себе или вместе с Творцом является идолопоклонством.
Даже если принять точку зрения, что синкре- тизм не запрещен неевреям, человек, придержи-
вающийся таких взглядов, никак не может быть
сочтен праведником народов мира.
Под синкретизмом здесь имеется в виду кон- цепция, которая описывает дополнительную, причастную Богу силу как вторичную по от- ношению к Нему, существующую по Его воле.
Политеистические религии, предполагающие наличие нескольких равных по силе божеств, являются чистым язычеством.
В Торе сказано: «Слушай, Израиль, Господь – Бог наш,
Господь един»
1
. Таким образом, повеление знать, что
Бог един, уверовать в это всем сердцем и направить свои силы на провозглашение Его единства, обращено к еврейскому народу. Эта заповедь не относится к не- евреям. Положение о единстве Господа – это не просто отрицание политеизма и синкретизма, это несрав- ненно более сильное утверждение, и от евреев требу- ется гораздо больше, чем просто отказаться от син- кретизма. Евреям предписано неизменно стремиться к раскрытию единства Господа, обращая все свои дела, чувства и помыслы на достижение этой цели.
Отрицая синкретизм, мы всего лишь не признаем существование какой-либо силы или власти, внеш- ней по отношению к Всевышнему. Этого недостаточ- но для того, чтобы вся наша жизнь была направлена на исполнение Его воли и пропитана ощущением
1
Дварим, 4:6.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
35
Божьего присутствия (как было разъяснено выше, сущность всякой заповеди состоит в том, что она проистекает от Того, Кто ее заповедовал, и позволя- ет, выполняя Его волю, прилепиться к Нему). Однако пророки обещали, что в будущем весть о единстве
Господа: «Слушай, Израиль, Господь – Бог наш, Го- сподь един» – пронесется по всему миру и будет у всех на устах. Сейчас Господь – это Бог народа Израи- ля, но в будущем Его признает весь мир, как сказано:
«Ибо тогда сделаю Я чистым язык народов, чтобы все призывали имя Господа»
1
– т.е. в будущем все чело- вечество обратится к Богу, и никто не будет верить в иных богов. И сказано также: «И воцарится Господь на всей земле, в день тот будет Господь един, и Имя
Его едино»
2
– все человечество, отринув язычество и избавившись от всякой примеси языческих воззре- ний, признает единого и единственного Бога.
4
. ОБЯЗАННОСТЬ ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ ЯРМО
ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО И ИСПОЛНЯТЬ
ВСЯКОЕ ПОВЕЛЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО
В частности, это повеление обязывает каждого принять на себя все законы, проистекающие из семи общече- ловеческих заповедей, дарованных Творцом учителю нашему Моше на горе Синай, и исполнять их на прак- тике, в соответствии с толкованиями Устной Торы.
5
. ОБЯЗАННОСТЬ БОГОБОЯЗНЕННОСТИ
Сказано: «Господа, Бога твоего, бойся»
3
. Это означает, что каждый человек должен, насколько это в его силах,
1
Цфания (Софония), 3:9.
2
Зхария, 14:9.
3
Дварим, 10:20.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
36
пробуждать в своих мыслях и в сердце страх Божий. Бо- гобоязненность включает в себя и страх нарушить Его
повеления («страх греха»), и благоговение перед Богом.
Из повеления богобоязненности вытекает нравствен- ный долг выработать у себя качество смирения. Для того чтобы побороть заносчивость и гордыню, надо приучить себя приветливо общаться с другими людь- ми и не гневаться даже на тех, кто нас оскорбляет (тем более, на тех, кто не проявляет достаточно уважения).
Богобоязненному человеку присуще чувство благо- говения перед Всевышним, которое не даст ему зано- ситься; таким образом, он будет проявлять смирение перед Богом и людьми. Поэтому мудрецы, благосло- венной им памяти, говорят, что тщеславие и гордыня
подобны идолопоклонству. Это объяснятся следующим образом: гордец ставит себя высоко, потому что ощу- щает себя существующим независимо от Всевышнего, он служит себе самому и следует своим желаниям, от- личным от воли Господа, а это равнозначно язычеству.
Смирение приводит к скромности, ибо смиренный и богобоязненный человек будет проявлять скром- ность, что отразится во всех его поступках, в словах, в одежде, в отношениях с другими людьми. Скром- ность, в свою очередь, углубляет чувство богобояз- ненности и помогает человеку принять волю Все- вышнего, как сказано: «За смирением страх пред
Господом»
1
. Скромный человек не ищет ссор и про- являет уважение к другим людям. Гордец, в отли- чие от него, проявляет заносчивость, его никто не смутит и не поставит на место. Это же относится и к
1
Мишлей, 22:4.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
37
поведению по отношению к Богу. Человек, которому присущи скромность и смирение, ощущает, что Все- вышний непрестанно взирает на него и испытывает все его поступки, ему будет стыдно согрешить, поэ- тому смирение ведет к богобоязненности.
Качество скромности проявляется, в частности, в ноше- нии подобающей одежды. Для праведника это необхо- димое требование; он не пожелает выставлять напоказ свое тело, но покроет его одеждой, приличествующей его положению, не станет уподобляться животным. Жи- вотные, лишенные разума и чувства стыда, не пользу- ются одеждой, но человеку, одаренному разумом и со- творенному по образу Божию, не пристало появляться в таком виде. Обязанность покрывать тело имеет осо- бую важность, когда речь идет о женщине. Она связана с запретом распущенности – ведь нескромная одежда женщины может стать камнем преткновения для дру- гих (см. в этой связи также закон 49). Бесстыдство лиша- ет женщину внутреннего достоинства, словно ущем- ляет ее образ «Божий». Тот, кто позорит себя, позорит
«образ Божий», по которому он был сотворен.
Это же относится и к поведению человека. Сказано:
«Чего Господь требует от тебя? Только вершить пра- восудие и любить милосердие, и ходить скромно пред Богом твоим»
1
6
. ОБЯЗАННОСТЬ ЛЮБИТЬ ГОСПОДА
Сказано в Торе: «И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» – это означает направлять свои мыс- ли и чувства на любовь к Всевышнему.
1
Миха (Михей), 6:8.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
38
Как человеку пробудить в своем сердце любовь к
Нему и страх перед Ним? Тот, кто, погрузившись в размышления над великими и славными творения- ми и деяниями Господними, с которыми не сравнит- ся ничто из человеческих деяний, увидит в них про- явление Его безграничной, неисчерпаемой мудрости, сразу же ощутит любовь к Богу, прославит Его и воз- жаждет постичь великое Имя Господне, как сказано:
«Жаждет душа моя Бога, Бога живого»
1
. Особо сильное влияние оказывают размышления над постоянным творением чудесного мироздания, частью которого является человек. Ведь человеку свойственно любить жизнь, а каждое мгновение она заново даруется ему
Творцом. Размышляя над этим, человек полюбит
Бога, ибо Он – жизнь его, как сказано в Торе: «…Чтобы любить Господа, Бога твоего, слушая глас Его и при- лепляясь к Нему, ибо Он – жизнь твоя и долгота дней твоих»
2
. Иными словами, любовь к Всевышнему про- является в том, что мы внимаем его голосу и следуем
Его стезями, ибо Он – наша жизнь: Он – ее источник, и каждый ее день прожит благодаря Ему.
Размышляя над величием Бога и изумительным устройством мироздания, над великой творче- ской силой, непрестанно созидающей заново все творение, человек исполняется трепета и прони- кается страхом и благоговением перед Творцом.
Он ощущает себя низменным, жалким созданием, чьи скудные и поверхностные познания ничтож- ны по сравнению с великой и совершенной мудро- стью Творца. Это чувство передано в словах Дави- да: «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих,
1
Теѓилим, 42:3. См. Мишне Тора, Законы основ Торы, 2:1-2.
2
Дварим, 30:20.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
39
луну и звезды, которые Ты поставил, то, что есть человек, что Ты помнишь его»
1
. Размышляя о вели- чии Божьих творений, человек ощущает себя ни- чтожной пылинкой – с какой же стати Всевышне- му помнить о нем?
Повеление о любви к Творцу и благоговении перед Ним
относится к числу рационально обоснованных обязан-
ностей человека. Поскольку Он сотворил весь мир и человека ради установленной Им цели, и бытие все- го мироздания зависит исключительно от слова Го- сподня, нам надлежит понять, что мы всецело при- надлежим Ему. Совершенствуясь, человек достигает уровня «раба Божьего».
Однако человеку не свойственно испытывать эмо- ции любви или благоговения по отношению к тому, что не дано ему в ощущениях, и поэтому нам следу- ет использовать возможности нашего разума, обра- щая свои мысли на величие Творца и низменность человеческой природы. Эти размышления помогают постижению Творца и вызывают соответствующий эмоциональный настрой, способствующий возник- новению чувств любви и благоговения.
Над этими темами следует размышлять повсемест- но и ежечасно, постоянно вызывая в сердце чувства любви, страха и благоговения. Однако наиболее под- ходящая пора для подобных размышлений – это время молитвы, когда человек предстает перед Твор- цом, изливает душу перед Ним, примыкая разумом к Божьей воле и уповая получить от Него все, что ему требуется (см. закон 13).
1
Теѓилим, 8:4-5.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
40
Еще один способ постоянно пробуждать в своей душе любовь к Всевышнему и страх Божий состоит в том, чтобы следовать Его благими путями и размышлять над ними. Осознав величие Господа, мы пробуждаем в сердце благоговение перед Ним и любовь к Нему, как сказано: «И храни заповеди Господа Бога твоего, чтобы следовать путями Его и бояться Его»; «А те- перь, Израиль, чего Господь Бог твой требует от тебя?
Только лишь бояться Господа Бога твоего, чтобы сле- довать всеми путями Его и любить Его…»
1
На первый взгляд, здесь налицо два отдельных повеления: сле- довать путями Господа, испытывая любовь к Нему, и страх пред Ним. Однако, смежность этих идей в библейских стихах показывает, что, следуя стезями
Господа и поступая согласно Его воле, человек стано- вится на путь, ведущий к любви к Нему и благогове- нию перед Ним. Такова человеческая природа: под- ражая другому, мы начинаем ему симпатизировать и лучше его понимать. Постепенно в нас пробужда- ется уважение и любовь к тому, чьему примеру мы пытаемся следовать.
Немаловажным следствием любви к Всевышнему явля-
ется любовь к Его творениям. Под влиянием любви к
Богу человек начинает лучше думать о других, и в его сердце пробуждается желание помочь ближнему.
Хотя с точки зрения права поступок оказания помо- щи ближнему относится к сфере действия заповеди, запрещающей убийство (это будет разъяснено в за- коне 38), само по себе желание проявить милосердие и любовь к ближнему – это результат исполнения повеления о любви к Всевышнему. Тот, кто воистину любит Господа, научается преодолевать свое себялю-
1
Дварим, 8:6; 10:12.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
41
бие ради Него; точно так же он сможет преодолеть эгоизм ради любви к ближнему.
7
. ЗАПРЕТ ЛОЖНО ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ
ИМЕНЕМ ГОСПОДА
Пророком или лжепророком именуется тот, кто объ- явит, что Всевышний повел ему передать что-либо людям. Не всегда можно сразу понять, правда это или ложь (в законе 9 будет объяснено, как относить- ся к тому, кто не будучи известен как пророк, велит что-либо делать от Божьего имени).
Тем не менее, в некоторых случаях речь заведомо идет о лжепророке: Тора указывает, что говорящий некоторые вещи не может быть истинным проро- ком – например, тот, кто объявит, что Бог повелевает навсегда отменить одну из Его заповедей или совер- шить пусть даже одноразовый акт идолопоклонства, это лжепророк. О таком сказано в Торе: «…Пророк, ко- торый дерзнет говорить именем Моим то, что Я не повелел ему говорить...»
1
– поведавший, что Бог по- велел ему изменить одну из Его заповедей, заведомо лжет, и потому является лжепророком.
Лжепророком назван и тот, кто будет утверждать, что
Господь повелел ему передать людям новую заповедь, не содержащуюся в Торе, данной на горе Синай.
8
. ЗАПРЕТ ОБЪЯВЛЯТЬ СЕБЯ ПРОРОКОМ
ЯЗЫЧЕСКИХ БОЖЕСТВ
Этот запрет преступает и тот, кто станет убеждать других совершить акт идолопоклонства или нару-
1
Дварим, 18:20.