ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2021

Просмотров: 4864

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

177

5) соединение проводов ВЛ, а также проводов ЛС и ЛПВ в пролетах пересечения не допускается.

Провода ВЛ должны быть многопроволочными с сечениями не менее: алюминиевые — 35 мм

2

, стале-

алюминиевые — 25 мм

2

.

2.4.80.

При пересечении подземной кабельной вставки в ВЛ с неизолированными и изолированными провода-
ми ЛС и ЛПВ должны соблюдаться следующие требования:

1) расстояние от подземной кабельной вставки в ВЛ до опоры ЛС и ЛПВ и ее заземлителя должно

быть не менее 1 м, а при прокладке кабеля в изолирующей трубе — не менее 0,5 м;

2) расстояние по горизонтали от основания кабельной опоры ВЛ до проекции ближайшего провода

ЛС и ЛПВ на горизонтальную плоскость должно быть не менее наибольшей высоты опоры пролета
пересечения.

2.4.81.

Расстояние по горизонтали между проводами ВЛИ и проводами ЛС и ЛПВ при параллельном прохож-
дении или сближении должно быть не менее 1 м.

При сближении ВЛ с воздушными ЛС и ЛПВ расстояние по горизонтали между изолированными

и неизолированными проводами ВЛ и проводами ЛС и ЛПВ должно быть не менее 2 м. В стесненных
условиях это расстояние допускается уменьшить до 1,5 м. Во всех остальных случаях расстояние меж-
ду линиями должно быть не менее высоты наиболее высокой опоры ВЛ, ЛС и ЛПВ.

При сближении ВЛ с подземными или подвесными кабелями ЛС и ЛПВ расстояния между ними

должны приниматься в соответствии с 2.4.77 пп. 1 и 5.

2.4.82.

Сближение ВЛ с антенными сооружениями передающих радиоцентров, приемными радиоцентрами,
выделенными приемными пунктами проводного вещания и местных радиоузлов не нормируется.

2.4.83.

Провода от опоры ВЛ до ввода в здание не должны пересекаться с проводами ответвлений от ЛС и ЛПВ,
и их следует располагать на одном уровне или выше ЛС и ЛПВ. Расстояние по горизонтали между
проводами ВЛ и проводами ЛС и ЛПВ, телевизионными кабелями и спусками от радиоантенн на вво-
дах должно быть не менее 0,5 м для СИП и 1,5 м для неизолированных проводов ВЛ.

2.4.84.

Совместная подвеска подвесного кабеля сельской телефонной связи и ВЛИ допускается при выполне-
нии следующих требований:

1) нулевая жила СИП должна быть изолированной;
2) расстояние от СИП до подвесного кабеля СТС в пролете и на опоре ВЛИ должно быть не менее

0,5 м;

3) каждая опора ВЛИ должна иметь заземляющее устройство, при этом сопротивление заземления

должно быть не более 10 Ом;

4) на каждой опоре ВЛИ должно быть выполнено повторное заземление

PEN

 проводника;

N

5) несущий канат телефонного кабеля вместе с металлическим сетчатым наружным покровом кабе-

ля должен быть присоединен к заземлителю каждой опоры отдельным самостоятельным проводником
(спуском).

2.4.85.

Совместная подвеска на общих опорах неизолированных проводов ВЛ, ЛС и ЛПВ не допускается.

На общих опорах допускается совместная подвеска неизолированных проводов ВЛ и изолирован-

ных проводов ЛПВ. При этом должны соблюдаться следующие условия:

1) номинальное напряжение ВЛ должно быть не более 380 В;
2) номинальное напряжение ЛПВ должно быть не более 360 В;
3) расстояние от нижних проводов ЛПВ до земли, между цепями ЛПВ и их проводами должно

соответствовать требованиям действующих правил Минсвязи России;

4) неизолированные провода ВЛ должны располагаться над проводами ЛПВ; при этом расстояние

по вертикали от нижнего провода ВЛ до верхнего провода ЛПВ должно быть на опоре не менее 1,5 м,
а в пролете — не менее 1,25 м; при расположении проводов ЛПВ на кронштейнах это расстояние при-
нимается от нижнего провода ВЛ, расположенного на той же стороне, что и провода ЛПВ.

2.4.86.

На общих опорах допускается совместная подвеска СИП ВЛИ с неизолированными или изолирован-
ными проводами ЛС и ЛПВ. При этом должны соблюдаться следующие условия:

1) номинальное напряжение ВЛИ должно быть не более 380 В;
2) номинальное напряжение ЛПВ должно быть не более 360 В;
3) номинальное напряжение ЛС, расчетное механическое напряжение в проводах ЛС, расстояния

от нижних проводов ЛС и ЛПВ до земли, между цепями и их проводами должны соответствовать
требованиям действующих правил Минсвязи России;

4) провода ВЛИ до 1 кВ должны располагаться над проводами ЛС и ЛПВ; при этом расстояние по

вертикали от СИП до верхнего провода ЛС и ЛПВ независимо от их взаимного расположения должно
быть не менее 0,5 м на опоре и в пролете. Провода ВЛИ и ЛС и ЛПВ рекомендуется располагать по
разным сторонам опоры.


background image

178

2.4.87.

Совместная подвеска на общих опорах неизолированных проводов ВЛ и кабелей ЛС не допускается.
Совместная подвеска на общих опорах проводов ВЛ напряжением не более 380 В и кабелей ЛПВ до-
пускается при соблюдении условий, оговоренных в 2.4.85.

Оптические волокна ОКНН должны удовлетворять требованиям 2.5.192 и 2.5.193.

2.4.88.

Совместная подвеска на общих опорах проводов ВЛ напряжением не более 380 В и проводов телемеха-
ники допускается при соблюдении требований, приведенных в 2.4.85 и 2.4.86, а также если цепи теле-
механики не используются как каналы проводной телефонной связи.

2.4.89.

На опорах ВЛ (ВЛИ) допускается подвеска волоконно-оптических кабелей связи (ОК):

неметаллических самонесущих (ОКСН);
неметаллических, навиваемых на фазный провод или жгут СИП (ОКНН).
Механические расчеты опор ВЛ (ВЛИ) с ОКСН и ОКНН должны производиться для исходных усло-

вий, указанных в 2.4.11 и 2.4.12.

Опоры ВЛ, на которых подвешивают ОК, и их закрепления в грунте должны быть рассчитаны с уче-

том дополнительных нагрузок, возникающих при этом.

Расстояние от ОКСН до поверхности земли в населенной и ненаселенной местностях должно быть

не менее 5 м.

Расстояния между проводами ВЛ до 1 кВ и ОКСН на опоре и в пролете должны быть не менее 0,4 м.

ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И СБЛИЖЕНИЯ ВЛ С ИНЖЕНЕРНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ

2.4.90.

При пересечении и параллельном следовании ВЛ с железными и автомобильными дорогами должны
выполняться требования, изложенные в гл. 2.5.

Пересечения могут выполняться также при помощи кабельной вставки в ВЛ.

2.4.91.

При сближении ВЛ с автомобильными дорогами расстояние от проводов ВЛ до дорожных знаков и их
несущих тросов должно быть не менее 1 м. Несущие тросы должны быть заземлены с сопротивлением
заземляющего устройства не более 10 Ом.

2.4.92.

При пересечении и сближении ВЛ с контактными проводами и несущими тросами трамвайных и трол-
лейбусных линий должны быть выполнены следующие требования:

1) ВЛ должны, как правило, располагаться вне зоны, занятой сооружениями контактных сетей, вклю-

чая опоры.

В этой зоне опоры ВЛ должны быть анкерного типа, а неизолированные провода иметь двойное

крепление;

2) провода ВЛ должны быть расположены над несущими тросами контактных проводов. Провода

ВЛ должны быть многопроволочными с сечением не менее: алюминиевые — 35 мм

2

, сталеалюминие-

вые — 25 мм

2

, несущая жила СИП — 35 мм

2

, сечение жилы СИП со всеми несущими проводниками

жгута — не менее 25 мм

2

. Соединение проводов ВЛ в пролетах пересечения не допускается;

3) расстояние от проводов ВЛ при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 8 м до головки

рельса трамвайной линии и 10,5 м до проезжей части улицы в зоне троллейбусной линии.

При этом во всех случаях расстояние от проводов ВЛ до несущего троса или контактного провода

должно быть не менее 1,5 м;

4) пересечение ВЛ с контактными проводами в местах расположения поперечин запрещается;
5) совместная подвеска на опорах троллейбусных линий контактных проводов и проводов ВЛ на-

пряжением не более 380 В допускается при соблюдении следующих  условий: опоры троллейбусных
линий должны иметь механическую прочность, достаточную для подвески проводов ВЛ, расстояние
между проводами ВЛ и кронштейном или устройством крепления несущего троса контактных прово-
дов должно быть не менее 1,5 м.

2.4.93.

При пересечении и сближении ВЛ с канатными дорогами и надземными металлическими трубопрово-
дами должны выполняться следующие требования:

1) ВЛ должна проходить под канатной дорогой; прохождение ВЛ над канатной дорогой не допус-

кается;

2) канатные дороги должны иметь снизу мостки или сетки для ограждения проводов ВЛ;
3) при прохождении ВЛ под канатной дорогой или под трубопроводом провода ВЛ должны нахо-

диться от них на расстоянии: не менее 1 м — при наименьшей стреле провеса проводов до мостков или
ограждающих сеток канатной дороги или до трубопровода; не менее 1 м — при наибольшей стреле
провеса и наибольшем отклонении проводов до элементов канатной дороги или до трубопровода;

4) при пересечении ВЛ с трубопроводом расстояние от проводов ВЛ при их наибольшей стреле

провеса до элементов трубопровода должно быть не менее 1 м. Опоры ВЛ, ограничивающие пролет


background image

179

пересечения с трубопроводом, должны быть анкерного типа. Трубопровод в пролете пересечения дол-
жен быть заземлен, сопротивление заземлителя — не более 10 Ом;

5) при параллельном следовании ВЛ с канатной дорогой или трубопроводом расстояние по гори-

зонтали от проводов ВЛ до канатной дороги или трубопровода должно быть не менее высоты опоры,
а на стесненных участках трассы при наибольшем отклонении проводов — не менее 1 м.

2.4.94.

При сближении ВЛ с пожаро- и взрывоопасными установками и с аэродромами следует руководство-
ваться требованиями, приведенными в 2.5.278, 2.5.291 и 2.5.292.

2.4.95.

Прохождение ВЛ до 1 кВ с изолированными и неизолированными проводами не допускается по терри-
ториям спортивных сооружений, школ (общеобразовательных и интернатов), технических училищ,
детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов, детских комбинатов), детских домов,
детских игровых площадок, а также по территориям детских оздоровительных лагерей.

По вышеуказанным территориям (кроме спортивных и игровых площадок) допускается прохожде-

ние ВЛИ при условии, что нулевая жила СИП должна быть изолированной, а полная ее проводимость
должна быть не менее проводимости фазной жилы СИП.

Глава 2.5

Утверждено
приказом Минэнерго России
От 20 мая 2003 г. № 187

ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1 кB

Вводится в действие с 1 октября 2003 г.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.5.1.

Настоящая глава Правил распространяется на воздушные линии электропередачи напряжением выше
1 кВ и до 750 кВ, выполняемые неизолированными проводами (ВЛ), и напряжением выше 1 кВ и до
20 кВ, выполняемые проводами с защитной изолирующей оболочкой — защищенными проводами (ВЛЗ).

Требования к ВЛ с неизолированными проводами распространяются и на ВЛ соответствующего

напряжения, выполняемые проводами с защитной изолирующей оболочкой, кроме требований, спе-
циально оговоренных в настоящих Правилах.

Настоящая глава не распространяется на электрические воздушные линии, сооружение которых опре-

деляется специальными правилами, нормами и постановлениями (контактные сети электрифицирован-
ных железных дорог, трамвая, троллейбуса; ВЛ для электроснабжения сигнализации, централизации и бло-
кировки (СЦБ); ВЛ напряжением 6—35 кВ, смонтированные на опорах контактной сети и т.п.).

Кабельные вставки в ВЛ должны выполняться в соответствии с требованиями, приведенными

в 2.5.124 и гл. 2.3.

2.5.2.

Воздушная линия электропередачи выше 1 кВ — устройство для передачи электроэнергии по прово-
дам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций
и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях
(мостах, путепроводах и т.п.).

За начало и конец ВЛ (ВЛЗ) принимаются:
у ЗРУ — место выхода провода из аппаратного зажима, присоединяемого к проходному изолятору;
у ОРУ с линейными порталами — место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов

на линейном портале в сторону ВЛ;

у КТП — место крепления провода к изолятору КТП или место выхода провода из аппаратного

зажима;

у ТП с выносным разъединителем — место выхода провода из аппаратного зажима, присоединя-

емого к разъединителю.

2.5.3.

Пролет ВЛ — участок ВЛ между двумя опорами или конструкциями, заменяющими опоры.

Длина пролета — горизонтальная проекция этого участка ВЛ.
Габаритный пролет 

l

габ

l

 — пролет, длина которого определяется нормированным вертикальным рас-

стоянием от проводов до земли при установке опор на идеально ровной поверхности.


background image

180

Ветровой пролет 

l

ветр

— длина участка ВЛ, с которого давление ветра на провода и грозозащитные

тросы* воспринимается опорой.

* Далее тросы.

Весовой пролет

l

вес

— длина участка ВЛ, вес проводов (тросов) которого воспринимается опорой.

Стрела провеса провод

f

—  расстояние по вертикали от прямой, соединяющей точки крепления

f

провода, до провода.

Габаритная стрела провеса проводa 

f

габ

ff

 — наибольшая стрела провеса провода в габаритном пролете.

Анкерный пролет — участок ВЛ между двумя ближайшими анкерными опорами.
Подвесной изолятор — изолятор, предназначенный для подвижного крепления токоведущих элемен-

тов к опорам, несущим конструкциям и различным элементам инженерных сооружений.

Гирлянда изоляторов — устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов и линейной

арматуры, подвижно соединенных между собой.

Тросовое крепление — устройство для прикрепления грозозащитных тросов к опоре; если в состав

тросового крепления входит один или несколько изоляторов, то оно называется изолированным.

Штыревой изолятор — изолятор, состоящий из изоляционной детали, закрепляемой на штыре или

крюке опоры.

Усиленное крепление провода с защитной оболочкой — крепление провода на штыревом изолято-

ре или к гирлянде изоляторов, которое не допускает проскальзывания проводов при возникновении
разности тяжений в смежных пролетах в нормальном и аварийном режимах ВЛЗ.

Пляска проводов (тросов) — устойчивые периодические низкочастотные (0,2—2 Гц) колебания про-

вода  (троса) в пролете с односторонним или асимметричным отложением гололеда (мокрого снега,
изморози, смеси), вызываемые ветром скоростью 3—25 м/с и образующие стоячие волны (иногда в со-
четании с бегущими) с числом полуволн от одной до двадцати и амплитудой 0,3—5 м.

Вибрация проводов (тросов) — периодические колебания провода (троса) в пролете с частотой от

3 до 150 Гц, происходящие в вертикальной плоскости при ветре и образующие стоячие волны с разма-
хом (двойной амплитудой), который может превышать диаметр провода (троса).

2.5.4.

Состояние ВЛ в расчетах механической части:

нормальный режим — режим при необорванных проводах, тросах, гирляндах изоляторов и тросо-

вых креплениях;

аварийный режим — режим при оборванных одном или нескольких проводах или тросах, гирлян-

дах изоляторов и тросовых креплений;

монтажный режим — режим в условиях монтажа опор, проводов и тросов.

2.5.5.

Населенная местность — земли городов в пределах городской черты в границах их перспективного
развития на 10 лет, курортные и пригородные зоны, зеленые зоны вокруг городов и других населенных
пунктов, земли поселков городского типа в пределах поселковой черты и сельских населенных пунктов
в пределах черты этих пунктов, а также территории садово-огородных участков.

Труднодоступная местность — местность, недоступная для транспорта и сельскохозяйственных

машин.

Ненаселенная местность — земли, не отнесенные к населенной и труднодоступной местности.
Застроенная местность — территории городов, поселков, сельских населенных пунктов в границах

фактической застройки.

Трасса ВЛ в стесненных условиях — участки трассы ВЛ, проходящие по территориям, насыщен-

ным надземными и (или) подземными коммуникациями, сооружениями, строениями.

2.5.6.

По условиям воздействия ветра на ВЛ различают три типа местности:

А — 

открытые побережья морей, озер, водохранилищ, пустыни, степи, лесостепи, тундра;

В — 

городские территории, лесные массивы и другие местности, равномерно покрытые препят-

ствиями высотой не менее 2/3 высоты опор;

С

 — городские районы с застройкой зданиями высотой более 25 м, просеки в лесных массивах

С

с высотой деревьев более высоты опор, орографически защищенные извилистые и узкие склоновые
долины и ущелья.

Воздушная линия считается расположенной в местности данного типа, если эта местность сохра-

няется с наветренной стороны ВЛ на расстоянии, равном тридцатикратной высоте опоры при высоте
опор до 60 м и 2 км при большей высоте.

2.5.7.

Большими переходами называются пересечения судоходных участков рек, каналов, озер и водохранилищ,
на которых устанавливаются опоры высотой 50 м и более, а также пересечения ущелий, оврагов, водных
пространств и других препятствий с пролетом пересечения более 700 м независимо от высоты опор ВЛ.


background image

181

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.5.8.

Все элементы ВЛ должны соответствовать государственным стандартам, строительным нормам и пра-
вилам Российской Федерации и настоящей главе Правил.

При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации ВЛ должны соблюдаться тре-

бования «Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В» и действующих санитар-
но-эпидемиологических правил и нормативов.

2.5.9.

Механический расчет проводов и тросов ВЛ производится по методу допускаемых напряжений, расчет
изоляторов и арматуры — по методу разрушающих нагрузок. По обоим методам расчеты производятся
на расчетные нагрузки.

Расчет строительных конструкций ВЛ (опор, фундаментов и оснований) производится по методу

предельных состояний на расчетные нагрузки для двух групп предельных состояний (2.5.137) в соот-
ветствии с государственными стандартами и строительными нормами и правилами.

Применение других методов расчета в каждом отдельном случае должно быть обосновано в проекте.

2.5.10.

Элементы ВЛ рассчитываются на сочетания нагрузок, действующих в нормальных, аварийных и мон-
тажных  режимах.

Сочетания климатических и других  факторов в различных режимах работы ВЛ (наличие ветра,

гололеда, значение температуры, количество оборванных проводов или тросов и пр.) определяются
в соответствии с требованиями 2.5.71—2.5.74, 2.5.141, 2.5.144—2.5.147.

2.5.11.

Основными характеристиками нагрузок являются их нормативные значения, которые устанавливаются
настоящими Правилами, а для нагрузок, не регламентированных ими, — в соответствии со строитель-
ными нормами и правилами.

Расчетные значения нагрузок определяются как произведение их нормативных значений на коэф-

фициенты надежности по нагрузке

γ

f

γ

, надежности по ответственности

ff

γ

n

, условий работы

γ

d

,  регио-

нальные 

γ

p

γ

.

При расчете элементов ВЛ расчетные нагрузки могут дополнительно умножаться на коэффициент

сочетаний.

Необходимость применения коэффициентов и их значения устанавливаются настоящими Правилами.
При отсутствии указаний о значениях коэффициентов они принимаются равными единице.

2.5.12.

Нормативные значения нагрузок от веса оборудования, материалов, от тяжения проводов, грозозащит-
ных тросов принимаются на основании государственных стандартов или в соответствии с указаниями
настоящих Правил.

2.5.13.

Основной характеристикой сопротивления материала элементов ВЛ являются:

разрывное усилие (для проводов и тросов), механическая (электромеханическая) разрушающая на-

грузка  (для изоляторов), механическая разрушающая нагрузка (для линейной арматуры), указанные
в стандартах или технических условиях на эти изделия;

нормативные и расчетные сопротивления материала опор и фундаментов, устанавливаемые норма-

ми проектирования строительных конструкций.

2.5.14.

На ВЛ 110 кВ и выше длиной более 100 км для ограничения несимметрии токов и напряжений должен
выполняться один полный цикл транспозиции.

Двухцепные ВЛ 110 кВ и выше рекомендуется выполнять с противоположным чередованием фаз

цепей (смежные фазы разных цепей должны быть разноименными). Схемы транспозиции обеих цепей
рекомендуется выполнять одинаковыми.

Допускаются увеличение длины нетранспонированной ВЛ, выполнение неполных циклов транспо-

зиции, различные длины участков в цикле и увеличение числа циклов. Вносимая при этом данной ВЛ
расчетная несимметрия по условиям обеспечения надежной работы релейной защиты не должна пре-
вышать 0,5% по напряжению и 2% по току обратной последовательности.

Шаг транспозиции по условию влияния на линии связи не нормируется.
Для ВЛ с горизонтальным расположением фаз рекомендуется упрощенная схема транспозиции (в ме-

сте транспозиции поочередно меняются местами только две смежные фазы).

2.5.15.

На ВЛ с горизонтальным расположением фаз и двумя тросами, используемыми для высокочастотной
связи, для снижения потерь от токов в тросах в нормальном режиме рекомендуется выполнять скрещи-
вание (транспозицию) тросов. Количество скрещиваний должно выбираться из условий самопогасания
дуги сопровождающего тока промышленной частоты при грозовых перекрытиях искровых промежут-
ков на изоляторах тросов.

Схема скрещивания должна быть симметрична относительно каждого шага транспозиции фаз и то-

чек заземления тросов, при этом крайние участки рекомендуется принимать равными половине длины
остальных  участков.