ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2021
Просмотров: 4864
Скачиваний: 1
177
5) соединение проводов ВЛ, а также проводов ЛС и ЛПВ в пролетах пересечения не допускается.
Провода ВЛ должны быть многопроволочными с сечениями не менее: алюминиевые — 35 мм
2
, стале-
алюминиевые — 25 мм
2
.
2.4.80.
При пересечении подземной кабельной вставки в ВЛ с неизолированными и изолированными провода-
ми ЛС и ЛПВ должны соблюдаться следующие требования:
1) расстояние от подземной кабельной вставки в ВЛ до опоры ЛС и ЛПВ и ее заземлителя должно
быть не менее 1 м, а при прокладке кабеля в изолирующей трубе — не менее 0,5 м;
2) расстояние по горизонтали от основания кабельной опоры ВЛ до проекции ближайшего провода
ЛС и ЛПВ на горизонтальную плоскость должно быть не менее наибольшей высоты опоры пролета
пересечения.
2.4.81.
Расстояние по горизонтали между проводами ВЛИ и проводами ЛС и ЛПВ при параллельном прохож-
дении или сближении должно быть не менее 1 м.
При сближении ВЛ с воздушными ЛС и ЛПВ расстояние по горизонтали между изолированными
и неизолированными проводами ВЛ и проводами ЛС и ЛПВ должно быть не менее 2 м. В стесненных
условиях это расстояние допускается уменьшить до 1,5 м. Во всех остальных случаях расстояние меж-
ду линиями должно быть не менее высоты наиболее высокой опоры ВЛ, ЛС и ЛПВ.
При сближении ВЛ с подземными или подвесными кабелями ЛС и ЛПВ расстояния между ними
должны приниматься в соответствии с 2.4.77 пп. 1 и 5.
2.4.82.
Сближение ВЛ с антенными сооружениями передающих радиоцентров, приемными радиоцентрами,
выделенными приемными пунктами проводного вещания и местных радиоузлов не нормируется.
2.4.83.
Провода от опоры ВЛ до ввода в здание не должны пересекаться с проводами ответвлений от ЛС и ЛПВ,
и их следует располагать на одном уровне или выше ЛС и ЛПВ. Расстояние по горизонтали между
проводами ВЛ и проводами ЛС и ЛПВ, телевизионными кабелями и спусками от радиоантенн на вво-
дах должно быть не менее 0,5 м для СИП и 1,5 м для неизолированных проводов ВЛ.
2.4.84.
Совместная подвеска подвесного кабеля сельской телефонной связи и ВЛИ допускается при выполне-
нии следующих требований:
1) нулевая жила СИП должна быть изолированной;
2) расстояние от СИП до подвесного кабеля СТС в пролете и на опоре ВЛИ должно быть не менее
0,5 м;
3) каждая опора ВЛИ должна иметь заземляющее устройство, при этом сопротивление заземления
должно быть не более 10 Ом;
4) на каждой опоре ВЛИ должно быть выполнено повторное заземление
PEN
проводника;
N
5) несущий канат телефонного кабеля вместе с металлическим сетчатым наружным покровом кабе-
ля должен быть присоединен к заземлителю каждой опоры отдельным самостоятельным проводником
(спуском).
2.4.85.
Совместная подвеска на общих опорах неизолированных проводов ВЛ, ЛС и ЛПВ не допускается.
На общих опорах допускается совместная подвеска неизолированных проводов ВЛ и изолирован-
ных проводов ЛПВ. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) номинальное напряжение ВЛ должно быть не более 380 В;
2) номинальное напряжение ЛПВ должно быть не более 360 В;
3) расстояние от нижних проводов ЛПВ до земли, между цепями ЛПВ и их проводами должно
соответствовать требованиям действующих правил Минсвязи России;
4) неизолированные провода ВЛ должны располагаться над проводами ЛПВ; при этом расстояние
по вертикали от нижнего провода ВЛ до верхнего провода ЛПВ должно быть на опоре не менее 1,5 м,
а в пролете — не менее 1,25 м; при расположении проводов ЛПВ на кронштейнах это расстояние при-
нимается от нижнего провода ВЛ, расположенного на той же стороне, что и провода ЛПВ.
2.4.86.
На общих опорах допускается совместная подвеска СИП ВЛИ с неизолированными или изолирован-
ными проводами ЛС и ЛПВ. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) номинальное напряжение ВЛИ должно быть не более 380 В;
2) номинальное напряжение ЛПВ должно быть не более 360 В;
3) номинальное напряжение ЛС, расчетное механическое напряжение в проводах ЛС, расстояния
от нижних проводов ЛС и ЛПВ до земли, между цепями и их проводами должны соответствовать
требованиям действующих правил Минсвязи России;
4) провода ВЛИ до 1 кВ должны располагаться над проводами ЛС и ЛПВ; при этом расстояние по
вертикали от СИП до верхнего провода ЛС и ЛПВ независимо от их взаимного расположения должно
быть не менее 0,5 м на опоре и в пролете. Провода ВЛИ и ЛС и ЛПВ рекомендуется располагать по
разным сторонам опоры.
178
2.4.87.
Совместная подвеска на общих опорах неизолированных проводов ВЛ и кабелей ЛС не допускается.
Совместная подвеска на общих опорах проводов ВЛ напряжением не более 380 В и кабелей ЛПВ до-
пускается при соблюдении условий, оговоренных в 2.4.85.
Оптические волокна ОКНН должны удовлетворять требованиям 2.5.192 и 2.5.193.
2.4.88.
Совместная подвеска на общих опорах проводов ВЛ напряжением не более 380 В и проводов телемеха-
ники допускается при соблюдении требований, приведенных в 2.4.85 и 2.4.86, а также если цепи теле-
механики не используются как каналы проводной телефонной связи.
2.4.89.
На опорах ВЛ (ВЛИ) допускается подвеска волоконно-оптических кабелей связи (ОК):
неметаллических самонесущих (ОКСН);
неметаллических, навиваемых на фазный провод или жгут СИП (ОКНН).
Механические расчеты опор ВЛ (ВЛИ) с ОКСН и ОКНН должны производиться для исходных усло-
вий, указанных в 2.4.11 и 2.4.12.
Опоры ВЛ, на которых подвешивают ОК, и их закрепления в грунте должны быть рассчитаны с уче-
том дополнительных нагрузок, возникающих при этом.
Расстояние от ОКСН до поверхности земли в населенной и ненаселенной местностях должно быть
не менее 5 м.
Расстояния между проводами ВЛ до 1 кВ и ОКСН на опоре и в пролете должны быть не менее 0,4 м.
ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И СБЛИЖЕНИЯ ВЛ С ИНЖЕНЕРНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ
2.4.90.
При пересечении и параллельном следовании ВЛ с железными и автомобильными дорогами должны
выполняться требования, изложенные в гл. 2.5.
Пересечения могут выполняться также при помощи кабельной вставки в ВЛ.
2.4.91.
При сближении ВЛ с автомобильными дорогами расстояние от проводов ВЛ до дорожных знаков и их
несущих тросов должно быть не менее 1 м. Несущие тросы должны быть заземлены с сопротивлением
заземляющего устройства не более 10 Ом.
2.4.92.
При пересечении и сближении ВЛ с контактными проводами и несущими тросами трамвайных и трол-
лейбусных линий должны быть выполнены следующие требования:
1) ВЛ должны, как правило, располагаться вне зоны, занятой сооружениями контактных сетей, вклю-
чая опоры.
В этой зоне опоры ВЛ должны быть анкерного типа, а неизолированные провода иметь двойное
крепление;
2) провода ВЛ должны быть расположены над несущими тросами контактных проводов. Провода
ВЛ должны быть многопроволочными с сечением не менее: алюминиевые — 35 мм
2
, сталеалюминие-
вые — 25 мм
2
, несущая жила СИП — 35 мм
2
, сечение жилы СИП со всеми несущими проводниками
жгута — не менее 25 мм
2
. Соединение проводов ВЛ в пролетах пересечения не допускается;
3) расстояние от проводов ВЛ при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 8 м до головки
рельса трамвайной линии и 10,5 м до проезжей части улицы в зоне троллейбусной линии.
При этом во всех случаях расстояние от проводов ВЛ до несущего троса или контактного провода
должно быть не менее 1,5 м;
4) пересечение ВЛ с контактными проводами в местах расположения поперечин запрещается;
5) совместная подвеска на опорах троллейбусных линий контактных проводов и проводов ВЛ на-
пряжением не более 380 В допускается при соблюдении следующих условий: опоры троллейбусных
линий должны иметь механическую прочность, достаточную для подвески проводов ВЛ, расстояние
между проводами ВЛ и кронштейном или устройством крепления несущего троса контактных прово-
дов должно быть не менее 1,5 м.
2.4.93.
При пересечении и сближении ВЛ с канатными дорогами и надземными металлическими трубопрово-
дами должны выполняться следующие требования:
1) ВЛ должна проходить под канатной дорогой; прохождение ВЛ над канатной дорогой не допус-
кается;
2) канатные дороги должны иметь снизу мостки или сетки для ограждения проводов ВЛ;
3) при прохождении ВЛ под канатной дорогой или под трубопроводом провода ВЛ должны нахо-
диться от них на расстоянии: не менее 1 м — при наименьшей стреле провеса проводов до мостков или
ограждающих сеток канатной дороги или до трубопровода; не менее 1 м — при наибольшей стреле
провеса и наибольшем отклонении проводов до элементов канатной дороги или до трубопровода;
4) при пересечении ВЛ с трубопроводом расстояние от проводов ВЛ при их наибольшей стреле
провеса до элементов трубопровода должно быть не менее 1 м. Опоры ВЛ, ограничивающие пролет
179
пересечения с трубопроводом, должны быть анкерного типа. Трубопровод в пролете пересечения дол-
жен быть заземлен, сопротивление заземлителя — не более 10 Ом;
5) при параллельном следовании ВЛ с канатной дорогой или трубопроводом расстояние по гори-
зонтали от проводов ВЛ до канатной дороги или трубопровода должно быть не менее высоты опоры,
а на стесненных участках трассы при наибольшем отклонении проводов — не менее 1 м.
2.4.94.
При сближении ВЛ с пожаро- и взрывоопасными установками и с аэродромами следует руководство-
ваться требованиями, приведенными в 2.5.278, 2.5.291 и 2.5.292.
2.4.95.
Прохождение ВЛ до 1 кВ с изолированными и неизолированными проводами не допускается по терри-
ториям спортивных сооружений, школ (общеобразовательных и интернатов), технических училищ,
детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов, детских комбинатов), детских домов,
детских игровых площадок, а также по территориям детских оздоровительных лагерей.
По вышеуказанным территориям (кроме спортивных и игровых площадок) допускается прохожде-
ние ВЛИ при условии, что нулевая жила СИП должна быть изолированной, а полная ее проводимость
должна быть не менее проводимости фазной жилы СИП.
Глава 2.5
Утверждено
приказом Минэнерго России
От 20 мая 2003 г. № 187
ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1 кB
Вводится в действие с 1 октября 2003 г.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.5.1.
Настоящая глава Правил распространяется на воздушные линии электропередачи напряжением выше
1 кВ и до 750 кВ, выполняемые неизолированными проводами (ВЛ), и напряжением выше 1 кВ и до
20 кВ, выполняемые проводами с защитной изолирующей оболочкой — защищенными проводами (ВЛЗ).
Требования к ВЛ с неизолированными проводами распространяются и на ВЛ соответствующего
напряжения, выполняемые проводами с защитной изолирующей оболочкой, кроме требований, спе-
циально оговоренных в настоящих Правилах.
Настоящая глава не распространяется на электрические воздушные линии, сооружение которых опре-
деляется специальными правилами, нормами и постановлениями (контактные сети электрифицирован-
ных железных дорог, трамвая, троллейбуса; ВЛ для электроснабжения сигнализации, централизации и бло-
кировки (СЦБ); ВЛ напряжением 6—35 кВ, смонтированные на опорах контактной сети и т.п.).
Кабельные вставки в ВЛ должны выполняться в соответствии с требованиями, приведенными
в 2.5.124 и гл. 2.3.
2.5.2.
Воздушная линия электропередачи выше 1 кВ — устройство для передачи электроэнергии по прово-
дам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций
и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях
(мостах, путепроводах и т.п.).
За начало и конец ВЛ (ВЛЗ) принимаются:
у ЗРУ — место выхода провода из аппаратного зажима, присоединяемого к проходному изолятору;
у ОРУ с линейными порталами — место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов
на линейном портале в сторону ВЛ;
у КТП — место крепления провода к изолятору КТП или место выхода провода из аппаратного
зажима;
у ТП с выносным разъединителем — место выхода провода из аппаратного зажима, присоединя-
емого к разъединителю.
2.5.3.
Пролет ВЛ — участок ВЛ между двумя опорами или конструкциями, заменяющими опоры.
Длина пролета — горизонтальная проекция этого участка ВЛ.
Габаритный пролет
l
габ
l
— пролет, длина которого определяется нормированным вертикальным рас-
стоянием от проводов до земли при установке опор на идеально ровной поверхности.
180
Ветровой пролет
l
ветр
— длина участка ВЛ, с которого давление ветра на провода и грозозащитные
тросы* воспринимается опорой.
* Далее тросы.
Весовой пролет
l
вес
— длина участка ВЛ, вес проводов (тросов) которого воспринимается опорой.
Стрела провеса провод
f
— расстояние по вертикали от прямой, соединяющей точки крепления
f
провода, до провода.
Габаритная стрела провеса проводa
f
габ
ff
— наибольшая стрела провеса провода в габаритном пролете.
Анкерный пролет — участок ВЛ между двумя ближайшими анкерными опорами.
Подвесной изолятор — изолятор, предназначенный для подвижного крепления токоведущих элемен-
тов к опорам, несущим конструкциям и различным элементам инженерных сооружений.
Гирлянда изоляторов — устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов и линейной
арматуры, подвижно соединенных между собой.
Тросовое крепление — устройство для прикрепления грозозащитных тросов к опоре; если в состав
тросового крепления входит один или несколько изоляторов, то оно называется изолированным.
Штыревой изолятор — изолятор, состоящий из изоляционной детали, закрепляемой на штыре или
крюке опоры.
Усиленное крепление провода с защитной оболочкой — крепление провода на штыревом изолято-
ре или к гирлянде изоляторов, которое не допускает проскальзывания проводов при возникновении
разности тяжений в смежных пролетах в нормальном и аварийном режимах ВЛЗ.
Пляска проводов (тросов) — устойчивые периодические низкочастотные (0,2—2 Гц) колебания про-
вода (троса) в пролете с односторонним или асимметричным отложением гололеда (мокрого снега,
изморози, смеси), вызываемые ветром скоростью 3—25 м/с и образующие стоячие волны (иногда в со-
четании с бегущими) с числом полуволн от одной до двадцати и амплитудой 0,3—5 м.
Вибрация проводов (тросов) — периодические колебания провода (троса) в пролете с частотой от
3 до 150 Гц, происходящие в вертикальной плоскости при ветре и образующие стоячие волны с разма-
хом (двойной амплитудой), который может превышать диаметр провода (троса).
2.5.4.
Состояние ВЛ в расчетах механической части:
нормальный режим — режим при необорванных проводах, тросах, гирляндах изоляторов и тросо-
вых креплениях;
аварийный режим — режим при оборванных одном или нескольких проводах или тросах, гирлян-
дах изоляторов и тросовых креплений;
монтажный режим — режим в условиях монтажа опор, проводов и тросов.
2.5.5.
Населенная местность — земли городов в пределах городской черты в границах их перспективного
развития на 10 лет, курортные и пригородные зоны, зеленые зоны вокруг городов и других населенных
пунктов, земли поселков городского типа в пределах поселковой черты и сельских населенных пунктов
в пределах черты этих пунктов, а также территории садово-огородных участков.
Труднодоступная местность — местность, недоступная для транспорта и сельскохозяйственных
машин.
Ненаселенная местность — земли, не отнесенные к населенной и труднодоступной местности.
Застроенная местность — территории городов, поселков, сельских населенных пунктов в границах
фактической застройки.
Трасса ВЛ в стесненных условиях — участки трассы ВЛ, проходящие по территориям, насыщен-
ным надземными и (или) подземными коммуникациями, сооружениями, строениями.
2.5.6.
По условиям воздействия ветра на ВЛ различают три типа местности:
А —
открытые побережья морей, озер, водохранилищ, пустыни, степи, лесостепи, тундра;
В —
городские территории, лесные массивы и другие местности, равномерно покрытые препят-
ствиями высотой не менее 2/3 высоты опор;
С
— городские районы с застройкой зданиями высотой более 25 м, просеки в лесных массивах
С
с высотой деревьев более высоты опор, орографически защищенные извилистые и узкие склоновые
долины и ущелья.
Воздушная линия считается расположенной в местности данного типа, если эта местность сохра-
няется с наветренной стороны ВЛ на расстоянии, равном тридцатикратной высоте опоры при высоте
опор до 60 м и 2 км при большей высоте.
2.5.7.
Большими переходами называются пересечения судоходных участков рек, каналов, озер и водохранилищ,
на которых устанавливаются опоры высотой 50 м и более, а также пересечения ущелий, оврагов, водных
пространств и других препятствий с пролетом пересечения более 700 м независимо от высоты опор ВЛ.
181
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.5.8.
Все элементы ВЛ должны соответствовать государственным стандартам, строительным нормам и пра-
вилам Российской Федерации и настоящей главе Правил.
При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации ВЛ должны соблюдаться тре-
бования «Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В» и действующих санитар-
но-эпидемиологических правил и нормативов.
2.5.9.
Механический расчет проводов и тросов ВЛ производится по методу допускаемых напряжений, расчет
изоляторов и арматуры — по методу разрушающих нагрузок. По обоим методам расчеты производятся
на расчетные нагрузки.
Расчет строительных конструкций ВЛ (опор, фундаментов и оснований) производится по методу
предельных состояний на расчетные нагрузки для двух групп предельных состояний (2.5.137) в соот-
ветствии с государственными стандартами и строительными нормами и правилами.
Применение других методов расчета в каждом отдельном случае должно быть обосновано в проекте.
2.5.10.
Элементы ВЛ рассчитываются на сочетания нагрузок, действующих в нормальных, аварийных и мон-
тажных режимах.
Сочетания климатических и других факторов в различных режимах работы ВЛ (наличие ветра,
гололеда, значение температуры, количество оборванных проводов или тросов и пр.) определяются
в соответствии с требованиями 2.5.71—2.5.74, 2.5.141, 2.5.144—2.5.147.
2.5.11.
Основными характеристиками нагрузок являются их нормативные значения, которые устанавливаются
настоящими Правилами, а для нагрузок, не регламентированных ими, — в соответствии со строитель-
ными нормами и правилами.
Расчетные значения нагрузок определяются как произведение их нормативных значений на коэф-
фициенты надежности по нагрузке
γ
f
γ
, надежности по ответственности
ff
γ
n
, условий работы
γ
d
, регио-
нальные
γ
p
γ
.
При расчете элементов ВЛ расчетные нагрузки могут дополнительно умножаться на коэффициент
сочетаний.
Необходимость применения коэффициентов и их значения устанавливаются настоящими Правилами.
При отсутствии указаний о значениях коэффициентов они принимаются равными единице.
2.5.12.
Нормативные значения нагрузок от веса оборудования, материалов, от тяжения проводов, грозозащит-
ных тросов принимаются на основании государственных стандартов или в соответствии с указаниями
настоящих Правил.
2.5.13.
Основной характеристикой сопротивления материала элементов ВЛ являются:
разрывное усилие (для проводов и тросов), механическая (электромеханическая) разрушающая на-
грузка (для изоляторов), механическая разрушающая нагрузка (для линейной арматуры), указанные
в стандартах или технических условиях на эти изделия;
нормативные и расчетные сопротивления материала опор и фундаментов, устанавливаемые норма-
ми проектирования строительных конструкций.
2.5.14.
На ВЛ 110 кВ и выше длиной более 100 км для ограничения несимметрии токов и напряжений должен
выполняться один полный цикл транспозиции.
Двухцепные ВЛ 110 кВ и выше рекомендуется выполнять с противоположным чередованием фаз
цепей (смежные фазы разных цепей должны быть разноименными). Схемы транспозиции обеих цепей
рекомендуется выполнять одинаковыми.
Допускаются увеличение длины нетранспонированной ВЛ, выполнение неполных циклов транспо-
зиции, различные длины участков в цикле и увеличение числа циклов. Вносимая при этом данной ВЛ
расчетная несимметрия по условиям обеспечения надежной работы релейной защиты не должна пре-
вышать 0,5% по напряжению и 2% по току обратной последовательности.
Шаг транспозиции по условию влияния на линии связи не нормируется.
Для ВЛ с горизонтальным расположением фаз рекомендуется упрощенная схема транспозиции (в ме-
сте транспозиции поочередно меняются местами только две смежные фазы).
2.5.15.
На ВЛ с горизонтальным расположением фаз и двумя тросами, используемыми для высокочастотной
связи, для снижения потерь от токов в тросах в нормальном режиме рекомендуется выполнять скрещи-
вание (транспозицию) тросов. Количество скрещиваний должно выбираться из условий самопогасания
дуги сопровождающего тока промышленной частоты при грозовых перекрытиях искровых промежут-
ков на изоляторах тросов.
Схема скрещивания должна быть симметрична относительно каждого шага транспозиции фаз и то-
чек заземления тросов, при этом крайние участки рекомендуется принимать равными половине длины
остальных участков.