ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2021

Просмотров: 4868

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

182

2.5.16.

Для ВЛ, проходящих в районах с толщиной стенки гололеда 25 мм и более, а также с частыми образо-
ваниями гололеда или изморози в сочетании с сильными ветрами и в районах с частой и интенсивной
пляской проводов, рекомендуется предусматривать плавку гололеда на проводах и тросах.

Для сетевых предприятий, у которых свыше 50% ВЛ проходят в указанных районах, рекомендуется

разрабатывать общую схему плавки гололеда.

При обеспечении плавки гололеда без перерыва электроснабжения потребителей толщина стенки

гололеда может быть снижена на 15 мм, при этом нормативная толщина стенки гололеда должна быть
не менее 20 мм.

На ВЛ с плавкой гололеда должно быть организовано наблюдение за гололедом, при этом предпочти-

тельно применение сигнализаторов появления гололеда и устройств контроля окончания плавки гололеда.

Требования настоящего параграфа не распространяются на ВЛЗ.

2.5.17.

Интенсивность электрической и магнитной составляющих электромагнитного поля, создаваемого ВЛ
при максимальных рабочих параметрах (напряжении и токе) и при абсолютной максимальной темпера-
туре воздуха для населенной местности, не должна превышать предельно допустимых значений, уста-
новленных в действующих санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.

Для ненаселенной и труднодоступной местности температура воздуха при предельно допустимой

напряженности электрического поля принимается равной температуре воздуха теплого периода с обес-
печенностью 0,99.

2.5.18.

По окончании сооружения или реконструкции ВЛ необходимо выполнять:

землевание земель, отводимых в постоянное пользование;
рекультивацию земель, отводимых во временное пользование;
природоохранительные мероприятия, направленные на минимальное нарушение естественных форм

рельефа и сохранение зеленых насаждений и естественного состояния грунта;

противоэрозионные  мероприятия.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЛ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ

ИХ РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

2.5.19.

Ремонт и техническое обслуживание ВЛ должны предусматриваться централизованно, специализиро-
ванными бригадами с производственных баз предприятия (структурной единицы).

Размещение производственных баз, состав необходимых помещений, оснащение средствами меха-

низации работ, транспортом и складами аварийного резерва, оборудование средствами связи должны
производиться на основании перспективных схем организации эксплуатации с учетом существующей
материальной  базы энергопредприятия.

Обеспечение ВЛ аварийным запасом материалов и оборудования предусматривается в объеме дей-

ствующих нормативов.

Для эксплуатации ВЛ в труднодоступной местности, участков ВЛ, доступ к которым наземным

транспортом невозможен, а также ВЛ, проходящих в безлюдной местности с суровыми климатически-
ми  условиями, следует предусматривать пункты временного пребывания персонала или использова-
ние вертолетов. Расположение пунктов временного пребывания персонала и вертолетных площадок,
состав помещений для персонала и экипажа вертолетов, механизмов обосновывается в проекте. Верто-
летные площадки должны удовлетворять действующим нормативным требованиям.

2.5.20.

Численность ремонтно-эксплуатационного персонала и площадь производственно-жилых помещений
ремонтных баз, а также количество транспортных средств и механизмов, необходимых для эксплуата-
ции ВЛ, определяются в соответствии с действующими нормативами.

2.5.21.

При проектировании ВЛ должна быть предусмотрена технологическая связь между ремонтными бри-
гадами и диспетчерскими пунктами, базами, с которых осуществляется ремонт и техническое обслу-
живание ВЛ, а также между бригадами и отдельными монтерами. Если ВЛ обслуживается с нескольких
баз, необходимо предусмотреть связь между последними. Технологической связью должны быть обес-
печены и пункты временного пребывания на трассе ВЛ.

2.5.22.

К ВЛ должен быть обеспечен в любое время года подъезд на возможно близкое расстояние, но не далее
чем на 0,5 км от трассы ВЛ. Для проезда вдоль трассы ВЛ и для подъезда к ним должна быть расчищена
от насаждений, пней, камней и т.п. полоса земли шириной не менее 2,5 м.

Исключения допускаются на участках ВЛ, проходящих:
по топким болотам и сильно пересеченной местности, где проезд невозможен. В этих случаях необ-

ходимо выполнять вдоль трассы ВЛ пешеходные тропки с мостиками шириной 0,8—1,0 м, оборудован-
ные перилами, или насыпные земляные дорожки шириной не менее 0,8 м;


background image

183

по территориям, занятым под садовые и ценные сельскохозяйственные культуры, а также под на-

саждения защитных полос вдоль железных дорог, автомобильных дорог и запретных полос по берегам
рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов.

На трассах ВЛ, проходящих по местности, пересеченной мелиоративными каналами, должны пред-

усматриваться пешеходные мостики шириной 0,8—1,0 м, оборудованные перилами.

2.5.23.

На опорах ВЛ на высоте 2—3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки:

порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение — 

на всех опорах; на двухцепных

и многоцепных опорах ВЛ, кроме того, должна быть обозначена соответствующая цепь;

информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ

; расстояние между информацион-

Л

Л

ными знаками в населенной местности должно быть не более 250 м, при большей длине пролета знаки
устанавливаются на каждой опоре; в ненаселенной и труднодоступной местности — 500 м, допускает-
ся более редкая установка знаков;

расцветка фаз — 

на ВЛ 35 кВ и выше на концевых опорах, опорах, смежных с транспозиционны-

ми, и на первых опорах ответвлений от ВЛ;

предупреждающие плакаты — 

на всех опорах ВЛ в населенной местности;

плакаты с указанием расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи — 

на опорах, установлен-

ных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.

Допускается совмещать на одном знаке всю информацию, устанавливаемую требованиями насто-

ящего параграфа.

Плакаты и знаки должны устанавливаться с боку опоры поочередно с правой и с левой стороны,

а на переходах через дороги плакаты должны быть обращены в сторону дороги.

На ВЛ 110 кВ и выше, обслуживание которых будет осуществляться с использованием вертолетов,

в верхней части каждой пятой опоры устанавливаются номерные знаки, видимые с вертолета. При этом
для ВЛ 500—750 кВ знаки должны быть эмалированными размером 400 

×

500 мм.

2.5.24.

Линейные разъединители, переключательные пункты, высокочастотные заградители, установленные
на ВЛ, должны иметь соответствующие порядковые номера и диспетчерские наименования.

ЗАЩИТА ВЛ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.5.25.

Металлические опоры и подножники, металлические детали железобетонных и деревянных опор, бетон-
ные и железобетонные конструкции, а также древесина элементов деревянных опор должны быть защи-
щены от коррозии с учетом требований строительных норм и правил по защите строительных конструк-
ций от коррозии. В необходимых случаях следует предусматривать защиту от электрокоррозии.

Стальные опоры, а также стальные элементы и детали железобетонных и деревянных опор, как

правило, должны защищаться от коррозии горячей оцинковкой.

Защита от коррозии должна производиться в заводских условиях. Допускается выполнение ее на

специально оборудованных полигонах.

2.5.26.

Стальные канаты, применяемые в качестве грозозащитных тросов, оттяжек и элементов опор, должны
иметь коррозионно-стойкое исполнение с учетом вида и степени агрессивности среды в условиях экс-
плуатации.

На грозозащитный трос и оттяжки в процессе сооружения ВЛ должна быть нанесена защитная

смазка.

2.5.27.

На участках ВЛ в горных условиях в необходимых случаях должны быть предусмотрены:

очистка склонов от опасных для ВЛ нависающих камней;
расположение ВЛ вне зоны схода снежных лавин и камнепадов, а если это невозможно, то провода

и тросы должны размещаться вне зоны действия воздушной волны лавины, а также расчетной траекто-
рии полета падающих камней.

2.5.28.

Трассы ВЛ следует располагать вне зоны распространения оползневых процессов. При невозможности
обхода таких зон должна предусматриваться инженерная защита ВЛ от оползней в соответствии со
строительными нормами и правилами по защите территорий, зданий и сооружений от опасных геоло-
гических процессов.

2.5.29.

При прохождении ВЛ в условиях пересеченной местности с солифлюкционными явлениями при разме-
щении опор на косогорах подземная часть опор и фундаментов должна рассчитываться на дополни-
тельную нагрузку от давления слоя сползающего грунта.

2.5.30.

При прохождении ВЛ по просадочным грунтам опоры, как правило, должны устанавливаться на пло-
щадках с минимальной площадью водосбора с выполнением комплекса противопросадочных меро-
приятий. Нарушение растительности и почвенного покрова должно быть минимальным.


background image

184

2.5.31.

При прохождении ВЛ по полузакрепленным и незакрепленным пескам необходимо выполнение песко-
закрепительных мероприятий. Нарушение растительного покрова должно быть минимальным.

2.5.32.

Опоры ВЛ рекомендуется устанавливать на безопасном расстоянии от русла реки с интенсивным раз-
мывом берегов, с учетом прогнозируемых перемещений русла и затопляемости поймы, а также вне
мест, где могут быть потоки дождевых и других вод, ледоходы и т.п. При обоснованной невозможности
установки опор в безопасных местах необходимо выполнить мероприятия по защите опор от повреж-
дений (специальные фундаменты, укрепление берегов, откосов, склонов, устройство водоотвода, струе-
направляющих дамб, ледорезов и иных сооружений).

Установка опор в зоне прохождения прогнозируемых грязекаменных селевых потоков не допуска-

ется.

2.5.33.

Применение опор с оттяжками на участках ВЛ до 330 кВ, проходящих по обрабатываемым землям, не
допускается.

2.5.34.

На участках трассы, проходящих по обрабатываемым землям, в населенной местности и в местах стес-
ненных подходов к электростанциям и подстанциям, рекомендуется применять двухцепные и много-
цепные свободностоящие опоры.

2.5.35.

При прохождении ВЛ с деревянными опорами по лесам, сухим болотам и другим местам, где возмож-
ны низовые пожары, должна быть предусмотрена одна из следующих мер:

устройство канавы глубиной 0,4 м и шириной 0,6 м на расстоянии 2 м вокруг каждой стойки опоры;
уничтожение травы и кустарника и очистка от них площадки радиусом 2 м вокруг каждой опоры;
применение железобетонных приставок, при этом расстояние от земли до нижнего торца стойки

должно быть не менее 1 м.

Установка деревянных опор ВЛ 110 кВ и выше в местностях, где возможны низовые или торфяные

пожары, не рекомендуется.

2.5.36.

В районах расселения крупных птиц для предохранения изоляции от загрязнения, независимо от степе-
ни загрязнения окружающей среды (см. гл. 1.9), а также для предотвращения гибели птиц следует:

не использовать опоры ВЛ со штыревыми изоляторами;
на траверсах опор ВЛ 35—220 кВ, в том числе в местах крепления поддерживающих гирлянд изо-

ляторов, а также на тросостойках для исключения возможности посадки или гнездования птиц пред-
усматривать установку противоптичьих заградителей;

закрывать верхние отверстия полых стоек железобетонных опор наголовниками.

2.5.37.

В районах сильноагрессивной степени воздействия среды, в районах солончаков, засоленных песков,
песчаных пустынь, в прибрежных зонах морей и соленых озер площадью более 10 000 м

2

, а также

в местах, где в процессе эксплуатации установлено коррозионное разрушение металла изоляторов, ли-
нейной арматуры, проводов и тросов, заземлителей, следует предусматривать:

изоляторы и линейную арматуру в тропическом исполнении, при необходимости с дополнитель-

ными защитными мероприятиями;

коррозионно-стойкие провода (см. также 2.5.80), тросы и тросовые элементы опор (см. также 2.5.26);
увеличение сечения элементов заземляющих устройств, применение оцинкованных заземлителей.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НАГРУЗКИ

2.5.38.

При расчете ВЛ и их элементов должны учитываться климатические условия — ветровое давление,
толщина стенки гололеда, температура воздуха, степень агрессивного воздействия окружающей среды,
интенсивность грозовой деятельности, пляска проводов и тросов, вибрация.

Определение расчетных условий по ветру и гололеду должно производиться на основании соответ-

ствующих карт климатического районирования территории РФ (рис. 2.5.1, 2.5.2) с уточнением при не-
обходимости их параметров в сторону увеличения или уменьшения по региональным картам и материа-
лам многолетних наблюдений гидрометеорологических станций и метеопостов за скоростью ветра,
массой, размерами и видом гололедно-изморозевых отложений. В малоизученных районах* для этой
цели могут организовываться специальные обследования и наблюдения.

* К малоизученным районам относятся горная местность и районы, где на 100 км трассы ВЛ для характери-
стики климатических условий имеется только одна репрезентативная метеорологическая станция.

При отсутствии региональных карт значения климатических параметров уточняются путем обра-

ботки соответствующих данных многолетних наблюдений согласно методическим указаниям (МУ) по
расчету климатических нагрузок на ВЛ и построению региональных карт с повторяемостью 1 раз в 25 лет.


background image

185

Основой для районирования по ветровому давлению служат значения максимальных скоростей ветра

с  10-минутным интервалом осреднения скоростей на высоте 10 м с повторяемостью 1 раз в 25 лет.
Районирование по гололеду производится по максимальной толщине стенки отложения гололеда ци-
линдрической формы при плотности 0,9 г/см

3

 на проводе диаметром 10 мм, расположенном на высоте

10 м над поверхностью земли, повторяемостью 1 раз в 25 лет.

Температура воздуха определяется на основании данных метеорологических станций с учетом по-

ложений строительных норм и правил и указаний настоящих Правил.

Интенсивность грозовой деятельности должна определяться по картам районирования территории

РФ по числу грозовых часов в году (рис. 2.5.3), региональным картам с уточнением при необходимости
по данным метеостанций о среднегодовой продолжительности гроз.

Степень агрессивного воздействия окружающей среды определяется с учетом положений СНиПов

и государственных стандартов, содержащих требования к применению элементов ВЛ, гл. 1.9 и указа-
ний настоящей главы.

Определение районов по частоте повторяемости и интенсивности пляски проводов и тросов долж-

но производиться по карте районирования территории РФ (рис. 2.5.4) с уточнением по данным эксплуа-
тации.

По частоте повторяемости и интенсивности пляски проводов и тросов территория РФ делится на

районы с умеренной пляской проводов (частота повторяемости пляски 1 раз в 5 лет и менее) и с частой
и интенсивной пляской проводов (частота повторяемости более 1 раза в 5 лет).

2.5.39.

При определении климатических условий должно быть учтено влияние на интенсивность гололедооб-
разования и на скорость ветра особенностей микрорельефа местности (небольшие холмы и котловины,
высокие насыпи, овраги, балки и т.п.), а в горных районах — особенностей микро- и мезорельефа
местности (гребни, склоны, платообразные участки, днища долин, межгорные долины и т.п.).

2.5.40.

Значения максимальных ветровых давлений и толщин стенок гололеда для ВЛ определяются на высоте
10 м над поверхностью земли с повторяемостью 1 раз в 25 лет (нормативные значения).

2.5.41.

Нормативное ветровое давление

W

0

W

W

, соответствующее 10-минутному интервалу осреднения скорости

ветра (

v

0

), на высоте 10 м над поверхностью земли принимается по табл. 2.5.1 в соответствии с картой

районирования территории России по ветровому давлению (рис. 2.5.1) или по региональным картам
районирования.

Таблица 2.5.1. Нормативное ветровое давление 

W

0

W

W

 на высоте 10 м над поверхностью земли

Район по ветру

Нормативное ветровое давление 

W

0

W

W

, Па

(скорость ветра 

v

0

, м/с)

I

400 (25)

II

500 (29)

III

650 (32)

IV

800 (36)

V

1 000 (40)

VI

1 250 (45)

VII

1 500 (49)

Особый

Выше 1 500 (выше 49)

Полученное при обработке метеоданных нормативное ветровое давление следует округлять до бли-

жайшего большего значения, приведенного в табл. 2.5.1.

Ветровое давление

определяется по формуле, Па

2

1,6

W

=

v

.

Ветровое давление более 1500 Па должно округляться до ближайшего большего значения, кратного

250 Па.

Для ВЛ 110—750 кВ нормативное ветровое давление должно приниматься не менее 500 Па.
Для  ВЛ, сооружаемых в труднодоступных местностях, ветровое давление рекомендуется прини-

мать соответствующим району на один выше, чем принято для данного региона по региональным кар-
там районирования или на основании обработки материалов многолетних наблюдений.


background image

186

2.5.42.

Для участков ВЛ, сооружаемых в условиях, способствующих резкому увеличению скоростей ветра
(высокий берег большой реки, резко выделяющаяся над окружающей местностью возвышенность,
гребневые зоны хребтов, межгорные долины, открытые для сильных ветров, прибрежная полоса мо-
рей и океанов, больших озер и водохранилищ в пределах 3—5 км), при отсутствии данных наблюде-
ний нормативное ветровое давление следует увеличивать на 40% по сравнению с принятым для дан-
ного района. Полученные значения следует округлять до ближайшего значения, указанного в табл.
2.5.1.

2.5.43.

Нормативное ветровое давление при гололеде 

W

г

 с повторяемостью 1 раз в 25 лет определяется по

г

формуле 2.5.41, по скорости ветра при гололеде 

v

г

.

Скорость ветра 

v

г

 принимается по региональному районированию ветровых нагрузок при гололеде

г

или определяется по данным наблюдений согласно методическим указаниям по расчету климатиче-
ских нагрузок. При отсутствии региональных карт и данных наблюдений 

W

г

= 0,25

г

W

0

W

W

. Для ВЛ до 20 кВ

нормативное ветровое давление при гололеде должно приниматься не менее 200 Па, для ВЛ 330—
750 кВ — не менее 160 Па.

Нормативные ветровые давления (скорости ветра) при гололеде округляются до ближайших следу-

ющих значений, Па (м/с): 80 (11), 120 (14), 160 (16), 200 (18), 240 (20), 280 (21), 320 (23), 360 (24).

Значения более 360 Па должны округляться до ближайшего значения, кратного 40 Па.

2.5.44.

Ветровое давление на провода ВЛ определяется по высоте расположения приведенного центра тяжести
всех проводов, на тросы — по высоте расположения центра тяжести тросов, на конструкции опор ВЛ —
по высоте расположения средних точек зон, отсчитываемых от отметки поверхности земли в месте
установки опоры. Высота каждой зоны должна быть не более 10 м.

Для различных высот расположения центра тяжести проводов, тросов, а также средних точек зон

конструкции опор ВЛ ветровое давление определяется умножением его значения на коэффициент

K

w

,

принимаемый по табл. 2.5.2.

Таблица 2.5.2. Изменение коэффициента 

K

w

по высоте в зависимости от типа местности

Высота расположения приведенного

Коэффициент 

K

w

 для типов местности

центра тяжести проводов, тросов и средних

точек зон конструкций опор ВЛ

над поверхностью земли, м

А

В

С

До 15

1,00

0,65

0,40

20

1,25

0,85

0,55

40

1,50

1,10

0,80

60

1,70

1,30

1,00

80

1,85

1,45

1,15

100

2,00

1,60

1,25

150

2,25

1,90

1,55

200

2,45

2,10

1,80

250

2,65

2,30

2,00

300

2,75

2,50

2,20

350 и выше

2,75

2,75

2,35

Примечание. 

Типы местности соответствуют определениям, приведенным в 2.5.6.

Полученные значения ветрового давления должны быть округлены до целого числа.
Для промежуточных высот значения коэффициентов

K

w

определяются линейной интерполяцией.

w

Высота расположения приведенного центра тяжести проводов или тросов 

h

пр

для габаритного про-

лета определяется по формуле, м

где 

h

ср

 — среднеарифметическое значение высоты крепления проводов к изоляторам или среднеарифмети-

ческое значение высоты крепления тросов к опоре, отсчитываемое от отметок земли в местах установки
опор, м;

f

— стрела провеса провода или троса в середине пролета при высшей температуре, м.

f