Файл: 1 Понятие экологического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение……………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей в трудах зарубежных и отечественных психологов………………………………………



7

1.1. Понятие экологического образования……………………………………….

7

1.2. Роль экологической тропы в образовательной деятельности ДОУ………..

11

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе.


17

2.1. Организация и методы исследования………………………………………..

17

2.2. Оценка эффективности организации экологической тропы

на территории ДОУ……..…………………………………………………………


20

Заключение…………………………………………………………………………

22

Библиографический список……………………………………………………….

24

Приложения………………………………………………………………………..

26


Введение

Актуальность исследования. В последнее столетие в значительной степени изменились и люди, и природа, и их взаимоотношения. Окружающий мир всё больше подвергается отрицательному влиянию человека. Современные дети, живущие в городах, всё реже общаются с природой. Это связано с интенсивной урбанизацией, уменьшением количества зеленых насаждений, изменением облика городов, более стремительным темпом жизни. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), обуславливает необходимость своевременного решения ряда проблем в системе дошкольного образования, оказывающих в дальнейшем существенное влияние на социальную систему в стране и регионе. Новые поставленные задачи в развитии образования нацеливают дошкольные учреждения модернизировать и проектировать работу педагогических коллективов и их условий в новом режиме.


Таким образом, актуальность обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного образования относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Одним из ее направлений является становление процесса непрерывного экологического образования в условиях усугубления экологических проблем.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Отметим, что экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу - формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. [17]. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников. Эффективны экологические задачи в развитии логического мышления старших дошкольников в методике С.Е. Крыловой, В.М. Минаевой, С.Н. Николаевой и др. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, Н.Ф. Ярышевой и др. [12].



Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы. Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Цель исследования: доказать эффективность использования экологической тропы для продуктивного и интересного построения процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить теоретические основы экологического образования детей в трудах зарубежных и отечественных психологов;


- провести опытно - экспериментальную работу по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе;

- оценить эффективность организации экологической тропы на территории ДОУ.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что экологическое сознание старших дошкольников будет повышено при условии активации форм и методов работы с детьми и родителями на экологической тропе в ДОУ.

Объектом исследования в работе является процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме; наблюдение, беседа, эксперимент, математические методы обработки данных.

Базой исследования выступила группа старших дошкольников МБДОУ «Россияночка».

Практическая значимость состоит в организации экологической тропы на территории детского дошкольного учреждения как средства экологического образования дошкольников.

Научная новизна заключается в познавательных и развивающих экскурсиях, направленных на развитие экологического сознания старших дошкольников, в подборе литературного и иллюстрированного материала, который используется в практической работе детского дошкольного учреждения МБДОУ «Россияночка».

Структура курсовой работы: введение, две главы (четыре параграфа), заключение, библиографический список и приложения.


Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей в трудах зарубежных и отечественных психологов

1.1. Понятие экологического образования


Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика» [3]. Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным». То есть Коменский вывел дидактические принципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг [6]. Впервые швейцарский педагог А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил [17].