Файл: Отчет по учебной практике пм. 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации программы подготовки специалистов среднего звена.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Владивостокский государственный университет»
Академический колледж
ОТЧЕТ ПО
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации программы подготовки специалистов среднего звена
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) период с «18» марта по «24» марта 2023 года
Студент гр. С-ЭБ-21__________________________________________________ Тарабаева Е.М.
подпись
Организация: ФГБОУ ВО «ВВГУ», Академический колледж
Руководитель практики от АК ____________
____________ Кучерова А.О.
подпись
Отчет защищен: с оценкой
___Хорошо_____
Владивосток 2023
Содержание
Введение
3
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации
1 Нормативно-правовое регулирование ведения учета источников формирования активов организации и документальное оформление операций с ними
4 1.1 Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций по учету оплаты труда
4 1.2 Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций по учету кредитов банков и займов
10 1.3 Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций по формированию и изменению собственного капитала
14 1.4 Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций по формированию финансовых результатов
17 2 Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление инвентаризации активов и финансовых обязательств организации 20
Заключение
23
Список использованных источников 24
Приложение А. Приказ о приеме работника на работу
27
Приложение Б. Приказ о переводе работника на другую работу
28
Приложение В. Записка – расчет о предоставлении отпуска
29
Приложение Г. Табель учета рабочего времени
30
Приложение Д. Учредительный договор
31
Приложение Е. Приказ о проведении инвентаризации
32
Приложение Ж. Инвентаризационная опись товарно – материальных ценностей
33
Приложение И. Акт инвентаризации товарно – материальных ценностей отгруженных
34
Приложение К. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией
35
Приложение Л. Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ
36
3
Введение
Учебная практика является необходимой составляющей учебного процесса по подго- товке студентов по направлению 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Целью учебной практики по профессиональным модулям ПМ. 02 «Ведение бухгалтер- ского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации» является формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по специальности.
Задачами практики являются:
формирование у обучающихся комплексного представления о специфике работы бухгалтера в сфере экономики;
изучение организационных процессов, связанных с документированием хозяйствен- ных операций;
освоение процессов применения способов проведения инвентаризации и докумен- тальное оформление результатов инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта;
приобретение опыта работы по ведению бухгалтерского учета источников формиро- вания активов организации;
развитие навыков работы с нормативно-правовыми документами по ведению учета и проведению инвентаризации источников формирования активов организации;
содействие формированию личностных качеств, обусловливающих устойчивый ин- терес, активное и творческое отношение к работе бухгалтера;
сбор, обобщение и систематизация материалов для написания отчета по учебной практике.
Учебная практика проходит в период с 18 марта 2023 года по 24 марта 2023 года во
ФГБОУ ВО «ВВГУ», Академический колледж.
4 1 Нормативно-правовое регулирование ведения учета источников формирования активов организации и документальное оформление операций с ними
1.1
Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций по учету оплаты труда
Бухгалтерский учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Нормативное регулирование деятельности предприятий и организа- ций призвано обеспечить правильное и единообразное ведение бухгалтерского учета. При этом в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет, происходят регулярные изменения, преимущественно направленные на приведение бухгалтерского учета в соответствии с другим законодательством.
Расчет основной части зарплаты не описан законодательством подробно, поэтому работода- тель может двигаться здесь с достаточно большой степенью свободы. Трудовым кодексом установ- лены лишь рамки: например, зарплата за полностью отработанный месяц не должна быть меньше
МРОТ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
Таблица 1 - Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих учет ЗП
Нормативный документ
Краткое описание "Трудовой кодекс Российской Федерации" от
30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022)[1].
В нем описаны основные принципы взаимо- действия работодателя и работника, а также ре- гламентированы некоторые принципы и огра- ничения при расчете зарплаты. Кроме того, в нем подробно описаны нормы рабочего времени, порядок предоставления отпусков, сохранения среднего заработка в разных слу- чаях.
Федеральный закон "Об обязательном социаль- ном страховании от несчастных случаев на про- изводстве и профессиональных заболеваний" от
24.07.1998 N 125-ФЗ (последняя редакция)[2].
о страховании от несчастных случаев на произ- водстве и проф. заболеваний
Федеральный закон "Об обязательном социаль- ном страховании на случай временной нетрудо- способности и в связи с материнством" от
29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция)[3].
регламентирует предоставление и расчет посо- бий по временной нетрудоспособности (боль- ничных листов) и в связи с материнством.
5
Продолжение таблицы 1
Нормативный документ
Краткое описание
Постановление
Правительства
РФ от
24.12.2007 N 922 (ред. от 10.12.2016) "Об осо- бенностях порядка исчисления средней зара- ботной платы"[4]. описывает расчет среднего заработка в других случаях, например, в случае отпуска или ко- мандировки
Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют следующие унифицированные формы первичных учетных документов
Таблица 2 - Формы первичных учетных документов личного состава
Форма учетных документов
Описание
Форма №Т-1
Приказ (распоряжение) о приеме работника на ра- боту форма № Т-2
Личная карточка работника форма № Т-3
Штатное расписание форма № Т-4
Учетная карточка научного, научно-педагогиче- ского работника форма № Т-5
Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу форма № Т-6
Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику форма № Т-7
График отпусков форма № Т-8
Приказ (распоряжение) о прекращении (расторже- нии) трудового договора с работником (увольне- нии) форма № Т-9
Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку форма № Т-10
Командировочное удостоверение форма № Т-11
Приказ (распоряжение) о поощрении работника
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Учет рабочего времени ведется в специальном документе «Табель учета использования рабочего времени» (форма
№
Т-13).
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд или участие в работе.
В зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняе- мой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты; денежная компенсация, кото- рую работник получает в обмен на свою рабочую силу.
На рисунке 1 представлена система и форма оплаты труда.
6
Рисунок 1 – Системы и формы оплаты труда
В общем случае заработную плату начисляют по окончании каждого месяца. Величина зар- платы — это сумма, которую человек заработал в данном месяце. Месячная заработная плата сотрудника не может быть меньше месячного прожиточного уровня. Оклад можно назначать меньше МРОТ, но работодатель обязан увеличить его за счет надбавок и премий. С 01.01.2022 Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составил 13890 рублей в месяц [5].
Повременная оплата труда – система оплаты труда, при которой заработная плата работника рассчитывается исходя из установленной тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время.
Сдельная форма оплаты труда – это метод начисления зарплаты в зависимости от количества произведенной продукции надлежащего качества. При этом за единицу изделия устанавливается определенный размер оплаты, то есть сдельная расценка.
Бестарифная модель организации оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива и представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты труда. При этой системе не устанавливается твердый оклад или тарифная ставка, а, как правило, эта доля определяется на основе присвоенного работнику коэффициента, который определяет уровень его трудового участия.
Надбавки и доплаты к зарплате в 2023 году – это дополнительные выплаты, которые начис- ляют работникам помимо основного дохода. Одни из них обязательные, другие устанавливает ра- ботодатель по своему усмотрению.
Доплата — это компенсационная выплата. Ее назначают в том случае, когда сотрудник нахо- дился в состоянии повышенной интенсивности труда. Например, сотрудник трудится в празднич- ные и выходные дни, в вечерние смены либо совмещает свою деятельность с другой работой.
7
С помощью надбавок, например, можно:
поощрить сотрудников;
привлечь высококлассных специалистов;
стимулировать сотрудников, при этом не менять систему ставок и окладов.
Надбавка — это стимулирующая выплата. Основанием начислять надбавки и доплаты бу- дет, например:
стаж;
уровень квалификации;
определенная интенсивность труда;
профессиональное мастерство;
выполнение особых по важности и/или срочности заданий;
«бонусные» умения и навыки, например, владение иностранным языком;
ученая степень в профильной области; труд в условиях служебной тайны и пр.
Виды доплат и надбавок представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Виды доплат и надбавок
К первичной документации относится форма Т – 12. Так или иначе, компания вправе самостоятельно разработать и утвердить форму табеля учета рабочего времени и расчета зарплаты. В этом случае документ должен содержать точную информацию:
о количестве дней (часов) неявок (явок);
о количестве часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ра- бота в ночное время, совместительство и пр.).
В зависимости от графика работы конкретного сотрудника используются следующие способы учета его рабочего времени:
8
- Поденный - в этом случае при пятидневной рабочей неделе нормированный рабочий день будет равен восьми часам, при шестидневной – семи часам. Любая переработка будет считаться сверхурочной работой.
- Понедельный учет - Общепринятая продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю. В одни дни сотрудники могут отработать больше, в другие – меньше. Это должно быть зафиксировано в табеле.
- Суммированный учет - Этот способ учета рабочего времени применяется в том случае, если специфика работы не предусматривает еженедельную или ежедневную нормированную продолжи- тельность рабочего времени. Работодатель сам определяет учетный период: месяц, квартал или год.
График сменности является обязательным документом для сторон трудового договора, поэтому организация не вправе привлекать сотрудника к работе вне графика, за исключением неко- торых случаев привлечения к сверхурочной работе.
Согласно трудовому законодательству работающим оплачивается и неотработанное время. В основе расчета сумм таких выплат лежит средний заработок.
Средний заработок рассчитывают, когда нужно выплатить отпускные, командировочные, ком- пенсацию за неиспользованный отпуск.
Согласно
Постановлению
Правительства
РФ № 213 от 11.04.03 г. Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного времени за
12 предшествующих месяцев.
Право на отпуск оформляется приказом руководителя учреждения с указанием срока его начала и продолжительности. Нормативное количество дней отпуска не может быть менее 28 календарных дней, а для медицинского персонала
50 календарных дней.
Расчет отпускных сумм производится в размере среднего заработка за двенадцать календарных ме- сяцев работы, предшествующих событию.
Порядок расчета отпускных:
определить сумму учитываемых выплат за расчетный период - 12 месяцев
определить общее количество календарных дней за все месяцы расчетного периода.
Если месяц отработан полностью, за этот месяц берется среднее значение календарных дней 29,4.
Если в месяце были периоды, которые не включаются в расчет (например, больнич- ный, командировка или отпуск), то учитываемые календарные дни за этот месяц рассчитываются пропорционально: (Кол-во календарных дней месяца - Дни, не включаемые в расчет) х 29,4 / Кол- во календарных дней месяца.
Однако если сотрудник за последние 12 календарных месяцев проработал менее трех месяцев, пособие рассчитывается исходя из МРОТ за каждый полный календарный месяц. При непрерывном стаже работы до 5 лет установлен размер пособия 60% заработка, до 8 лет - 80%, больше 8 лет -
100% заработка.
9
Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
К счету 69 в плане счетов Минфин предусмотрел субсчета для отражения операций по видам социального страхования. Среди субсчетов можно выделить три:
69.1 – расчеты по социальному страхованию. Здесь отражают начисления и оплаты по социальному страхованию в ИФНС;
69.2 – расчеты по пенсионному обеспечению. Тут показывают начисления и оплаты по ПФР. Причем администратором таких взносов для страхователей является ФНС;
69.3 – расчеты по обязательному медицинскому страхованию. На нем ведут учет начислений и перечислений по медицинскому страхованию в ФФОМС, которые администрируют налоговики.
Также во многих учетных программах для бухгалтера есть субсчет 69.11. Его применяют для учета информации по расчетам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти взносы страхователи перечисляют в фонды.
Таблица 3 – Типовые проводки по счету 70
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена заработная платы за создание объекта основных средств собственными силами
08 70
Начислены страховые взносы
08 69
Начислена заработная плата основного производственного, вспомогательного, об- щепроизводственного, общехозяйственного, коммерческого или торгового персо- нала
20,23,
25,26,44 70
Начислены суммы по больничному листу по временной нетрудоспособности со- труднику
69 70
Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, посо- биям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по ак- циям и другим ценным бумагам данной организации.
Таблица 4 – Типовые проводки по счету 70
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена зарплата производственных работников
20 70
Начислена зарплата работника, занятым ликвидацией последствий
ЧС
91.2 70
Начислено пособие за счет работодателя
20,23,25,26,44 70
Начислена зарплата производственных работников
20 70
Начислена зарплата работника, занятым ликвидацией последствий
ЧС
91.2 70
10 70 счет имеет кредитовый остаток на конец месяца, так как начисление зарплаты происходит на последний день месяца, а выплата — в следующий месяц, например, 5 или 10 числа. Дебетовый остаток по 70 счету тоже возможен, например, если сотруднику перевели зарплату больше, чем начислили.
1.2
Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций по учету кредитов банков и займов
Для того чтобы вести нормальную производственно-хозяйственную деятельность, организа- циям приходится привлекать денежные средства из других источников. Одним из таких источников могут быть заемные средства в виде кредитов и займов, предоставляемых банками и не кредитными организациями.
Заем — договор, в силу которого одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (заем- щику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи на условиях возврата с упла- той процентов или без уплаты таковых. Сторонами договора могут быть юридические и физические лица (кроме банков).
Кредит (ссуда, долг) — это система экономических отношений между различными юридиче- скими и физическими лицами, возникающих при передаче в долг денег во временное пользование на условиях возвратности, платности и срочности.
Рисунок 3 – Виды кредитов
Правила ведения учёта кредитов и займов для заёмщика прописаны в ПБУ 15/2008 [7]. В бухучёте для заимствованных средств предусмотрены счета 66 и 67. Первый необходим для креди- тов и займов до 12 месяцев включительно, второй — от 12 месяцев.