Файл: Выбор оптимальной системы налогообложения для малых предприятий на примере ип мартьянов Константин Николаевич.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 596
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– ритуальные услуги и т. д.
Книга учета доходов для ИП на патенте— это налоговый регистр, который обязан вести каждый индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН.
Налог уплачивается:
– если патент получен на срок до 6 месяцев – в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
– если патент получен на срок от 6 месяцев до 1 года: в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.
В случае получения патента ИП на срок менее 12 месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода на 12 месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.
Согласно пункту 6 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Пунктом 1 статьи 346.43 Кодекса установлено, что ПСН применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 346.44 Кодекса предусмотрено, что переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения ИП осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 26.5 Кодекса.
Кодекс не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН.
Таким образом, при применении УСН ИП вправе в течение календарного года перейти по отдельному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом на УСН.
Одновременно с этим при применении УСН и осуществлении только одного вида деятельности в одном субъекте Российской Федерации и/или одном муниципальном образовании ИП также вправе в течение календарного года перейти по данному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом и на УСН.
При этом у ИП, перешедшего на ПСН и сохранившего статус налогоплательщика, применяющего УСН, остается обязанность по представлению соответствующих налоговых деклараций по УСН по окончании каждого налогового периода, в том числе нулевых налоговых деклараций по УСН в случае отсутствия доходов, подлежащих налогообложению по УСН.
-
Понятие налоговой нагрузки и налогового бремени
На сегодняшний день большое значение имеет понятие «налоговая нагрузка». Анализируя экономическую литературу, в которой рассматривается тема налогообложения можно встретить, освещение таких вопросов как - природа и сущность налогового бремени, степень его воздействия на субъект, но при этом не только не рассматривается содержание понятий (налоговое бремя, налоговая нагрузка), но и не дают четко сформулированные определения, которые удовлетворили бы всех экономистов-теоретиков. Иная ситуация обстоит с остальными понятиями, толкование которых встречается даже в статьях налогового кодекса РФ.
Налоговая нагрузка - это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.
Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
-для государства в целом или по его регионам;
-по отраслям хозяйства страны или регионов;
-по группе сходных предприятий;
-по отдельным хозяйствующим субъектам;
-на конкретного человека.
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:
-выручка (с НДС или без него);
-доходы;
-источник уплаты налога (прибыль или затраты);
-вновь созданная стоимость;
-ожидаемый доход или планируемая прибыль.
Исчисление тяжести налогообложения проводилось всегда и в том числе в разных странах. В течение всего девятнадцатого века в экономической литературе рассматривались вопросы о тяжести обложения налогами Англии и Ирландии. Шмелев К.Ф совместно с коллегами-экономистами использовали это понятие в период подготовки налоговых реформ, при выяснении финансовой готовности стран к войне. Можно встретить множество мнений по поводу зависимости налоговой нагрузки и налогового бремени от хозяйственных, финансовых, налоговых рисков и влияния их на состояние и развитие налоговых баз разных налогов.
В Большом толковом словаре, «бремя» трактуется как «вес, большая ноша, тяжелый долг, невзгоды». Таким образом, термин «налоговое бремя» указывает на достаточно большие расходы налогоплательщиков. Согласившись с мнением В.А. Орловой о том, что использование данного понятия не передает в полной мере важнейшие функции налогов, а именно фискальную, контрольную, регулирующую и социальную функции.
В Большом толковом словаре русского языка слово «нагрузка» объясняется как «совокупность сил, действующих на любой объект». Таким образом, в нашем случае трактовка именно словом нагрузка будет более точной.
Для конкретизации значения «налоговая нагрузка» обратимся к таблице1.
Таблица 1 – Подходы к определению «налоговой нагрузки» с точки зрения ее сопоставления с другими терминами
Подход | Авторы | Определение |
Термин «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «налоговый гнет», «налоговый пресс» - синонимы | Ф.В. Юстин, М.П. Бифельд [&&] | Величина той доли свободного дохода, которая может быть обращена на удовлетворение государственных потребностей без ущерба для народного хозяйства. |
С.П. Колчин, С.Г. Пепеляев | Объем налоговых изъятий. | |
К.Ф. Шмелев | Бремя, которое государство непосредственно возлагает на население. А именно, общая сумма платежей или расходов, которые население несет через непосредственную уплату принудительных налогов и сборов. | |
| А.В. Левкин | Налоговое бремя рассматривается как часть произведенного обществом продукта, который перераспределяется посредством звеньев бюджетного |
Продолжение таблицы 1
Подход | Авторы | Определение |
| | механизма (мобилизация денежных средств в бюджеты; расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов), а налоговая нагрузка – как экономический показатель налогового бремени организации. |
Термин «налоговое бремя» шире, чем термин «налоговая нагрузка» | А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов, Р.С. Саакян, Л.М. Архипцев. | Налоговое бремя – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов региона, с учетом собираемости налогов и сборов, макроэкономических показателей региона, средних налоговых издержек, а налоговая нагрузка – максимально возможная сумма мобилизации финансовых ресурсов региона, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в соответствующие бюджеты. Отношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых организацией фискальным органам, к показателям ее деятельности при этой налоговой нагрузке. |
«Налоговая нагрузка – самостоятельная экономическая категория. | В.Г. Пансков. | Не включает налоги и сборы, уплачиваемые населением. |
Исследование налоговой нагрузки на микроуровне посвящено достаточное количество работ различных экономистов, которые предлагают отличные друг от друга определения налоговой нагрузки. В Таблице 1 приведено сравнение подходов к определению понятия налоговая нагрузка и его принципиального отличия от схожих, как казалось на первый взгляд, терминов.
Большое количество мнений относительно сравнения понятия со схожими терминами, исходит из сложности трактовки самого понятия «налоговая нагрузка». И в этом вопросе ученые-экономисты придерживаются разного мнения.
Первая часть экономистов, в том числе и Пансков В.Г., утверждают, что налоговую нагрузку предприятия - доля доходов отдельного субъекта, взимаемая в бюджет в виде суммы налоговых платежей. Количественная составляющая налоговой нагрузки сводится к усредненному и недостаточно внятному показателю. Данный взгляд породил развитие дискуссии по данному вопросу что привело к появлению, достаточно логичной и внятной позиции по определению налоговой нагрузки.
Вторая часть экономистов определяет налоговую нагрузку как некоторую характеристику, которая влияет на налогообложение организации или какого-либо хозяйствующего, субъекта в комплексе. При этом количественно налоговую нагрузку измеряют несколькими показателями, в отличии от предыдущей группы ученых. Е.В. Чипуренко интерпретирует понятие налоговой нагрузки как «обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков». На мой взгляд, эта позиция является более четкой и актуальной, если опираться на методику расчета Федеральной налоговой службы и руководствоваться программой выездных налоговых проверок. Если принимать это определение, то следует сравнивать его с остальными и на этой почве, утверждать, что оно наиболее полное.
Третья часть экономистов рассматривают нагрузку как часть общей финансовой нагрузки организации. А.Н. Цыгичко: «налоговая нагрузка - часть совокупной финансовой нагрузки, ограничивающей ресурсы расширения и модернизации предприятий». По его мнению, налоговую нагрузку нужно рассматривать в связке с иными факторами финансового давления - ставкой по кредитам, инфляцией и так далее. Исключая обязательные платежи в виде налогов и сборов, на организации, на законодательном уровне, лежит обязанность по уплате страховых взносов и иных обязательных платежей в негосударственные структуры. Относительно данного мнения можно сделать вывод что оно, так же, как и второе, имеет достаточно обширное и внятное понятие, основным преимуществом которого является четко выраженная связь иными факторами финансового давления, но к сожалению данное мнение не учитывается в стандартной методике подсчета, альтернативные методы расчета, которые будут рассматриваться ниже пытаются учесть мнение этой группы авторов, но к сожалению, в процессе рассмотрения их методик возникают некоторые сложности.
Оставшаяся часть экономистов рассматривает налоговую нагрузку как инструмент налогового менеджмента, анализа или налогового планирования в организации. О.С. Салькова утверждает: «налоговая нагрузка – инструмента контроля и планирования большинства параметров финансово-хозяйственной деятельности». Не согласиться с данным мнением очень сложно, ведь по своему свойству налоговая нагрузка предназначена для информирования управляющего звена организации о финансовой деятельности предприятия. Налоговая нагрузка рассматривает лишь частный случай, налоговой части среди всей финансовой деятельности, но как показатель, позволяющий делать оценку и дальнейший прогнозы и налоговые планы компании.
Проанализировав существующие подходы к определению налоговой нагрузки на микроуровне, считается, что налоговая нагрузка предприятия - это величина, характеризующая влияние регулярных обязательных платежей налогового характера, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение предприятия и определяемая с помощью отдельных показателей или их совокупности.
На законодательном уровне налоговая нагрузка упоминается в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. В этом документе используется понятие «совокупная налоговая нагрузка». Расчет совокупной налоговой нагрузки за календарный год:
СНН = А / Б, (1)
где: СНН - совокупная налоговая нагрузка;
Б - выручка от реализации;
А - сумма налоговых платежей за исключением:
-акцизов и налога на добавленную стоимость;
- взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок выявления повышения совокупной налоговой нагрузки производится на основании бухгалтерской и налоговой отчетности и рассчитывается по формуле:
СНН = (А - Б – В / Г) – СНН, (2)
где: СНН – совокупной налоговой нагрузки;
А – сумма налоговых платежей;
Б – сумма налогов и сборов, уплаченная резидентом в случае принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирования отношений в области установления, исчисления, взимания и уплаты пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;