Файл: Выбор оптимальной системы налогообложения для малых предприятий на примере ип мартьянов Константин Николаевич.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 596

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– ритуальные услуги и т. д.

Книга учета доходов для ИП на патенте— это налоговый регистр, который обязан вести каждый индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН.

Налог уплачивается:

– если патент получен на срок до 6 месяцев – в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;

– если патент получен на срок от 6 месяцев до 1 года: в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

В случае получения патента ИП на срок менее 12 месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода на 12 месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.

Согласно пункту 6 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Пунктом 1 статьи 346.43 Кодекса установлено, что ПСН применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 346.44 Кодекса предусмотрено, что переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения ИП осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 26.5 Кодекса.

Кодекс не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН.

Таким образом, при применении УСН ИП вправе в течение календарного года перейти по отдельному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом на УСН.

Одновременно с этим при применении УСН и осуществлении только одного вида деятельности в одном субъекте Российской Федерации и/или одном муниципальном образовании ИП также вправе в течение календарного года перейти по данному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом и на УСН.

При этом у ИП, перешедшего на ПСН и сохранившего статус налогоплательщика, применяющего УСН, остается обязанность по представлению соответствующих налоговых деклараций по УСН по окончании каждого налогового периода, в том числе нулевых налоговых деклараций по УСН в случае отсутствия доходов, подлежащих налогообложению по УСН.




    1. Понятие налоговой нагрузки и налогового бремени



На сегодняшний день большое значение имеет понятие «налоговая нагрузка». Анализируя экономическую литературу, в которой рассматривается тема налогообложения можно встретить, освещение таких вопросов как - природа и сущность налогового бремени, степень его воздействия на субъект, но при этом не только не рассматривается содержание понятий (налоговое бремя, налоговая нагрузка), но и не дают четко сформулированные определения, которые удовлетворили бы всех экономистов-теоретиков. Иная ситуация обстоит с остальными понятиями, толкование которых встречается даже в статьях налогового кодекса РФ.

Налоговая нагрузка - это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

-для государства в целом или по его регионам;

-по отраслям хозяйства страны или регионов;

-по группе сходных предприятий;

-по отдельным хозяйствующим субъектам;

-на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

-выручка (с НДС или без него);

-доходы;

-источник уплаты налога (прибыль или затраты);

-вновь созданная стоимость;

-ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Исчисление тяжести налогообложения проводилось всегда и в том числе в разных странах. В течение всего девятнадцатого века в экономической литературе рассматривались вопросы о тяжести обложения налогами Англии и Ирландии. Шмелев К.Ф совместно с коллегами-экономистами использовали это понятие в период подготовки налоговых реформ, при выяснении финансовой готовности стран к войне. Можно встретить множество мнений по поводу зависимости налоговой нагрузки и налогового бремени от хозяйственных, финансовых, налоговых рисков и влияния их на состояние и развитие налоговых баз разных налогов.

В Большом толковом словаре, «бремя» трактуется как «вес, большая ноша, тяжелый долг, невзгоды». Таким образом, термин «налоговое бремя» указывает на достаточно большие расходы налогоплательщиков. Согласившись с мнением В.А. Орловой о том, что использование данного понятия не передает в полной мере важнейшие функции налогов, а именно фискальную, контрольную, регулирующую и социальную функции.



В Большом толковом словаре русского языка слово «нагрузка» объясняется как «совокупность сил, действующих на любой объект». Таким образом, в нашем случае трактовка именно словом нагрузка будет более точной.

Для конкретизации значения «налоговая нагрузка» обратимся к таблице1.
Таблица 1 – Подходы к определению «налоговой нагрузки» с точки зрения ее сопоставления с другими терминами

Подход

Авторы

Определение

Термин «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «налоговый гнет», «налоговый пресс» - синонимы

Ф.В. Юстин,

М.П. Бифельд [&&]

Величина той доли свободного дохода, которая может быть обращена на удовлетворение государственных потребностей без ущерба для народного хозяйства.

С.П. Колчин, С.Г. Пепеляев

Объем налоговых изъятий.

К.Ф. Шмелев

Бремя, которое государство непосредственно возлагает на население. А именно, общая сумма платежей или расходов, которые население несет через непосредственную уплату принудительных налогов и сборов.




А.В. Левкин

Налоговое бремя рассматривается как часть произведенного обществом продукта, который перераспределяется посредством звеньев бюджетного

Продолжение таблицы 1

Подход

Авторы

Определение







механизма (мобилизация денежных средств в бюджеты; расходование

бюджетных средств путем их предоставления юридическим и

физическим лицам; межбюджетное

распределение и перераспределение финансовых ресурсов), а налоговая нагрузка – как экономический показатель налогового бремени организации.

Термин «налоговое бремя» шире, чем термин «налоговая нагрузка»

А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов, Р.С. Саакян, Л.М. Архипцев.

Налоговое бремя – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов региона, с учетом собираемости налогов и сборов, макроэкономических показателей региона, средних налоговых издержек, а налоговая нагрузка – максимально возможная сумма мобилизации финансовых ресурсов региона, которые через систему налогообложения и в

соответствии с действующим законодательством должны поступить в соответствующие бюджеты.

Отношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых организацией фискальным органам, к показателям ее деятельности при этой налоговой нагрузке.

«Налоговая нагрузка – самостоятельная экономическая категория.

В.Г. Пансков.

Не включает налоги и сборы, уплачиваемые населением.



Исследование налоговой нагрузки на микроуровне посвящено достаточное количество работ различных экономистов, которые предлагают отличные друг от друга определения налоговой нагрузки. В Таблице 1 приведено сравнение подходов к определению понятия налоговая нагрузка и его принципиального отличия от схожих, как казалось на первый взгляд, терминов.

Большое количество мнений относительно сравнения понятия со схожими терминами, исходит из сложности трактовки самого понятия «налоговая нагрузка». И в этом вопросе ученые-экономисты придерживаются разного мнения.

Первая часть экономистов, в том числе и Пансков В.Г., утверждают, что налоговую нагрузку предприятия - доля доходов отдельного субъекта, взимаемая в бюджет в виде суммы налоговых платежей. Количественная составляющая налоговой нагрузки сводится к усредненному и недостаточно внятному показателю. Данный взгляд породил развитие дискуссии по данному вопросу что привело к появлению, достаточно логичной и внятной позиции по определению налоговой нагрузки.

Вторая часть экономистов определяет налоговую нагрузку как некоторую характеристику, которая влияет на налогообложение организации или какого-либо хозяйствующего, субъекта в комплексе. При этом количественно налоговую нагрузку измеряют несколькими показателями, в отличии от предыдущей группы ученых. Е.В. Чипуренко интерпретирует понятие налоговой нагрузки как «обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков». На мой взгляд, эта позиция является более четкой и актуальной, если опираться на методику расчета Федеральной налоговой службы и руководствоваться программой выездных налоговых проверок. Если принимать это определение, то следует сравнивать его с остальными и на этой почве, утверждать, что оно наиболее полное.

Третья часть экономистов рассматривают нагрузку как часть общей финансовой нагрузки организации. А.Н. Цыгичко: «налоговая нагрузка - часть совокупной финансовой нагрузки, ограничивающей ресурсы расширения и модернизации предприятий». По его мнению, налоговую нагрузку нужно рассматривать в связке с иными факторами финансового давления - ставкой по кредитам, инфляцией и так далее. Исключая обязательные платежи в виде налогов и сборов, на организации, на законодательном уровне, лежит обязанность по уплате страховых взносов и иных обязательных платежей в негосударственные структуры. Относительно данного мнения можно сделать вывод что оно, так же, как и второе, имеет достаточно обширное и внятное понятие, основным преимуществом которого является четко выраженная связь иными факторами финансового давления, но к сожалению данное мнение не учитывается в стандартной методике подсчета, альтернативные методы расчета, которые будут рассматриваться ниже пытаются учесть мнение этой группы авторов, но к сожалению, в процессе рассмотрения их методик возникают некоторые сложности.


Оставшаяся часть экономистов рассматривает налоговую нагрузку как инструмент налогового менеджмента, анализа или налогового планирования в организации. О.С. Салькова утверждает: «налоговая нагрузка – инструмента контроля и планирования большинства параметров финансово-хозяйственной деятельности». Не согласиться с данным мнением очень сложно, ведь по своему свойству налоговая нагрузка предназначена для информирования управляющего звена организации о финансовой деятельности предприятия. Налоговая нагрузка рассматривает лишь частный случай, налоговой части среди всей финансовой деятельности, но как показатель, позволяющий делать оценку и дальнейший прогнозы и налоговые планы компании.

Проанализировав существующие подходы к определению налоговой нагрузки на микроуровне, считается, что налоговая нагрузка предприятия - это величина, характеризующая влияние регулярных обязательных платежей налогового характера, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение предприятия и определяемая с помощью отдельных показателей или их совокупности.

На законодательном уровне налоговая нагрузка упоминается в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. В этом документе используется понятие «совокупная налоговая нагрузка». Расчет совокупной налоговой нагрузки за календарный год:
СНН = А / Б, (1)
где: СНН - совокупная налоговая нагрузка;

Б - выручка от реализации;

А - сумма налоговых платежей за исключением:

-акцизов и налога на добавленную стоимость;

- взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Порядок выявления повышения совокупной налоговой нагрузки производится на основании бухгалтерской и налоговой отчетности и рассчитывается по формуле:
СНН = (А - Б – В / Г) – СНН, (2)
где: СНН – совокупной налоговой нагрузки;

А – сумма налоговых платежей;

Б – сумма налогов и сборов, уплаченная резидентом в случае принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирования отношений в области установления, исчисления, взимания и уплаты пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;