Файл: Методические указания для обучающихся практические занятия тема Диагностика психосоматических расстройств. Организация психосоматической помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 682

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема: Диагностика психосоматических расстройств.Организация психосоматической помощи.
Показания к дифференцированной психотерапии. Приемы установления контакта. Первичная беседа. Сбор анамнестических данных.
Цели занятия: изучить организацию психосоматической помощи, показания к дифференцированной психотерапии, освоить приемы установления контакта и первичной клинической беседы, освоить сбор анамнестических данных.
Дискуссия при теоретическом разборе темы по следующим вопросам:
1. организация психосоматической помощи,
1. показания к дифференцированной психотерапии,
2. приемы установления контакта и первичной клинической беседы,
3. сбор анамнестических данных.
Протокол клинической беседы
1 Жалобы.
Проявления расстройства, когда появились, с чем связывает пациент их появление, что усиливает их проявления, что ослабляет, что ведет к исчезновению.
Течение расстройства, частота обострений.
Проводимая терапия: психотерапевтическая, психокоррекционная, медикаментозная.
Эффективность терапии. Отношение пациента к терапии.
2 Субъективный анамнез (со слов пациента).
Родительская семья, взаимоотношения в семье: с родителями, с сиблингами; тип родительско- детских отношений, личностные особенности членов семьи, когнитивные установки членов семьи.
Собственная семья - взаимоотношения в семье, с супругом(ой), с детьми, тип родительско-детских отношений, личностные особенности членов семьи, когнитивные установки членов семьи.
Отношения со сверстниками: с момента вступления в ДДУ, школу, и т.д.
Обучение в школе, ВУЗе, успеваемость.
Взаимоотношения с противоположным полом.
Личные особенности пациента, собственная интерпретация.
3 Объективный анамнез – информация, полученная от родственников, из документов.
Особенности развития: адаптации в ДДУ, в школе: успеваемость, поведение, взаимоотношение со сверстниками, отношения с противоположным полом.
Взаимоотношения в семье: взаимоотношения с супругом(ой), с родителями, с сиблингами; тип родительско-детских отношений, личностные особенности членов семьи, когнитивные установки.
Отношение к психосоматическому расстройству пациента (игнорирование, опекание, вытеснение, аггравация и т.д)
4 Психический статус (описание патологии).
Внешний вид. Поза. Контактность взгляда. Телосложение, масса тела (избыточная, пониженная, кахексия, и т.д.).
Эмоциональная сфера. Эмоциональный фон: снижен, в приподнятом настроении, и т.д.
Эмоциональные реакции: лабильные, сглажены и т.д..
Двигательная сфера: скован(а), усиленно жестикулирует, и т.д..
Интеллектуально-мнестическая сфера.
Волевая сфера: волевые задержки не сформированы и т.д.
Имеет (не имеет) планы на будущее, описание планов.
5 Сопутствующий диагноз.
Соматический, неврологический, психиатрический (если достоверно известен).
6 Рекомендации.
Психодиагностика, конкретные методики, цель назначения.
Психокоррекция, психотерапия, типы методик, цель назначения.


Вопросы для подготовки к занятию
1.
Предмет и содержание психосоматики как науки.
1.
Определение понятия психосоматических расстройств.
2.
Неспецефические условия проведения клинической беседы.
3.
Личностные качества психолога для установления контакты.
4.
Основные разделы анамнеза жизни и анамнеза болезни.
5.
Принципы подбора методик для исследования психики больных.
6.
Какие группы методик относят к психодиагностическим?
7.
Требования к использованию психодиагностических методик.
8.
Типы вопросов при интервьюировании пациентов.
Тема: Диагностика психосоматических расстройств. Опросник для выявления соматических жалоб.
Мультимодальный опросник А. Лазаруса. Определение уровня алекситимии. Изучение самооценки социальной значимости болезни. Выявление доминирующего инстинкта..
Цели занятия: освоить навыки использования психодиагностических методик при работе с психосоматическими пациентами, в частности - изучить опросник для выявления соматических жалоб, Торонскую шкалу алекситимии, изучение самооценки социальной значимости болезни, выявление доминирующего инстинкта.
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Гиссенский опросник для выявления соматических жалоб, показание к применению, цели использования.
1.
Определение уровня алекситимии. Показания к применению, цели, задачи проведения.
2.
Изучение самооценки социальной значимости болезни. Выявление доминирующего инстинкта. Цель, задачи использования.
3.
Проективные методики, показания и ограничения к применению.
Тема для докладов, презентаций
1 Мультимодальный опросник А. Лазаруса.
Тема: Методы психосоматической терапии. Методика когнитивно-суггестивного резонанса.
Техника антиципационного тренинга. Когнитивная терапия. Рационально-эмотивная терапия.
Систематическая десенситизация. Ассертивный тренинг.
Цели занятия: изучить основы когнитивной терапии, рационально-эмотивной терапии, проведения методики когнитивно-суггестивного резонанса, антиципационного тренинга, систематической десенситизация, ассертивного тренинга.
Дискуссии при теоретическом разборе темы, обсуждение основ:
1. когнитивной терапии,
1. рационально-эмотивной терапии,
2. антиципационного тренинга,
3. систематической десенситизация,
4. ассертивного тренинга.
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Психотерапия, определение, виды.
1.
Сущность и правила проведения психотерапии.
2.
Показания к психотерапии.
3.
Когнитивная терапия.
4.
Рационально-эмотивная терапия.
5.
Методика когнитивно-суггестивного резонанса.
6.
Антиципационный тренинг.
7.
Систематическая десенситизация.
Темы для докладов, презентаций
1.Когнитивная терапия
2.Ассертивный тренинг


Тема: Методы психосоматической терапии.Наведение транса по М. Эриксону. Техника НЛП.
Прогрессивная мышечная релаксация. Аутотренинг. Психотоническая тренировка. Рациональная психотерапия..
Цели занятия: ознакомиться с техникой наведение транса по М. Эриксону, техникой НЛП, прогрессивной мышечной релаксации, аутотренингом, психотонической тренировкой, рациональной психотерапией.
Дискуссия при теоретическом разборе темы по вопросам:
1.
Гипнотерапия: показания и противопоказания.
1.
Техника наведение транса по М. Эриксону
2.
Внушаемость и гипнабельность: определения, отличия.
3.
Стадии гипноза по Форелю-Бехтереву.
4.
Отличие эриксоновского гипноза от классического.
5.
Техника НЛП: основные элементы нейролингвистического раппорта.
6.
Субмодальные характеристики: понятие, виды.
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Наведение транса по М. Эриксону. Основные понятия, принципы проведения.
1.
Техника НЛП. Основные понятия, принципы проведения.
2.
Прогрессивная мышечная релаксация. Показания к применению, цели, задачи проведения.
3.
Аутотренинг, психотоническая тренировка. Основные понятия, принципы проведения.
4.
Рациональная психотерапия. Основные понятия, принципы проведения.
Темы для докладов, презентаций
1.
Биоэнергетический анализ.
2.Позитивная терапия.
Тема: Методы психосоматической терапии. Эмоционально-образная терапия. Символдрама.
Холотропная терапия. Двигательная терапия. Биоэнергетический анализ. Гештальттерапия.
Логотерапия. Позитивная терапия. Арттерапия..
Цели занятия: изучить основные аспекты символдрамы и гештальттерапии, эмоционально- образной терапии, холотропной терапии, двигательной терапии, биоэнергетического анализа, логотерапии, позитивной терапии, арттерапии.
Моделирование и разбор конкретной ситуации
Пациентка 25 лет, обращается по поводу приступов головокружения, тошноты, учащенного сердцебиения при эмоциональном напряжении. При обследовании у терапевта – патологии не выявлено. Данные симптомы беспокоят в течении последних двух лет, связывает их с отношениями с любимым человеком - В., проживающим в Англии. Сама замужем, муж знает об этих отношениях, но все прощает жене, лишь бы она от него не ушла. Она за это презирает его, говорит, что он не мужчина, однако не может жить самостоятельно, так как нигде не работает, «не позволяет здоровье».
Имеет два высших неоконченных образования (геологический факультет, театральный ВУЗ).
Воспитывалась в основном папой, который во всем потакал дочери. Регулярно, каждую неделю, общается с В. по скайпу. Однако понимает, что она у него не одна, но уверена, что если она к нему приедет, все будет по-другому. Сообщила вскользь, что он употребляет наркотики, но при вопросах об этом – отводит глаза, переходит на другую тему. Характеризует себя только с положительной стороны, однако периодически в беседе звучат мысли о собственной неполноценности, необходимости что-то менять. При этом любит говорить о своей исключительности и стремлении к совершенству, хотя понимает, что это не совсем правильно. Имеет красивую, грамотную речь, обаятельна. Мечтает написать книгу о своих переживаниях к В., и приехать к нему.
Проведите анализ ситуации, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Этапы решения задачи.
1.
Выделение основных симптомов заболевания.
1.
Назовите расстройство
2.
Выявление связи между манифестацией симптомов и психогенией.


3.
Выделение психологических аспектов заболевания.
4.
Определение основных патологизирующих моментов заболевания.
Ответ. У пациентки, страдающей перфекционизмом, необходимо исключить конверсионно- диссоциативное расстройство, с вегетативными соматоформными приступами. Провести тест на самооценку социальной значимости болезни, выявление уровня тревожности, депрессии. Работать на осознание невыгодности проявлений болезненных симптомом, на повышение самооценки, уменьшение перфекционизма, интегративно, используя как сознательный, так и бессознательный уровень (гипнотерапия, символ-драма, когнитивная, поведенческая психотерапия).
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Символдрама – сущность метода, показания к применению.
1.
Неблагоприятные прогностические признаки для применения символдрамы.
2.
Основные символы - ручей, гора, лес, поляна, и др. – понятие, сущность.
3.
Гештальт-терапия, понятие, суть метода.
4.
Основные принципы проведения эмоционально-образной терапии.
5.
Основные принципы проведения холотропной терапии.
6.
Основные принципы проведения двигательной терапии.
7.
Основные принципы проведения биоэнергетического анализа.
8.
Основные принципы проведения логотерапии.
9.
Основные принципы проведения позитивной терапии.
10.
Основные принципы проведения арттерапии.
Темы для докладов, презентаций
1.Эмоционально-образная терапия.
2.Холотропная терапия.
3.Двигательная терапия.
Тема: Методы психосоматической терапии. Групповая психологическая коррекция алекситимии.
Групповая психодинамическая терапия. Когнитивно-динамическая терапия. Сомато- ориентированная терапия.
Цели занятия изучить принципы групповой психологической коррекции алекситимии, групповой психодинамической терапии, когнитивно-динамической терапии, сомато-ориентированной терапии.
Моделирование и разбор конкретной ситуации
Пациентка М., 48 лет, риэлтор, обратилась с жалобами на боязнь заболеть раком. Страх возник около пяти лет назад, после того, когда обнаружили небольшую доброкачественную опухоль матки. Для того, чтобы избежать инсоляции, стремиться всегда быть в тени, из-за этого летом даже на даче не выходит из дома, не работает не участке, со всем справляется муж. Практически каждый месяц делает обследование – УЗИ органов брюшной полости, чтобы быть уверенной, что озлокачествления фибромы не произошло. Отношения с мужем напряженные: «напивается каждую субботу», это обозначает как причину отсутствия интимных отношений с мужем. Говорит о нем раздраженно, считает, что замуж вышла за него зря, из-за возникшей беременности. Всю жизнь хотела с ним развестись, не сделала этого из-за дочери: «сначала - как останется без отца, потом – как будет выходить замуж, сейчас - как внук останется без деда». Выглядит моложе своих лет, ухоженная, привлекательная, постоянно вскользь упоминает о связях «с сильными мира сего».
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Этапы решения задачи.

Выделение основных симптомов заболевания.

Выявление связи между манифестацией симптомов и психогенией.

Выделение психологических аспектов заболевания.

Определение основных патологизирующих моментов заболевания.
Ответ. У пациентки – аггравация симптомов доброкачественной опухоли, проявляющаяся ипохондрической симптоматикой на фоне нерешенных эмоциональных проблем –

неудовлетворенность личной жизнью. При психодиагностике необходимо исключить конверсионно- диссоциативное расстройство, выявить уровень тревожности, провести оценку социальной значимости болезни. Проводить работу – интегративно, используя методы воздействия в основном на неосознанный уровень психики (телесно-ориентирования терапия, символ-драма).
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Групповая психологическая коррекция алекситимии.
1.
Групповая психодинамическая терапия.
2.
Когнитивно-динамическая терапия.
3.
Сомато-ориентированная терапия.
4.
Мишень «чистой» поведенческой психотерапии.
5.
Мишенью «чистой» когнитивной психотерапии.
6.
Общие принципы когнитивной и поведенческой психотерапии.
7.
Основы метода телесно-ориентированной психотерапии.
8.
Основные мишени телесно-ориентированной психотерапии.
Темы для докладов, презентаций
1.
Групповая психологическая коррекция алекситимии.
Тема: Психосоматика в психиатрии. Определение смыслов и выгод болезни.
Цели занятия: изучить шкалу рейтинга социальной адаптации, шкалу воспринимаемого стресса, опросник для определения физиологической реакции на стресс, опросник по выявлению главных преимуществ болезни, определение смыслов и выгод болезни.
Моделирование и разбор конкретной ситуации
Даша М., 21 год. На приеме с матерью. Обратилась с жалобами на постоянные головные боли, обгрызание ногтей, импульсивность поступков (берётся за многие дела, не доводит их до конца).
Симптомы появились давно, около 10 лет, усилились последние 2 года. В возрасте 11 месяцев была удочерена после гибели родной матери, двоюродной сестры приёмной матери. Родная мать бросилась под поезд, узнав, что отец ребёнка (моряк), бросил её. При этом, за ней многие ухаживали, но она выбрала его, хотя изначально он ей ничего не обещал. Семья на момент принятия девочки состояла из отца, матери и двух старших сестёр, проживала в Еткульском районе. В момент обращения: мать разведена с отцом год назад (со слов матери) из-за его «несносного характера, когда трезвый». Отец работает адвокатом. Раньше он возглавлял прокуратуру, но после заведённого на него дела вынужден был уйти. После развода живёт один, «излишне употребляет». Сама мать переехала жить к своей матери. Старшие дочери живут со своими семьями (одна в Москве, другая в Санкт-Петербурге), благополучны. Даша с раннего возраста была «трудной», в садике плохо запоминала стихи, в школе училась в основном на тройки, была непослушной, упрямой. Узнала, что она приёмная в 12 лет («добрые» люди рассказали), на это видимой реакции не было. Никогда до настоящего времени не было вопросов, разговоров об этом. Несколько месяцев назад начала говорить, что не верит, что мама умерла. Начала искать родную мать в Интернете, обращая внимание на женщин с материнской фамилией, соответствующего возраста, похожих на неё. Однажды даже позвонила такой женщине из Ростова, но она после ответа на несколько её вопросов положила трубку. Обращает внимание на женщин, похожих на неё, на улице.
После успешного окончания педагогического училища в Челябинске на коммерческой основе 7 месяцев проработала в частном детском саду, но уволилась из него, объясняя сильной усталостью.
В настоящее время работает продавцом в отделе вечерней женской одежды, ей эта работа нравится, её хвалят. Снимает квартиру с двумя ровесницами.
Легко вступает в контакт, многоречива, тревожна. Хочет жить одна в снимаемой квартире, но мать не разрешает ей, не обосновывая это ничем. На вопрос, как она относится к тому, что она приёмная, начала эмоционально доказывать, что «не та мать, которая родила, а которая воспитала», что она любит её и считает её родной. При этом, отводя глаза, начала рассказывать, «что родная мама не умерла, я не верю в это», рассказала о попытках найти родную мать. Уважительно отзывается об отце, выставляя его сильным, умным, но требовательным по отношению к ней человеком, «но так и надо было».