Файл: Методические указания для обучающихся практические занятия тема Диагностика психосоматических расстройств. Организация психосоматической помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 685

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59.
Планирование психотерапевтического вмешательства при психосоматических заболеваниях.
60.
Общие принципы психокоррекционной и психотерапевтической работы с психосоматическими больными.
61.
Особенности психокоррекционной и психотерапевтической работы с психосоматическими больными.
62.
Внутренняя картина болезни – значение в психотерапии психосоматических расстройств.
63.
Методы психотерапии и психокоррекции психосоматических расстройств.
64.
Психофизиология механизмов действия рациональной психотерапии при терапии психосоматических расстройств.
65.
Психофизиология механизмов действия релаксационных методик при терапии психосоматических расстройств.
66.
Семейная психотерапия психосоматических расстройств.
67.
Психофизиологические аспекты телесно-ориентированной терапии, гипнотерапии.
68.
Групповая психотерапия и психокоррекция психосоматических нарушений.
69.
Психофизиологические методы психотерапии в психосоматике.
70.
Основные концепции формирования психосоматических расстройств.
71.
Психодинамические концепции психосоматических расстройств.
72.
Поведенческие подходы к психосоматическим расстройствам.
73.
Основные концепции формирования психосоматических расстройств.
74.
Теория стресса – как концепция формирования психосоматических расстройств
75.
Нейрофизиологические психосоматические концепции.
76.
Психосоматические заболевания, определение.
77.
Классическая психосоматическая семерка.
78.
Соматоформные расстройства, определение, уровни (по А.Б.Смулевичу).
79.
Аффективный уровень соматоформных расстройств.
80.
Маскированные депрессии, понятие, синонимы.
81.
Клиническая картина при маскированных депрессиях.
82.
Соматические симптомы при маскированных депрессиях.
83.
Тревожно-фобический уровень соматоформных расстройств, определение, сущность.
84.
Кластер тревожно-фобических расстройств по МКБ-10.
85.
Конверсионно-диссоциативный уровень соматоформных расстройств, определение, сущность.
86.
Конверсионно-диссоциативный уровень соматоформных расстройств, симптоматика, клинический подход.
87.
Психо-вегетативный синдром. Определение, сущность.
88.
Социально-психологические модели развития психосоматических расстройств.
89.
Концепция алекситимии.
Перечень тем курсовых работ:
1.
Выраженность тревоги, как предиспозиционного свойства психосоматической личности, в пожилом возрасте.
1.
Выраженность тревоги, как предиспозиционного свойства психосоматической личности, у лиц, страдающих алкоголизмом.
2.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у лиц молодого возраста.
3.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у детей.
4.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у женщин фертильного возраста.
5.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у мужчин, занимающихся интеллектуальным трудом.
6.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, при аддиктивных расстройствах в подростковом возрасте.


7.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, при зависимости от социальных сетей.
8.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, при гемблинг-зависимости.
9.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у лиц, страдающих наркоманией.
10.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у женщин молодого возраста.
11.
Выраженность тревоги, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у мужчин молодого возраста.
12.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, в пожилом возрасте.
13.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у лиц, страдающих алкоголизмом.
14.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у лиц молодого возраста.
15.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у детей.
16.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у женщин фертильного возраста.
17.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у мужчин, занимающихся интеллектуальным трудом.
18.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, при аддиктивных расстройствах в подростковом возрасте.
19.
Выраженность алекстимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, при зависимости от социальных сетей.
20.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, при гемблинг-зависимости.
21.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у лиц, страдающих наркоманией.
22.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, при аддиктивных расстройствах.
23.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у мужчин молодого возраста.
24.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, в пожилом возрасте.
25.
Выраженность алекситимии, предиспозиционного свойства психосоматической личности, у женщин молодого возраста.
26.
Описание клинического случая депрессии с соматическими симптомами.
27.
Описание клинического случая повышенной тревожности.
28.
Описание клинического случая тревожно-фобического невроза.
29.
Описание клинического случая диссоциативного (конверсионного) расстройства.
30.
Описание клинического случая неврастении.
31.
Описание клинического случая соматизированной депрессии.
32.
Описание клинического случая ипохондрической депрессии.
33.
Описание клинического случая органного невроза.
34.
Описание клинического случая истерической психопатии.
35.
Описание клинического случая истерической акцентуации.
36.
Описание клинического случая психосоматического расстройства у лица, страдающего алкоголизмом.
37.
Описание клинического случая психосоматического расстройства у лица, страдающего наркоманией.


38.
Описание клинического случая психосоматического расстройства у подростка, страдающего поисковым полинаркотизмом.
39.
Описание клинического случая психосоматического расстройства у лица, страдающего интернет-зависимостью.
40.
Описание клинического случая психосоматического расстройства у лица, страдающего зависимостью от социальных сетей.
41.
Описание клинического случая синдрома раздраженного толстого кишечника.
42.
Описание клинического случая бронхиальной астмы.
43.
Описание клинического случая нервной анорексии.
44.
Описание клинического случая синдрома Ганзера.
45.
Описание клинического случая расстройства множественной личности.
46.
Описание клинического случая соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы.
47.
Описание клинического случая панического расстройства.
48.
Описание клинического случая агорафобии.
49.
Описание клинического случая социальной фобии.
50.
Описание клинического случая специфической (изолированной) фобии.
51.
Описание клинического случая генерализованного тревожного расстройства.
52.
Описание клинического случая обсессивно-компульсивного расстройства.
53.
Описание клинического случая преимущественно навязчивых мыслей.
54.
Описание клинического случая преимущественно компульсивных действий.
55.
Описание клинического случая атипичной нервной анорексии.
56.
Описание клинического случая психогенного зуда.
57.
Описание клинического случая диссоциативной (конверсионной) фуги.
58.
Описание клинического случая диссоциативной (конверсионной) амнезии.
59.
Описание клинического случая диссоциативного (конверсионного) расстройства движений.
Пример ситуационной задачи.
ЗАДАЧА № 1
Пациентка Н., 29 лет, домохозяйка, обратилась с жалобами на страх перед авиа-перелетами, учащенное сердцебиение, ощущение удушья даже при мысли о том, что она должна сесть в самолет.
Жалобы появились два года назад, когда во время «воздушной ямы» сидящий впереди ребенок вдруг завыл. При этом, так как муж – хоккеист, работающий в другом городе, ей приходится с ребенком, сыном 4 лет, часто совершать авиа-перелеты. При обращении – напряжена, но о себе говорит охотно, стремиться показать себя только с лучшей стороны. Имеет высшее юридическое образование, но не работает, так как «посвятила себя семье».
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
ЗАДАЧА № 2
Пациент Ф., 43 лет, строитель, обратился с жалобами не бессонницу, раздражительность, периодические боли за грудиной. Связывает появление симптомов с поведением жены, которая с самого начала совместной жизни, в течение 10 лет, постоянно «пилит его по мелочам». В конфликте старается молчать, но отмечает, что все равно не выдерживает, кричит при этом, может оскорбить жену. Говорит, что винит себя за это. Обращался три года назад к терапевту, который, исключив кардиологическую патологию, рекомендовал обратиться к психологу или психотерапевту. Однако, посчитав, что он сможет справиться сам, откладывал все время визит к специалисту.
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Пример ответа на ситуационные задачи.
Ответ на задачу №1
У пациентки закрепленная реакция на авиа-перелеты в виде панической атаки. Необходимо выявить уровень тревожности, проективные методики (личностные приоритеты), провести тест на

самооценку социальной значимости заболевания, выявление доминирующего инстинкта. При психотерапии – выбрать методы, позволяющие воздействовать на бессознательное (символ-драма,
НЛП, психодрама), а также, изучив степень выгоды расстройства и личностные приоритеты, рекомендовать реализовывать собственные устремления, мотивации.
Ответ на задачу №2
Пациент страдает кардионеврозом, с неврастеническими проявлениями, возникшим на фоне постоянной психотравмирующей ситуации в семье. Необходимо выявить уровень депрессии, тревожности, алексетимии. Рекомендовать семейную психотерапию – для приобретения адекватных поведенческих стереотипов при семейном взаимодействии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Практикум по психосоматике» согласно учебному плану проводится в виде экзамена, учитывая результаты текущего контроля в оценивании формирования компетенций.
Экзамен проходит в виде собеседования по экзаменационным вопросам. Структура экзаменационного билета включает в себя 3 вопроса:
- первый и второй - на проверку теоретического уровня знаний из перечня вопросов для экзамена;
- третий - на проверку умений и практических навыков (ситуационная задача).
В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в университете используются положения, определяющие порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (СМК П 30 «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации»), положения и инструкции, содержащие требования к порядку оформления курсовых работ(СТО СМК ЮУГМУ 10 «Требования к реферату, контрольным, курсовым и выпускным квалификационным работам»).