Файл: Методические указания для обучающихся практические занятия тема Диагностика психосоматических расстройств. Организация психосоматической помощи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 684
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...
Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.
Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?
Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».
Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».
Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.
Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.
Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны.
Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с
«флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».
Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.
Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.
А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Перечислите невербальные символы эмоциональной сферы.
2. Перечислите невербальные символы поведенческой сферы.
3. Перечислите невербальные символы сексуальной сферы.
Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.
Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?
Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».
Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».
Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.
Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.
Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны.
Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с
«флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».
Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.
Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.
А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Перечислите невербальные символы эмоциональной сферы.
2. Перечислите невербальные символы поведенческой сферы.
3. Перечислите невербальные символы сексуальной сферы.
1 2 3
Тема: Психосоматические аспекты процессов питания, выделения, обмена веществ. Анализ клинических случаев: нервная анорексия.
Цели занятия: изучить клиническую симптоматику нервной анорексии при беседе с пациентом
(пациенткой), страдающим нервной анорексией.
Протокол клинической беседы с психосоматическом пациентом.
1 Жалобы.
Проявления расстройства, когда появились, с чем связывает пациент их появление, что усиливает их проявления, что ослабляет, что ведет к исчезновению.
Течение расстройства, частота обострений.
Проводимая терапия: психотерапевтическая, психокоррекционная, медикаментозная.
Эффективность терапии. Отношение пациента к терапии.
2 Субъективный анамнез (со слов пациента).
Родительская семья, взаимоотношения в семье: с родителями, с сиблингами; тип родительско- детских отношений, личностные особенности членов семьи, когнитивные установки членов семьи.
Собственная семья - взаимоотношения в семье, с супругом(ой), с детьми, тип родительско-детских отношений, личностные особенности членов семьи, когнитивные установки членов семьи.
Отношения со сверстниками: с момента вступления в ДДУ, школу, и т.д.
Обучение в школе, ВУЗе, успеваемость.
Взаимоотношения с противоположным полом.
Личные особенности пациента, собственная интерпретация.
Цели занятия: изучить клиническую симптоматику нервной анорексии при беседе с пациентом
(пациенткой), страдающим нервной анорексией.
Протокол клинической беседы с психосоматическом пациентом.
1 Жалобы.
Проявления расстройства, когда появились, с чем связывает пациент их появление, что усиливает их проявления, что ослабляет, что ведет к исчезновению.
Течение расстройства, частота обострений.
Проводимая терапия: психотерапевтическая, психокоррекционная, медикаментозная.
Эффективность терапии. Отношение пациента к терапии.
2 Субъективный анамнез (со слов пациента).
Родительская семья, взаимоотношения в семье: с родителями, с сиблингами; тип родительско- детских отношений, личностные особенности членов семьи, когнитивные установки членов семьи.
Собственная семья - взаимоотношения в семье, с супругом(ой), с детьми, тип родительско-детских отношений, личностные особенности членов семьи, когнитивные установки членов семьи.
Отношения со сверстниками: с момента вступления в ДДУ, школу, и т.д.
Обучение в школе, ВУЗе, успеваемость.
Взаимоотношения с противоположным полом.
Личные особенности пациента, собственная интерпретация.
3 Объективный анамнез – информация, полученная от родственников, из документов.
Особенности развития: адаптации в ДДУ, в школе: успеваемость, поведение, взаимоотношение со сверстниками, отношения с противоположным полом.
Взаимоотношения в семье: взаимоотношения с супругом(ой), с родителями, с сиблингами; тип родительско-детских отношений, личностные особенности членов семьи, когнитивные установки.
Отношение к психосоматическому расстройству пациента (игнорирование, опекание, вытеснение, аггравация и т.д)
4 Психический статус (описание патологии).
Внешний вид. Поза. Контактность взгляда. Телосложение, масса тела (избыточная, пониженная, кахексия, и т.д.).
Эмоциональная сфера. Эмоциональный фон: снижен, в приподнятом настроении, и т.д.
Эмоциональные реакции: лабильные, сглажены и т.д..
Двигательная сфера: скован(а), усиленно жестикулирует, и т.д..
Интеллектуально-мнестическая сфера.
Волевая сфера: волевые задержки не сформированы и т.д.
Имеет (не имеет) планы на будущее, описание планов.
5 Сопутствующий диагноз.
Соматический, неврологический, психиатрический (если достоверно известен).
6 Рекомендации.
Психодиагностика, конкретные методики, цель назначения.
Психокоррекция, психотерапия, типы методик, цель назначения.
Учебная карта оформляется в произвольной форме, по усмотрению коллектива кафедры. Форму самостоятельной работы определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин. В учебную карту должны входить инструкции для самостоятельной работы обучающихся.
Вопросы для подготовки к занятию.
1.
Нервная анорексия – этиология, патогенез заболевания.
2.
Симптоматика нервной анорексии.
3.
Методы психокоррекции, психотерапии нервной анорексии.
Тема: Психосоматические аспекты тревожно-фобических расстройств. Анализ клинических случаев: фобии.
Цели занятия: изучить клиническую симптоматику фобий при беседе с пациентом (пациенткой), страдающим фобиями. .
Учебная карта занятия. Протокол клинической беседы с психосоматическом пациентом: см. лабораторное занятие №2.
Вопросы для подготовки к занятию.
1. Фобии – нозологические, синдромальные проявления.
2. Классификации фобий.
3. Клиническая симптоматика фобий.
Тема: Психосоматические расстройства систем дыхания и кровообращения. Анализ клинических случаев: психогенный кашель.
Цели занятия: изучить клиническую симптоматику фобий при беседе с пациентом (пациенткой), страдающим психогенным кашлем.
Протокол клинической беседы с психосоматическом пациентом: см. лабораторное занятие №2.
Вопросы для подготовки к занятию.
1. Психогенный кашель – биапсихосоциальные предиспозиции.
2.Симптоматика психогенного кашля.
Тема: Диссоциативно-конверсионные расстройства. Анализ клинических случаев: истерический невроз.
Цели занятия: изучить клиническую симптоматику фобий при беседе с пациентом (пациенткой), страдающим истерическим неврозом.
Протокол клинической беседы с психосоматическим пациентом: см. лабораторное занятие №2.
Вопросы для подготовки к занятию.
1. Истеричесский невроз – этиопатогенетические механизмы.
2. Клиническая симптоматика истерического невроза.
3. Основные принципы психокоррекции истерических расстройств.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА
Тема: Концепция алекситимии. Концепция десоматизации и ресоматизации.
Вопросы для собеседования.
1.Концепция алекситимии.
2. Этиопатогенетические механизмы алекситимии.
3. Понятие дасоматизации.
4.Понятие ресоматизации.
5. Концепция десоматизации и ресоматизации.
Список литературы.
1.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи;
Психологический практикум. – Ростов.: Феникс, 2015.
2.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – Ростов: Феникс,
2014. – 350 с.
Тема: Техника антиципационного тренинга.
Вопросы для собеседования.
1.
Антиципационный тренинг: показания, принципы проведения.
2.
Приемы установления контакта.
3.
Первичная беседа, цели, задачи.
Список литературы.
1.
Менделевич, В Д. Неврозология и психосоматическая медицина : монография. - М. : МЕДпресс- информ, 2002.
Тема: Когнитивная терапия. Рационально-эмотивная терапия.
Вопросы для собеседования.
1.
Показания к когнитивной психотерапии.
2.
Принципы подбора когнитивных методик для коррекции психики больных.
3.
Требования к использованию психокоррекционных методик.
4.
Типы вопросов при интервьюировании пациентов.
Список литературы
1.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи;
Психологический практикум. – Ростов.: Феникс, 2015.
2.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – Ростов: Феникс,
2014. – 350 с.
Тема: Биоэнергетический анализ. Позитивная терапия. Гештальттерапия.
Вопросы для собеседования.
1.
Биоэнергетический анализ.
1.
Позитивная терапия.
2.
Гештальттерапия.
Список литературы
1.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи;
Психологический практикум. – Ростов.: Феникс, 2015.
2.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – Ростов: Феникс,
2014. – 350 с.
Тема: Гипервентиляция, психогенный кашель, симптоматика, психокоррекция.
Вопросы для собеседования.
1.
Гипервентиляция.
2.
Психогенный кашель.
Список литературы.
1.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи;
Психологический практикум. – Ростов.: Феникс, 2015.
2.
Лекции по психосоматике: курс лекций/А.Б.Смулевич. – М.: .МИА, 2014. – 352 с.
3.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – Ростов: Феникс,
2014. – 350 с.
4.
Рамос Д.Ж. Душа тела. Юнгианский подход к психосоматике. – М., 2014. -192 с.
Тема: Кардиофобия, инфарктофобия, симптоматика, психокоррекция.
Вопросы для собеседования.
1.
Кардиофобия.
2.
Инфарктофобия.
Список литературы.
1.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи;
Психологический практикум. – Ростов.: Феникс, 2015.
2.
Лекции по психосоматике: курс лекций/А.Б.Смулевич. – М.: .МИА, 2014. – 352 с.
3.
Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – Ростов: Феникс,
2014. – 350 с.
4.
Рамос Д.Ж. Душа тела. Юнгианский подход к психосоматике. – М., 2014. -192 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень вопросов для экзамена:
1.
Организация психосоматической помощи – основные принципы.
1.
Документация при оказании психосоматической помощи.
2.
Показания к дифференцированной психотерапии.
3.
Неспецифические условия проведения психотерапии.
4.
Личностные качества психолога для установления контакты.
5.
Приемы установления контакта.
6.
Первичная беседа, цели, задачи.
7.
Основные разделы анамнеза жизни и анамнеза болезни.
8.
Сбор анамнестических данных.
9.
Принципы подбора методик для исследования психики больных.
10.
Требования к использованию психодиагностических методик.
11.
Типы вопросов при интервьюировании пациентов.
12.
Гиссенский опросник для выявления соматических жалоб, показание к применению, цели использования.
13.
Определение уровня алекситимии. Показания к применению, цели, задачи проведения.
14.
Изучение самооценки социальной значимости болезни. Выявление доминирующего инстинкта.
Цель, задачи использования.
15.
Методика когнитивно-суггестивного резонанса. Основы методики, основные принципы проведения.
16.
Техника антиципационного тренинга. Основные понятия, сущность тренинга.
17.
Когнитивная терапия. Показания к применению, цели, задачи проведения.
18.
Рационально-эмотивная терапия. Основные понятия, принципы проведения.
19.
Систематическая десенситизация. Показания к применению, цели, задачи проведения.
20.
Ассертивный тренинг. Показания к применению, цели, задачи проведения.
21.
Наведение транса по М. Эриксону. Основные понятия, принципы проведения.
22.
Техника НЛП. Основные понятия, принципы проведения.
23.
Прогрессивная мышечная релаксация. Показания к применению, цели, задачи проведения.
24.
Аутотренинг. Психофизиологические механизмы.
25.
Основные понятия, принципы проведения аутотренинга.
26.
Основные понятия рациональной психотерапии.
27.
Основные понятия символдрамы.
28.
Принципы проведения символдрамы.
29.
Холотропная терапия. Основные понятия, принципы проведения.
30.
Биоэнергетический анализ. Основные понятия,
31.
Принципы проведения биоэнергетического анализа.
32.
Гештальттерапия. Основные понятия.
33.
Принципы проведения гештальттерапии.
34.
Логотерапия. Основные понятия, принципы проведения.
35.
Арттерапия.. Основные понятя, принципы проведения.
36.
Позитивная терапия. Основные понятия, принципы проведения.
37.
Групповая психологическая коррекция алекситимии.
38.
Групповая психодинамическая терапия.
39.
Когнитивно-динамическая терапия. Основные понятия.
40.
Когнитивно-динамическая терапия, принципы проведения.
41.
Сомато-ориентированная терапия. Основные понятия.
42.
Сомато-ориентированная терапия, принципы проведения.
43.
Шкала рейтинга социальной адаптации. Показания к применению, цели, задачи проведения.
44.
Шкала воспринимаемого стресса. Показания к применению, цели, задачи проведения.
45.
Опросник для определения физиологической реакции на стресс. Показания к применению, цели, задачи проведения.
46.
Опросник по выявлению главных преимуществ болезни. Определение смыслов и выгод болезни.
Показания к применению, цели, задачи проведения.
47.
Опросник к тревоге и депрессии. Показания к применению, цели, задачи проведения.
48.
Упражнения для разрядки мышечного напряжения и фрустрации.
49.
Опросники: к нарушениям глотания, питания, заболеваниям желудка. Выявление пищевой зависимости. Показания к применению, цели, задачи проведения.
50.
Первая беседа с пациентом, страдающим перееданием. Рекомендации при бессоннице.
51.
Релаксация по Джекобсону. Показания к применению, цели, задачи проведения.
52.
Опросники: к простудным заболеваниям, бронхиальной астме и гипервентиляции, заболеваниям сердца и кардиофобии, гипертонии и гипотонии, головным болям и мигрени. Показания к применению, цели, задачи проведения.
53.
Упражнения «Крик», основа методики, показания к применению.
54.
Упражнение «Высвобождение шума», основы методики, показания к применению.
55.
Опросники к кожным заболеваниям и аллергии и болезням суставов. Показания к применению, цели, задачи проведения.
56.
Опросник к психосексуальным расстройствам. Показания к применению, цели, задачи проведения.
57.
Опросник для тяжелобольных и онкологического больного. Показания к применению, цели, задачи проведения.
58.
Особенности и принципы отношений с психосоматическими пациентами.